Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотренные в предыдущей части познавательные процессы, составляющие основу интеллектуальной сферы, не только обеспечивают овладение учебным материалом в процессе обучения, но и в принципе являются источником становления успешной личности. Бесспорно, развитие интеллектуальной сферы определяется не только генетикой, но и психолого-педагогическими воздействиями. Поэтому происходит активное развитие памяти, внимания, воображения, мышления и речи в ходе образовательной деятельности, являющейся не только основанием для так называемого общего роста ученика, но и для его дальнейшей творческой и профессиональной деятельности. § 2.1. Влияние внимания и памяти на достижение учащимися образовательных результатов
Рис. 10. Кривая забывания Г. Эббингауза Однако данная закономерность может не проявиться. Иногда более позднее воспроизведение может оказаться более полным и точным, чем в самом начале. Такое явление носит название «реминисценция». Реминисценция весьма характерна для детей.
|
Рис. 11. Этапы творческой деятельности
Потенциал - это скрытая структура, которая проявляется непосредственно в творческих способностях при определенных условиях. Иными словами, можно увидеть связь воображения и творческого потенциала. Однако, развивая эту мыль, обратимся к С. Л. Рубинштейну, утверждавшему о существенной роли воображения в каждом творческом процессе, особенно в художественном творчестве. Он отмечает, что воображение и творчество связаны друг с другом как в прямой, так и в обратной зависимости. Хотя для творчества необходимо не только воображение, само творчество развивает воображение личности. Рубинштейн выделял виды воображения исходя из видов деятельности - техническое, научное, конструктивное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, развивающиеся и проявляющиеся в разных видах творческой деятельности, образуют творческое воображение - высший уровень развития воображения.
Воображение может выполнять разные роли: не только создание оригинального и формулирование новых идей, но и компенсацию нерешенных проблем. Это тоже важно учитывать в образовательном процессе. Причем компенсация за счет воображения может осуществляться в нескольких вариантах: выражение переживаний в творческих (музыкальных, художественных) произведениях и построение идеальной ситуации, замещающих реальный неуспех45. Бывает так, что на уроке ребенок погружается в свои мысли, отстраняясь от восприятия информации. Это может говорить о том, что ему стало неинтересно либо он задумался о полученной информации. Помимо прочего, это может свидетельствовать о неудовлетворенности реальной ситуации и желании уйти в мир иллюзий и фантазий, в которых компенсируются реальные жизненные трудности. Кстати, компьютерная зависимость современных детей также может говорить о желании уйти в мир иллюзий, потребности самореализации в виртуальном фантазийном мире, если не получается это сделать в реальности.
Поднимая вопрос о видах воображения, можно выделить пассивное и активное воображение. Это вполне закономерно, говоря об их связи с творческими способностями. Пассивное, или непреднамеренное воображение проявляется в появлении спонтанно возникающих образов (без участия сознания). Его еще обозначают как грезы, которые зачастую человек не стремится воплотить в жизнь. Активное же (преднамеренное воображение) является сознательным и намеренным процессом. Такое воображение принимает важное участие в целеобразовании. Кстати, хотелось бы подчеркнуть, что любая сознательная деятельность отличается наличием цели, в формулировании которой и участвует воображение (совместно с мышлением и некоторыми другими психическими процессами).
Рассматривая роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся, стоит отметить, что активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение тесно связано с памятью, когда человек на основе полученной ранее информации пытается воспроизвести что-то уже известное. Например, когда дети пишут сочинение на заданную тему или играют в сюжетно- ролевые игры, воспроизводя увиденные ранее модели поведения. Творческое же воображение отличается созданием нового либо трансформацией существующих разработок и их иным воплощением. Хотя такое деление может быть условным, потому что и воссоздающее, и творческое воображение взаимосвязаны и оказывают большое влияние на раскрытие творческого потенциала .
Конечно, это происходит в том случае, если ребенок находится в соответствующих условиях. Если ему интересно, комфортно, есть определенные стимулы и желание, тогда он более свободен в выражении своих фантазий, планов, намерений и новых образов. Хотя есть версии, когда стрессовые ситуации активизируют психические процессы человека, в том числе и воображение. Но, опять же, при длительном течении стресса или его яркой выраженности все психические процессы человека притупляются.
Есть еще один важный момент, который также принципиально отметить. Часто развитое воображение и оригинальность мышления может проявляться у лиц с психическими нарушениями. Так, такой тип пассивного воображения, как галлюцинации, наблюдается при шизофрении. И вообще многие талантливые и одарённые люди отличатся неординарностью мышления. Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» отмечал, что в большинстве ситуаций возникновение гения является результатом объединения высокой одарённости с некоторым психопатологическим компонентом . Он анализировал истории жизни и творчества гениев в разных областях науки и творчества и отмечал нарушения в разных сферах их личности. Поэтому креативность ученика может свидетельствовать о разном.
Также важно отметить, что человек не рождается сразу с формированным воображением. Его развитие происходит в ходе онтогенеза человека и базируется на накопленных представлениях. Далее эти представления могут выступать материалом для создания разных образов воображения. Иными словами, для раскрытия его творческого потенциала. Причем воображение совершенствуется в тесной взаимосвязи с развитием всей личности, в ходе обучения и воспитания, в неразрывности с памятью, мышлением, чувствами и волей . В этой связи вполне закономерно возникает вопрос: как управлять развитием воображения в человеке и повлиять на проявление его творческого потенциала в деятельности.
Г. Альтшуллер и И. Верткин в книге «Как стать гением» говорят о том, что развитие воображения и творческой личности начинается еще в дошкольном возрасте. Ребенку необходимо встретиться с чудом, которое поразит его воображение и направит личность к творческому процессу. Причем особую роль в этом процессе должны играть родители ребенка: пока- зать ему такое «чудо», заинтересовать. Однако одного чуда недостаточно, оно является только пусковым механизмом для творческого проявления личности. Далее подключаться должен труд и организованность . В этом, мы полагаем, и заключается раскрытие творческого потенциала. Какие основания позволяют говорить о его наличии? Скорее всего, проявление творческих способностей в разного рода деятельности (научной, технической, художественной и др.).
