На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Совместная учебная деятельность школьников, её связь с психологическим развитием и индивидуальной успешностью
Совместная учебная деятельность школьников, её связь с психологическим развитием и индивидуальной успешностью
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Пятницкова Наталья Александровна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Развитие представлений о совместной учебной деятельности, идущих от культурно-исторической теории Л.С. Выготского, оказало большое влияние на построение образовательного процесса в школе. Понимание того, что общение, социальное взаимодействие учеников друг с другом, совместное решение ими учебных задач имеет существенное значение для успешности обучения, способствовало внедрению в практику учебного процесса групповых, командных, проектных форм организации обучения. В.В. Рубцов констатировал, что при возможности объединяться в группы для выполнения учебных действий, участвовать в совместной учебной деятельности, ученики «осуществляют процесс подлинного (квази-) исследования, проявляют интерес, испытывают эмоциональные переживания, что в значительной степени стимулирует их эффективное развитие» [2].В педагогической психологии и общей психологии сформировалось направление исследований, в рамках которого ставятся вопросы особой организации совместной деятельности школьников друг с другом для способствования развитию личностных структур.

На сегодняшний день, в связи с ведение новых государственных образовательных стандартов возросли требования к использованию инновационных обучающих методов и технологий. В новой образовательной реальности акцент делается на личностно-центрированное образование. Сегодня развиваются психолого-педагогические направления исследований, делающие возможности реализации совместной учебной деятельности центральным вопросом. В рамках одной из современных теорий, концепции педагогики совместной деятельности организация совместной учебной деятельности ученик наряду с учителем становится субъектом образовательного процесса, у учащихся активно развиваются способности к смыслообразованию, проектированию деятельности и коммуникации [1,3].

Анализ литературы показал, что в основном тематика совместной учебной деятельности рассматривается в педагогических или психолого-педагогических работах. Психологических работ, рассматривающих влияние совместной учебной деятельности на психологические особенности школьников, а также позитивный опыт такой деятельности на их дальнейшую успешность в других видах деятельности, на сегодня недостаточно.

Новизна нашего подхода заключается в анализе того, как участие школьников в процессе совместной учебной деятельности отражается на их индивидуально-психологических особенностях, на развитии аспектов их личности, субъектности, с какими психологическими переменными оказывается связано. Таким образом, мы видим свою задачу в том, чтобы дополнить существующие психолого-педагогические представления о роли совместной учебной деятельности для успешного достижения целей образования данными о том, что происходит со школьником в психологическом плане.

Первым и наиболее существенным направлением является изучение взаимосвязи совместной учебной деятельности школьников и их коммуникативных способностей. С одной стороны, развитые коммуникативные способности, как характеристика личности, могут существенно облегчить организацию и протекание совместной деятельности. С другой стороны, совместная деятельность может способствовать развитию навыков и умений общения детей друг с другом и со взрослыми. Однако, возникает вопрос, как психологически правильно должна быть организована совместная учебная деятельность учителем, чтобы действительно оказывать позитивное влияние на формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Вторым важным направлением нам представляется изучение взаимосвязи эффективности совместной учебной деятельности и творческих, креативных способностей учащихся. Такая форма учебной активности предполагает исследовательский характер учебного процесса, в ней используются поисковые методы обучения, предполагается инициативность учеников, их способность выйти за пределы привычных знаний. Однако возникает вопрос соотнесения этих требований с психологическим потенциалом творчества и креативности у школьников.

Третьим направлением является изучение того, как взаимосвязаны процессы личностного становления, самостоятельности с эффективностью совместной учебной деятельности. Статус «партнера», «субъекта» в образовательном процессе [3], необходимый для такой деятельности, предполагается уже определенный уровень развития личности и способности действовать самостоятельно. С другой стороны, нам видится важным получение дополнительных данных о том, с какими конкретными личностными структурами может быть взаимосвязана успешность участия в совместной деятельности.

Через выявление особенностей совместной учебной деятельности нам представляется важным выйти на показатели индивидуальной успешности школьников, конкретный субъектный результат успешной реализации учебной деятельности.

Библиография:

1. Поздеева С.И., Румбешта Е.А. Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере опыта школы совместной деятельности) // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2017. №. 3 (17). С. 32-39

2. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 49-59.

3. Соколов В.Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности (основная школа) // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. 2015. № 4 (10). С. 15-23.

4. Терехин В.А. Совместная деятельность на разных этапах онтогенеза. 2010. Ростов-на-Дону. 108 С.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.