На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Причины невнимательности
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Причины невнимательности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Причины невнимательности
Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Мышление и речь как факторы самореализации учащихся
Все страницы

 


Причины невнимательности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью


Как говорилось ранее, внимание - механизм способный выделять одну информацию и отбрасывать другую из огромного количества сигналов, идущих из внешнего мира. Внимание является своеобразным «фильтром», который помогает нам преодолевать умственные перегрузки. Когда этот «фильтр» работает неправильно, говорят о невнимательности. Проблема невнимательности распространена достаточно широко, и от нее страдает большая половина населения земли. Наиболее часто невнимательность связывается с определенными индивидуальными особенностями личности и ее направленность, однако в некоторых случаях она может являться следствием какого-либо заболевания.
Чаще всего впервые с проблемой невнимательности ребенка родители и педагоги сталкиваются при посещении детского сада или школы. Вследствие того, что у детей нарушено внимание, успеваемость их не очень высока, имеются проблемы с поведением и достижение образовательных результатов происходит не в полном объеме. Распространенная ошибка, когда родители и педагоги ругают ребенка за его плохие оценки и невнимательность, вместо того чтобы заниматься поиском ее причин и коррекцией. Поэтому невнимательность у взрослых людей весьма часто является следствием отсутствия системной работы по развитию внимания в детстве.
В учебно-познавательной деятельности определить, внимателен ли ученик можно двумя способами. Первый связан с внешним видом ученика. Небрежность и расслабленность позы, безучастность взгляда или направленность его на посторонние предметы свидетельствует о невнимательности. Однако данный способ не всегда объективен, так как ребенок способный быстро переключать и распределять внимание воспринимает все происходящее на учебном занятии. Или же мимика может говорить о внимании, но на самом деле ребенок погружен в себя и думает о посторонних делах. Второй способ связан с тем, что ребенку задается вопрос по тому материалу, который в настоящее время изучается, если ответа нет, то это также свидетельствует о невнимательности.
Расстройства внимания характеризуются:
- нарушением концентрации внимания, которая выражается в частичной или полной неспособности человека фокусироваться на одном предмете;
- истощаемостью, которая сопровождает высокую утомляемость и хронические нагрузки, которые являются причиной ослабления внимания;
- инертностью, которая характеризуется малоподвижной переключаемостью с одного предмета на другой;
- отвлекаемостью, которая проявляется в снижении устойчивости и отвлечении внимания на второстепенные детали.
Причины невнимательности можно условно разделить на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные причины вызваны процессами, происходящими вследствие воздействия внешних по отношению к человеку раздражителей. К таким причинам можно отнести следующие.
- Увлечение ребенка электронными гаджетами - длительное использование гаджетов приводит к перенапряжению нервной системы ребенка за счет постоянного раздражения прежде всего зрительного и слухового анализаторов. Общение в социальных сетях формирует у ребенка зависимость от сообщений. Возникает потребность все чаще и чаще просматривать, есть ли новые сообщения. Это приводит к постоянному отвлечению ребенка на учебном занятии. Вряд ли запреты на использование гаджетов в стенах учебных заведений могут способствовать желаемому результату. Поэтому, скорее, нужно из этого «врага» сделать «союзника».
- Общение с соседом по парте - следует обратить внимание на то, что межличностное общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, поэтому общение весьма важно для подростков. Отвлекаясь на посторонние разговоры, ребенок перестает следить за информацией на уроке, что не способствует формированию целостного образа восприятия изучаемого материала.
- Шум в классе (коридоре, улице) - отсутствие рабочей дисциплины на учебном занятии, либо посторонние шумы, повлиять на которые невозможно. Например, ремонт или стройка за окном приводят к необходимости усиления концентрации внимания, повышению утомляемости и как следствие к снижению полученных в ходе занятия результатов.
- Непонимание материала (задания, требований) - организация учебной деятельности, выходящей за пределы зоны ближайшего развития учащегося, приводит к потере внимания и неуспешности в освоении учебного материала. Данная ситуация также может быть вызвана отсутствием у ребенка необходимых ресурсов для выполнения поставленной перед ним задачи или отсутствием мотивации и личностного смысла.