Кстати, Г. Альтшуллер разработал теорию решения творческих задач, которые подразделил на пять уровней творчества. Так, задачи первого уровня решаются путем мысленного перебора нескольких стандартных вариантов решения. Задачи второго уровня решаются через анализ десятков вариантов правильных подходов. Средства решения этих задач принадлежат одной отрасли знаний, и необходимо видоизменение объекта для получения нужного эффекта. Для правильного решения задач третьего уровня придется рассмотреть уже сотни вариантов, когда исследуемый объект требует кардинальных изменений. Здесь следует обратиться в смежные области знаний при использовании приемов решения задач. В задачах четвертого уровня объект меняется полностью. При этом поиск решений осуществляется чаще в сфере науки, среди крайне редко проявляющихся эффектов и явлений. И, наконец, на пятом уровне для решения задач требуется изменение всей системы объекта. Число проб и ошибок здесь увеличивается многократно, а средства решения задач такого уровня могут пребывать за пределами возможностей современной науки. Поэтому, как отмечает автор, сначала необходимо сделать открытие, а затем, используя новые научные факты, решать творческую задачу.
Кроме того, по мнению Альтшуллера, важнейшим способом решения творческих задач вступает их перевод с высших уровней на низшие. Если задачи пятого или четвертого уровня через специальные приемы перевести на второй или даже первый уровень, то их решению поможет стандартный перебор вариантов. Таким образом, необходимо научиться сужать поисковое поле достаточно быстро, трансформируя «трудную» задачу (проблему) в «легкую».
Все вышеотмеченное говорит о том, что, несмотря на кажущуюся простоту, непредсказуемость и произвольность возникающих образов, творческое изменение действительности в воображении происходит по определенным законам. Формирование новых представлений происходит на базе сохраненных ранее в сознании понятий (через операции анализа и синтеза). Поэтому можно сказать, что процессы воображения базируются на мысленном разложении первичных представлений на составные элементы (анализ) и последующем соединении их в новых сочетаниях (синтез). Они носят аналитико-синтетический характер. То есть творческий процесс строится на тех же механизмах, которые применяются и при создании образов воображения.
Итак, резюмируя предоставленные выше позиции, отметим, что:
1. Творческий потенциал является резервуаром для дельнейшего проявления личностных способностей (критичность ума, изобретательность, открытость новому), которые позволяют оптимально изменять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
2. Творческий потенциал - основа самореализации личности. Он определяется биологическими и социальными факторами.
3. Переход творчества из потенциального в актуальное состояние определяется комплексом факторов, в которых сочетаются как личностные особенности (биосоциальный компонент), так и условия их развития (социальный аспект).
4. Когнитивные психические процессы личности (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) играют ведущую роль в реализации творческих способностей личности.
5. Восприятие и воображение - познавательные процессы, которые участвуют в получении и трансформации полученной индивидом информации.
6. Накопленная информация является базой для осуществления практических действий человека. Ее переработка (анализ, синтез) позволяет выдвигать новые суждения, совершенствовать деятельность, придавать ей творческий характер.
7. Восприятие и внимание, таким образом, участвуют в раскрытии творческого потенциала учащихся. Они выступают на разных уровнях творчества и являются неотъемлемой частью творческой деятельности.
Что же касается творческого потенциала учащихся, то обратимся к исследованию К. В. Петрова, раскрывшему данный вопрос в докторской диссертации. Он отмечал, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, позволяющим человеку получать значимые новые результаты. Развитие творческого потенциала школьника обусловлено его интересами и личностными потребностями и рассматривается как произвольно восполняемый ресурс.
Структуру творческого потенциала составляют мотивация школьника и его способности. Мотивационный компонент включает учебно-познавательные мотивы, а также мотивацию к творчеству и саморазвитию. Компонент способностей содержит общие способности, способности к творчеству (в любом виде деятельности) и способности к какому-то конкретному виду деятельности. Все компоненты взаимосвязаны, и их совершенствование обуславливает личностное развитие человека в направлении движения к его индивидуальности и формированию творческого отношения к деятельности.
Таким образом, можно увидеть, что восприятие и воображение являются только первыми кирпичиками развития творческого потенциала. Они участвуют в процессе творческой деятельности и обуславливают раскрытие и развитие творческого потенциала. Наличие же мотивации и способностей позволяет дальше его реализовать.
К. В. Петров также отмечает, что развитие творческого потенциала учащихся происходит в их творческом взаимодействии с учителями, воспитателями и родителями. Такое взаимодействие и стимулирует так называемый «ансамбль мотивации и способностей» личности. Этот ансамбль позволяет поступать нестандартно, порождать новые продукты - как объективно, так и субъективно полезные (ценные для общества и лично для себя).
Важно понимать, что творческий потенциал школьника должен проявляться не в отдельной конкретной деятельности, а в общении и самопознании. Творческий потенциал обучающегося реализуется в ходе его социализации, во взаимоотношениях с окружающим миром и прежде всего со школой. Творческий потенциал личности рассматривается как саморазвивающаяся и самоуправляемая система, которая координирует, интегрирует, проектирует и регулирует деятельность. Он может проявляться на разных уровнях (высокий, средний, низкий), демонстрируя эффективность реализации в разных видах деятельности, включая учебную.
Низкий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в следующем: слабая учебно-познавательная мотивация, низкая мотивация к саморазвитию и к творчеству. Также отмечается низкий уровень развития общих способностей, склонностей к творчеству, готовность к неудаче. Кроме того, отмечается низкая интеллектуальная активность, комфортность личности, низкая интеллектуальная активность, трудности определения причин неудач, нежелание творить.
Средний уровень развития творческого потенциала отличается неадекватностью мотивации и способностей. Это может проявляться в высоком уровне учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию, к творчеству в сочетании с низким уровнем развития общих способностей, способностей к творчеству. Может быть и наоборот - низкий уровень развития мотивации и высокий уровень творческих способностей. Такие обучающиеся показывают периодическую удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей, при этом демонстрируют неадекватный уровень знаний об учебной деятельности. Можно увидеть у них не всегда осмысленное отношение к деятельности или ситуативную увлеченность творчеством и учебной деятельностью. Средний уровень интеллектуальной активности, автономности личности, трудности в определении причин неудач. Также стоит отметить неадекватное проектирование восполнимости творческого потенциала.
