На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Причины невнимательности
Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Мышление и речь как факторы самореализации учащихся
Все страницы

 


§ 2.2. Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся


Деятельность творческого характера учащихся сегодня приходит на смену традиционной исполнительской деятельности.
В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что учитель должен эффективно выстраивать воспитательную и развивающую работу в учебном процессе. В частности: «...осуществлять развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей». Кстати, в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования красной нитью проводится линия творческого развития обучающегося (ФГОС НОО, ООО, СОО). Так, в «портрете выпускника» начального общего образования выделяются такие его качества, как: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира . Выпускник основного общего образования должен также «.активно и заинтересованно познавать мир», при этом «.осознавать ценность труда, науки и творчества» . На уровне среднего общего образования в «портрете выпускника» выделяются такие его характеристики, как: креативность и критическое мышление. Он должен «.активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценность образования и науки, а также труда и творчества». Иными словами, творческая личность важна для современных реалий.
Причем данная тенденция отмечается не только в образовательных организациях, но и на предприятиях и в компаниях разных производственных отраслей. Это говорит о том, что творческий потенциал личности сегодня очень ценится, а соответственно творческая личность востребована на рынке труда. В этой связи важно понимать, какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала индивида. Какие его личностные особенности определяют проявление данного потенциала? Как интеллектуальная сфера и определенные психические процессы проявляются в раскрытии и реализации творческого потенциала учащихся?
Для этого следует изначально определиться, что мы подразумеваем под творческим потенциалом. Вообще понятие «творческий потенциал» в педагогических и психологических исследованиях характеризуется по-разному. А именно:
- как синтетическое качество, характеризующее определенную меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И. О. Мартынюк, В. Ф. Овчинников);
- как комплекс реальных возможностей, навыков и умений, определяющих уровень их развития (Л. Н. Москвичева, Г. А. Пихтовникова);
- как открытость к новому, систему знаний, убеждений, которые влияют на построение и регуляцию деятельности (кроме того, это высокая степень сформированности мышления, гибкость его, даже нетерпимость, оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности) (Т. Г. Браже, Ю. И. Кулюткин);
- как комплексное личностное свойство, проявляющееся в отношениях человека к творчеству (А. М. Матюшкин);
- как сферу творческой личности, аксиологический потенциал (М. С. Каган, А. В. Кирьякова) .
Рассмотрение творческого потенциала связывают с понятием движения и развития от потенциального к актуальному (Аристотель). Потенциал близок понятию ресурса, он представ- ляет совокупность накопленных свойств системы личности. Можно сказать, это некий резерв существующих способностей личности, которые должны проявиться в деятельности. Творчество же определяется как создание чего-то нового, имеющего определенную ценность для общества . Считаем, что наиболее исчерпывающее определение творческого потенциала дает В. Г. Рындак . Под творческим потенциалом он понимает систему личностных способностей (воображение, критичность ума, изобретательность, открытость всему новому), которые позволяют оптимально изменять приемы действий в соответствии с новыми условиями. Также сюда включаются знания, умения, убеждения личности, определяющие результаты ее деятельности (оригинальность, новизну, уникальность подходов). В результате это побуждает человека к творческой самореализации и саморазвитию. Примечательно, что автор в качестве характерной черты творческого потенциала выделял избыточность по отношению к реализации, то есть наличие «запаса» возможностей. Это является условием, позволяющим индивиду эффективно решать новые проблемы.
Таким образом, можно сказать, что творческий потенциал очень важен для современных детей. Потому что сегодня общество их ориентирует на самостоятельность в решении жизненных ситуаций. И наличие неких ресурсных возможностей (потенциала) позволит гораздо успешнее не только адаптироваться к происходящим процессам, но и повлиять на них. Этому как раз будет способствовать творческий потенциал. Он позволяет видеть новое в привычном либо решать сложные, казалось бы, тупиковые ситуации неожиданными способами.
