Методика исследования эмпатии (И.М.Юсупов, Е.М.Никиреев)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: исследование уровня эмпатии (сопереживания).

Процедура проведения.
Эмпатия (сопереживание) - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек, так же, как если бы они были его собственными; эмоциональная отзывчивость человека, эмоциональный отклик, который осуществляется как в элементарных рефлекторных), так и в высших личностных формах сочувствия, сопереживания, сорадования). В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Эмпатия является необходимым условием формирования нормальных взаимоотношений личности и группы (учебного класса, студенческой группы, производственной бригады). Она рассматривается как профессионально важное качество психолога, педагога, консультанта, психотерапевта.

Данная методика позволяет выявить пять уровней развития эмпатии: очень высокий, высокий, средний (нормальный) низкий и очень низкий.
В опросник введена также «Степень откровенности».
Стремится ли испытуемый выглядеть лучше, чем он есть в действительности. Опросник состоит из 36 утверждений. Испытуемый читает опросник и ставит против того или иного утверждения:
- в случае полного согласия «да, всегда» - 5 баллов;
- в случае «почти всегда» - 4 балла;
- «часто» - 3 балла;
- «иногда» - 2 балла;
- «нет, никогда» - 1 балл. При ответе «не знаю» ставится 0 баллов.

Текст опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с ключами, т. е. порядковыми номерами утверждений, включенных в опросник: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15. 16,19,21, 22, 24, 25,26, 27, 29, 32.
Все баллы, полученные по этим ключам, суммируются и соотносятся со шкалой эмпатийных тенденций:
82-90 баллов - очень высокий уровень эмпатийности;
63-81 балл - высокий уровень эмпатийности;
37-62 балла средний (нормальный) уровень эмпатийности;
12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности;
11 и менее баллов - очень низкий уровень эмпатийности.

Кроме этого, обрабатываются ключи, отражающие шкалу «Степень откровенности».

Если испытуемый на некоторые ключи: 3,9,11,13, 28, 36 - ответил «не знаю», а также не пометил пункты: 11,13,15,27 - ответами «да, всегда», это говорит об отсутствии откровенности. Если по всем перечисленным утверждениям испытуемый дал не более трех искаженных ответов, результатам тестирования можно доверять, при четырех - уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти можно считать, что работа выполнена напрасно.

Самый высокий уровень эмпатийности характеризуется болезненным чувством сопереживания. Эта люди в общении, как барометр, тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Им трудно от того, что окружающие используют их в качестве громоотвода, обрушивая на них свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуют себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют им свои тайны и идут за советом. Нередко испытывают комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты: не только словом, но даже взглядом боятся задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает их. В то же время сами очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного. Большая впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни они бывают близки к невротическим срывам.

Высокий уровень эмпатийности характеризуется высокой чувствительностью к проблемам окружающих, великодушием, склонностью многое им прощать.
Представители этого уровня эмпатийности эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакты и находят общий язык с другими людьми. Окружающие ценят их задушевность. Они стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах они не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

Нормальный (средний) уровень эмпатийности присущ подавляющему числу людей. Окружающие не могут назвать их «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверены, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поступки которых для них иногда становятся неожиданными. У них нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень эмпатийности характеризуется затруднениями в установлении контактов с людьми. Представители этого уровня неуютно чувствуют себя шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение единенным занятиям, конкретным делам, а не работе с людьми. Они сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят им тем же. Бывает, когда они чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их своим вниманием. Но это поправимо, если они станут более открытыми и будут пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои.

Очень низкий уровень эмпатийности характеризуется ее неразвитостью.
Представители этого уровня эмпатийности затрудняются первыми начать разговор, держатся особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их. В межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. Любят острые ощущения, спортивные состязания предпочитают искусству. В деятельности слишком центрированы (направлены) на себя. Они могут быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядят в лучшем свете. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать. Им необходима гимнастика чувств.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.