На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Возможности применения медиативного подхода в разрешении межличностных конфликтов в общеобразовательных организациях
Возможности применения медиативного подхода в разрешении межличностных конфликтов в общеобразовательных организациях
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии


© Сафонова Оксана Александровна
педагог-психолог
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассматривается возможность применения медиативных технологий как эффективного способа разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между субъектами взаимодействия в образовательном пространстве. Подчеркивается значимость навыка ведения конструктивного диалога, умения находить выход из трудных ситуаций. Описывается опыт работы Служб Школьного Примирения в образовательных организациях. Автор считает, что медиация является эффективным способом разрешения разногласий и предупреждения конфликтов, является не только альтернативным методом, но и эффективным способом предупреждения поведения личности в той или иной ситуации.


Ключевые слова: конфликт, медиатор, медиация, Школьные Службы Примирения.


В последнее время мы все чаще слышим из СМИ о совершенных актах агрессии и насилия по отношению к личности человека не только со стороны другого взрослого человека, но и со стороны детей и подростков [1, с. 35].
Негативные явления (рост числа суицидов и суицидальных попыток, агрессия, насилие, преступность, уход в секты и др.) имеют место в подростковой среде и свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми.
В свете этих событий особую актуальность приобретает проблема профилактики и предупреждения агрессивно-насильственного поведения среди детей и подростков. На сегодняшний день совершенно понятно, что необходимы поиск и внедрение новых психолого-педагогических технологий, позволяющих снизить уровень агрессивности. Проявления агрессии и насилия часто являются следствием конфликтных ситуаций среди сверстников, возникновение которых в подростковой и детской среде неизбежно, так как, находясь в обществе других людей, имеющих разные взгляды на мир, неминуемо возникают спорные моменты, конфликтные ситуации вследствие несоответствия взглядов, точек зрения.
Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, но конфликты — это не сугубо отрицательное явление. Выполняя негативные и позитивные функции, конфликт остается нормальным явлением общественной жизни, выступая необходимым фактором развития как общества в целом, так и отдельной личности. Конфликты были, есть и будут, среди детей и подростков в том числе. Здесь важно умение вести себя в конфликтной ситуации, умение добиваться своих целей, не применяя агрессивные формы взаимодействия. Но разрешают все же конфликты люди по-разному. Особенно дети, не обладая навыками конструктивного поведения в конфликте, не знают как себя вести, тем самым формируют в себе различные виды защитной реакции на конфликт такие, как агрессия, насилие, девиантное поведение. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают медиативные технологии в разрешении конфликтных ситуаций. [2, с. 25]. Интерес к медиации в нашей стране возрос поле принятия Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника(медиации)», вступившего в силу с 1 января 2011 года. Статья 2 названного закона дает легальное определение медиации: «процедура медиации- способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения или взаимоприемлемого решения». Медиация как альтернативный метод разрешения конфликтов становится все более популярной в учебных заведениях: школах, колледжах, университетах [2, с. 11].
Медиация в переводе с латинского означает «посредничество» и представляет собой процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны разрешают свой конфликт. Медиатор — это «посредник» между участниками конфликта, берущий на себя роль «третейского судьи» [3]. То есть, медиативная технология строится на основе привлечения к разрешению конфликта третьего лица — посредника или другими словами «медиатора», который призван не сам разрешать конфликтную ситуацию, а помочь сторонам договориться и найти взаимовыгодное решение, ведь истинные интересы, преследуемые сторонами известны только им самим[4, с. 15]. Стоит отметить, что медиацию можно понимать и как медиативные технологии, предназначенные для разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной и профессиональной жизни.
Для многих подростков важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей, поэтому возникновение конфликтов неминуемо. Если конфликты будут иметь разрушительное воздействие в жизни ребенка — их негативные последствия скажутся во взрослой жизни. Если же конструктивное конфликтное взаимодействие в детстве научит его относиться к конфликту как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, то такой позитивный опыт будет способствовать его успешной социализации. Поэтому необходимо обучение детей навыкам бесконфликтного общения, методам разрешения конфликтов с использованием медиативных технологий.
В настоящее время в образовательных учреждениях активно внедряется и действуют Школьные Службы Примирения, состоящих из2-3 взрослых и школьников 8-11 классов, которые прошли специальную подготовку по проведению примирительных программ. Эти службы эффективно разрешают и предотвращают конфликтные ситуации. Такие Службы существуют уже во многих школах г. Улан-Удэ. Участниками этих Служб могут быть сами школьники и учителя. Такие Службы востребованы в школах. Ведь умение разрешать конфликтные ситуации для подростка очень важно, тем более медиативный подход, используемый в работе Школьных Служб Примирения, дает возможность решить ситуацию в пользу обеих сторон. К основным задачам Службы Примирения относят: проведение примирительных программ; обучение школьников методам урегулирования конфликтов и ответственности; информирование обучающихся, родителей и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации. Конфликты неизбежны и всегда будут среди подростков и детей. Но не каждый ребенок обратится за помощью в разрешении конфликтных ситуаций к взрослому, будь, то родитель или педагог. Он скорее доверится и послушает сверстника, именно поэтому главной идеей этого проекта является разрешение конфликтов по принципу «равный — равному» [1, с. 20].
В настоящее время создана Общероссийская общественногосударственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», целью которой является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. В рамках этой организации широко используются медиативные технологии в разрешении межличностных конфликтов. На сегодняшний день эффективные программы примирения способны сформировать безопасную и доброжелательную и комфортную среду, помочь снизить конфликты и сократить случаи насилия, улучшить межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Проводимые тренинги с применением новых подходов к разрешению конфликтов, возникающих в образовательной среде, с ребятами старших классов позволили выявить личностные особенности их взаимодействия в конфликтной ситуации, приобрести им навыки бесконфликтного общения, ознакомиться с методами разрешения конфликта с помощью медиативных технологий. В настоящее время медиация применяется для разрешения конфликтов в различных сферах человеческой жизни. Выделяют коммерческую медиацию, школьную медиацию, медиацию, направленную на решение трудовых споров, семейную медиацию и другие виды. Стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях обусловлены ориентацией участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны, индивидуальной особенностью сторон.
Таким образом, медиация является эффективным способом разрешения разногласий и предупреждения конфликтов. Возникает необходимость внедрения новых подходов в профилактику деструктивного поведения. Медиация является не только альтернативным методом, но и эффективным способом предупреждения поведения личности в той или иной ситуации. Медиативные технологии можно использовать постоянно в нашей жизни: дома, на работе, в рабочем коллективе и других ситуациях, умело предупреждая или разрешая конфликты. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно и нужно обучить. И чем раньше начать это обучение — тем лучше.


Литература
1. Архипкина А. С., Садовникова М. Н. Медиативные технологии в работе с замещающими семьями: методическое пособие для практических работников. — Иркутск: Изхд-во ИГУ, 2011. — 43 с.
2. Архипкина А. С., Садовникова М. Н. Медиативные технологии в работе служб примирения в областных учреждениях социального обслуживания, областных образовательных учреждениях: методическое пособие для практических работников. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. — 54 с.
3. Кислухина Г. В. Школьная служба примирения- как форма детского объединения, направленная на профилактику правонарушений(электронный ресурс).
4. Тащевский С. А. Азбука медиации: учебное пособие. — Москва, 2011. — С. 23.

Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.