Важно понимать, каковы условия и что за факторы определяют развитие творческого потенциала. Исследователями ведутся споры о доминировании биологических либо соци- альных предпосылок в его раскрытии. В любом случае, одной наследственностью или социальными факторами его сложно объяснить. Соответственно и повлиять на раскрытие творческого потенциала можно путем комплексного воздействия. В исследовании А. Р. Шниповой отмечается, что развитие творческого потенциала - результат реализации генетической и социальной программ во взаимодействии с креативной средой . Это позволяет сделать вывод, что только комплекс условий позволит быть эффективным в этом вопросе. Если говорить о генетической программе, то важно определить развитие каких когнитивных процессов способствует проявлению творческого потенциала. Рассуждая о социальных факторах, стоит найти мотивационные условия раскрытия творческого потенциала.
Рассмотрим взаимодействие данных сфер: биологической и социальной. В качестве биологической определим, какие психические процессы (восприятие, внимание, воображение и др.) влияют на раскрытие творческого потенциала. И при этом какие условия нужны для развития данных процессов и проявления творчества (социальный фактор).
Говоря о творческих способностях (музыкальных, художественных, танцевальных), многие исследователи отметают роль восприятия в их формировании и развитии. Восприятие понимается как субъективный образ явления (предмета, процесса), непосредственно воздействующий на отдельный анализатор или чаще систему анализаторов, в его объективной целостности и совокупности свойств . Иными словами, вся информации проходит через органы чувств и затем формируется в виде некоего образа, пополняющего нашу систему представлений. При этом важно понимать, что восприятие от ощущения отличается не только целостностью, но и субъективизмом. Иными словами, пропуская информацию через органы чувств и собственный опыт и установки, мы можем получить образ, отличный от такого у другого человека.
Классификации видов восприятия строятся на двух принципах: по органу чувств, принимающему информацию, и непосредственно по самой воспринимаемой информации. В первой классификации, как правило, выделяют пять видов восприятия: осязание, зрительное и слуховое восприятие, а также обонятельное и вкусовое. Вторая классификация раскрывает особенности восприятия пространства, времени и человека. Вторая классификация рассмотрена в первой части, поэтому вкратце опишем первую. При этом сосредоточим внимание на тех видах восприятия, которые чаще всего задействованы обучающимся в творческой деятельности.
Осязание играет основную роль в регуляции, контроле и коррекции движений рук. Осязание дает нам знания о пространстве и свойствах предметов. В основе восприятия базируются температурные, тактильные и кинестетические ощущения. Основным органом данного восприятия является рука (активная). При этом ведущая роль принадлежит пальцам. Ощупывая предметы, человек получает представление о форме, температуре, материале и других свойствах. Осязание необходимо для таких видов творчества, как хореографическая и сценическая деятельность. Если говорить об изобразительной деятельности, то осязание важно для лепки, конструирования, шитья (любого ручного труда).
Зрительное восприятие чаще всего используется человеком для ориентировки в пространстве и при взаимодействии с окружающим миром. Его рабочим органом является глаз. Зрительное восприятие позволяет человеку получать основную информацию об окружающем мире. Оно необходимо для восприятия пространства, времени, величин, форм. Зрительное восприятие играет важную роль в коммуникации, так как именно невербальное общение дает наиболее достоверную и полную информацию о состоянии и побуждениях человека. Если говорить о творческой деятельности, то все изобразительное искусство, как в прочем и другие виды творчества, строится в первую очередь на зрительном восприятии.
Слуховое восприятие значительно отличается от других видов восприятия. Так, осязательное и зрительное восприятие раскрывают мир предметов, локализованных в пространстве. А слуховое восприятие отражает последовательность звуковых раздражений. У человека, в отличие от животных, слуховое восприятие играет социальную роль. Выделяются фонематическая система (звуковые коды языка) и ритмико-мелодическая (музыкальные коды) система.
Даже если ухо животного обладает более тонкой звуковой чувствительностью (лучше слышит на расстоянии), чем ухо человека, то слух человека отличается большей сложностью (богатством и динамикой звуковых кодов). Слуховое восприятие содержит моторный компонент. Двигательный компонент включает пропевание голосом (для формирования музыкального слуха) и проговаривание (для формирования речевого слуха). Поэтому в литературно-поэтической и музыкальной деятельности данное восприятие играет большую роль.