Высокий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в высокой учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию и творчеству. Отмечается готовность к неудаче, высокий уровень проявления общих и специальных способностей, в том числе к творчеству. Демонстрируется удовлетворенность уровнем реализации собственных способностей; адекватное представление об учебной деятельности, сознательное общее отношение к деятельности. Проявляется яркая интеллектуальная активность, познавательная самодеятельность, осознание своего опыта, автономность личности и др. Такие учащиеся способны выработать творческий способ решения задач, эффективная учебная деятельность и саморазвитие («творчество ради творчества и самого себя») .
Можно выделить этапы развития творческого потенциала школьников. Отметим, что мы несколько преобразовали предложенную А. К. Петровым периодизацию, расширив возрастные границы. В таблице представлены этапы проявления творческого потенциала, сопряженные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью каждого периода (табл. 4).
В дошкольном возрасте творческий потенциал реализуется через игровую деятельность, преимущественно сюжетноролевую игру в старшем дошкольном возрасте. С трех лет ребенок начинает фантазировать, что очень важно для развития его мышления, речи, воображения. И его фантазии проявляются в рисунках, поделках, играх, сценических выступлениях и пр.
В младшем школьном возрасте в учебной деятельности ребенок может раскрыть свои творческие способности. Напомним, что учебно-познавательная активность и является одним из проявлений творческого потенциала личности. Помимо прочего, реализация творческого потенциала может проявиться в спортивной, коммуникативной, исследовательской, художественной деятельности.
У подростков ведущей деятельностью является общение. Поэтому расширение социальных контактов, общение со сверстниками является сферой преломления творческих способностей ученика. Конечно, речь идет о реальном и качественном общении, а не формальном и виртуальном, которое все чаще можно обнаружить у современных подростков.
В юношеском возрасте учащемуся важно определиться с выбором профессии. Реализация себя в определенной творческой деятельности (научной, технической, художественноэстетической) позволит успешнее пройти этот процесс.
Таблица 4
Возраст |
Этап развития творческого потенциала школьника |
Ведущая сфера проявления |
3-5 лет |
Средний дошкольный |
Сюжетно-ролевая игра |
6-7 лет |
Старший дошкольный |
Воображение в игровой деятельности |
8-10 лет |
Младший школьный |
Систематическое обучение |
11-14 лет |
Подростковый |
Расширение социальных |
15-17 лет |
Юношеский |
Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, поиски смыслов |
Если вновь затрагивать вопрос о факторах, определяющих развитие творческого потенциала учащихся, то К. В. Петров выделяет связь с социальной ситуацией школьников и их состоянием здоровья. Было выявлено, что в процессе развития творческого потенциала школьников на формирование их личностных особенностей (эмоциональной стабильности, экстраверти- рованности, тревожности, агрессивности), кроме условий обучения и семейного воспитания, оказывает влияние и состояние здоровья. Было определено, что динамика развития личностных особенностей различна у здоровых детей и детей с нарушенным здоровьем.
Важно понимать, что и система родительского воспитания (а именно стиль семейных отношений) оказывает существенное воздействие на формирование личностных особенностей учеников 7-17 лет и соответственно развитие их творческого потенциала. Тип родительского отношения в большей мере влияет на младших школьников, чем на старшеклассников. В этой связи актуален принцип ранней диагностики и развития ребенка, учитывая сензитивные периоды для формирования той или иной личностной черты и функции. Кроме того, семейные ценности и установки родителей по отношению к ребенку выступают важной характеристикой семейного воспитания. Что в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала школьника и успешность его социальной адаптации. Поэтому взаимодействие педагога с семьей позволит значительно повысить творческий потенциал личности школьника.
И, конечно же, нельзя не затронуть такой важный аспект, как личность самого педагога в творческом развитии ученика. В процессе взаимодействия с обучающимся учитель развивает его личность и создает условия для выявления и проявления скрытых ресурсов. Это можно соотнести с формированием зоны ближайшего развития ребенка по Л. С. Выготскому.
Эффективность процесса развития творческого потенциала обучающихся определяется уровнем «интеллектуальности среды» и характера общения с педагогами. Ситуации соревновательного характера, совместной деятельности повышают познавательную активность . Однако важно понимать, что не всегда ситуации напряжения стимулируют раскрытие творческого потенциала. К примеру, тревожные обучающиеся проявляют скованность в соревновательных мероприятиях, боясь подвести коллектив. В этой связи учет индивидуальных особенностей позволит педагогу быть более эффективным в процессе стимулирования познавательной активности учащихся.
Выводы по параграфу § 2.2. Завершить рассмотрение данного вопроса хотелось бы следующим выводом. Чтоб стимулировать раскрытие творческого потенциала учащихся, учителю необходимо самому быть творцом. Только стремление к личностному саморазвитию и развитию детей позволит вывести школьника на новый уровень развития и совершенствования свой деятельности. Восприятие и воображение играют существенную роль в раскрытии творческого потенциала учащихся. Поэтому учителю важно создать оптимальные условия их развития.
Вопросы для самоконтроля к § 2.2
1. Какие нормативные документы регламентируют необходимость развития творческого потенциала у современных обучающихся?
2. Раскройте свое понимание творческого потенциала личности.
3. Покажите взаимосвязь психического процесса «восприятие» с раскрытием творческого потенциала личности.
4. Укажите виды восприятия, необходимые для развития творческих способностей.
5. Какова роль инсайта в творческом процессе.
6. Какие факторы - генетические или социальные - лежат в основе творческого потенциала личности?
7. Дайте определение понятию «воображение».
8. Покажите взаимосвязь когнитивных психических процессов в осуществлении творческой деятельности.
9. Какова роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся?
10. Какой стиль воспитания в семье способствует раскрытию творческого потенциала ребенка?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.2
1. Познакомьтесь с изданием Г. Альтшуллера, И. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности» [Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - Минск : Беларусь, 1994. - 479 с.].
Приведите примеры задач первого и второго уровней творчества.
2. Разработайте рекомендации для педагогов по выстраиванию общения, активизирующего творческие способности ученика.
3. Вспомните ситуации из своего прошлого, когда вы чувствовали раскрытие своего творческого потенциала. Какие факторы этому способствовали?
4. Составьте примерную программу собрания для родителей по теме «Стиль воспитания в семье и творческие способности ребенка».
5. Приведите примеры фильмов, в которых можно увидеть этапы раскрытия творческого потенциала личности.
