На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Причины невнимательности
Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Мышление и речь как факторы самореализации учащихся
Все страницы

Рассмотренные в предыдущей части познавательные процессы, составляющие основу интеллектуальной сферы, не только обеспечивают овладение учебным материалом в процессе обучения, но и в принципе являются источником становления успешной личности. Бесспорно, развитие интеллектуальной сферы определяется не только генетикой, но и психолого-педагогическими воздействиями. Поэтому происходит активное развитие памяти, внимания, воображения, мышления и речи в ходе образовательной деятельности, являющейся не только основанием для так называемого общего роста ученика, но и для его дальнейшей творческой и профессиональной деятельности.
В данной части мы сосредоточимся на рассмотрении указанных познавательных процессов с точки зрения их вклада в достижение образовательных результатов, развития творческого потенциала и самореализации личности обучающихся. Прочитав следующие параграфы и выполнив задания для самостоятельной работы, педагог должен четко понимать значимость деятельности, направленной на развитие познавательных процессов.

§ 2.1. Влияние внимания и памяти на достижение учащимися образовательных результатов


Роль внимания в учебно-познавательной деятельности


В жизни человека внимание выполняет различные функции. С данным процессом связана активизация нужных и торможение ненужных в данное время психологических и(или) физиологических процессов для организованного и целенаправленного отбора поступающей из окружающего мира информации. Внимание обеспечивает избирательность и длительную сосредоточенность психической активности в соответствии с актуальными потребностями человека на каком-либо необходимом предмете или деятельности. Точность восприятия и его детализация, а также прочность и избирательность памяти, продуктивность мыслительной деятельности обеспечивается вниманием.
Рассматриваемый психический процесс является своего рода катализатором, способствующим различению деталей отображения. В процессах памяти внимание способствует удержанию необходимой информации в оперативной и кратковременной памяти и перевода ее в долговременную память. В процессе мышления внимание является решающим фактором к правильному пониманию и решению задач. Вместе с тем даже в межличностном взаимодействии внимание приводит к более качественному взаимопониманию людей, их адаптации, предупреждению конфликтов. Как правило, человек, у которого развито внимание, является более успешным, он лучшее обучается, достигает высоких результатов в различных видах деятельности благодаря сформированному умению «отключаться» от всех внешних ненужных раздражителей. Формирование и развитие внимания в учебно-познавательной деятельности процесс многогранный и целенаправленный, требующий педагогического воздействия на каждый его компонент.
Учебно-познавательная деятельность (или учение) всегда присутствует в том случае, когда действия человека сознательно управляются с целью освоения каких-либо определенных знаний, умений и навыков. В отличие от научения, о котором говорят бихевиористы, учение представляет собой деятельность, которая свойственна только человеку и только на той ступени развития его психики, когда он способен сознательно и целенаправленно регулировать свои действия.
Л. С. Выготский является основоположником деятельностной теории учения. Им были внесены принципиальные изменения в сформированные в научной среде теоретические представления об учении. В его работах учение представляется как специфическая деятельность, сопряженная с формированием психических новообразований посредствам присвоения культурно-исторического опыта. Исходя из этого, становится понятно, что источники развития находятся не внутри самого ребенка, а в его деятельности учения, которая направлена на освоение компетенций по приобретению знаний.
Первостепенным в учебно-познавательной деятельности является потребностно-мотивационный аспект, поэтому познавательная потребность может быть рассмотрена в двух плоскостях - как предпосылка учения и как его результат (мотив). При этом в качестве средства формирования познавательной мотивации выступает учебно-познавательная деятельность. Это наводит нас на важную мысль о том, что управление мотивами учащихся приводит к изменениям в их учебно-познавательной деятельности и, соответственно, результатам обучения.
Специфическими чертами учебно-познавательной деятельности являются:
- направленность на освоение учебного материала и решение учебных задач;
- направленность на освоение обобщенных способов деятельности посредством решения учебных задач;
- направленность на формирование научных понятий и представлений о целостной картине мира;
- направленность на изменения поведения и психических свойств учащегося.
