На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Анализ содержания досуговой деятельности младших школьников как ресурса эмоциональной активности
Анализ содержания досуговой деятельности младших школьников как ресурса эмоциональной активности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Романоф Наталья Александровна

Луганский национальный университет им. Т. Шевченко, Луганск

Развитие эмоциональной сферы детей является одной из ведущих характеристик их психического развития. В научных исследованиях Л.С. Выготского, М. Монтессори обосновано, что для появления основных эмоциональных новообразований наиболее сензитивен дошкольный возраст [2]. В дальнейшем эмоциональное развитие усложняется. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций по их содержанию и устойчивости. В этом возрасте эмоции связаны с более сложной социальной жизнью ребенка, с новым типом отношений со взрослыми и сверстниками, с более четко выраженной социальной направленностью его личности. Предполагается, что ребенок уже умеет понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять эстетические эмоции, эмпатию, сбалансированность эмоций.

Однако исследования последних лет показывают увеличение количества детей с признаками тревожности и агрессии, снижение эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, радоваться их успехам, сопереживать неудачам, адекватно проявлять свои чувства [3]. В силу актуальности вышеизложенного важным является всестороннее изучение процесса развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, поиск новых путей оптимизации этого процесса.

В психолого-педагогической литературе накоплен большой опыт изучения данной проблематики. Эмоциональную сферу детей исследовали Л.А. Абромян, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Т.Д. Марцинковская, Я.З. Неверович, А.М. Прихожан и другие. На современном этапе исследованию эмоциональной сферы посвящены работы О.В. Винокуровой Ю.А. Лаптевой, И.С. Морозовой, Е.Р. Овчаренко, Н.И. Федоровой и других.

Вышеуказанными учеными рассмотрена взаимообусловленность эмоциональных и когнитивных процессов, динамика развития когнитивного, аффективного, реактивного компонентов эмоциональной сферы, особенности развития эмпатии, эмоциональной децентрации, способности к эмоциональному предвосхищению, общие закономерности развития социальных эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности и многие другие особенности развития эмоциональной сферы.

В свою очередь, нам интересно было изучить, каким образом досуговая деятельность младших школьников влияет на их эмоциональное состояние. Разделение деятельности на трудовую и досуговую предполагает, что первая преимущественно связана с энергозатратами, а вторая должна способствовать их восстановлению. В особенности это важно для младшего школьного возраста, в период которого ребенок только начинает входить в ритм жизни «труд - отдых» и учебная деятельность является для него серьезным трудом, который связан с большими энергозатратами. Процесс освоения учебной деятельности, новой социальной ситуации развития связан зачастую с большим эмоциональным напряжением. Следовательно, досуговая деятельность младшего школьника должна максимально способствовать восполнению энергетического баланса и позитивного эмоционального фона ребенка.

Мы предполагаем, что чем больше ребёнок во время досуга уделяет времени подвижным играм на улице, детским играм (конструкторы, куклы, машинки и т.д.), чтению, и чем меньше - просмотру видеоинформации и компьютерным играм, тем более положительным и оптимально работоспособным будет его эмоциональное состояние. В свою очередь, это будет позитивно влиять на адаптацию ребенка к школе и усвоение школьных предметов, поскольку они взаимосвязаны с его эмоциональным состоянием.

С целью эмпирического изучения представленных закономерностей нами было проведено экспериментальное исследование, в которое были включены такие методики:

- проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (разработан О.А. Ореховой); его целью является диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка; задание № 3 было адаптировано в соответствии с целями исследования (детям предлагалось нарисовать своё настроение во время занятий различными видами досуговой деятельности);

- анкета для родителей, направленная на изучение предпочитаемых форм досуговой деятельности детей (составлена автором исследования).

Эксперимент проводился на базе Государственного учреждения «Луганская средняя общеобразовательная школа № 27 имени княгини Ольги». Выборку составили 96 учеников младших классов (из них 18 учеников 1 класса, 24 ученика 2 класса, 23 ученика 3 класса, 31 ученик 4 класса) и 76 родителей учеников младших классов.