В настоящее время широко обсуждается проблема самореализации человека. Как помочь обучающемуся найти свой путь в океане бурной школьной жизни? Поиском ответов на этот, с первого взгляда, простой вопрос заняты многие исследователи, передовые педагоги. Однако современные реалии школьного образования таковы, что учителя вынуждены всё внимание уделять лишь только получению высоких показателей обученности по предмету. Это неудивительно, так как деятельность педагога часто оценивается по результатам государственной итоговой аттестации. Налицо противоречие между заказом государства к подготовке высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Российской Федерации и стереотипами в профессиональной деятельности учителя, не владеющего инструментарием развития творческих начал ученика.
Авторы посчитали целесообразным посвятить данный параграф рассмотрению выбора педагогических стратегий для самореализации личности ученика. Причем акцент ставится на установлении зависимости успешности проявления своего «Я» школьником от развитости его мышления и речи. Подобная трактовка поможет учителю понять то, какие конкретно педагогические меры ему необходимо предпринимать для раскрытия потенциала каждого, развития субъектной позиции школьника, способного проектировать саморазвитие и реализацию своих возможностей в условиях постоянно меняющегося мира. Хочется пожелать читателям быть активными мыслителями в процессе изучения представленного материала, примерять всё содержание параграфа на собственную педагогическую деятельность.
Самореализация учащихся как актуальная проблема педагогики
Понятие самореализации происходит от русского «само» и латинского realis - действительный, реальный. Иными словами, это реализация потенциала личности. Под потенциальным понимается термин, характеризующий скрытое психическое явление, которое при определенных условиях может проявиться как актуальное . Вспомним слова древнегреческого философа Аристотеля: «Счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей» .
Корни обращения к проблеме самореализации уходят к учениям Аристотеля, Платона. Аристотель и его единомышленники полагали, что самореализация представляет собой выражение человеческой сущности, его природы . Однако эссенциалистическая концепция Аристотеля не учитывает имеющуюся у индивида потребность к самореализации, важное условие ее свершения.
Другая группа концепций экзистенциального направления утверждает, что человеческое существование, а не природа индивида лежит в основе движения человека вперед. Ярким представителем экзистенциального подхода является Сократ, его последователями выступают философы Ф. Бэкон, К. Роджерс, Л. Фейербах, Э. Фромм, объяснявшие процесс самореализации с точки зрения присущей личности потребности в этом. Данные философы утверждали, что смысл жизни человека состоит именно в самореализации, с чем трудно не согласиться.
Проблемой самореализации активно занимался Абрахам Маслоу, известный американский психолог. По мнению данного ученого, потребность в самореализации выступает вершиной в представленной им пятиэтапной иерархии потребностей человека. Затем в 1970 и в 1976 гг. А. Маслоу внес изменения в оригинальную модель, которая в конечном варианте состоит из семи стадий и восьми этапов. Но и в ней позиция «потребность в самореализации» занимает весьма выгодное положение: она на седьмом месте. За ней следует «трансцендентность нужды», что означает поддержку, помощь другим людям в самореализации. Кстати, у различных людей последовательность в расположении потребностей может быть отличной от классической модели.
Согласно А. Маслоу, потребности в самореализации заключается в реализации личностного потенциала, самореализации, поиске личностного роста и пиковых переживаний .
Этот психолог назвал также и известных личностей, сумевших себя реализовать. К их числу относятся Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Ол- дос Хаксли и Барух Спиноза.
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн разработали концепцию деятельностного подхода, в которой обосновали роль деятельности в становлении и развитии человека.
Известный ученый А. Н. Леонтьев утверждал, что «подлинное рождение человека происходит тогда, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда он сознательно участвует в коллективной, общественно значимой деятельности. В основе становления и совершенствования личности лежит иерархический ряд мотивов, побуждающих личность к деятельности» .
Другой выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал о том, что растущий человек строит сам свой «жизненный путь», отстаивая при этом свою неповторимость, осознанно проявляет свою позицию в обществе, вступает в различные межличностные отношения. Раскрытие личностного потенциала может успешно осуществляться в процессе творческой деятельности, дающей возможность полного выражения индивидуальности, оригинальности .
Проблема самореализации многоаспектна: можно рассматривать мотив, цель, процесс ее достижения, а также как результат развития .
Современная наука обратилась к проблеме самореализации личности школьника относительно недавно. Ее изучение имеет междисциплинарный характер, многие зарубежные и отечественные ученые полагают, что рассмотрение феномена самореализации лежит на стыке психологии и философии. В психологии установлено, что:
- потребность в самореализации является характерной чертой человеческого общества, выступает движущей силой роста, развития и совершенствования как личности, так и мира в целом;
- самореализация осуществляется на протяжении всей жизни человека;
- личность может себя реализовать в различных сферах жизнедеятельности (необязательно в каждой);
- успешной самореализации способствует наличие креативности (креативность как условие);
- креативность также выступает и результатом процесса самореализации.
Данные выводы дают учителю руководство к осуществлению алгоритма конкретных действий, направленных на успешную самореализацию ученика.
1 этап. Диагностика, выявляющая предпочтения ученика к тому или иному виду деятельности (игра, учеба, труд, общение), возможности, склонности, познавательные интересы и потребности, личные и профессиональные намерения школьника. Представленная ниже таблица напоминает о преобладающем виде деятельности в том или ином возрастном периоде. Но это означает лишь то, что эти средние данные показывают лишь общие закономерности. У отдельно взятых детей ведущими видами деятельности могут выступать совершенно другие.
Таблица 5
Ведущие виды деятельности в различные возрастные периоды
Возрастной |
Ведущий вид деятельности |
Сопутствующий/ дополнительный вид деятельности |
Дошкольник |
Игра |
Постепенное обучение и посильный труд |
Младший |
Учение (учеба) |
Труд, игра в свободное время |
|
|
|
Подросток |
Общение (так считают многие исследователи) |
Учение и новые игры |
Взрослый |
Труд |
Учеба, игра, общение в свободное время |
Причем, если рассмотреть внимательно все эти виды деятельности, то обнаруживается, что они, в свою очередь подразделяются еще на составляющие.
