На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мищерина Ирина Владимировна, Коломина Валерия Михайловна

Северо-Кавказский Федеральный Университет, Ставрополь

Все работники образовательной сферы в рамках обязательного курса изучают несколько дисциплин, касающихся сопровождения одаренных детей. Как правило, получая базовые знания, наше внимание концентрируется на сопровождении и идентификации признаков одаренности у детей в раннем возрасте. На дальнейшем сопровождении детей сильного акцента в образовательной программе будущего психолога-педагога не делается. Так как, являясь старшеклассником, человек выбирает будущую профессию, немаловажно брать в расчет его сильные стороны и те направления, которые позволяют назвать его одаренным. Далее в нашей статье мы постараемся уловить эту тонкую взаимосвязь.

Для начала необходимо разобраться, что же именно понимается под одаренностью.

Наиболее распространено определение В. Штерна:

Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни [1].

Л. С. Выготский рассмотрел одаренность шире:

Одаренность - это системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, физическими данными и психологическим развитием [2].

Как видно из определений, не установлено четких границ в отношении возраста, в котором может проявиться одаренность. Формируется вывод, что одаренность поддается развитию в любое время. И при сопровождении этого процесса, на выходе можно получить потрясающие результаты. Смена ценностных ориентиров играет ключевую роль в этом вопросе, если мы говорим о взрослых людях. Это ситуация, когда человек несмотря ни на что бросает нелюбимую работу и полностью меняет свою жизни ради занятия любимым делом. Для такого поступка нужна большая смелость и не все могут себе признаться, что их привычная рабочая деятельность им не подходит, признать необходимость изменений. Эта мысль отражается в выражении английского писателя Луиса Найзера: «Человек, который работает руками - рабочий; человек, работающий руками и головой - ремесленник; но человек, который работает и руками, и головой, и сердцем - мастер своего дела». По сути, успех и счастливая жизнь человека зависит от правильности его выбора, в том, чтобы найти ниточки, соединяющие его интересы и возможность их реализации в профессии. Но вопрос выбора ставится куда раньше, чем человек готов осознанно сменить вектор деятельности. После окончания школы каждому ребенку нужно сделать серьезный шаг, выбрать, какое образование получать. Вот в этот момент на помощь приходит психолог-педагог, ведь именно он в контексте образования осуществляет такую деятельность и применяет свои знания и навыки для помощи в ориентировании старшеклассников.

По мнению Д. Б. Эльконина, ведущим типом деятельности в подростковом возрасте является взаимодействие со сверстниками. Это хорошо подтверждается поведением юношей и девушек. Можно смело констатировать факт, что ребятам зачастую важно мнение и оценка их деятельности не родными людьми, а более авторитетными товарищами, которые определенно знают «лучше». Поэтому вероятность, что они прислушаются к взрослому человеку, очень мала. Главная задача психолога- педагога в работе со старшеклассниками заинтересовать их, показать рациональное зерно происходящего, и в момент проявления интереса дать необходимую информацию для усвоения, провести нужные методики для сбора данных.

Эти данные найдут применение в контексте профессионального самоопределения старшеклассников, да и вообще могут лечь в основу формирования личной профессиональной карты учащегося.

При более детальном рассмотрении методик, применяемых в профориентационном направлении, можно отметить, что они же с успехом используются и для выявления самой одаренности, а так же определения степени развития какого-либо конкретного качества. В этом случае реализуется диагностическое направление психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей.

Например, взяв за основу ИТО (индивидуально-типологический опросник), интерпретированный Л. Н. Собчик, можно выявить ряд склонностей к различным видам творческой, активной физической деятельности. А также склонности к зависимому поведению. Добавив тесты на внимание (методика Мюнстерберга), тесты серии IQ (Краткий ориентировочный тест Вандерлика), сформируется не только общая картина уровня развития таких способностей, но и появляется возможность проектирования на существующие формы, в которых указаны основные требования при рассмотрении на какую-либо профессиональную должность.

Далее речь идет о формировании индивидуальной карты данных о каждом ученике, причем в расчет берутся именно те особенности его личности, которые являются и чертами одаренности. В этой ситуации реализуется прогностическая функция.

Коррекционно-развивающее направление реализуется в виде составления на основе полученных данных комплекса мероприятий, направленных на корректировку или развитие иной сильной стороны, не той, которая преобладает сейчас. В этом аспекте требуется особый профессионализм со стороны работника образования, так как физиологические особенности развития организма в подростковом возрасте предполагают вероятность дачи неоднозначных и спонтанных реакций на происходящее. Так, например, в связи с ускоренным увеличением массы щитовидной железы может возникнуть состояние гипертиреоза, проявляющееся в повышении возбудимости, вплоть до невроза [3]. Это означает, что в буквальном смысле человек может расплакаться или истерично рассмеяться, несмотря на неприменимость подобного поведения в данный момент. Конечно, это может отразиться и на результатах пройденных методик. В таком случае лучшего «лекарства» кроме богатого опыта психолога-педагога в общении с подростками нет.

В совокупности всех этих факторов можно сказать, что актуальность психолого-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников неоспорима. На сегодняшний момент трудно найти людей, даже среди взрослых, которые точно знают, чего хотят. Поэтому любая помощь, а тем более наставническая, пойдет только на пользу юному поколению.

Библиография:

1. Бурменской Б.В., Слуцкий В.М. Одарённые дети: Пер. с англ., - М: Прогресс, 1991.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

3. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) / УдГУ - Ижевск, 2010.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.