Г оворя о музыкальном восприятии, следует иметь в виду два его значения. Первое - это освоение различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Второе - непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями .
Если рассматривать раскрытие творческого потенциала не только в отдельных видах художественно-эстетической деятельности, что в первую очередь соотносится с творчеством в целом, но и в условиях учебной деятельности (научное, исследовательское, педагогическое творчество), то вкратце остановимся на других видах восприятия.
Для успешного освоения дисциплин естественно-математического цикла большую роль играет восприятие пространства. Восприятие размеров объектов, их форм, расстояний, взаиморасположение предметов и прочее особенно часто задействует- ся на уроках математики, геометрии, физики, черчении, географии. То же самое можно сказать и о таком виде восприятия, как восприятие движения. Так, в исследовании В. В. Кудинова рассматриваются особенности образно-чувственного определения физических величин, где задействуются различные виды восприятия. Предложены задания, которые может использовать учитель для развития зрительного и тактильного восприятия школьников . Качество усвоения информации учеником на любом уроке определяется особенностями развития его восприятия.
Восприятие времени позволяет ребенку ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели, времени суток и прочее. Сегодня актуальной является проблема нехватки времени. Казалось бы, при многих достижениях научно-технического и информационного прогресса время должно высвобождаться. Однако отмечается прямо противоположное. Это все обуславливает развитие технологии сознательного управления своим временем (тайм-менеджмент).
Итак, можно сделать вывод о том, что восприятие позволяет ребенку получать и систематизировать определенную информацию. Однако в дальнейшем в ее переработке участвуют другие психические процессы. Внимание необходимо для настройки на восприятие информации. Память позволяет сохранить полученные данные. Мышление - оперировать образами и расширять накопленные знания. Речь необходима для передачи данной информации. А воображение участвует в синтезе новых образов на основе предшествующих. Если рассматривать творчество как создание чего-то нового, то оно может быть синонимичным воображению. Хотя, если сказать точнее, то раскрытие творческого потенциала определяется уровнем развития воображения личности.
В этой связи рассмотрим влияние воображения на творческие способности личности. В современном психологическом словаре Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко отмечается, что воображение принимает участие, кроме того, в регулировании эмоциональных состояний. С его помощью осуществляется формирование внутреннего плана действий и планирование деятельности. Воображение является основой наглядно-образного мышления, а также творчества.
Е. П. Ильин, изучая психологию творчества, отмечает, что оно не только результат, но и процесс. Он говорит о множестве видов творчества: художественном, научном, техническом, музыкальном, литературном, педагогическом и др. Поэтому творчество проявляется в любых сферах, значительно обогащая и развивая их. Также можно увидеть различные уровни творчества. Так, выделяются компилятивное (низкий уровень), проективное (средний уровень) и инсайтно- креативное творчество (высокий уровень). Компилятивный уровень построен на сборе, классификации, ранжировании информации (известных разрозненных фактов). Проективный уровень выражается в создании обобщенных новых суждений на базе собранных знаний. И, наконец, инсайтно-креативный уровень проявляется в озарении, постижении нового, неожиданного для творца (Л. А. Китаев-Смык, 2007).
Говоря о мотивации творческих способностей, можно увидеть, что их порождают различные факторы: интуиция, мышление, интерес, удовольствие, соревновательность. Сложно выделить один фактор в развитии творческого потенциала. Но если говорить о воображении, то оно участвует на нескольких этапах творческой деятельности (рис. 11).
Изначально возникает некая проблема или задача, которую нужно решить. Далее идет подготовка к решению (сбор информации, анализ). Затем необходим некоторый отдых для созревания идеи, переключения на другое, расслабления. Затем возникает некая идея, происходит «озарение» или инсайт, и да- лее идет доработка возникшей идеи. Если восприятие участвует на первых этапах - постановки проблемы и сбора информации, то воображение - на последующих - возникновение идеи и ее развитие.
Причем инсайту - озарению - отводится важная роль в креативном процессе, так же как и интуиции. Инсайт и интуиция связаны. Иногда их отождествляют, так как они имеют два общих момента: неосознанность процесса появления и чувствование отношений, то есть это глубинные механизмы личности, которые дают свое проявление в виде идеи. То же самое можно сказать и творческом потенциале.