Так, игровая деятельность представляет собой широкий спектр. Игры могут быть:
- физическими, интеллектуальными, трудовыми, социальными и психологическими (классификация по виду деятельности);
- обучающими, тренировочными, контролирующими и обобщающими; познавательными, воспитательными, развивающими; репродуктивными, продуктивными, творческими (классификация по характеру педагогического процесса);
- предметными, ролевыми, имитационными (классификация по характеру игровой методики);
- с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. (классификация по игровой среде).
А в процессе учения дети участвуют и в физкультурнооздоровительной, и в исследовательской, и в проектной, и в многообразных направлениях творческой деятельности.
Оптимальным видом работы, способствующим самореализации личности учащегося, является творческая познавательная деятельность, осуществляемая в процессе развивающего обучения, так как она обеспечивает:
- активную позицию ученику в овладении содержанием учебного предмета;
- свободу продвижения в учебном пространстве;
- косвенное педагогическое управление процессом творческой деятельности;
- самостоятельность решения новых теоретических и практических задач .
Школьная жизнь наполнена общением, им пронизаны все взаимодействия ученика. Так или иначе, обучающийся использует сочетание различных средств общения:
- вербального (невербального),
- информативного (неинформативного),
- монологического (диалогического),
- контактного (дистантного),
- устного (письменного),
- публичного (массового),
- официального (неофициального).
Труд также представляет широкую палитру. Один школьник может с удовольствием изготавливать гербарий, другого привлекает ремонт книг в библиотеке, а еще кто-то ждет не дождется работы в летнем трудовом отряде.
Все виды деятельности существуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, взаимопроникают. Учитель должен разобраться, к чему ребенок предрасположен, что у него получается наилучшим образом для того, чтобы затем совместно с учеником простроить возможную стратегию развития способностей.
2 этап. Анализ результатов комплексного исследования сторон личности ученика. В этом важном этапе принимают участие все заинтересованные лица: классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог, врач, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Результатом этой работы станет проектирование общих подходов.
3 этап. Уведомление родителей и обучающихся с педагогическими выводами. Родители могут, в свою очередь, прокомментировать свое согласие, либо несогласие, добавляя свои наблюдения из повседневной практики.
4 этап. Конструирование стратегии самореализации школьника. При этом уместным будет участие и классного руководителя, и ученика, и родителей. Стратегия самореализации выражается в конкретном плане действий, который должен быть достижим, составлен в понятной, доступной форме. Этот план не составляется на всю оставшуюся жизнь, он, скорее всего, имеет характер краткосрочной, либо среднесрочной направленности (1-2 года).
5 этап. Осуществление процесса самореализации. Этот этап всегда уникален в силу различных обстоятельств, он требует применения творческого подхода, гибкости, нестандартности решений, часто усилий, чтобы не сойти с выбранного пути.
6 этап. Проведение промежуточной оценки реализации спроектированной стратегии. На этом этапе учитель организует обсуждение хода выполнения стратегии самореализации ученика, достижений и возникших трудностей.
7 этап. Коррекция плана выполнения стратегии. Внесение изменений и дополнений в план происходит при сопровождении педагога, который не диктует учащемуся конкретные шаги, а задает уточняющие вопросы, подталкивающие школьника к выбору решения. Вполне очевидно, что у учителя должны быть хорошо представлены умения бесконфликтного гибкого поведения.
8 этап. Заключительный. Он посвящен анализу конечных результатов реализации индивидуального плана самореализации. Здесь ученик проговаривает свои успехи, не забывая о сложностях. Заполняется портфолио достижений, организуется творческий отчет. Это послужит стартом для создания новых жизненных траекторий личностного роста и самореализации, определения значимой деятельности.
Подчеркнем, что в школе следует объединять усилия участников образовательного процесса на всех этапах осуществления алгоритма конкретных действий, направленных на успешную самореализацию ученика.
Наиболее приемлемым сопровождением самореализации ученика может стать сопровождение в коуч-формате. Коучинг (англ. coaching) - метод консалтинга и тренинга, в процессе которого специальный человек - «коуч» - помогает обучающемуся в достижении цели. Технологии коучинга получили большое распространение как в мировом, так и в российском образовательном пространстве. Их преимущество состоит в том, что они ориентируют человека на осознанный выбор траекторий собственного развития в сотрудничестве и сотворчестве с коучем. Конечный результат состоит в раскрытии ресурсов человека и освоении им техник активного мышления .
Эта установка отлично корреспондирует с целями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, одной из которых выступает «научить учиться». С техниками коучинга необходимо познакомиться каждому современному учителю, так как они пропитаны идеей активного включения обучающегося в приумножение собственных ресурсов, прежде всего интеллектуальных. Рекомендуем примерить педагогу на себя коуч-позицию, которая предписывает не давать оценки действиям ученика, а принимать и обеспечивать максимальную свободу ученика в поиске решений. Данная позиция является трудной для директивного учителя, но выглядит весьма свежо и привлекательно.
Таким образом, процесс самореализации является мощным средством самовоспитания, самоопределения и самосовершенствования, так как направлен на развитие различных сфер личности: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, коммуникативной, социальной. Самореализация способствует выходу важных качеств личности на новый, более высокий уровень. Рассматриваемый процесс выступает высшей формой удовлетворения познавательных потребностей личности, он связан часто с колоссальным проявлением воли, значительной организованностью, самостоятельным принятием внутренней ответственности за свой личный рост. Самообразование направлено на приобретение знаний, которые прочно запоминаются и успешно реализуются в практической деятельности.
Роль мышления в самореализации учащихся
В процессе самореализации задействованы все психические процессы в комплексе. Однако, без всякого сомнения, большая роль принадлежит мышлению.
Согласно мнению Л. С. Выготского, образовательный процесс ставит мышление в центр сознательной деятельности ре-
бенка. Читателю уже известно, что мышление является высшим когнитивным процессом. Оно, будучи активной формой творческого отражения и преобразования человеком действительности, способствует порождению нового знания. В процессе самореализации ярко проявляется отличие мышления от других психических процессов, состоящее в том, что оно связано с выбором, разрешением противоречий, преодолением возникающих затруднений при достижении цели.
Прежде всего, вспомним слова Л. Н. Толстого об умном человеке - это человек и высоконравственный: умный человек хорошо понимает и принимает окружающих, он отзывчив и добр по отношению к другим людям. Основными качествами мышления, по мнению многих ученых, выступают гибкость, самостоятельность, глубина, широта, последовательность и некоторые другие особенности.
