Коррекционно-развивающая работа психолога
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Коррекционно-развивающая работа психолога
5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
Причины типичных ошибок учащихся
Все страницы

1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия

(А. А. Осипова Общая психокоррекция.-  М.: ТЦ «Сфера», 2000)

  • Знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции

(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)

  • Владение конкретными методами и методиками коррекции.
  • Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).

2. Принципы коррекционной работы:

  • Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
    активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
  • Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
  • Коррекция негативных форм поведения
  • Регулирование ожиданий взрослых
  • Изменение отношения взрослых к ребенку
  • Преобладание методов поддержки и вознаграждения
  • Двигательная коррекция
  • Коррекция внимания и развитие умственных способностей
  • Обучение социальным навыкам
  • Обучение навыкам учения и самоорганизации

При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:

  • Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
  • Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития

3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий:

  • Специфика позиции психолога

При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог  проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы.
Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения  ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя  основными путями:

  • Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым     дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им  о необходимости  соблюдения норм и правил.
  • По возможности,  «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
  • Использование различных знаков, наклеек, поощряющих  дисциплину и активную работу  на занятии
  • Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию  со стороны педагогов, родителей, администрации.

Необходимо четко определять  для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них..  Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям  не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы,  высказывания учащихся,  краткую аннотацию занятий.

  • Критерии эффективности занятия:

Уровень эмоциональной включенности  детей в занятие
Уровень открытости учащихся

4. Основные принципы составления психокоррекционных программ

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
  • Принцип единства коррекции и диагностики
  • Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
  • Деятельностный принцип коррекции.
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента  к участию в коррекционной программе.
  • Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
  • Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
  • Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
  • Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
  • Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
  • Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.

Разработка коррекционной программы:
1 этап: диагностический
Сбор аналитических данных:

  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность, психические новообразования
  • Наличие объективной психотравмирующей ситуации

Углубленный анализ диагностических данных:

  • Психологический диагноз
  • Психологический прогноз
  • Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности

Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности
Условно-вариативный прогноз:
- Если неблагоприятные условия сохраняются
- Если будут сняты
- Если неблагоприятные условия усугубятся
2 этап:
1.Формулировка цели психокоррекционной программы:

  • Позитивная формулировка
  • Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
  • Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности

2. Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи)
3. Структура коррекционной программы:

  • Вид по времени реализации
  • Временные рамки продолжительности занятий
  • Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
  • Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
  • Форма (групповая/индивидуальная)
  • Адресат
  • Методы и основные приемы
  • Оборудование необходимое для реализации программы
  • Предполагаемые результаты
  • Тематический план

Требования к программам:

  • Актуальность - нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
  • Целостность   -   описание   в   программе   всех   действий:   от   выдвижения   целей      до предполагаемого результата; целостность программы - это прежде всего, ее логичность
  • Прогностичность - программа должна отражать   (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
  • Реалистичность   -   это   реальная   возможность   ее   выполнения   с   учетом   творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
  • Оригинальность - наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач

Программа состоит:

  • Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) - обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
  • Цели и задачи: цель - это предполагаемый результат; задача - это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
  • Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты:   указываются   ожидаемые,   предполагаемые   результаты   выполнения программы

Ошибки:

  • непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
  • либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
  • неполная структура
  • нарушение логики построения
  • сложность изложения
  • псевдонаучность: материал перегружен научными терминами

 


 

