На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся - Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Роль интеллектуальных процессов в становлении успешности личности учащихся
Причины невнимательности
Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности
Восприятие и воображение в раскрытии творческого потенциала учащихся
Мышление и речь как факторы самореализации учащихся
Все страницы

 


Закономерности памяти в учебно-познавательной деятельности


Проблема связи памяти и учебно-познавательной деятельности, а также влияния памяти на результативность обучения является одной из сквозных как для современной психологии, так и для передовой педагогики современности.
Как уже отмечалось ранее, вся информация поступает вначале в кратковременную память, обеспечивающую запоминание предъявленной однократно информации в течение непродолжительного времени, после чего либо забывается, либо после одного или двух повторений переходит в долговременную. Напомним, что объем кратковременной памяти составляет в среднем 7 объектов. Объем кратковременной памяти каждого человека индивидуален.
Долговременная память обеспечивает длительное хранение информации. Такую память некоторые психологи делят на два типа:
- долговременная память с сознательным доступом - память, из которой человек по своей воле может извлечь (вспомнить) необходимую информацию;
- долговременная память с закрытым доступом - память, к которой в естественных условиях человек доступа не имеет (как правило, доступ к такой памяти возможен во время пребывания человека под гипнозом).
Оперативная память проявляется в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживает эту деятельность вследствие сохранения информации, необходимой для ее выполнения. Причем эта информация поступает как из кратковременной, так и из долговременной памяти. И, наконец, промежуточная память, обеспечивающая сохранение информации до нескольких часов и накапливающая информацию в течение всего дня. Эта память во время ночного сна очищается, способствует категоризации информации и перевода ее в долговременную память. Поэтому у человека, который испытывает проблемы со сном или мало спит в силу определенных обстоятельств, промежуточная память не успевает очищаться. Нарушение режима сна приводит к нарушению мыслительных операций.
При организации учебно-познавательной деятельности во время учебного занятия следует учитывать, что запоминание, сохранение и воспроизведение информации происходят по определенным психологическим закономерностям.
Произвольное запоминание более эффективно по сравнению с непроизвольным. Произвольное запоминание можно определить как особую умственную деятельность, направленную на запоминание необходимой информации. В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное включает в себя различные дополнительные действия, которые выполняются для достижения цели лучшего запоминания. Самое распространенное такое действие - это заучивание, то есть многократное повторение информации для ее перевода в долговременную память. Причем заучивание свойственно только человеку. Обязательным атрибутом произвольного запоминания является проявление волевых усилий в виде постановки цели на запоминание необходимого материала. Постановка целей очень важна в процессе произвольного запоминания. Она определяет сам характер запоминания.
Неравномерность забывания. Забывание является противоположным сохранению процессом. Забывание может быть выражено как в полной потере информации, так и ее искажении со временем. Данный закон был выведен на основе опытов с запоминанием трехбуквенных слогов, не имеющих смысла, немецким психологом Г. Эббингаузом (1850-1909), положившим начало экспериментальным исследованиям высших психических функций. Анализ экспериментальных данных показал, что забывание протекает неравномерно. Уже в течение первого часа забывается до 60% от всей изначально полученной информации. Через 6 дней от первоначальной информации остается менее 20%. Кроме того, в первые 10 дней забывание идет быстрее, чем в последующие дни.

сохранившаяся информация

Рис. 10. Кривая забывания Г. Эббингауза

Однако данная закономерность может не проявиться. Иногда более позднее воспроизведение может оказаться более полным и точным, чем в самом начале. Такое явление носит название «реминисценция». Реминисценция весьма характерна для детей.
Избирательность сохранения и забывания. Учебный материал, отражающий в своем содержании цели и интересы учащихся, связанный со смыслом, а не описанием, лучше отображается в памяти. Также лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и информация. Считается, что человек больше склонен запоминать то, что связано с приятными переживаниями, однако последние исследования показывают, что современные подростки запоминают преимущественно негативные события, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта .
Незавершенные действия запоминаются лучше. Данная закономерность была открыта советским психологом, основателем отечественной патопсихологии Б. В. Зейгарник (1900-1988). В науке эта закономерность известна также как «эффект Зейгарник». Суть проведенного ею эксперимента заключалась в том, что испытуемому предлагалось решить ряд задач, но, ссылаясь на нехватку времени, не давали завершить часть из них. Через некоторое время испытуемому предлагалось перечислить все задания, которые были предложены. В итоге оказалось, что отношение запомненных незавершенных задач почти в два раза превосходило количество запомненных завершенных. Объясняется это тем, что при выполнении задания исчезает мотивационная установка на его выполнение», в то время как при прерывании действия она сохраняется, так как остается неудовлетворенной потребность в достижении цели.
Перечислим еще некоторые законы памяти человека:
- закон интереса - материал, вызывающий интерес, запоминается легче;
- закон осмысления - осознание информации, ее логической структуры и сути приводит к лучшему запоминанию;
- закон установки - при наличии внутренней установки на запоминание информация усваивается легче;
- закон действия - информация, подкрепленная действием (практикой), запоминается лучше;
- закон контекста - при наличии ассоциаций изучаемого материала с тем, что уже известно, материал усваивается легче;
- закон торможения - при изучении схожих понятий или явлений старая информация «перекрывается» новой;
- закон оптимальной длины ряда - для лучшего запоминания длина запоминаемого ряда не должна намного превышать объем кратковременной памяти, кроме того, длина ряда (количество букв, слов, и т. д.) должна быть пропорциональна числу попыток для запоминания;
- закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце;
- закон повторения - лучше всего запоминается информация, повторенная несколько раз, через определенные промежутки времени.
При организации учебно-познавательной деятельности следует учитывать субъективные и объективные факторы, которые влияют на эффективность запоминаемой информации. К субъективным факторам относят интересы и установки обучающихся и используемый ими способ запоминания (механический или словесно-логический). Среди объективных факторов, влияющих на запоминание учебного материала, выделяют новизну информации, время и место ее получения, ее объем, понятность (соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся), а также используемые педагогом методы обучения.


Выводы по § 2.1. Учебно-познавательная деятельность сама по себе достаточно сложный педагогический феномен. Ориентация на закономерности и законы внимания и памяти повышает эффективность и результативность учебно-познавательной деятельности в контексте достижения обучающимися образовательных результатов.


Вопросы для самоконтроля к § 2.1
1. Какова роль внимания в процессах памяти и мышления?
2. Перечислите и охарактеризуйте специфические черты учебно-познавательной деятельности.
3. Какова структура учебно-познавательной деятельности?
4. Какие факторы влияют на устойчивость внимания?
5. Охарактеризуйте свойства (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение) в учебно-познавательной деятельности.
6. Почему невнимательность является серьезной проблемой?
7. Чем характеризуются расстройства внимания?
8. Перечислите и охарактеризуйте экзогенные (внешние) причины невнимательности учащихся.
9. Перечислите и охарактеризуйте эндогенные (внутренние) причины невнимательности учащихся.
10. В чем причина невнимательности гиперактивного ребенка?
11. Что представляет собой синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
12. Почему произвольное запоминание эффективнее непроизвольного?
13. Как происходит забывание информации?
14. Какой учебный материал сохраняется в памяти учащихся лучше?
15. Какие законы памяти вам известны?


Задания для самостоятельного выполнения к § 2.1
1. Подберите 2-3 упражнения для развития внимания обучающихся младшего школьного (подросткового) возраста.
2. Предложите эффективные способы запоминания учебного материала на ваших уроках.
3. Подготовьте реферат на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в образовательной деятельности».
4. Самостоятельно подберите методики для диагностики объема кратковременной памяти и проведите исследование с учащимися вашего класса. Какие выводы позволяет сделать такое исследование? Как вы будете выстраивать учебнопознавательную деятельность, связанную с запоминанием в зависимости от результатов проведенной диагностики?
5. Проведите анализ своего учебного занятия с точки зрения действия законов и закономерностей памяти. На какие законы и закономерности памяти следует обратить внимание?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.