Гибкость мышления. Начнем наш разговор с определения значения гибкости мышления в самореализации ученика. Понятно, что от гибкости мышления зависит умение человека адаптироваться к ситуации, быстро ориентироваться в сложном мире. Если мы посмотрим на успешных людей, то обнаружим, что у них ярко представлена гибкость мышления, что повышает эффективность их деятельности, пользу от нее.
Что такое гибкость мышления? Обычно под гибкостью мышления понимают одну из динамических качественных характеристик мышления, проявляющуюся в особом умении решать интеллектуальные задачи, меняя при этом способы решения, разрывая шаблоны. Иными словами, гибкость мышления подталкивает человека на поиск новых стратегий поведения, установление ассоциативных связей под иным углом зрения и переход в поведении и мышлении от предметов одного класса к другим. Это мышление способствует всестороннему познанию предметов и явлений окружающего мира, отношений в нем. На другом полюсе от гибкости находятся ригидность (неумение выходить за рамки, адаптироваться, подстраиваться, мыслить нестандартно) и инертность (замедление темпа и недостаточная подвижность психических процессов).
Самореализация ученика требует от него развитого умения использовать сочетание своих мыслительных способностей в новой, каждый раз оригинальной обстановке. Часто в творческом процессе самореализации встречаются различные «сюрпризы», не каждый готов согласиться с новыми обстоятельствами, иными точками зрения, перестроиться. И тогда именно гибкость мышления спешит на помощь. Она легко обеспечит отказ от старого и принятие более актуальных позиций.
Исходя из вышесказанного, школьникам, вставшим на путь самореализации, необходимо обучиться умению мыслить гибко. А начать стоит с пробуждения этой потребности.
Во-первых, следует ответить на вопрос: «А для чего мне это нужно?». Ответы могут быть различными. Главный вывод состоит в том, что гибкость мышления - это тот волшебный ключик, который откроет небезразличному человеку дверь в интересную жизнь. Учителю самому целесообразно подумать над способами зарождения у ученика такой потребности в гибком мышлении. Как это сделать? Мы можем подсказать: с помощью нужного стимула. Под нужным стимулом мы понимаем тот, который доминирует у ученика в данный момент. Естественно, что у различных учеников потребности разные: кому- то важно выступить на сцене, кто-то хочет порадовать родителей хорошим ответом, а есть и те, кто желает получить удовольствие от общения с друзьями, добиться успеха. К чему бы не стремились школьники, в чем бы они не нуждались, - гибкость мышления поможет им прийти к цели.
И вполне понятно, и у педагога, и у ребенка возникает острая необходимость в освоении способов развития гибкости мышления. Многие психологи утверждают, что гибкость мышления - это врожденный инстинкт, чтобы он активно проявлялся, важны созданные условия. Давайте вместе подумаем, какие это могут быть условия.
Во-первых, это такие ситуации, когда речь идет о выживании либо об обеспечении качества жизни своих членов семьи. Естественно, что в образовательном процессе никто не вправе подвергать жизнь и здоровье школьника опасности. Однако имитационные игры вполне уместны. Например, «Представьте, что ваш самолет потерпел крушение у берегов Африки. Что вы будете делать в первую очередь?». Подобные ситуации-модели очень хорошо активизируют наш мозг, благодаря развитой гибкости мышления человек способен выжить.
Во-вторых, пробуждает потребность в гибком мышлении и какое-то очень сильное желание, ради которого человек готов начинать действовать с помощью всех своих личностных ресурсов. Мощное желание инициирует поиск наилучших способов решения проблемы, что является сложным. Легко действовать напрямик в отличие от гибкого подхода, подразумевающего обоснованный выбор из широкого веера различных вариантов развития ситуации один единственный. Здесь на помощь человеку спешит мотивация.
Развитию гибкости мышления могут поспособствовать специально применяемые педагогические методы, одним из которых выступает мозговой штурм. Его освоение, кстати, может пригодиться для самостоятельного применения обучающимся в организации и осуществлении процесса самореализации.
Метод мозгового штурма появился в 1941 году, его «родителем» выступил Алекс Осборн, сотрудник одного из американских рекламных агентств. В основе этого метода лежит стимулирование креативности людей, беспрепятственно выдвигающих как можно больше идей. В конечном счете, из большого количества предложений выбираются наиболее приемлемые для осуществления идеи.
Обычно выделяют три этапа метода мозгового штурма:
- Постановка проблемы. Очень важный этап, который нацелен на определение проблемы, участников и их ролей в группе.
- Генерация идей. Это основной этап, его ход направлен на получение от участников большого количества любых, даже на первый взгляд абсурдных идей. Ведущий предлагает развивать эти идеи, комбинировать без всякой критики, оценки тоже неуместны.
- Выбор варианта решения. Заключительный этап, смысл которого состоит в выделении эффективных, оригинальных способов решения проблемы (здесь разумная критика приветствуется).
П. А. Стариков сформулировал основные преимущества метода мозгового штурма:
1. Мощный синергетический эффект, когда происходит увеличение эффективности деятельности участников мозгового штурма за счет соединения идей отдельных членов группы в единое целое в результате проявления системного эффекта (эмерджентности).
2. Процесс проведения мозгового штурма является творческим процессом, поэтому увлекает участником, сплачивает их, в силу этих обстоятельств выглядит весьма привлекательно для людей.
3. Дружественная, эмоционально насыщенная обстановка раскрепощает участников, что, в свою очередь, позволяет им максимально раскрыть свой личностный потенциал, реализоваться.
Как видим, метод мозгового штурма обладает несомненными достоинствами, однако они могут проявиться только при правильно организованной работе. Авторы пособия полагают, что учителям будет интересно познакомиться со следующими правилами проведения успешного мозгового штурма:
- Обязательная подготовка. Ученикам сообщают заранее (за 2-3 дня) о мозговом штурме, для того чтобы они обдумали проблему.
- Большое количество участников. Это правило позволяет получить как можно больше идей. На уроке важно вовлечь всех школьников. Для создания комфортной обстановки можно разделить класс на подгруппы.
- Конкретизация проблемы. Необходимо актуализировать проблему непосредственно перед началом мозгового штурма, уделить внимание представлению всего поля предстоящей деятельности.
- Ведение заметок. Каждый школьник делает записи в ходе участия в мозговом штурме, причем фиксируются не только собственные мысли, но и высказывания других.