стадии творческого процесса

Рис. 11. Этапы творческой деятельности

Потенциал - это скрытая структура, которая проявляется непосредственно в творческих способностях при определенных условиях. Иными словами, можно увидеть связь воображения и творческого потенциала. Однако, развивая эту мыль, обратимся к С. Л. Рубинштейну, утверждавшему о существенной роли воображения в каждом творческом процессе, особенно в художественном творчестве. Он отмечает, что воображение и творчество связаны друг с другом как в прямой, так и в обратной зависимости. Хотя для творчества необходимо не только воображение, само творчество развивает воображение личности. Рубинштейн выделял виды воображения исходя из видов деятельности - техническое, научное, конструктивное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, развивающиеся и проявляющиеся в разных видах творческой деятельности, образуют творческое воображение - высший уровень развития воображения.
Воображение может выполнять разные роли: не только создание оригинального и формулирование новых идей, но и компенсацию нерешенных проблем. Это тоже важно учитывать в образовательном процессе. Причем компенсация за счет воображения может осуществляться в нескольких вариантах: выражение переживаний в творческих (музыкальных, художественных) произведениях и построение идеальной ситуации, замещающих реальный неуспех45. Бывает так, что на уроке ребенок погружается в свои мысли, отстраняясь от восприятия информации. Это может говорить о том, что ему стало неинтересно либо он задумался о полученной информации. Помимо прочего, это может свидетельствовать о неудовлетворенности реальной ситуации и желании уйти в мир иллюзий и фантазий, в которых компенсируются реальные жизненные трудности. Кстати, компьютерная зависимость современных детей также может говорить о желании уйти в мир иллюзий, потребности самореализации в виртуальном фантазийном мире, если не получается это сделать в реальности.
Поднимая вопрос о видах воображения, можно выделить пассивное и активное воображение. Это вполне закономерно, говоря об их связи с творческими способностями. Пассивное, или непреднамеренное воображение проявляется в появлении спонтанно возникающих образов (без участия сознания). Его еще обозначают как грезы, которые зачастую человек не стремится воплотить в жизнь. Активное же (преднамеренное воображение) является сознательным и намеренным процессом. Такое воображение принимает важное участие в целеобразовании. Кстати, хотелось бы подчеркнуть, что любая сознательная деятельность отличается наличием цели, в формулировании которой и участвует воображение (совместно с мышлением и некоторыми другими психическими процессами).
Рассматривая роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся, стоит отметить, что активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение тесно связано с памятью, когда человек на основе полученной ранее информации пытается воспроизвести что-то уже известное. Например, когда дети пишут сочинение на заданную тему или играют в сюжетно- ролевые игры, воспроизводя увиденные ранее модели поведения. Творческое же воображение отличается созданием нового либо трансформацией существующих разработок и их иным воплощением. Хотя такое деление может быть условным, потому что и воссоздающее, и творческое воображение взаимосвязаны и оказывают большое влияние на раскрытие творческого потенциала .
Конечно, это происходит в том случае, если ребенок находится в соответствующих условиях. Если ему интересно, комфортно, есть определенные стимулы и желание, тогда он более свободен в выражении своих фантазий, планов, намерений и новых образов. Хотя есть версии, когда стрессовые ситуации активизируют психические процессы человека, в том числе и воображение. Но, опять же, при длительном течении стресса или его яркой выраженности все психические процессы человека притупляются.
Есть еще один важный момент, который также принципиально отметить. Часто развитое воображение и оригинальность мышления может проявляться у лиц с психическими нарушениями. Так, такой тип пассивного воображения, как галлюцинации, наблюдается при шизофрении. И вообще многие талантливые и одарённые люди отличатся неординарностью мышления. Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» отмечал, что в большинстве ситуаций возникновение гения является результатом объединения высокой одарённости с некоторым психопатологическим компонентом . Он анализировал истории жизни и творчества гениев в разных областях науки и творчества и отмечал нарушения в разных сферах их личности. Поэтому креативность ученика может свидетельствовать о разном.
Также важно отметить, что человек не рождается сразу с формированным воображением. Его развитие происходит в ходе онтогенеза человека и базируется на накопленных представлениях. Далее эти представления могут выступать материалом для создания разных образов воображения. Иными словами, для раскрытия его творческого потенциала. Причем воображение совершенствуется в тесной взаимосвязи с развитием всей личности, в ходе обучения и воспитания, в неразрывности с памятью, мышлением, чувствами и волей . В этой связи вполне закономерно возникает вопрос: как управлять развитием воображения в человеке и повлиять на проявление его творческого потенциала в деятельности.