5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
1.   Дошкольный возраст: (6-7 лет)
Согласно Ж. Пиаже этот возрастной период характеризуется развитием наглядно-образного мышления и символической функции. Образ становится активно применяемым инструментом мышления и саморегуляции, наряду со схемой действия. Многие действия осуществляются теперь во внутреннем плане, что означает построение образов и представлений и манипулирование ими. Учитывая эту специфику, наиболее подходящими методами психокоррекции следует признать рисование, рассказ и проигрывание сказки, развивающие игры. С помощью этих методов осуществляется освоение как негативных, так и позитивных образов и, таким опосредованным способом, разрешение внутренних конфликтов и обучение контролю над своими эмоциональными состояниями. Разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью техник «Рисование каракулей» и «Свободный рисунок». Для гармонизации переживаний ребенка может применяться техника «Рисование Мандалы» - орнамент или фигуративная композиция внутри круга. С целью преобразования негативных эмоциональных переживаний можно использовать рисование одним определенным цветом.
2.   Младший школьный возраст:(7-10 лет)
Основной особенностью младшего школьного возраста является интенсивное освоение речевого аппарата и языка. Школьное обучение стимулирует развитие навыков вербального общения и расширение словарного запаса. Одновременно формируется внутренняя (свернутая) речь, которая играет решающую роль в становлении системы произвольной саморегуляции и волевых процессов. Функция самоконтроля реализуется главным образом через внутреннюю речь. Учитывая это, психокоррекция ориентируется на воображение, опосредованное речью. Ребенок побуждается к развернутым высказываниям, подробным описаниям эмоциональных переживаний и рассказыванию историй. Особое значение в плане психокоррекции приобретают так называемые психотерапевтические и притчи метафоры, позволяющие донести основную информацию не рационально, но образным, символическим языком, как бы непосредственно обращаясь к бессознательному ребенка. Метафорический и образный материал для таких историй может быть заимствован из сказок или других культурных источников.
3.   Предпубертатный период:(11-12 лет)
Главная задача в этом возрасте заключается в подготовке ребенка к предстоящим кризисам развития подросткового возраста. Поскольку проблема, с которой в скором будущем предстоит столкнуться ребенку, заключается в самоопределении, обретении собственного «Я», важно активизировать рефлексивные процессы и помочь ребенку разотождествиться с негативными болезненными представлениями о самом себе, которые могут стать источником эмоциональной нестабильности. Это достигается благодаря формированию более отчетливых представлений о самом себе в будущем. Ребенку предлагается создать как можно более яркие образы достижения и прочувствовать их изнутри, ответив на вопрос: «Каким я стану, когда справлюсь со своими проблемами?», или написать письмо самому себе в будущее. Важно подвести ребенка к пониманию: «Болезненные переживания способны укрепить меня, сделать меня более сильным и взрослым». Можно также поговорить с ребенком о тех личностях, которые стали для него кумирами, и попросить его выделить и описать те их черты, которые он хотел бы «взять себе».
4.Особенности психокоррекционной работы с подростками и старшеклассниками:
Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей, связанных с:

  1. Активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них теоретического, или словесно-логического мышления
  2. Снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников
  3. Ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств
  4. Расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения
  5. Интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий
  6. Необходимостью профессионального самоопределения учащихся

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям:

  • Развитие мышления и интеллектуальных способностей
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы
  • Развитие мотивации обучения
  • Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия
  • Снижение внутриличностных противоречий
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении

6. Возрастная специфика групповых занятий

Выбор используемых  методов определяет возраст учащихся.
У детей младшего школьного возраста, в особенности первоклассников, акцент делается на игровых методах, не предполагающих  обсуждения результатов.  Начиная с 3-го класса можно предлагать ребятам обсуждать задания, сохраняя приоритет игровых методов. Игры, направленные на развитие произвольности  и воображения используются только для младших школьников.
При работе с подростками следует не только обсуждать результаты игровых заданий, но и использовать дискуссионные методы.
В работе с подростками нужно использовать задания, которые позволят им как бы «смотреться в зеркало», то есть выслушивать мнения окружающих о каком-то аспекте своей личности, потому что им важно знать, как их воспринимают другие.
Для учеников 7-8-х классов полезно включать задания, которые позволят мальчикам и девочкам в игровой форме прикасаться друг к другу.
Важно, чтобы задания были актуальны и интересны детям, опирались на их жизненный опыт.
Важно, чтобы выполнение заданий, требующих большого самораскрытия, было добровольным.

7. Методы работы

1. Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации)
2. Психогимнастические игры
3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать)
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки»)
6. Задания с использованием терапевтических метафор
7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)

8. Проблемы дисциплины при проведении групповых занятий

Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями.
1. Проводить занятие в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил: вести тетради, записывать туда информацию, следовать общепринятым ритуалам начала урока.
2. По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.

9. Схема анализа практического занятия

  1. Тема занятия и время проведения
  2. Состав участников занятия
  3. План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:                                                                     Реально проведенное:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________

  1. Наиболее удачные упражнения и психотехники
  2. Неудавшиеся упражнения и психотехники
  3. Интересный случай на занятии
  4. Особенности поведения участников
  5. Ошибки, которые следует учесть


10. Причины типичных ошибок учащихся

Таблица 12.

  • Письмо

Характер ошибок

Причины нарушений

1

Ученик    списывает    хорошо,    но    делает    ошибки    в самостоятельном написании и письме под диктовку:

  • Пропускает звуки
  • Смешивает близкие фонемы
  • Не выделяет отдельные звуки из стечения согласных

Нарушение анализа звукового потока

2

Ученик     испытывает     трудности     при     определении подлежащего написанию ...