Для изучения эмоционального состояния респондентов, был вычислен их вегетативный коэффициент (ВК), который характеризует энергетический баланс организма. Его показатели могут свидетельствовать о таких позициях как хроническое переутомление, компенсируемое состояние усталости, оптимальная работоспособность и перевозбуждение. Также было рассмотрено суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), которое может характеризовать преобладание отрицательных либо положительных эмоций, а также норму эмоционального состояния. Следует отметить, что в целом в данной выборке состояние оптимальной работоспособности было выявлено у 57 % респондентов, а нормальное эмоциональное состояние - у 63 %. Оценивая данные показатели, безусловно, следует учитывать, что исследование проводилось весной, практически в конце учебного года.

Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) позволил выявить взаимосвязь между временем просмотра видеоинформации и показателями вегетативного коэффициента (rs= -0,256; p<0,05). Также наблюдается взаимосвязь между такими видами досуговой деятельности как «просмотр видеоинформации» и «компьютерные игры» (на основе ранговой корреляции Пирсона). Следовательно, у детей, которые больше времени уделяют просмотру видеоинформации и компьютерным играм, наблюдаются сниженные работоспособность и готовность к энергозатратам. Для иллюстрации этой закономерности мы выбрали подгруппу респондентов, которые от 15 до 20 часов в неделю смотрят видео и играют в компьютерные игры и при этом играм на улице уделяют менее 5 часов. Их средний показатель вегетативного коэффициента составил 0,85, что свидетельствует о компенсируемом состоянии усталости. Также мы рассмотрели средний показатель вегетативного коэффициента подгруппы респондентов, которые менее 10 часов в неделю смотрят видео и играют в компьютерные игры и при этом играм на улице уделяют более 10 часов. Он составил - 1,34, что свидетельствует об оптимальной работоспособности. Этот пример позволяет нам отметить помимо уже указанных еще одну тенденцию: чем больше времени ребенок уделяет играм на улице и чем меньше - просмотру видеоинформации и компьютерным играм, тем более вероятно, что у него показатели вегетативного коэффициента будут в норме.

Показатели значений эмоциональных состояний не взаимосвязаны со временем, которое посвящено тому или иному виду досуга. Мы предполагаем, что эмоциональное состояние в большей степени зависит от содержания досуговой деятельности (более значимым является изучение того, что именно читают, что смотрят и т. д.). Качественный анализ результатов диагностики детей, у которых преобладает положительный эмоциональный фон, подтверждает наши предположения. Их любимыми героями являются богатыри, Золушка, Незнайка, Буратино, Карлсон, образ которых связан с положительными эмоциями. Однако представленные размышления являются только предположениями, мы пока не можем говорить об этом, как о значимой тенденции.

Хотя выраженной взаимосвязи между показателями ВК и СО не наблюдается, были выявлены некоторые особенности взаимосвязи этих показателей. С этой целью были проанализированы данные отдельных подгрупп: 1- респонденты, у которых преобладают положительные эмоции, 2- респонденты, у которых преобладают отрицательные эмоции, 3- респонденты, у которых не наблюдается состояние оптимальной работоспособности. Оказалось, что состояние компенсируемой усталости характерно для 65 % детей с нормальным эмоциональным состоянием и для 35 % детей, у которых преобладают отрицательные эмоции. При этом среди детей, у которых преобладают отрицательные эмоции, 63 % имеют компенсируемое состояние усталости, 12 % - хроническое переутомление, и лишь 25 % - оптимальное рабочее состояние. Таким образом, можно отметить, что отрицательный эмоциональный фон в большинстве случаев ведет к снижению работоспособности.

В итоге, анализ результатов нашего исследования позволил выявить некоторые тенденции к закономерностям, обуславливающие взаимосвязь между содержанием досуговой деятельности и эмоциональным состоянием младших школьников. Наиболее значимой из них является следующая: у детей, которые больше времени уделяют просмотру видеоинформации и компьютерным играм, наблюдаются сниженные работоспособность и готовность к энергозатратам. Мы проиллюстрировали, что предпочитаемые виды досуговой деятельности младших школьников могут позитивно или негативно влиять на их эмоциональное состояние. Оно, в свою очередь, является важным фактором, обуславливающим успешность учебной деятельности и адаптации к школе.


Библиография.

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.

2. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416-436.

3. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 45-50.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Моск. ун-т, 1972. 38 с.

5. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 27 с.

6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.


Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.