На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние интернет-слэнга социальных сетей на формирование личности подростка
Влияние интернет-слэнга социальных сетей на формирование личности подростка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Плотников Александр Анатольевич

Российский Государственный Социальный Университет, Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрено отрицательное влияния интернет-сленга на формирование личности подростка. Изучена проблема трансформации общения под влиянием социальных сетей. Проанализирована связь между общением в Интернете и изменениями в процессе формирования личности подростка. Приведены примеры деформации языка под влиянием интернетсленга.

Ключевые слова: язык социальных сетей; общение в Интернете; социальные сети; формирование личности; личность подростка; интернет-пространство; трансформация языка

 

С развитием технологий и стремительным проникновением Интернета в жизнь человека, неотъемлемой частью медиапространства стали социальные сети. В соцсетях представлено множество видов контента (информационного содержания), включая обучающий, продающий, новостной, коммуникативный, репутационный, развлекающий и т.п. По результатам всероссийского исследования, проведённого Факультетом психологии МГУ, среднестатистический подросток может проводить на социальных платформах от 3 до 8 часов в день [1].

Несмотря на то, что Интернет сам по себе является единой всемирной сетью, в каждой стране формируется свой собственный культурный сегмент Интернета со своим специфическим языком и особенностями поведения его пользователей. Так, например, англоязычный и русскоязычный сегменты Интернета используют в рамках общения такой инструмент, как мем. Мем - явление спонтанного распространения в интернет-среде некоторой информации или фразы посредством «тиражирования», а так же саму эту фразу. Мемы, будучи универсальными единицами общения и получения информации, подвержены культурному и языковому влиянию и в каждой стране выглядят и используются по-своему. Созданный в русскоязычном сегменте материал, в силу особенностей культуры страны происхождения, зачастую будет неприменим и непонятен в англоязычном сегменте и наоборот. Однако, на сегодняшний день наблюдается активное заимствование и смешение интернет-языков, ведущее к формированию некого общемирового интернет-слэнга, понятного даже тем, кто не является носителем реального языка из противоположного сегмента.

Быстрое вовлечение в социальные сети подростков приводит к тому, что, помимо классических институтов социализации - семьи, школы, учебных учреждений, молодёжных клубов и организаций, способствующих формированию у подростков навыков общения, личность подростка формируется во многом за счёт информации, полученной из социальных сетей. Неизбежно происходит интеграция культуры и языка социальных сетей в повседневную жизнь подростков, что влечет за собой существенные изменения в стиле их общения, поведения, и социализации.

Формирование личности подростков теперь происходит не на фоне процессов социализации и получения опыта в реальной жизни, а на фоне жизни, протекающей по ту сторону экрана смартфона или монитора компьютера. Феномен общения в социальных сетях приводит к деформации процесса формирования личности. В частности, увеличение количества времени, проведённого в соцсетях, способствует уменьшению количества времени, проведённого в живом общении, в результате чего подросток теряет навыки общения, и начитает испытывать затруднения в выражении мыслей повседневным языком [2]. В «доинтернетную» эпоху, когда не существовало такого явления, как измерение успеха популярностью и одобрением в соцсетях, личность подростка формировалась главным образом под воздействием внешних факторов и основывалась на собственных достижениях. Успехи в учёбе, успехи в общении со сверстниками, спортивные достижения, достижения в творчестве - все эти факторы влияли на самооценку и самосознание подростка, наполняли его духовно, характеризовали его для самого себя с той или иной стороны.

Интернет-коммуникация отличается от коммуникации в реальном мире полным отсутствием границ и возможностью общаться на любых расстояниях и с любой группой лиц. Для того чтобы наладить общение с какой-либо социальной группой в соцсетях, пользователю нужно лишь, для примера, вступить в тематическое сообщество и начать диалог. Этот процесс не требует преодоления неуверенности и страха перед общением с людьми и каких-либо знаний по теме, не обязывает к живому общению и не побуждает человека преодолевать стеснение и страх перед незнакомцами. Казалось бы, такой положительный аспект коммуникации в Интернете может привести к утрате навыков налаживания контакта с людьми в реальной жизни, с последующей замкнутостью и асоциализацией подростка, испытывающего трудности в общении с человеком за пределами социальных сетей. Похожая проблема наблюдается и в процессе формирования самооценки и самоуверенности, когда личность, имея возможность быть кем угодно в медиапространстве, абстрагируется от реального мира в силу того, что в нём не может выработать реальные положительные черты и действительно быть собой, а не примерять маску своего профиля в социальной сети.

В результате, культура и язык общения в социальных сетях оказывают на современного подростка совершенно иной эффект - личность реальная заменяется личностью виртуальной, и подросткам становится затруднительно существовать отдельно от своего профиля в соцсети [3]. Успех и самооценка подростков сегодня зависят от количества «лайков» (положительных оценок в виде иконки в форме сердца или пальца вверх) к их фотографиям, а уровень уверенности и то, как они себя ощущают, зависит от главной фотографии профиля (далее - аватара). Согласно исследованию, проведённому профессором Техасского Университета Йорге Пена, поведение человека меняется в зависимости от того, какой аватар стоит у него в профиле - от агрессивного образа демона до милых животных или собственного фото в образе успешного предпринимателя - человек ощущает и ведёт себя в соответствии с изображением на странице в соцсети [4].

В случае, когда по какой-либо причине подросток не имеет доступа к социальной сети, подросток фактически теряет связь с внешним миром. Феномен общения в социальных сетях порождает боязнь оказаться в информационном вакууме [5], быть оторванным от своего интернет-«я», что приводит к замещению личности реальной личностью виртуальной. Открытость и отсутствие границ в интернете приводят к тому, что подростку не нужно даже выходить из дома, чтобы посмотреть кино или спектакль, послушать концерт или пообщаться с «живыми» людьми. Благодаря Интернету и соцсетям, вся культура фактически доставляется «на дом».

Кроме того, находясь постоянно в интернет-пространстве, подросток потребляет язык Интернета, и становится поклонником той культуры, которую даёт ему Интернет. Язык подростка, в свою очередь, приобретает те же черты - упрощается, бледнеет его эмоциональное наполнение, вместо слов - мемы или заимствованные плоские идиомы - слова, созданные ради слов, образованные не под влиянием эмоций или событий, а для замены полновесного большого слова своеобразным маленьким словом - «иконкой».

Большая проблема коммуникации в социальных сетях - намеренное нарушение структуры языка. Интернет-культура приводит к упрощению языка, уменьшению словарного запаса, пополнению повседневного языка интернет-сленгом и словами-паразитами, а также намеренному нарушению правил языка, входящему в привычку, от которой со временем становится практически невозможно отказаться в реальной жизни. Игнорирование пунктуации, написание имён, названий стран, городов и т.д. со строчной буквы, допущение опечаток и некорректных сокращений при разговоре на форумах, в Твиттере (или иной социальной платформе) стало нормой и плотно укоренилось не только в интернет-языке, но и негативно сказалось на общей грамотности пользователей, привыкших общаться во Всемирной Сети без опоры на правила языка.

Общение в соцсетях предполагает, зачастую, быстрые ответы с максимальным количеством информации в маленьком количестве текста. Это упрощает язык и делает его менее эмоциональным и практически безжизненным. Под влиянием соцсетей, язык трансформируется из сложной лексическо-грамматической системы в набор общепринятых слов и символов, служащих инструментом максимально быстрого и краткого выражения мысли. Так, например, в обиход вошли такие англоязычные конструкции, как "LOL" (Laughing Out Loud - смеяться во весь голос), когда выражение такой многогранной и яркой эмоции, как смех и радость от увиденного, выражается тремя буквами латиницы. Его искусственно созданные производные, не имеющие никакого грамматического или орфографического смысла и расшифровки, такие как англоязычный "LEL", "kek" или русскоукраинский "лш", придуманные для внесения хоть какого-то разнообразия, всё равно остаются в рамках конструкции минимального количества букв для экономии времени и места в тексте.

Данные слова не только стали общемировым способом выражения смеха в медиапространстве, но плотно вошли в обиход в реальной речи подростков. Некоторые известные медийные личности, блоггеры, актёры и телеведущие наряду с обычными людьми постоянно используют приведённый в качестве примера LOL и другие интернет-идиомы в своей публичной речи, внося эти слова в народные массы и замещая имеющиеся слова родного языка, его яркую палитру эмоций и языковой инструментарий для её выражения. Личность, подвергнувшаяся в процессе своего формирования влиянию феномена интернет-коммуникации, начинает думать именно этими короткими фразами, так как язык и то, как человек на нём разговаривает, напрямую влияют на мыслительные процессы.

Отдельного внимания заслуживают не только новые речевые конструкции, но также и взаимосвязь осознанно совершаемых орфографических деформаций со школьной системой преподавания языка. Орфографические правила нечасто сопровождаются логическим объяснением, которое зачастую отсутствует в образовательном процессе и заменяется набором приёмов для практического применения, которые можно только запомнить. Это является одним из факторов, что приводят к протесту против правописания и, вкупе с вседозволенностью и отсутствием порицания в Интернете, влекут за собой общение в соцсетях с искажением норм и приводят к появлению и укоренению в медиакоммуникации многих исковерканных слов и выражений, в том числе таких, как ставшие уже классическими в российском сегменте Интернета превед медвед, аффтар жжот; или, например, более современная, но уже повсеместно используемая конструкция, в которой мягкий знак в слове умышленно заменяется на букву б - так сказать. Англоязычный сегмент подвержен тем же изменениям. Так, в Интернете стала популярной идея I write like I speak, которая привела к тому, что easy превратился в ez, you в u, are в r, а такая фраза, как I don’t know стала слишком длинной для использования в чате и превратилась в лаконичное idk.

Тенденция к деградации и упрощению языка и культуры под влиянием социальных сетей, и их влияние на формирование личности подростков несут в себе скрытую угрозу потери культурной и национальной идентичности наравне с угрозой снижения общего уровня развитости мышления. Однако не стоит забывать, что личность, равно как и язык находятся в постоянной трансформации и не могут стоять на одном месте без ущерба для своего существования. Поэтому, несмотря на всё негативное влияние протекающих в Интернете языковых и культурных процессов, полная оценка данной проблемы возможна лишь при проведении разносторонних исследований не только в области лингвистики и киберпсихологии, но и других отраслей науки.

Библиография:

1. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей // 2013. - С. 28-41.

2. Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - С. 1-3.

3. Шалимов А.Б. Социализация личности в социальных сетях // Дискуссия. - 2012. - № 8(26). - С. 42-45.

4. Pena J., Merola N. The Effects of Avatar Appearance in Virtual Worlds // Journal of Virtual Worlds Research. - 2010. - № 5. - С. 4-10

5. Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодёжи // Российский Гуманитарный журнал. - 2017. - № 4. - С. 322-329.

 

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.