  • Звука
  • Слова
  • Ошибки   в   письме   проявляются   чаще   всего   под диктовку, но отсутствуют при написании по образцу

Нарушение возможности участия артикуляций в процессе звукового анализа речи. Опора на оральный образ

3

  • Ученик   не   может   писать   слова   единой,   плавно протекающей серией движений
  • Не знает как вести линии, составляющие букву
  • Нарушение почерка

Нарушение зрительно-моторных координации и плавности движения

4

  • Ученик   заменяет   одну  букву  другой,   сходной   по написанию
  • Опускает предлоги со словами

Оптическая дисграфия

5

  • Нарушает топологическую схему букв
  • Нарушает пространственное расположение элементов букв
  • Не в состоянии соотнести элементы, составляющие буквы, друг с другом

Нарушение зрительно-пространственного анализа и синтез

6

  • Пишет зеркально текст или отдельные буквы
  • Пишет в обратном направлении (справа налево)
  • Невозможность     дифференциации     геометрических фигур
  • Испытывает трудности в ориентировке на тетрадном листе
  • Не может расположить буквы, слова в правильном порядке
  • Трудности при соотнесении письменных и печатных букв
  • Несогласование членов предложения в числе, роде и падеже.
  • Ошибки      в      падежных      окончаниях, неправильное употребление предлогов   и слитное их написание

Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; остаточность общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение вербального конструктивного праксиса

7

  • Невозможность сложить буквы в слоги, слова
  • Трудности при нахождении ударного слога
  • Трудности   словоизменения,   ошибки   в   окончаниях, агграмматизмы
  • Трудности в написании слов со стечением согласных
  • Неправильное      написание      букв,      близких      по артикуляции, пропуски, замена.
  • Искажение букв по артикуляционному сходству
  • Слитное написание слов

Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение акустического анализа речи) Нарушение артикуляционной моторики

8

Ученик самостоятельно не может исправить свои ошибки

Недостаточно развит произвольный контроль

 

2. Чтение:

1

  • Ученик читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст
  • Трудности в воспроизведении текста

Нарушение    кратковременной    памяти (КВП)

2

Ученик делает неправильное заключение о читаемом

Нарушение        аналитико-синтетической функции

3

Ученик не может сосредоточиться на чтении

Нарушение    функции    произвольности внимания

4

Ученик не понимает сложных фраз, построенных по сложным    грамматическим    конструкциям    (сложная система взаимоподчиненных компонентов)

Нарушение        восприятия        сложных грамматических конструкций

5

Ученик не понимает пословиц

Нарушение       мышления       (трудности формирования     сложных     вербальных систем)

6

Ученик      неоднократно      должен      возвращаться      к предыдущим предложениям текста, чтобы его понять

Нарушение                            отсроченного воспроизведения    из    кратковременной памяти

7

Ученик путает буквы по оптически близким текстам

Дислексия

8

Ученик читает с ненужными паузами

Расстройство речевого темпа

9

Ученик читает слова, придуманные им, которых не было в тексте

Нарушение фонематического восприятия речи

10

Ученик читает очень медленно

Нарушение речевого темпа - брадилалия

11

В   чтении   появляются   часто   повторения:   отдельных звуков, слогов, слов

Логоневроз (заикание)

12

Ученик читает очень быстро

Нарушение речевого темпа - тахилалия

13

Ученик пропускает звуки при чтении

Нарушение произношения - дислалия

15

Трудности   практического   применения   теоретических знаний (невозможность использования правил)

Нарушение функций программирования и контроля

3. Математика

1

В решении математических задач:

  • Ученик не ориентируется в условиях задач
  • У него наблюдается недостаточность планомерности
  • Не может найти общий план или стратегию решения задач
  • Ученик неправильно повторяет условия задачи
  • Он неправильно удерживает условия задачи и упрощает их
  • Трудности в запоминании правил, табличного умножения и деления, удержания условий задачи.