- Отсутствие критики. Какими бы нелепыми ни были высказывания, они не отвергаются. Не факт, что в итоге именно они не выйдут на первый план. Стоит помнить еще и о том, что критика всегда негативно влияет на людей, блокирует мышление.
- Предложение новых идей. Школьники должны привыкнуть к тому, что метод мозгового штурма требует генерирования большого количества идей. Но подростки часто стесняются, думают о том, как будут выглядеть в глазах других. Опытный учитель в этом случае достает свой «камертон» для настройки на верное звучание.
- Привлечение специалистов. К этой позиции есть смысл обращаться, если поиск решения заходит в тупик.
- Трансформация идей. Особенно эта позиция приемлема в том случае, если привлекательными являются несколько идей. Тогда можно объединить предложения, либо их части.
- Визуализация. Визуализация применяется для увеличения эффективности мозгового штурма, так как визуальное усваивается намного легче, по мнению психологов. Для этого используются различные средства: доски, флип-чарты, флеш-панели, диаграммы, интеллект-карты, схемы, рисунки, таблицы и др.
- Использование приема «обратный мозговой штурм». Данный прием предполагает моделирование отрицательного результата, который затем преобразуется в полезное решение. Например, участники мозгового штурма заняты поиском ответа на вопрос «Что может улучшить отношения между учителем и школьником?». Обратный мозговой штурм позволяет обнаружить сначала худшие решения с помощью негативного мышления, а потом - сформулировать решения в противоположной плоскости.
Итак, применение метода мозгового штурма окажет добрую услугу школьнику в процессе его самореализации для решения сложных проблем. Этот метод будет применим и в дружбе, и в увлечениях, и в последующей работе, и в семейных отношениях. Мозговой штурм позволяет расширить мышление, сделать его более гибким.
Г ибкость мышления подразумевает наличие таких важных качеств, как настойчивость и упорство, которые ориентируют ученика на напряженную работу мышления. Напомним, что размышлять, искать новые варианты решений задач - это всегда непросто. Настойчивость и упорство противоположны прямолинейности и упрямству. Эти последние создают преграду для креативной мысли, для поиска ответов на важные вопросы.
Импровизация - это еще одна важная составляющая гибкости мышления. Импровизация подразумевает творческий подход к любому делу, критическое отношение к происходящим событиям, в том числе и своему поведению. Творчество зарождается в среде, лишенной шаблонов и стереотипов, оно проявляется у людей внутренне свободных, не связанных рамками ограничений. Психологи утверждают, что умение ощущать себя свободным - это мировоззрение человека, способного отказаться от ненужных установок. Сейчас речь идет не об отказе от правил социального поведения, но об умении абстрагироваться в нужный момент для развития творческого мышления, для полета фантазии.
И когда творческое мышление начнет развиваться, тогда будут совершенствоваться умение импровизировать и, как следствие, гибкость мышления. Как часто ученик боится представить другое разрешение ситуации, не допускает отказ от привычного для прохода через непробиваемые стены. Поэтому часто школьнику трудно сойти с установленных рельсов из-за отсутствия умения импровизировать, нарушать правила игры. Исследовательская позиция способствует использованию необычных подходов, придумыванию нового.
Естественно, что для развития гибкости мышления школьников, требуется учитель, понимающий важность этого, владеющий приемами, подталкивающими учеников к полету фантазии, к принятию решений в новых нестандартных ситуациях, к более легкому пониманию действий других.
Самореализация подразумевает наличие высокоразвитого качества - самостоятельности мышления, с помощью которого ученик может успешно разрешить проблемную ситуацию, задачу, изменить ее условия. Самостоятельность ума предполагает наличие самокритичности - объективной оценки собственных положительных и отрицательных сторон, достоинств и недостатков. Ученик, обладающий самостоятельным мышлением, всегда может высказать обоснованное собственное мнение о том или ином предмете, явлении.
На самостоятельность и критичность мышления оказывают большое влияние накопленные знания и багаж жизненного опыта. Огромное значение для становления этих качеств имеет стиль обучения в школе. Если ученику не дают готовые знания, а создают условия для самостоятельного поиска, то можно уверенно говорить об ожидаемых процессах развития самостоятельности и критичности его мышления.
Глубина, широта, последовательность и быстрота мышления тоже играют свою определенную роль в самореализации ученика.
Глубина мышления помогает школьнику вникнуть в суть дела, выявить причины явлений, понять происходящее во всем многообразии существующих отношений. Наличие глубокого ума является характерным признаком великих ученых, известных мыслителей. Это качество будет способствовать ученику в процессе самореализации «дойти до корня», быть принципиальным в своих намерениях.
Широта мышления позволяет видеть всю картину событий полностью, затронуть широкий круг рассматриваемых проблем, творчески размышлять в различных областях жизнедеятельности. Данное качество тесно связано с умением ученика не только охватить весь вопрос в целом, но и не оставить без внимания нужные существенные детали для его самореализации.
Последовательность мышления проявляется в умении рассматривать вопрос в строгом логическом порядке. Ученик, обладающий подобным умением, может размышлять целенаправленно, не «соскальзывать» в сторону. Представляя свой ход мысли, он придерживается строго плана. Его положения характеризуются рассудительностью, доказательной базой, наличием выводов. Строгий логический ум, без всякого сомнения, будет верным союзником школьнику для последовательного раскрытия своего «Я».
Быстрота мышления необходима обучающемуся в тех случаях, когда он должен принять быстрое решение. Быстрота мышления отличается от торопливости, создающей помехи качеству, глубине, широте, последовательности мышления.
Завершая установление связи мышления с самореализацией обучающегося, авторы констатируют несомненную зависимость успеха реализации личностного потенциала от развитых гибкости мышления, самостоятельности, глубины, широты, последовательности и быстроты. И, конечно же, от умелых педагогических действий зависит заинтересованная позиция ученика.
Значение речи в реализации школьниками своих способностей
Невозможно представить жизнь современного человека без речи. Каждый день школьнику приходится справляться с огромным потоком информации на уроках, обрабатывать новый материал, отвечать, и в этом процессе не последняя позиция принадлежит речи. Сегодня важно не только аргументированно представлять свои мысли, но и формулировать перспективные планы, направленные на самореализацию личности школьника.