Г. Альтшуллер и И. Верткин в книге «Как стать гением» говорят о том, что развитие воображения и творческой личности начинается еще в дошкольном возрасте. Ребенку необходимо встретиться с чудом, которое поразит его воображение и направит личность к творческому процессу. Причем особую роль в этом процессе должны играть родители ребенка: пока- зать ему такое «чудо», заинтересовать. Однако одного чуда недостаточно, оно является только пусковым механизмом для творческого проявления личности. Далее подключаться должен труд и организованность . В этом, мы полагаем, и заключается раскрытие творческого потенциала. Какие основания позволяют говорить о его наличии? Скорее всего, проявление творческих способностей в разного рода деятельности (научной, технической, художественной и др.).
Кстати, Г. Альтшуллер разработал теорию решения творческих задач, которые подразделил на пять уровней творчества. Так, задачи первого уровня решаются путем мысленного перебора нескольких стандартных вариантов решения. Задачи второго уровня решаются через анализ десятков вариантов правильных подходов. Средства решения этих задач принадлежат одной отрасли знаний, и необходимо видоизменение объекта для получения нужного эффекта. Для правильного решения задач третьего уровня придется рассмотреть уже сотни вариантов, когда исследуемый объект требует кардинальных изменений. Здесь следует обратиться в смежные области знаний при использовании приемов решения задач. В задачах четвертого уровня объект меняется полностью. При этом поиск решений осуществляется чаще в сфере науки, среди крайне редко проявляющихся эффектов и явлений. И, наконец, на пятом уровне для решения задач требуется изменение всей системы объекта. Число проб и ошибок здесь увеличивается многократно, а средства решения задач такого уровня могут пребывать за пределами возможностей современной науки. Поэтому, как отмечает автор, сначала необходимо сделать открытие, а затем, используя новые научные факты, решать творческую задачу.
Кроме того, по мнению Альтшуллера, важнейшим способом решения творческих задач вступает их перевод с высших уровней на низшие. Если задачи пятого или четвертого уровня через специальные приемы перевести на второй или даже первый уровень, то их решению поможет стандартный перебор вариантов. Таким образом, необходимо научиться сужать поисковое поле достаточно быстро, трансформируя «трудную» задачу (проблему) в «легкую».
Все вышеотмеченное говорит о том, что, несмотря на кажущуюся простоту, непредсказуемость и произвольность возникающих образов, творческое изменение действительности в воображении происходит по определенным законам. Формирование новых представлений происходит на базе сохраненных ранее в сознании понятий (через операции анализа и синтеза). Поэтому можно сказать, что процессы воображения базируются на мысленном разложении первичных представлений на составные элементы (анализ) и последующем соединении их в новых сочетаниях (синтез). Они носят аналитико-синтетический характер. То есть творческий процесс строится на тех же механизмах, которые применяются и при создании образов воображения.
Итак, резюмируя предоставленные выше позиции, отметим, что:
1. Творческий потенциал является резервуаром для дельнейшего проявления личностных способностей (критичность ума, изобретательность, открытость новому), которые позволяют оптимально изменять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
2. Творческий потенциал - основа самореализации личности. Он определяется биологическими и социальными факторами.
3. Переход творчества из потенциального в актуальное состояние определяется комплексом факторов, в которых сочетаются как личностные особенности (биосоциальный компонент), так и условия их развития (социальный аспект).
4. Когнитивные психические процессы личности (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) играют ведущую роль в реализации творческих способностей личности.
5. Восприятие и воображение - познавательные процессы, которые участвуют в получении и трансформации полученной индивидом информации.
6. Накопленная информация является базой для осуществления практических действий человека. Ее переработка (анализ, синтез) позволяет выдвигать новые суждения, совершенствовать деятельность, придавать ей творческий характер.
7. Восприятие и внимание, таким образом, участвуют в раскрытии творческого потенциала учащихся. Они выступают на разных уровнях творчества и являются неотъемлемой частью творческой деятельности.
Что же касается творческого потенциала учащихся, то обратимся к исследованию К. В. Петрова, раскрывшему данный вопрос в докторской диссертации. Он отмечал, что творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, позволяющим человеку получать значимые новые результаты. Развитие творческого потенциала школьника обусловлено его интересами и личностными потребностями и рассматривается как произвольно восполняемый ресурс.
Структуру творческого потенциала составляют мотивация школьника и его способности. Мотивационный компонент включает учебно-познавательные мотивы, а также мотивацию к творчеству и саморазвитию. Компонент способностей содержит общие способности, способности к творчеству (в любом виде деятельности) и способности к какому-то конкретному виду деятельности. Все компоненты взаимосвязаны, и их совершенствование обуславливает личностное развитие человека в направлении движения к его индивидуальности и формированию творческого отношения к деятельности.