Нарушение слухоречевой памяти Нарушение планомерности
Нарушение кратковременной памяти

2

Ученик     не     может     решить     задачу,     которая     требует промежуточных операций, не сформулированных в условии
Он   не   может   удержать   значительное   число   элементов, входящих в состав условия задачи

Нарушение        кратковременной       памяти, функции отсроченного воспроизведения

3

Ученик  не  сличает  полученные  результаты  с  исходными условиями

Нарушение   функции   программирования   и контроля

4

Ученик не способен упорядочить цифры по их значимости Ученик пишет зеркально цифры

Нарушение пространственного восприятия и пространственных                    представлений; наблюдается      чаще      всего     у     левшей. Нарушение   вербального     конструктивного праксиса

11.Возможные методы коррекции часто встречающихся нарушений:

Ι. Типические варианты адаптационных нарушений
1. Общие и специфические трудности в познавательной деятельности и учении:
Причины:    Отсутствие    содержательной    учебной    мотивации,    интеллектуальная    пассивность, пониженная   обучаемость,   отставание   в   темпе   деятельности,   высокая   утомляемость,   низкая работоспособность,    ограниченный    кругозор,    несформированность    психофизиологических    и интеллектуальных предпосылок учебной деятельности
Основные направления коррекционной работы:

  • Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и психогигиенических условий для учебных занятий учащихся в школе и дома
  • Контроль за режимом сна и питания
  • Организация труда и отдыха
  • Восполнение недостатков предыдущих этапов развития
  • Учет особенностей ребенка в дозировании дидактического давления
  • Формирование познавательных мотивов учения, основных структурных компонентов учебной деятельности, общеучебных и интеллектуально-перцептивных умений
  • Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления и развитие речи

Эффективные методы педагогической работы:

  • Объективирование педагогом целей деятельности
  • Обеспечение субъектной позиции школьников на этапе планирования деятельности, выбора ее средств, контроля за этапными и конечными результатами деятельности
  • Взаимо- и самооценка результатов деятельности
  • Систематические упражнения в деятельности анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей в процессе восприятия и переработки учебной информации, поступающей «зрительно» и «на слух».

2.   Отклонения в поведении:
Причины: Недостаточный уровень социальной зрелости ребенка. Неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельности как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, непрестижное положение среди одноклассников.
Основные направления и способы коррекционной работы:

  • Актуализация и всемерная поддержка в семье и школе желания ребенка «быть таким,   как  взрослый»,
  • Ознакомление ребенка с социальной функцией школы как особого института, реализующего      тенденции   взрослости,   с   организацией   школы,   общим   режимом   ее   работы, учебными     предметами
  • Акцентирование внимания на привлекательных сторонах позиции школьника
  • Использование    сюжетно-ролевых игр для формирования позиции школьника
  • Создание эмоционально положительного микроклимата в классе
  • Формирование  конструктивных  (на основе  принятия  и  взаимной  помощи  друг другу) отношений ребенка со сверстниками в ситуации учебной и внеклассной работы
  • Формирование способов произвольно-контекстного общения с учителем
  • Обеспечение успешности учения

Эффективные методы педагогической работы:

  • Воспитание   и   культивирование   уважения   к   себе,   чувства   собственного   достоинства, положительной «Я-концепции»
  • Использование возможностей игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности, занятий физической культурой для коррекции недостатков личностного развития
  • Нормализация    социальной    ситуации    развития    ребенка,    его    положения    в    системе воспитательных отношений в школе и семье.

ΙΙ. Коррекция агрессивности:
Диагностические критерии агрессивности:
(Если у ребенка в течение шести месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признака, то можно говорить об агрессивности данного ребенка)
Таблица 13.


Младший школьный возраст

Средний школьный и подростковый возраст

  1. Часто (по сравнению с другими детьми) теряют контроль над собой
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках
  5. Часть сердятся и прибегают к дракам
  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)
  2. Инициируют драки
  3. Используют в драке предметы, которые могут ранить
  4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно)
  5. Воровство по отношению к человеку, который не нравиться
  6. Намеренная порча имущества
  7. шантаж, вымогательство
  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей
  9. Побег из дома (бродяжничество)
  10. Не ходят в школу (прогулы)

Характерологические особенности агрессивных детей

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверчувствительность к негативному отношению к себе
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
  • Слабо развит контроль над своими эмоциями
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации)
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Методы и приемы снятия агрессии у школьников:

  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха: упражнения на снятие эмоциональной тревожности через релаксацию и рисунки

- дорисуй
- доделай
- придумай

  • Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки
  • Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.

Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:

  • Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане
  • Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо  «здесь и теперь»
  • Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»
  • Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время

Приемы:
Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:

  1. Пластическое  изображения гнева
  1. Рисование, лепка
  2. «Письма гнева»
  3. Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.)
  4. Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт)

Обучение навыкам саморегуляции:

  • Установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом

«Ввод правил»:

    • Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»
    • Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10
    • Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)
    • Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
  • Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)
  • Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:
  • Сесть поудобнее или лечь
  • Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох. Дышать животом)
  • На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот,  ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию)
  • Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка
  • Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц)

Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:

    • Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации
    • Формирование навыков конструктивного поведения

«Ролевая игра»: составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой.
Таблица 14.


Ситуация

Варианты поведения

Последствия

 

 

 

«Ведение блокнотика самонаблюдения»
Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.

Таблица15.


Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, во дворе…)

Что ты чувствовал при этом?
Что ты думал при этом?

Что тебе хотелось сделать?
Что ты сделал на самом деле?

Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения)

 

 

 

 

«Карта поведения»:  (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения)
Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются.
Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды.
«Карта поведения» заполняется по следующей схеме:
Таблица 16.


Личные цели поведения

Уроки

1)………….

Математика

Русский язык

Физкультура

 

 

2)………….

Число, роспись учителя ( в случае выполнения учеником правила поведения)

 

 

 

 

В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным  и почему).

Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:

  • Работа с фотографиями
  • Символическое изображение эмоций
  • Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений

Развитие позитивной самооценки:
«Копилка хороших поступков»
Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения.
Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже  похвалить себя  за все три поступка (в одном предложении).

ΙΙΙ. Коррекционная работа с детьми с ММД
Направления работы психолога:
Начальная школа:

  • Создавать благоприятную социально-педагогическую ситуацию, коррекция образа жизни ребенка
  • Уделять больше внимания развитию интеллекта, кругозора, обходя дефектные функции
  • Необходима разумная дозировка поощрений и требований
  • Подбирать доступный объем материала
  • Помогать переключаться с одного вида деятельности на другой
  • Использование коротких, четко построенных фраз
  • Не нагружать ребенка изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти и внимания
  • При построении алгоритма занятия организовать многократное повторение с целью закрепления материала
  • Умеренно использовать яркую эмоциональную информацию

Средняя школа:

  • Способствовать личностному развитию ребенка
  • Развивать рефлексию
  • Осуществлять индивидуальную психокоррекционную работу, направленную на развитие:
  • интернальности (готовности отвечать за события своей жизни)
  • умения предусматривать последствия своих действий и поступков
  • формирование адекватной самооценки
  • коррекции традиционных механизмов защиты
  • Проводить тренинги личностного роста, поведенческий тренинг, тренинг коммуникативных навыков

IV. Воровство у детей и подростков:
Мотивы воровства школьников (выделяют 3 класса):
1 класс – «Сделать благо себе»
Проявления:

  • «импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место одно из условий:
  • ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание
  • ребенок находится один на один с чужой вещью
  • более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.
  • побуждение  отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.

2 класс – « Сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение»
Проявления:

  • побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку, с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с неосознанием того, что такое действие будет рассматриваться, как воровство,  и может быть не одобрено окружающими людьми.
  • побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.

3 класс – «За компанию»
Проявления:

  • воровство совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания   быть принятым группой, соответствовать ее нормам.

Причины: (основанием для появления мотивов являются, прежде всего,  личностные факторы)

  • Личностные позиции: «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить эту вещь»
  • Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности)
  • Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации
  • Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций
  • Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий
  • Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения

Методы психологической работы:

  • Установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка
  • Выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении
  • Устранение (по возможности) этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия.
  • Установление запрета на воровство. Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранения его последствий
  • Оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуаций, послуживших причиной воровства
  • Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка

Литература:

  • Акимова М.К., Козлова В.Г. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.- 160с.
  • Антипова И.Г. Воровство у детей и подростков // Журнал практического психолога. 1999.-  № 9. - С. 29-36.
  • Ануфриев А.Н., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1999. - 224с.
  • Борисова Е.М., Логинова Г.П.  Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов. - Обнинск: ГПФЦ «Детство», 1993.-  65с.
  • Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.- 176с.
  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекции трудностей при обучении младших школьников русскому, чтению и математике. - М.: Ось-89, 2003. - 96с.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-  М.: Генезис, 2000. - 192с.
  • Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.- 248с.
  • Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 160с.
  • Слободяник Н.П.  Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практич. пособие.-  М.: Айрис-пресс, 2006. -  256с.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001.-  280с.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: Генезис, 2006. - 268с.
  • Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8).-  М.: Генезис, 2007.-  277с.
  • Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.- М.: Генезис, 2007. - 208с.

Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.