В качестве продукта учебно-познавательной деятельности выделяют, с одной стороны, актуальное и структурированное знание, приобретенное учащимся, а с другой стороны - все внутренние изменения и новообразования психики и деятельности, отраженные в мотивации, ценности и смыслах деятельности.
Учебные задачи являются основным элементом формирования учебно-познавательной деятельности. Они характеризуются наличием четко поставленной цели, для достижения которой следует учесть условия, в которых она будет решаться.
Как уже отмечалось ранее, внимание - это процесс, который весьма сложно отделить от других психических процессов, поэтому иногда его называют «сквозным». Данный процесс весьма важен для развития всех познавательных процессов. Без внимания невозможно успешное достижение образовательных результатов, формируемых на всех уровнях образования.
Свойства внимания - объем, концентрация, распределение, переключаемость, устойчивость - связаны со структурой учебно-познавательной деятельности.
Педагоги-теоретики отмечают, что структура учебнопознавательной деятельности связана с ее элементами и определяется взаимодействием между ними. Что же касается структурных элементов учебно-познавательной деятельности, то на сегодняшний день в психологической и педагогической литературе нет единой точки зрения.
Согласно мнению Д. Б. Эльконина (1904-1984), в структуру учебно-познавательной деятельности входят: учебная цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения, действия оценки степени усвоения.
Расширяя представления об элементах учебной деятельности, В. В. Давыдов (1930-1998) выделил: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки .
По представлениям отечественного педагога и психолога В. В. Репкина (р. 1927), в структуру учебной деятельности входят: актуализация наличного теоретико-познавательного интереса, определение конечной учебной цели - мотивы, предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения, выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели, действия контроля, действия оценки .
Тенденция к универсализации и обобщению, представленная в идеологии новых федеральных государственных образовательных стандартах, продолжает традиции развивающего обучения в системно-деятельностном подходе. Современные ученые, педагоги и психологи А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, А. И. Володарская, О. А. Карабанова и другие первостепенное место в результатах учебно-познавательной деятельности отводят умению учиться, что в более узком значении трактуется ими как овладение системой универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
По мнению основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского (1824-1870), внимание является единственной дверью, через которую изучаемый материал может проникнуть в человеческое сознание. Именно внимание является отправной точкой в понимании. Успешность учебно - познавательной деятельности тесным образом связана с организацией внимания.
Несмотря на то, что у школьников в процессе деятельности присутствует как произвольное, так и непроизвольное внимание, первое имеет существенное значение. Поскольку любое действие в учебно-познавательной деятельности ставит вполне конкретные цели и задачи, учащимся необходимо прикладывать определенные волевые усилия. Такие усилия необходимы для того, чтобы сосредоточиться на изучаемом материале. Согласно культурно-исторической теории формирования психики Л. С. Выготского, произвольное внимание относится к высшим психическим функциям. В период обучения ребенка в начальной школе у него происходит переход от внимания внешнего опосредованного к вниманию внутреннему опосредованному. При этом система действий, обеспечивающая произвольность внимания, также переходит из внешней во внутреннюю. Основным средством развития личности ребенка, по мнению Л. С. Выготского, выступает употребление языка. Именно язык является средством, способствующим направлению внимания. Хотя, первоначально, обращенная к ребенку речь взрослого является для него скорее процессом дисциплинирования, а не волевой саморегуляцией деятельности. Постепенно совершенствуя речевые навыки, ребенок переходит к самоуправлению поведением и, как следствие, к произвольному вниманию.
Как уже говорилось ранее, внимание в учебно-познавательной деятельности должно обладать таким качеством, как устойчивость. В этом случае внимание, подкрепленное личностнозначимой целью деятельности, интересами и мотивами, произвольное внимание становится непроизвольным и включается во все познавательные процессы. Однако на устойчивость внимания может влиять ряд факторов:
- индивидуальные физиологические особенности нервной системы (преобладание в ней процессов возбуждения или торможения);
- наличие устойчивой мотивации, проявляющейся через интерес к деятельности и ее значимость для самой личности;
- внешние обстоятельства (шум, температура воздуха, количество человек, вовлеченных в данную деятельность).
Как правило, в процессе учебной деятельности на устойчивость внимания, так или иначе, влияет сочетание всех перечисленных факторов.
При работе с младшими школьниками следует помнить, что их внимание отличается еще малой устойчивостью и непроизвольностью. Кроме того, при подборе учебного материала следует помнить и о наглядно-образном восприятии окружающих явлений. Поэтому весь иллюстративный материал, используемый на уроке, должен вызывать вполне конкретные образы в восприятии младшего школьника. Именно через зрительные и слуховые образы в младшем школьном возрасте идет накопление эстетически значимых явлений, обеспечивающих устойчивость внимания.
В то же время степень сосредоточенности школьников на одних предметах восприятия и отвлечения от других различна. Младшие школьники уже могут концентрировать свое внимание на тех действиях, которые для них являются не очень интересными. Но сосредоточенность внимания характеризуется неустойчивостью, поэтому в ходе учебного занятия следует использовать такие методы педагогического воздействия, которые были бы насыщенны образами, уже известными младшим школьникам, то есть использовать понятные примеры, ассоциации. Игровая деятельность все еще продуктивна в данном возрасте и будет способствовать сосредоточенности внимания.
Переключаемость внимания, проявляющаяся в скорости его перевода с одного предмета на другой как произвольно, так и непроизвольно, также связана со свойствами нервной системы, такими как лабильность, возбудимость и тормозимость. Известно о том, что интровертам переключение внимания дается тяжелее, чем экстравертам. Но в то же время внимание интроверта сосредотачивается на наиболее существенных и важных моментах выполняемой деятельности. Средством переключения внимания в младшем школьном возрасте может являться какая-либо яркая ситуация, однако следует помнить, что ребенок с возбудимой нервной системой будет переключаться на любой внешний раздражитель.
В процессе учебно-познавательной деятельности часто приходится распределять внимание между различными видами деятельности, например смотреть на доску, делать записи в тетради и слушать учителя. Распределение внимания между несколькими видами деятельности возможно не за счет их одновременного выполнения, а за счет способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Как уже говорилось выше, это возможно за счет того, что в памяти в течение некоторого времени сохраняется информация об этой деятельности до того, как произойдет забывание.
В ходе учебного занятия следует учитывать, что эффективность распределения внимания между несколькими видами деятельности будет зависеть:
- от сходства задач - задачи, имеющие одну сенсорную модальность (все слуховые или все зрительные) одновременно выполняются хуже, чем задачи, имеющие разную модальность;
- трудности задач - основная причина, влияющая на успешность выполнения;
- опытности - автоматическое выполнение одной или нескольких задач повышают вероятность выполнения деятельности.
Кроме того, при работе с младшими школьниками целесообразно постепенное увеличение объема внимания за счет постепенного усложнения учебных заданий.
Учащиеся подросткового возраста уже вполне способны управлять своим вниманием. Часто встречающиеся в этом возрасте нарушения дисциплины носят скорее социальный характер и в меньшей степени определяются вниманием. На учебных занятиях произвольное внимание подростков определяется предложенными видами деятельности. Однако и непроизвольное внимание, вызванное эмоциональными факторами, интересной информацией (например, факты из биографии, установленные рекорды и т. д.) способствуют лучшему освоению учебного материала. Кроме того, внимание подростков может поддерживаться ситуациями, в которых нужно проявить себя. Что касается психофизиологических особенностей, то учеными в этой области установлено, что в возрасте 13-14 и 16 лет утомляемость и потеря внимания наступает гораздо быстрее, чем в другие годы жизни подростка. Советским и российским педагогом и психологом Д. И. Фельдштейном (1929-2015) установлено, что ухудшение возможностей избирательного внимания наблюдается в связи с нейроэндокринными сдвигами пологого созревания. В этот период у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования .
Немаловажную роль в учебно-познавательной деятельности на учебном занятии имеет так называемый «эффект аудитории».
Когда школьник отвечает у доски, ему приходится распределять свое внимание между выполняемой работой и одноклассниками. Присутствие наблюдателей в этом момент создает внутреннее предчувствие оценки, повышает тревожность, поэтому многие дети начинают краснеть при ответе, ошибаться.
Таким образом, возникновению внимания, в том числе и в учебно-познавательной деятельности, способствуют следующие факторы.
1. Свойства раздражителя:
- сила - чем выше сила раздражителя, тем до определенного предала выше ответная реакция со стороны внимания, иными словами, сильные раздражители больше привлекают внимание, чем слабые (например, более сильный звук или более яркий свет, или резкий запах более привлекут к себе внимание);
- интенсивность - не всякая сила раздражителя способна привлечь внимание (например, более сильный звук или более яркий свет, или резкий запах более привлекут к себе внимание);
- контрастность - повышение чувствительности к одному из раздражителя при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа;
- необычность или новизна - способствует вызову ориентировочной реакции при этом можно говорить об абсолютной новизне раздражителя (раздражитель не присутствовал ранее в переживаемом опыте) и относительной новизне (необычном сочетании известных раздражителей);
- динамичность - изменение положения раздражителя во времени и пространстве.
2. Имеющиеся потребности.
3. Значимость для личности.
4. Эмоциональная привлекательность.
5. Сознательная цель.
6. Волевые усилия.
7. Содержание и процесс деятельности.
Для удержания внимания в ходе учебного занятия возможно с учетом соблюдения следующих положений:
- Оптимальность темпа работы - низкий темп проведения учебного занятия расхолаживает внимание, а слишком высокий - быстро вызывает утомление и не дает времени на сосредоточении учащихся.
- Оптимальность объема работы - высокая плотность учебного занятия, так же как и его высокий темп, приводит к неустойчивости внимания из-за утомления, а при низкой плотности появляются паузы и школьники отвлекаются на посторонние дела.
- Разнообразность работы - смена видов деятельности вместе в изменением используемой модальности способствует повышению внимания на учебном занятии. При работе с младшими школьниками рекомендуется менять виды деятельности каждые 7-10 минут. Однако следует отметить, что сильное эмоциональное возбуждение будет препятствовать сосредоточенность внимания.
- Стимулирование внимания в период кризисов - учет временных периодов, в которые снижается внимание. Частота кризисов внимания зависит от возраста обучающихся и степени их интереса к материалу учебного занятия. В среднем, такие кризисы происходят примерно каждые 15 минут. Некоторые педагоги описывают 4 кризиса внимания на учебное занятие. Первый кризис внимания наступает примерно на 14-18 минуте, второй - через 11-14 минут, третий - через 9-11 минут после второго и четвертый через 8-9 минут после третьего. Как видим, к концу учебного занятия наблюдается большая частота возникновения кризисов внимания. При этом наибольшее усвоение учебного материала приходится на 5-23 минуту урока. В данные периоды следует либо менять вид деятельности, либо подчеркивать значимость выполняемой деятельности.
- Новизна учебного материала - раскрытие новых нюансов в изучаемом материале способствует созданию эффекта новизны и позволяет оживить внимание учащихся за счет интереса.
- Создание ситуации успеха - отрицательное отношение к занятию или материалу из -за высокой тревожности или страха не справиться с поставленной задачей. Такое состояние снижает концентрацию внимания и увеличивает время на усвоение.
- Организация рабочего пространства - рабочее место школьника, как и классная комната, не должны содержать ничего лишнего, что могло бы отвлекать ребенка и снизить временные потери.
Внимание является важным качеством личности, поэтому к вопросам его формирования в учебно-познавательной деятельности следует отнестись очень серьезно.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.