Для определения зависимости самореализации от развитости речи авторы предлагают рассмотреть элементы процесса раскрытия способностей.
Первый элемент в данной структуре - это мотивация, которая касается возникновения потребностей в общении. Именно мотивация подталкивает школьника вступать в активное взаимодействие с окружающими в целях установления поддержки и понимания замысла в раскрытии своих способностей.
Не обойтись и без системного планирования и прогнозирования ожидаемого результата. В этой позиции школьник с помощью внутренней речи продумывает цель, распределение собственных ресурсов. При этом, конечно же, присутствуют и анализ и рефлексия на тему важности и полезности проектируемых событий, а также отбор предполагаемых действий.
Следующий элемент - это реализация запланированных намерений. На этом этапе происходит достижение сформулированной цели, структурированной в задачах. С помощью речи (внутренней и внешней) осуществляются пошаговые действия, направленные на личностный рост.
Контроль выступает заключительным этапом любого вида деятельности. Процесс самореализации не является исключением, так как для оценки результативности совершенных поступков, для понимания правильности решения задач важно постоянно смотреть как на промежуточные, так и на конечные результаты. И на этом этапе необходимо проговорить достижения и неудачи, услышать мнения одноклассников и учителей. Как видим, речи отводится также и здесь немаловажная роль.
В психологии выделены внешняя речь (с другими людьми) и внутренняя речь (разговор с самим собой). В процессе самореализации личности задействованы оба способа. Внешняя речь позволяет школьнику удовлетворить потребность в выражении мыслей, эмоций, настроения. Эта способность дает возможность обучающимся взаимодействовать с одноклассниками, учителями, вести диалоги, представлять опыт в виде монологов, обмениваться информацией. Внутренняя речь происходит в сознании ученика, она связана с переживаниями, чувствами. Для нее характерны непоследовательность, хаотичность. Внутренняя речь постоянно сопровождает процессы планирования, прогнозирования, рефлексии в самореализации школьника.
Манера выражения речи способствует адекватному восприятию мыслей. Поэтому для придания речи убедительности, силы воздействия школьнику можно предложить освоить искусство риторики. Конечно, тембр голоса является врожденным качеством, а вот владение интонацией, регулированием скорости во время произношения, умение делать нужные паузы придают речи неповторимое своеобразие, уникальность, привлекают слушателей.
Речь поможет школьнику выразить себя в различных видах деятельности, она выступает тем инструментом взаимодействия, который обеспечивает возникновение симпатии и живой заинтересованности у собеседника. Именно благодаря речи школьники могут представить свои находки, изобретения, продукты творчества.
В процессе самореализации обучающийся обращается к различным источникам информации: книгам, интернету. Читая, школьник расширяет свои представления о мире, у него накапливаются знания. При этом речи, безусловно, принадлежит приоритетное значение, так как человек совершенствуется путем общения, обсуждения изученного. Без речи невозможен рост в какой-бы то ни было сфере жизнедеятельности: учебе, науке, творчестве. Куда бы школьник ни поехал, с кем бы ни вступил в контакт, ему важно владеть речью.
Встав на путь самосовершенствования, ученик часто имеет стремление что-то поменять в жизни, избавиться от груза прошлого, накопить новый опыт. В процессе самореализации ему будет надежной спутницей речь: она руководит на пути к достижению цели, к необычным свершениям. Если личность готова действовать, творить, невзирая на препятствия в этом сложном пути, то и речь будет полностью задействована в этом процессе.
Таким образом, речевая деятельность в жизни человека играет огромную роль, имеет приоритетное значение. Речь необходима для установления взаимодействия во всех многообразных видах деятельности: игре, учебе и труде, познании и творчестве. Любая профессия требует контакта с людьми. Чтобы эти контакты были гармоничными, целесообразно освоить психологию бесконфликтного общения. Школьнику для эффективного общения важно постоянно работать над развитием речевых умений, много времени уделять технике произношения, построению фраз, обогащению словарного запаса. Роль педагога в этих процессах очевидна: он выступает мотиватором, организатором, помощником, - тем человеком, который всегда рядом, может ненавязчиво прийти на помощь. Способам развития речи будет посвящен параграф третьей части данного учебного пособия.
Выводы по § 2.3. В данном параграфе установлена зависимость успешной самореализации школьников от мышления и речи. Благодаря этому выводу педагогам необходимо направить усилия на развитие интеллектуальных процессов обучающихся. Полезным будет для практиков и разработанный авторами алгоритм конкретных действий, направленных на самореализацию школьника.
Вопросы для самоконтроля к § 2.3
1. Что вы понимаете под самореализацией личности?
2. Кто из ученых внес вклад в разработку проблемы самореализации человека? Какой именно?
3. Сколько этапов вы бы осуществили в конструировании стратегии самореализации школьника? Назовите их.
4. Почему важно сегодня целенаправленно формировать у школьника гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность мышления?
5. Можете ли вы дать определение гибкости мышления?
6. Как педагог способствует зарождению у ученика потребности в гибком мышлении?
7. Является ли метод мозгового штурма эффективным для развития гибкости мышления? Обоснуйте ваш ответ.
8. Что обеспечивает проведение успешного мозгового шту - рма?
9. Какая существует связь между импровизацией и гибкостью мышления?
10. В чем состоит значение речи в реализации школьниками своих способностей?
Задания для самостоятельной работы к § 2.3
1. Опишите (устно, письменно) реализованного человека.
2. Промежуточная оценка осуществления стратегии самореализации школьника подразумевает совместное обсуждение педагогом и учеником достижений, трудностей, самого процесса. Предложите список примерных вопросов для проведения такого обсуждения со школьниками различных возрастных групп.
3. Изобразите на бумаге алгоритм проведения мозгового штурма.
4. Прием «обратный мозговой штурм» представляет собой моделирование отрицательного результата, который затем преобразуется в полезное решение. Составьте примеры заданий на применение этого приема для обучающихся начальной школы (либо основной школы, либо старшеклассников).
5. Проанализируйте ваш собственный педагогический стиль на предмет того, насколько он соответствует самореализации школьников.
Источник: Ильясов, Д. Ф. Практическая психология в педагогической деятельности учителя. В 5 книгах. Кн. 1: Развитие интеллектуальной сферы учащихся : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д. Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова, В. В. Кудинов. - Челябинск. : ЧИППКРО, 2021. - 264 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |