Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||
Страница 4 из 5
|
Рис. 11. Этапы творческой деятельности
Потенциал - это скрытая структура, которая проявляется непосредственно в творческих способностях при определенных условиях. Иными словами, можно увидеть связь воображения и творческого потенциала. Однако, развивая эту мыль, обратимся к С. Л. Рубинштейну, утверждавшему о существенной роли воображения в каждом творческом процессе, особенно в художественном творчестве. Он отмечает, что воображение и творчество связаны друг с другом как в прямой, так и в обратной зависимости. Хотя для творчества необходимо не только воображение, само творчество развивает воображение личности. Рубинштейн выделял виды воображения исходя из видов деятельности - техническое, научное, конструктивное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, развивающиеся и проявляющиеся в разных видах творческой деятельности, образуют творческое воображение - высший уровень развития воображения.
Воображение может выполнять разные роли: не только создание оригинального и формулирование новых идей, но и компенсацию нерешенных проблем. Это тоже важно учитывать в образовательном процессе. Причем компенсация за счет воображения может осуществляться в нескольких вариантах: выражение переживаний в творческих (музыкальных, художественных) произведениях и построение идеальной ситуации, замещающих реальный неуспех45. Бывает так, что на уроке ребенок погружается в свои мысли, отстраняясь от восприятия информации. Это может говорить о том, что ему стало неинтересно либо он задумался о полученной информации. Помимо прочего, это может свидетельствовать о неудовлетворенности реальной ситуации и желании уйти в мир иллюзий и фантазий, в которых компенсируются реальные жизненные трудности. Кстати, компьютерная зависимость современных детей также может говорить о желании уйти в мир иллюзий, потребности самореализации в виртуальном фантазийном мире, если не получается это сделать в реальности.
Поднимая вопрос о видах воображения, можно выделить пассивное и активное воображение. Это вполне закономерно, говоря об их связи с творческими способностями. Пассивное, или непреднамеренное воображение проявляется в появлении спонтанно возникающих образов (без участия сознания). Его еще обозначают как грезы, которые зачастую человек не стремится воплотить в жизнь. Активное же (преднамеренное воображение) является сознательным и намеренным процессом. Такое воображение принимает важное участие в целеобразовании. Кстати, хотелось бы подчеркнуть, что любая сознательная деятельность отличается наличием цели, в формулировании которой и участвует воображение (совместно с мышлением и некоторыми другими психическими процессами).
Рассматривая роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся, стоит отметить, что активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение тесно связано с памятью, когда человек на основе полученной ранее информации пытается воспроизвести что-то уже известное. Например, когда дети пишут сочинение на заданную тему или играют в сюжетно- ролевые игры, воспроизводя увиденные ранее модели поведения. Творческое же воображение отличается созданием нового либо трансформацией существующих разработок и их иным воплощением. Хотя такое деление может быть условным, потому что и воссоздающее, и творческое воображение взаимосвязаны и оказывают большое влияние на раскрытие творческого потенциала .
Конечно, это происходит в том случае, если ребенок находится в соответствующих условиях. Если ему интересно, комфортно, есть определенные стимулы и желание, тогда он более свободен в выражении своих фантазий, планов, намерений и новых образов. Хотя есть версии, когда стрессовые ситуации активизируют психические процессы человека, в том числе и воображение. Но, опять же, при длительном течении стресса или его яркой выраженности все психические процессы человека притупляются.
Есть еще один важный момент, который также принципиально отметить. Часто развитое воображение и оригинальность мышления может проявляться у лиц с психическими нарушениями. Так, такой тип пассивного воображения, как галлюцинации, наблюдается при шизофрении. И вообще многие талантливые и одарённые люди отличатся неординарностью мышления. Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» отмечал, что в большинстве ситуаций возникновение гения является результатом объединения высокой одарённости с некоторым психопатологическим компонентом . Он анализировал истории жизни и творчества гениев в разных областях науки и творчества и отмечал нарушения в разных сферах их личности. Поэтому креативность ученика может свидетельствовать о разном.
Также важно отметить, что человек не рождается сразу с формированным воображением. Его развитие происходит в ходе онтогенеза человека и базируется на накопленных представлениях. Далее эти представления могут выступать материалом для создания разных образов воображения. Иными словами, для раскрытия его творческого потенциала. Причем воображение совершенствуется в тесной взаимосвязи с развитием всей личности, в ходе обучения и воспитания, в неразрывности с памятью, мышлением, чувствами и волей . В этой связи вполне закономерно возникает вопрос: как управлять развитием воображения в человеке и повлиять на проявление его творческого потенциала в деятельности.