- Монотонная речь педагога - однообразная речь педагога, насыщенная сложной терминологией, не способна долго удерживать внимание ребенка на излагаемом материале, в результате внимание рассеивается и ребенок находит более увлекательное для себя занятие.
- Отсутствие эмоционального окраса в изложении материала - скупой на эмоции материал без адекватного преобразования и адаптации педагогом для соответствующего возраста учащихся трудно воспринимается. Кроме того, эмоциональные вставки способствуют переключению внимания и его концентрации и устойчивости.
- Отсутствие в излагаемом материале связи с практикой - подкрепление излагаемого материала конкретными примерами из жизни, которые школьники могут наблюдать в реальности или же уже наблюдали, повышает концентрацию внимания на изучаемом предмете.
- Проблемы в семье ребенка - семейные трудности (например, конфликты или развод родителей, утрата, неустроенность быта и т. д.) и переживаемые в связи с этим эмоции могут привести к психологическим травмам ребенка, которые будут переключать внимание ребенка с учебного материала.
- Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - так же, как и семейные проблемы, отражаются на качестве свойств внимания ребенка.
- Нарушение гигиены урока - несоблюдение этапов урока, переключения видов деятельности, режима проветривания, предельно допустимой плотности учебного занятия приводят к утомляемости обучающихся, которая накапливается в течение учебного занятия.
- Плохое питание - неполучение детьми необходимых витаминов и микроэлементов приводит к снижению концентрации внимания и быстрой утомляемости.
- Недостатки воспитания - социальная природа нарушения внимания достаточно часто встречается в подростковом возрасте, однако причины данных проявлений следует искать в упущениях родителей в дошкольном возрасте.
Эндогенные причины обуславливаются внутренними процессами в организме и не зависят от внешних факторов. К данным причинам можно отнести следующие:
- переживание негативных эмоций - находясь в состоянии эмоционального возбуждения и переживая чувство вины, тревоги, беспокойства, страда, ревности, апатии и т. д. ребенок концентрируется на этих состояниях, при этом объем его внимания снижается;
- период полового созревания - обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур головного мозга приводит к нарушениям избирательности внимания, уменьшению объема внимания;
- возрастные кризисы развития - кризисы возрастного развития являются проблемными периодами в развитии ребенка при переходе от одного возрастного этапа к другому, при этом, с точки зрения Л. С. Выготского, развитие приобретает негативный характер, при котором распадается и исчезает то, что образовалось на предыдущем этапе;
- малоподвижный образ жизни - находясь в движении и занимаясь спортом, мозг любого человека снабжается большим количеством кислорода, что способствует активизации познавательных процессов;
- усталость, чрезмерные нагрузки - нарушение последовательности «труд-отдых» приводит к накоплению усталости: из- за большого объема домашних заданий, количества посещаемых кружков и секций, занятий с репетиторами и т. д. системы организма ребенка, в том числе и нервная, не успевают отдохнуть и выйти в рабочий режим к началу следующих уроков;
- неустановленный режим дня - нарушения распорядка дня, отсутствие четко режима сна и бодрствования могут приводить к расстройствам внимания (известны клинические эксперименты, когда люди не спасли более 250 часов подряд; недостаток сна приводил к нарушениям внимания и невозможности фокусировать зрение на каком-либо предмете более 20 секунд, нарушению психомоторики);
- наличие соматических заболеваний - любое заболевание отражается так или иначе на психических функциях человека (головная боль, насморк, повышенная температура и т. д. - привычные симптомы простуды также вызывают снижение внимания на уроке);
- отсутствие интереса - отсутствие личностной значимости получаемой информации вызывает отсутствие интереса, вследствие того что информация подается либо в примитивной форме, либо в абстрактной и теократизированной;
- гиперактивность - поведенческое расстройство, особенное состояние ребенка при котором его физическая активность и возбудимость нервной системы превышают норму для данного возраста (дефицит внимания является основным проявлением данного состояния; подробнее современное представление о гиперактивности будет описано ниже).
