На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социальные сети - одиночество современного человека
Социальные сети - одиночество современного человека
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Большакова Анастасия Сергеевна
студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматривается вопрос зависимости человека от социальных сетей, из-за которой нарушается процесс взаимодействия людей в обществе, возникает угроза социальной изоляции. Уход от реальности в соцсети только усиливает внутриличностную и общественную отстраненность, что на сегодняшний момент является глобальной проблемой современности.


Ключевые слова: социальные сети, информационное общество, акцентуации характера, экзистенциальная изоляция, трансцендентальность.


На сегодняшний день в связи с компьютеризацией и высоким уровнем жизни произошел переход от промышленного к постиндустриальному, информационному обществу - к социальной среде, где огромную роль в жизни каждого играет информация. Миллионы людей по всему миру пользуются всевозможными серверами и ресурсами сети Интернет в режиме online, что одновременно значительно упрощает и усложняет жизнь. С одной стороны, человек может черпать любые необходимые ему сведения в любом месте и в любое время, имея под рукой только небольшое устройство - мобильный телефон, общаться с людьми на расстоянии, заводить новые знакомства и многое другое. Тем не менее, существует и другая сторона, которая включает в себя риск нарушения информационной безопасности и кражу персональных данных, без применения которых сейчас не обходится практически ни один интернет-сайт, потерю настоящего, «живого» общения, зависимость от социальных сетей, огрубление языка в силу отсутствия цензуры [12]. Огромное количество людей, в особенности подрастающее поколение, не могут прожить и дня без какого-либо использования Всемирной сети, для некоторых страх потери телефона - равносильно страху перед смертью [8].
Социальные сети, являясь прямым результатом технического прогресса, с каждым днем имеют все больший ареал распространения и влияния на адекватное мировосприятие людей. А технический прогресс, хоть и есть ни что иное, как движение мира в направлении усовершенствования, служит толчком ко всем стрессовым состояниям человечества и ведет к одиночеству. Так ли страшно это одиночество, реально ли оно, и почему социальные сети, что призваны объединять людей и предоставлять широкий спектр возможностей для коммуникаций разного рода, могут привести к отстраненности от реального общества, уединению, а может, и социальной изоляции - вопросы спорные.
Французский поэт Поль Валери полагал, что одинокий человек всегда находится в дурном обществе [4]. Мы поддерживаем такую точку зрения: общеизвестно, что человеку нужен человек, ведь без настоящего, живого общения, невозможна полноценная и гармоничная жизнь. В дурном же обществе должных взаимодействий между людьми добиться невозможно, любой начнет чувствовать себя рано или поздно одиноким. Так и с социальными сетями: в них есть возможности для взаимодействий, в них есть собеседники, есть способы разнообразными путями обмениваться информацией, только жизни в них нет. Каждый человек сознательно, или же, руководствуясь определенными бессознательными влечениями, стремиться к гармонии, которая дает ему ощущение целостности. Никакое мобильное приложение, никакая социальная сеть не в силах дать человеку гармонию с самим собой, жизнь с миром и в мире. Общение - сложный процесс, отражающий взаимодействия между людьми, в котором каждый приобретает потребности, отличные от физиологических [1]. Обмен информацией сложный и многоплановый, он делает людей разумными существами, связывает их значимыми по своей природе вербальными и невербальные актами. И на наш взгляд, любая Интернет-платформа, ориентированная на установление социальных связей, по-настоящему людей не связывает, а только создает иллюзорную видимость взаимодействия. К сожалению, в современной молодежной среде происходит глобальных пересмотр нравственных ценностей и идеалов, полноценное, продуктивное, насыщенное неподдельными эмоциями общение отходит на второй план. Первое же место занимают социальные сети.
Иммануил Кант, основоположник немецкой классической философии, поднял науку о происхождении и эволюции человека - антропологию, на новый уровень. Согласно исследованиям философа, люди взаимодополняют друг друга, могут достигать полного единения, и проблемы возникают тогда, когда это единение не достигается на необходимом уровне. Особое внимание Кант уделял проблемам этики и морали. «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей», - полагал мыслитель [10]. Мы считаем, что в социальных сетях нет человечности, что, проводя всю жизнь в Интернете, люди не только не проявляют участие по отношению к другим, но еще и многое теряют, становясь одинокими. Каждый из нас и без того достаточно одинок, и все мы испытываем тревогу перед внутриличностной или общественной отстраненностью. Ирвин Ялом, известный на сегодняшний день американский психиатр, рассуждает над более глубинным пониманием данного феномена, раскрывает термин «экзистенциальная изоляция». Экзистенциальная изоляция, по его мнению, связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов, она связана с самим существованием человека [14]. Эрих Фромм считал, что изоляция - первичный источник тревоги. Он особенно подчеркивал чувство беспомощности, сопутствующее фундаментальной отъединенности человеческого существа [13]. В современном мире сам феномен одиночества вызывает тревогу в больших масштабах, потому что растет количество людей, которых затягивает в такой, казалось бы, увлекательный мир социальных сетей: на то они и сети, что «выпутаться» из них сложно.
Одиночество современного человека в социальных сетях более, чем реально, и так или иначе оно ведет к зависимости от виртуального мира, потому что оно, как таковое одиночество, не воспринимается людьми. Это одна из актуальных проблем на сегодняшний день, причем проблема не индивида в отдельности, не группы населения, отчужденной по каким- либо причинам от гармоничного взаимодействия в социуме, это глобальная проблема общества в целом. Жизненный путь человека индивидуален и сложен, при этом непостоянен в связи с тем, что люди практически беспрерывно находятся в тесном отношении с внешними объектами. Одиночество вносит в этот мир существенный разлад. Излишне увлекаясь времяпровождением в социальных сетях, человек забывает про общение с реальными людьми. Особенно явно эта проблема наблюдается у детей подросткового возраста - находясь на границе между зависимым детством и самостоятельной и ответственной взрослостью, они испытывают сильные колебания настроения, у них проявляются скрытые акцентуации характера, психологическое состояние находится в шатком положении, и дети с головой уходят в соцсети [7; 11]. Личностно значимое общение, которое играет огромную роль в жизни каждого человека, просто не может проявляться в обмене фотографиями, в публикации информации о себе, и в подобных вещах, присущих онлайн-серверам. Но многие просто-напросто не могут прожить без такого формата деятельности. Люди становятся жертвами социальных сетей, сильно зависят от мнения окружающих, уходят в себя, если положительной оценки не получают. Ярким и наглядным примером тому может служить приложение Instagram, где люди делятся фотографиями из своей жизни, ставят друг другу так называемые «лайки», пишут комментарии. Не получив достаточно восторженных отзывов под фото, человек начинает испытывать подавленные эмоциональные состояния, появляются комплексы, но при всем при этом все равно выбирает отказ от личного общения в пользу переписок.
Социальные сети - это не плохо, если пользоваться ими дозированно, размеренно. Не нужно делать их чем-то неимоверно важным, тогда не пострадает реальная жизнь в обществе, когда любые неполадки с Интернетом вызывают нервозность, депрессию, а то и желание свести счеты с жизнью. Безусловно, уже невозможно представить современный мир без технический нововведений, ежедневно появляются все новые сайты, приложения, серверы. Но если не зависеть от них, они могут стать неплохим досугом.
На наш взгляд, проблема появления одиночества от постоянного нахождения в социальных сетях требует определенного решения. Но такое решение должно приниматься исключительно каждым индивидом в отдельности, потому что категоричные и глобальные меры (допустим, запрет соцсетей) приведут к огромной волне негативных реакций. Опыт одиночества - это жизненный опыт как таковой, это сама жизнь, но предопределенность его не лишает человека возможности быть счастливым, а отрицательные эмоциональные переживания тоже по-своему нужны. Важно вовремя отказаться от чрезмерного нахождения в Интернете, понимать, что уединение не тождественно одиночеству, тогда будет возможность гармонично существовать в человеческом обществе, а не во мнимом виртуальном мире.
Английский философ Фрэнсис Бэкон писал: «Самое страшное одиночество - не иметь истинных друзей» [3]. По нашим убеждениям, в социальных сетях невозможно найти истинной (и, что очень важно, искренней) дружбы. Кто такой человек и какова его сущность - «вечная» проблема философии, в разные исторические периоды рассматриваемая по-разному. В античной философии человек - часть космоса, подчиненная определенному высшему началу [2]. В эпоху Ренессанса, расцвета гуманизма и антропоцентризма, люди стали рассматриваться как живая целостность, философия Нового Времени стала акцентировать внимание на духовной сущности человека [6; 9]. Современные философы развивают антропологическое направление, потому что оно никогда не потеряет значимость, оно отражает специфику и характер духовной жизни человека [5]. Но нельзя не отметить то, что на сегодняшний день, смотря на мир сквозь призму социальных сетей, человек утрачивает свои индивидуальные особенности.
В заключение, хочется отметить, что с развитием информатики, телевидения, технологических изобретений, компьютерная виртуальная реальность проявляет себя все больше и больше. Можно назвать такое явление современным феноменом трансцендентальности - выхода человека за пределы знакомой ему и привычной реальности, а это значит, что виртуальная жизнь может рассматриваться на сегодняшний момент как модус трансцендентного способа бытия. Но на наш взгляд, каким бы не было бытие, человек - биосоциальное существо, и «социальное» не от постоянного нахождения в социальный сетях. Нужно стремиться к тому, чтобы жизнь имела смысл, и смысл этот можно найти только за пределами виртуального интернет-мира.


Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: уч. пособ. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
2. Буряк В. В. Античная философия: учебник. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2009. - 256 с.
3. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1971. - 1144 с.
4. Валери П. Собрание стихотворений. - М.: Водолей, 2015. - 160 с.
5. Вальверде К. Философская антропология. - М.: Христианская Россия, 2001. - 412 с.
6. Васильева B.B. История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - 680 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - С. 227.
8. Городецкая И.М. Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов / И.М. Городецкая, И.Р. Исламгулов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - №24. - С. 328-329.
9. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
10. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2. - М.: Наука, 1964. - 510 с.
11. Леонгард К. Акцентуирование личности. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Высшая школа, 1989. - 375с.
12. Макаренко С.И. Информационная безопасность: учебное пособие для студентов вузов. - Ставрополь: СФ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 372 с.
13. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ, 2014. - 224 с.
14. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 2019. - 576 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 1 декабря 2020 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 336 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.