Г. Альтшуллер и И. Верткин в книге «Как стать гением» говорят о том, что развитие воображения и творческой личности начинается еще в дошкольном возрасте. Ребенку необходимо встретиться с чудом, которое поразит его воображение и направит личность к творческому процессу. Причем особую роль в этом процессе должны играть родители ребенка: пока- зать ему такое «чудо», заинтересовать. Однако одного чуда недостаточно, оно является только пусковым механизмом для творческого проявления личности. Далее подключаться должен труд и организованность . В этом, мы полагаем, и заключается раскрытие творческого потенциала. Какие основания позволяют говорить о его наличии? Скорее всего, проявление творческих способностей в разного рода деятельности (научной, технической, художественной и др.).
Кстати, Г. Альтшуллер разработал теорию решения творческих задач, которые подразделил на пять уровней творчества. Так, задачи первого уровня решаются путем мысленного перебора нескольких стандартных вариантов решения. Задачи второго уровня решаются через анализ десятков вариантов правильных подходов. Средства решения этих задач принадлежат одной отрасли знаний, и необходимо видоизменение объекта для получения нужного эффекта. Для правильного решения задач третьего уровня придется рассмотреть уже сотни вариантов, когда исследуемый объект требует кардинальных изменений. Здесь следует обратиться в смежные области знаний при использовании приемов решения задач. В задачах четвертого уровня объект меняется полностью. При этом поиск решений осуществляется чаще в сфере науки, среди крайне редко проявляющихся эффектов и явлений. И, наконец, на пятом уровне для решения задач требуется изменение всей системы объекта. Число проб и ошибок здесь увеличивается многократно, а средства решения задач такого уровня могут пребывать за пределами возможностей современной науки. Поэтому, как отмечает автор, сначала необходимо сделать открытие, а затем, используя новые научные факты, решать творческую задачу.
Кроме того, по мнению Альтшуллера, важнейшим способом решения творческих задач вступает их перевод с высших уровней на низшие. Если задачи пятого или четвертого уровня через специальные приемы перевести на второй или даже первый уровень, то их решению поможет стандартный перебор вариантов. Таким образом, необходимо научиться сужать поисковое поле достаточно быстро, трансформируя «трудную» задачу (проблему) в «легкую».
Все вышеотмеченное говорит о том, что, несмотря на кажущуюся простоту, непредсказуемость и произвольность возникающих образов, творческое изменение действительности в воображении происходит по определенным законам. Формирование новых представлений происходит на базе сохраненных ранее в сознании понятий (через операции анализа и синтеза). Поэтому можно сказать, что процессы воображения базируются на мысленном разложении первичных представлений на составные элементы (анализ) и последующем соединении их в новых сочетаниях (синтез). Они носят аналитико-синтетический характер. То есть творческий процесс строится на тех же механизмах, которые применяются и при создании образов воображения.
Итак, резюмируя предоставленные выше позиции, отметим, что:
1. Творческий потенциал является резервуаром для дельнейшего проявления личностных способностей (критичность ума, изобретательность, открытость новому), которые позволяют оптимально изменять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
2. Творческий потенциал - основа самореализации личности. Он определяется биологическими и социальными факторами.
3. Переход творчества из потенциального в актуальное состояние определяется комплексом факторов, в которых сочетаются как личностные особенности (биосоциальный компонент), так и условия их развития (социальный аспект).
4. Когнитивные психические процессы личности (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) играют ведущую роль в реализации творческих способностей личности.
5. Восприятие и воображение - познавательные процессы, которые участвуют в получении и трансформации полученной индивидом информации.
6. Накопленная информация является базой для осуществления практических действий человека. Ее переработка (анализ, синтез) позволяет выдвигать новые суждения, совершенствовать деятельность, придавать ей творческий характер.
7. Восприятие и внимание, таким образом, участвуют в раскрытии творческого потенциала учащихся. Они выступают на разных уровнях творчества и являются неотъемлемой частью творческой деятельности.
Что же касается творческого потенциала учащихся, то обратимся к исследованию К. В. Петрова, раскрывшему данный вопрос в докторской диссертации. Он отмечал, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, позволяющим человеку получать значимые новые результаты. Развитие творческого потенциала школьника обусловлено его интересами и личностными потребностями и рассматривается как произвольно восполняемый ресурс.
Структуру творческого потенциала составляют мотивация школьника и его способности. Мотивационный компонент включает учебно-познавательные мотивы, а также мотивацию к творчеству и саморазвитию. Компонент способностей содержит общие способности, способности к творчеству (в любом виде деятельности) и способности к какому-то конкретному виду деятельности. Все компоненты взаимосвязаны, и их совершенствование обуславливает личностное развитие человека в направлении движения к его индивидуальности и формированию творческого отношения к деятельности.
Таким образом, можно увидеть, что восприятие и воображение являются только первыми кирпичиками развития творческого потенциала. Они участвуют в процессе творческой деятельности и обуславливают раскрытие и развитие творческого потенциала. Наличие же мотивации и способностей позволяет дальше его реализовать.
К. В. Петров также отмечает, что развитие творческого потенциала учащихся происходит в их творческом взаимодействии с учителями, воспитателями и родителями. Такое взаимодействие и стимулирует так называемый «ансамбль мотивации и способностей» личности. Этот ансамбль позволяет поступать нестандартно, порождать новые продукты - как объективно, так и субъективно полезные (ценные для общества и лично для себя).
Важно понимать, что творческий потенциал школьника должен проявляться не в отдельной конкретной деятельности, а в общении и самопознании. Творческий потенциал обучающегося реализуется в ходе его социализации, во взаимоотношениях с окружающим миром и прежде всего со школой. Творческий потенциал личности рассматривается как саморазвивающаяся и самоуправляемая система, которая координирует, интегрирует, проектирует и регулирует деятельность. Он может проявляться на разных уровнях (высокий, средний, низкий), демонстрируя эффективность реализации в разных видах деятельности, включая учебную.
Низкий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в следующем: слабая учебно-познавательная мотивация, низкая мотивация к саморазвитию и к творчеству. Также отмечается низкий уровень развития общих способностей, склонностей к творчеству, готовность к неудаче. Кроме того, отмечается низкая интеллектуальная активность, комфортность личности, низкая интеллектуальная активность, трудности определения причин неудач, нежелание творить.
Средний уровень развития творческого потенциала отличается неадекватностью мотивации и способностей. Это может проявляться в высоком уровне учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию, к творчеству в сочетании с низким уровнем развития общих способностей, способностей к творчеству. Может быть и наоборот - низкий уровень развития мотивации и высокий уровень творческих способностей. Такие обучающиеся показывают периодическую удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей, при этом демонстрируют неадекватный уровень знаний об учебной деятельности. Можно увидеть у них не всегда осмысленное отношение к деятельности или ситуативную увлеченность творчеством и учебной деятельностью. Средний уровень интеллектуальной активности, автономности личности, трудности в определении причин неудач. Также стоит отметить неадекватное проектирование восполнимости творческого потенциала.
Высокий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в высокой учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию и творчеству. Отмечается готовность к неудаче, высокий уровень проявления общих и специальных способностей, в том числе к творчеству. Демонстрируется удовлетворенность уровнем реализации собственных способностей; адекватное представление об учебной деятельности, сознательное общее отношение к деятельности. Проявляется яркая интеллектуальная активность, познавательная самодеятельность, осознание своего опыта, автономность личности и др. Такие учащиеся способны выработать творческий способ решения задач, эффективная учебная деятельность и саморазвитие («творчество ради творчества и самого себя») .
Можно выделить этапы развития творческого потенциала школьников. Отметим, что мы несколько преобразовали предложенную А. К. Петровым периодизацию, расширив возрастные границы. В таблице представлены этапы проявления творческого потенциала, сопряженные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью каждого периода (табл. 4).
В дошкольном возрасте творческий потенциал реализуется через игровую деятельность, преимущественно сюжетноролевую игру в старшем дошкольном возрасте. С трех лет ребенок начинает фантазировать, что очень важно для развития его мышления, речи, воображения. И его фантазии проявляются в рисунках, поделках, играх, сценических выступлениях и пр.
В младшем школьном возрасте в учебной деятельности ребенок может раскрыть свои творческие способности. Напомним, что учебно-познавательная активность и является одним из проявлений творческого потенциала личности. Помимо прочего, реализация творческого потенциала может проявиться в спортивной, коммуникативной, исследовательской, художественной деятельности.
У подростков ведущей деятельностью является общение. Поэтому расширение социальных контактов, общение со сверстниками является сферой преломления творческих способностей ученика. Конечно, речь идет о реальном и качественном общении, а не формальном и виртуальном, которое все чаще можно обнаружить у современных подростков.
В юношеском возрасте учащемуся важно определиться с выбором профессии. Реализация себя в определенной творческой деятельности (научной, технической, художественноэстетической) позволит успешнее пройти этот процесс.
Таблица 4
Возраст |
Этап развития творческого потенциала школьника |
Ведущая сфера проявления |
3-5 лет |
Средний дошкольный |
Сюжетно-ролевая игра |
6-7 лет |
Старший дошкольный |
Воображение в игровой деятельности |
8-10 лет |
Младший школьный |
Систематическое обучение |
11-14 лет |
Подростковый |
Расширение социальных |
15-17 лет |
Юношеский |
Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, поиски смыслов |
Если вновь затрагивать вопрос о факторах, определяющих развитие творческого потенциала учащихся, то К. В. Петров выделяет связь с социальной ситуацией школьников и их состоянием здоровья. Было выявлено, что в процессе развития творческого потенциала школьников на формирование их личностных особенностей (эмоциональной стабильности, экстраверти- рованности, тревожности, агрессивности), кроме условий обучения и семейного воспитания, оказывает влияние и состояние здоровья. Было определено, что динамика развития личностных особенностей различна у здоровых детей и детей с нарушенным здоровьем.
Важно понимать, что и система родительского воспитания (а именно стиль семейных отношений) оказывает существенное воздействие на формирование личностных особенностей учеников 7-17 лет и соответственно развитие их творческого потенциала. Тип родительского отношения в большей мере влияет на младших школьников, чем на старшеклассников. В этой связи актуален принцип ранней диагностики и развития ребенка, учитывая сензитивные периоды для формирования той или иной личностной черты и функции. Кроме того, семейные ценности и установки родителей по отношению к ребенку выступают важной характеристикой семейного воспитания. Что в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала школьника и успешность его социальной адаптации. Поэтому взаимодействие педагога с семьей позволит значительно повысить творческий потенциал личности школьника.
И, конечно же, нельзя не затронуть такой важный аспект, как личность самого педагога в творческом развитии ученика. В процессе взаимодействия с обучающимся учитель развивает его личность и создает условия для выявления и проявления скрытых ресурсов. Это можно соотнести с формированием зоны ближайшего развития ребенка по Л. С. Выготскому.
Эффективность процесса развития творческого потенциала обучающихся определяется уровнем «интеллектуальности среды» и характера общения с педагогами. Ситуации соревновательного характера, совместной деятельности повышают познавательную активность . Однако важно понимать, что не всегда ситуации напряжения стимулируют раскрытие творческого потенциала. К примеру, тревожные обучающиеся проявляют скованность в соревновательных мероприятиях, боясь подвести коллектив. В этой связи учет индивидуальных особенностей позволит педагогу быть более эффективным в процессе стимулирования познавательной активности учащихся.
Выводы по параграфу § 2.2. Завершить рассмотрение данного вопроса хотелось бы следующим выводом. Чтоб стимулировать раскрытие творческого потенциала учащихся, учителю необходимо самому быть творцом. Только стремление к личностному саморазвитию и развитию детей позволит вывести школьника на новый уровень развития и совершенствования свой деятельности. Восприятие и воображение играют существенную роль в раскрытии творческого потенциала учащихся. Поэтому учителю важно создать оптимальные условия их развития.
Вопросы для самоконтроля к § 2.2
1. Какие нормативные документы регламентируют необходимость развития творческого потенциала у современных обучающихся?
2. Раскройте свое понимание творческого потенциала личности.
3. Покажите взаимосвязь психического процесса «восприятие» с раскрытием творческого потенциала личности.
4. Укажите виды восприятия, необходимые для развития творческих способностей.
5. Какова роль инсайта в творческом процессе.
6. Какие факторы - генетические или социальные - лежат в основе творческого потенциала личности?
7. Дайте определение понятию «воображение».
8. Покажите взаимосвязь когнитивных психических процессов в осуществлении творческой деятельности.
9. Какова роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся?
10. Какой стиль воспитания в семье способствует раскрытию творческого потенциала ребенка?
Задания для самостоятельного выполнения к § 2.2
1. Познакомьтесь с изданием Г. Альтшуллера, И. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности» [Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - Минск : Беларусь, 1994. - 479 с.].
Приведите примеры задач первого и второго уровней творчества.
2. Разработайте рекомендации для педагогов по выстраиванию общения, активизирующего творческие способности ученика.
3. Вспомните ситуации из своего прошлого, когда вы чувствовали раскрытие своего творческого потенциала. Какие факторы этому способствовали?
4. Составьте примерную программу собрания для родителей по теме «Стиль воспитания в семье и творческие способности ребенка».
5. Приведите примеры фильмов, в которых можно увидеть этапы раскрытия творческого потенциала личности.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |