На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Электронный дневник-справочник педагога-психолога
Электронный дневник-справочник педагога-психолога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Титова Алиса Григорьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 60», Ростов-на-Дону.

Начинающий школьный психолог часто сталкивается с большим количеством обращений за психологической помощью, поступающих к нему от родителей, педагогов и учеников, однако опыта для быстрой обработки запросов и разработки индивидуальных маршрутов психологического сопровождения бывает недостаточно. Это усложняет и замедляет оказание психологической помощи. Существует множество различной литературы по оказанию психологической помощи справочников педагогов-психо- логов и т.п. Данная литература содержит необходимую информацию для работы школьного психолога, однако поиск необходимой информации из множества книг для разработки индивидуального маршрута психологического сопровождения занимает много времени. Для того чтобы помочь начинающим психологам более эффективно осуществлять поиск необходимой информации и разрабатывать маршруты индивидуального сопровождения, создан электронный дневник-справочник в программе Microsoft Excel. Дневник содержит примерный алгоритм работы педаго- га-психолога с субъектами образовательного процесса. Педагогу-психо- логу предлагается заполнять его после каждого поступившего обращения о психологической помощи от субъектов образовательного процесса. Опишем дневник подробнее.


1. Общие данные. Начинается работа с электронным дневником-справочником с заполнения общих данных обратившегося субъекта:
- Фамилия, имя ученика;
- ФИО родителей;
- ФИО классного руководителя;
- Класс;
- Возраст ученика;
- Состав семьи;
- Номер телефона родителей;
- Кто обр атился за помощью?;
- Ведущая причина обращения?;
- Симптомы.
Предлагается выбрать, кто обратился за помощью из возможных вариантов: учитель, мать, отец, другой законный представитель, ученик, одноклассники или выявлен при диагностике.
Ведущая причина обращения выбирается из списка восьми областей: подбор образовательной программы, правонарушения, нарушение взаимоотношений, нарушения в поведении, нарушения в обучении, нарушения в эмоционально-волевой регуляции, кризисные состояния, психосоматические и неврологические проявления, конфликты, написание характеристики. Также можно написать другую причину.
Для того чтобы уточнить причину обращения предлагается указать симптомы, т.е. проявления трудностей в поведении. Термин заимствован из книги Венгера А.Л [1]. Автор описывает симптомы, как взаимосвязанные проявления, комплекс которых образует психологический синдром. Список симптомов обширен, предлагается выбрать несколько из тридцати (рассеянность, агрессивность, замкнутость, непослушание и др.) или написать другие.


2. Опрос. Далее предлагается записать ответы на вопросы. Содержание вопросов различно и зависит от того, кто обратился, и выбранной ведущей причины обращения (для каждой причины отдельный список вопросов).
При нарушении поведения будет предложено прояснить следующие вопросы и темы [1].
Поведение в семье:
- выполнение домашних заданий;
- укладывание спать;
- пробуждение в школу;
- соблюдение гигиенических требований;
- выполнение домашних обязанностей;
- как ребенок реагирует на поручения, просьбы и указания;
- особенности поведения ребенка по отношению к разным членам семьи;
- поведение с родителями вне дома (в магазине, в гостях);
Поведение в общении с другими детьми:
- играет ли с детьми, участвует ли в групповых развлечениях;
- часты ли конфликты, ссоры? По каким причинам они возникают;
- как ведет себя ребенок при конфликте;
Воспитательные воздействия, применяемые взрослыми:
- какие поощрения применяются (подарки, похвала, развлечения, сладости, и т.п.);
- насколько часты поощрения;
- в каких случаях ребенок получает поощрения;
- зависит ли от поведения ребенка получение поощрений;
- какие именно наказания используются? Насколько они часты;
- сколько времени родители уделяют ребенку.
Образцы поведения, которые наблюдает ребенок:
- как ведут себя родители дома при ребенке? (поведение родителей в разных ситуациях, не имеющих прямого отношения к ребенку);
- совпадают ли у родителей и других родственников, совместно проживающих, взгляды на воспитание.
При любой причине обращения собирается информация о том:
- насколько постоянны имеющиеся трудности, как давно они появились;
- насколько и в какую сторону меняется степень их выраженности;
- предпринималось ли что-либо для их преодоления;
- обращались к каким-либо специалистам (если да, то какие рекомендации были получены, выполнялись ли они и с какими результатами);
- и другие вопросы необходимые для того чтобы разобраться в ситуации.
Педагог-психолог решает, требуется ли для разрешения ситуации вовлечение других лиц. Выбирает вовлечение кого именно требуется: ученика, учителя, родителей, одноклассников (участники) и приглашает их на консультацию.
Для консультации с учеником предлагаются на выбор различные методы установления психологического контакта с ребенком. Педагог-психолог выбирает подходящие по возрасту ребенку методы.
В зависимости от того с кем из субъектов образовательного процесса проводится консультации необходимо отметить: согласен ли участник прийти на консультацию (если родитель отказывается приходить на консультацию и общаться с психологом, то необходимо отметить требуется ли сообщить администрации, сообщить в КДН, оповестить родителя письменно и т.п.); оценить по шкале от 1 до 5 баллов, насколько расположен к общению с психологом; оценить по шкале от 1 до 5 баллов, признает ли трудности; сообщает ли о других трудностях. Далее проводится опрос в соответствии с ведущей причиной обращения. Психолог записывает все ответы и в другом столбце эмоциональные реакции участника на вопросы. После опроса каждого участника психолог формулирует и записывает вывод и гипотезы.
Подобным образом педагог-психолог опрашивает всех субъектов причастных к разбираемой ситуации.


3. Диагностика. В зависимости от того, с кем проводится консультация и ведущей причины обращения, предлагаются соответствующие психодиагностические методики. Удобство заключается в том, что предлагается не только название методики, а ещё и ссылка на расположение файла на компьютере.


4. Направление к специалистам. Исходя из полученной информации, психолог решает, требуется ли направить ученика на обследование к другим специалистам в ЦППМС, в ПМПК, в медицинские учреждения, в КДН и другие. Названия специалиста является ссылкой на бланк направления к данному специалисту и бланк характеристики.


5. Результаты диагностики. Результаты представлены в трех столбцах «ученик», «семья» и «школа». Отображаются все выводы опросов. Результаты всех диагностических методик записываются в соответствующие ячейки. В столбце «семья» представлены результаты опроса родителей. В столбце «школа» представлены результаты опроса классного руководителя и других учителей и одноклассников при наличии. Отмечаются, личностные свойства участников, какие трудности видит каждый по разбираемой ситуации и что желает получить от работы психолога. Удобство состоит в том, что вся информация представлена на одной странице. Это позволяет педагогу- психологу быстро увидеть ситуацию с позиций всех участников, учитывая их мнение, личностные особенности и условия среды.


6. Рекомендации. Предлагается список рекомендаций со ссылками на файлы. Список содержит рекомендации родителям и учителям по различным вопросам воспитания и детско-родительских отношений, предоставленных в научной литературе по данной тематике [2, 3, 4, 5].


На основании результатов педагог-психолог выбирает подходящие рекомендации.


1. Консультирование. Педагог-психолог проводит консультации с участниками, даёт рекомендации и отмечает в дневнике: согласен ли участник с гипотезой; сообщает о новых (не озвученных ранее) проблемах; согласен ли с рекомендациями; готов ли выполнять рекомендации; и другие вопросы.
На следующих консультациях записывается: насколько удаётся следовать рекомендациям; способствует ли выполнение рекомендаций улучшению; какие трудности возникают; и другие вопросы.
После каждой консультации педагогу-психологу предлагается провести самоанализ своей работы и ответить на вопросы: какие высказывания, вопросы, приёмы и использованные методы были эффективны; что было лишним (нарушило психологический контакт и т.п.); следовало ли что-либо добавить, применить при консультации; с какими трудностями в консультировании столкнулся педагог-психолог.


2. Психокоррекционная работа. Представлены названия и описания психологических коррекционно-развивающих и профилактических программ со ссылками на файлы. Психолог выбирает подходящие программы.
Проведение каждого занятия заносится в дневник. Предлагается ответить: всё ли запланированное выполнили; как реагировал ученик на предложенные упражнения; насколько трудно ученику выполнять упражнения; с какими трудностями столкнулся педагог-психолог; подходит ли данная программа для достижения поставленных целей; необходимо ли изменить или подобрать другую программу.
Использование дневника-справочника позволяет собирать различные статистические данные о причинах обращения, эффективности реализации психологических программ, результатах психодиагностики. Также сохранять индивидуальные анкеты участников, как учеников, так и педагогов и родителей.


Литература
1. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: ЧеРо, Сфера. - М., 2003.
3. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис, 2008. - 160 с.
4. Хyхлaевa О.B. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008. - 160 с.
5. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.