Выделенные причины не являются исчерпывающими, но позволят педагогу панорамно взглянуть на проблему детской невнимательности.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросам гиперактивности. Гиперактивность представляет собой дисфункцию центральной нервной системы, которая проявляется в трудностях с концентрацией и поддержанием внимания, чрезмерной активности и импульсивности и, как следствие, трудностями в обучении. Термин «детская гиперактивность» (синдром повышенной нервнорефлекторной возбудимости) развился из понятия минимальные мозговые дисфункции в 60-х годах ХХ века. В Международной классификации болезней 10-го пересмотра, которая входит в обиход государств - членов Всемирной организации здравоохранения, гиперкинетические расстройства отнесены к классу эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте, и имеют шифр F90-F98.
Гиперкинетические расстройства характеризуются излишней физической активностью, расторможенностью движений при весьма слабом контроле собственных побуждений. Дети, страдающие гиперкинетическими расстройствами, демонстрируют импульсивность поведения и нарушение координации в легкой степени. Именно такое состояние в медицине характеризуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ представляет собой клинический синдром, который проявляется в детстве и может сохраняться и во взрослом состоянии. Обычно СДВГ характеризуется тремя характеристиками - гиперактивностью, импульсивностью и стабильной невнимательностью.
Гиперактивность проявляется в виде чрезмерно увеличенной (на 25-30%) активности ребенка при слабом контроле совершаемых действий. Также признаками гиперактивности могут быть беспокойство, суетливость, беспорядочность движений, болтливость, неусидчивость, несформированность мелкой моторики. Признаками дефицита внимания, как неспособности удерживать его в течение некоторого определенного отрезка времени, являются непоследовательность в поведении, повышенная отвлекаемость, частая забывчивость и потеря вещей, неумение слушать, избегание заданий, требующих умственных действий. Импульсивность - совершение действий по первому порыву без обдумывания - проявляется в изменении настроения, перебивании собеседника, неумении дождаться своей очереди, частом повышении голоса.
Исходя из этого, выделяют три типа этого синдрома:
- СДВГ с преобладанием импульсивности и гиперактивности;
- СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания;
- СДВГ смешанного (комбинированного) типа.
Причины СДВГ однозначно не установлены, но в настоящее время говорят о следующих нейропсихологических факторах, влияющих на проявление данного состояния:
- повреждение центральной нервной системы плода во внутриутробный и родовой период;
- генетические факторы;
- негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.
Как правило, многие родители на данную проблему обращают внимание только после поступления ребенка в школу и систематических жалоб педагога на трудности в процессе обучения связанные с невнимательностью, плохой памятью, неусидчивостью и других проблем в поведении. Очевидно, что ребенок с СДВГ не может в полном объеме выполнять требования школы. При этом никакие нравоучения, двойки и замечания в дневнике проблему не решат. Данные нарушения являются основанием для обращения к медицинским специалистам неврологу и психиатру, которые назначают соответствующее лечение. Наиболее распространенные медицинские препараты, назначающиеся для лечения СДВГ детей старше 6 лет и взрослых стимулирующего характера «Аддерал», «Декседрин», «Метилин», «Реталин» и т. д. Препарат «Страт- тера» относят к нестимулирующим. Такие препараты нормализуют деятельность центральной нервной системы.
Следует отметить, что назначение даже самого эффективного медицинского препарата для лечения СДВГ не даст высокого результата без коррекционно -развивающей работы для развития внимания и памяти ребенка. Такую работу обычно проводят дефектологи, коррекционные педагоги или специальные психологи. В случае отсутствия должного медицинского и психолого-педагогического сопровождения СДВГ, его проявления имеют ряд возрастных особенностей. Незрелость психических функций и движений в дошкольном возрасте является причиной трудностей в обучении в школе. Нарушение механизмов адаптации в подростковом возрасте является одной из основных причин появления вредных привычек и правонарушений. Социальная дезадаптация и личностные расстройства у взрослых приводят к сложностям в трудовой деятельности, продвижении по службе, а также семейной жизни.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.