Таким образом, можно увидеть, что восприятие и воображение являются только первыми кирпичиками развития творческого потенциала. Они участвуют в процессе творческой деятельности и обуславливают раскрытие и развитие творческого потенциала. Наличие же мотивации и способностей позволяет дальше его реализовать.
К. В. Петров также отмечает, что развитие творческого потенциала учащихся происходит в их творческом взаимодействии с учителями, воспитателями и родителями. Такое взаимодействие и стимулирует так называемый «ансамбль мотивации и способностей» личности. Этот ансамбль позволяет поступать нестандартно, порождать новые продукты - как объективно, так и субъективно полезные (ценные для общества и лично для себя).
Важно понимать, что творческий потенциал школьника должен проявляться не в отдельной конкретной деятельности, а в общении и самопознании. Творческий потенциал обучающегося реализуется в ходе его социализации, во взаимоотношениях с окружающим миром и прежде всего со школой. Творческий потенциал личности рассматривается как саморазвивающаяся и самоуправляемая система, которая координирует, интегрирует, проектирует и регулирует деятельность. Он может проявляться на разных уровнях (высокий, средний, низкий), демонстрируя эффективность реализации в разных видах деятельности, включая учебную.
Низкий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в следующем: слабая учебно-познавательная мотивация, низкая мотивация к саморазвитию и к творчеству. Также отмечается низкий уровень развития общих способностей, склонностей к творчеству, готовность к неудаче. Кроме того, отмечается низкая интеллектуальная активность, комфортность личности, низкая интеллектуальная активность, трудности определения причин неудач, нежелание творить.
Средний уровень развития творческого потенциала отличается неадекватностью мотивации и способностей. Это может проявляться в высоком уровне учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию, к творчеству в сочетании с низким уровнем развития общих способностей, способностей к творчеству. Может быть и наоборот - низкий уровень развития мотивации и высокий уровень творческих способностей. Такие обучающиеся показывают периодическую удовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей, при этом демонстрируют неадекватный уровень знаний об учебной деятельности. Можно увидеть у них не всегда осмысленное отношение к деятельности или ситуативную увлеченность творчеством и учебной деятельностью. Средний уровень интеллектуальной активности, автономности личности, трудности в определении причин неудач. Также стоит отметить неадекватное проектирование восполнимости творческого потенциала.
Высокий уровень развития творческого потенциала школьников проявляется в высокой учебно-познавательной мотивации, стремлении к саморазвитию и творчеству. Отмечается готовность к неудаче, высокий уровень проявления общих и специальных способностей, в том числе к творчеству. Демонстрируется удовлетворенность уровнем реализации собственных способностей; адекватное представление об учебной деятельности, сознательное общее отношение к деятельности. Проявляется яркая интеллектуальная активность, познавательная самодеятельность, осознание своего опыта, автономность личности и др. Такие учащиеся способны выработать творческий способ решения задач, эффективная учебная деятельность и саморазвитие («творчество ради творчества и самого себя») .
Можно выделить этапы развития творческого потенциала школьников. Отметим, что мы несколько преобразовали предложенную А. К. Петровым периодизацию, расширив возрастные границы. В таблице представлены этапы проявления творческого потенциала, сопряженные с возрастными особенностями и ведущей деятельностью каждого периода (табл. 4).
В дошкольном возрасте творческий потенциал реализуется через игровую деятельность, преимущественно сюжетноролевую игру в старшем дошкольном возрасте. С трех лет ребенок начинает фантазировать, что очень важно для развития его мышления, речи, воображения. И его фантазии проявляются в рисунках, поделках, играх, сценических выступлениях и пр.
В младшем школьном возрасте в учебной деятельности ребенок может раскрыть свои творческие способности. Напомним, что учебно-познавательная активность и является одним из проявлений творческого потенциала личности. Помимо прочего, реализация творческого потенциала может проявиться в спортивной, коммуникативной, исследовательской, художественной деятельности.
У подростков ведущей деятельностью является общение. Поэтому расширение социальных контактов, общение со сверстниками является сферой преломления творческих способностей ученика. Конечно, речь идет о реальном и качественном общении, а не формальном и виртуальном, которое все чаще можно обнаружить у современных подростков.
В юношеском возрасте учащемуся важно определиться с выбором профессии. Реализация себя в определенной творческой деятельности (научной, технической, художественноэстетической) позволит успешнее пройти этот процесс.


Таблица 4

Возраст

Этап развития творческого потенциала школьника

Ведущая сфера проявления

3-5 лет

Средний дошкольный

Сюжетно-ролевая игра

6-7 лет

Старший дошкольный

Воображение в игровой деятельности

8-10 лет

Младший школьный

Систематическое обучение

11-14 лет

Подростковый

Расширение           социальных
контактов,        общение со
сверстниками

15-17 лет

Юношеский

Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, поиски смыслов


Если вновь затрагивать вопрос о факторах, определяющих развитие творческого потенциала учащихся, то К. В. Петров выделяет связь с социальной ситуацией школьников и их состоянием здоровья. Было выявлено, что в процессе развития творческого потенциала школьников на формирование их личностных особенностей (эмоциональной стабильности, экстраверти- рованности, тревожности, агрессивности), кроме условий обучения и семейного воспитания, оказывает влияние и состояние здоровья. Было определено, что динамика развития личностных особенностей различна у здоровых детей и детей с нарушенным здоровьем.
Важно понимать, что и система родительского воспитания (а именно стиль семейных отношений) оказывает существенное воздействие на формирование личностных особенностей учеников 7-17 лет и соответственно развитие их творческого потенциала. Тип родительского отношения в большей мере влияет на младших школьников, чем на старшеклассников. В этой связи актуален принцип ранней диагностики и развития ребенка, учитывая сензитивные периоды для формирования той или иной личностной черты и функции. Кроме того, семейные ценности и установки родителей по отношению к ребенку выступают важной характеристикой семейного воспитания. Что в свою очередь влияет на развитие творческого потенциала школьника и успешность его социальной адаптации. Поэтому взаимодействие педагога с семьей позволит значительно повысить творческий потенциал личности школьника.
И, конечно же, нельзя не затронуть такой важный аспект, как личность самого педагога в творческом развитии ученика. В процессе взаимодействия с обучающимся учитель развивает его личность и создает условия для выявления и проявления скрытых ресурсов. Это можно соотнести с формированием зоны ближайшего развития ребенка по Л. С. Выготскому.
Эффективность процесса развития творческого потенциала обучающихся определяется уровнем «интеллектуальности среды» и характера общения с педагогами. Ситуации соревновательного характера, совместной деятельности повышают познавательную активность . Однако важно понимать, что не всегда ситуации напряжения стимулируют раскрытие творческого потенциала. К примеру, тревожные обучающиеся проявляют скованность в соревновательных мероприятиях, боясь подвести коллектив. В этой связи учет индивидуальных особенностей позволит педагогу быть более эффективным в процессе стимулирования познавательной активности учащихся.
Выводы по параграфу § 2.2. Завершить рассмотрение данного вопроса хотелось бы следующим выводом. Чтоб стимулировать раскрытие творческого потенциала учащихся, учителю необходимо самому быть творцом. Только стремление к личностному саморазвитию и развитию детей позволит вывести школьника на новый уровень развития и совершенствования свой деятельности. Восприятие и воображение играют существенную роль в раскрытии творческого потенциала учащихся. Поэтому учителю важно создать оптимальные условия их развития.


Вопросы для самоконтроля к § 2.2
1. Какие нормативные документы регламентируют необходимость развития творческого потенциала у современных обучающихся?
2. Раскройте свое понимание творческого потенциала личности.
3. Покажите взаимосвязь психического процесса «восприятие» с раскрытием творческого потенциала личности.
4. Укажите виды восприятия, необходимые для развития творческих способностей.
5. Какова роль инсайта в творческом процессе.
6. Какие факторы - генетические или социальные - лежат в основе творческого потенциала личности?
7. Дайте определение понятию «воображение».
8. Покажите взаимосвязь когнитивных психических процессов в осуществлении творческой деятельности.
9. Какова роль воображения в раскрытии творческого потенциала учащихся?
10. Какой стиль воспитания в семье способствует раскрытию творческого потенциала ребенка?


Задания для самостоятельного выполнения к § 2.2


1. Познакомьтесь с изданием Г. Альтшуллера, И. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности» [Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - Минск : Беларусь, 1994. - 479 с.].
Приведите примеры задач первого и второго уровней творчества.
2. Разработайте рекомендации для педагогов по выстраиванию общения, активизирующего творческие способности ученика.
3. Вспомните ситуации из своего прошлого, когда вы чувствовали раскрытие своего творческого потенциала. Какие факторы этому способствовали?
4. Составьте примерную программу собрания для родителей по теме «Стиль воспитания в семье и творческие способности ребенка».
5. Приведите примеры фильмов, в которых можно увидеть этапы раскрытия творческого потенциала личности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.