Страница 3 из 3
10. Причины типичных ошибок учащихся
Таблица 12.
№
|
Характер ошибок
|
Причины нарушений
|
1
|
Ученик списывает хорошо, но делает ошибки в самостоятельном написании и письме под диктовку:
- Пропускает звуки
- Смешивает близкие фонемы
- Не выделяет отдельные звуки из стечения согласных
|
Нарушение анализа звукового потока
|
2
|
Ученик испытывает трудности при определении подлежащего написанию ...
- Звука
- Слова
- Ошибки в письме проявляются чаще всего под диктовку, но отсутствуют при написании по образцу
|
Нарушение возможности участия артикуляций в процессе звукового анализа речи. Опора на оральный образ
|
3
|
- Ученик не может писать слова единой, плавно протекающей серией движений
- Не знает как вести линии, составляющие букву
- Нарушение почерка
|
Нарушение зрительно-моторных координации и плавности движения
|
4
|
- Ученик заменяет одну букву другой, сходной по написанию
- Опускает предлоги со словами
|
Оптическая дисграфия
|
5
|
- Нарушает топологическую схему букв
- Нарушает пространственное расположение элементов букв
- Не в состоянии соотнести элементы, составляющие буквы, друг с другом
|
Нарушение зрительно-пространственного анализа и синтез
|
6
|
- Пишет зеркально текст или отдельные буквы
- Пишет в обратном направлении (справа налево)
- Невозможность дифференциации геометрических фигур
- Испытывает трудности в ориентировке на тетрадном листе
- Не может расположить буквы, слова в правильном порядке
- Трудности при соотнесении письменных и печатных букв
- Несогласование членов предложения в числе, роде и падеже.
- Ошибки в падежных окончаниях, неправильное употребление предлогов и слитное их написание
|
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; остаточность общего недоразвития речи (ОНР). Нарушение вербального конструктивного праксиса
|
7
|
- Невозможность сложить буквы в слоги, слова
- Трудности при нахождении ударного слога
- Трудности словоизменения, ошибки в окончаниях, агграмматизмы
- Трудности в написании слов со стечением согласных
- Неправильное написание букв, близких по артикуляции, пропуски, замена.
- Искажение букв по артикуляционному сходству
- Слитное написание слов
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение акустического анализа речи) Нарушение артикуляционной моторики
|
8
|
Ученик самостоятельно не может исправить свои ошибки
|
Недостаточно развит произвольный контроль
|
2. Чтение:
|
1
|
- Ученик читает отдельную фразу, но оказывается не в состоянии усвоить сколько-нибудь сложный текст
- Трудности в воспроизведении текста
|
Нарушение кратковременной памяти (КВП)
|
2
|
Ученик делает неправильное заключение о читаемом
|
Нарушение аналитико-синтетической функции
|
3
|
Ученик не может сосредоточиться на чтении
|
Нарушение функции произвольности внимания
|
4
|
Ученик не понимает сложных фраз, построенных по сложным грамматическим конструкциям (сложная система взаимоподчиненных компонентов)
|
Нарушение восприятия сложных грамматических конструкций
|
5
|
Ученик не понимает пословиц
|
Нарушение мышления (трудности формирования сложных вербальных систем)
|
6
|
Ученик неоднократно должен возвращаться к предыдущим предложениям текста, чтобы его понять
|
Нарушение отсроченного воспроизведения из кратковременной памяти
|
7
|
Ученик путает буквы по оптически близким текстам
|
Дислексия
|
8
|
Ученик читает с ненужными паузами
|
Расстройство речевого темпа
|
9
|
Ученик читает слова, придуманные им, которых не было в тексте
|
Нарушение фонематического восприятия речи
|
10
|
Ученик читает очень медленно
|
Нарушение речевого темпа - брадилалия
|
11
|
В чтении появляются часто повторения: отдельных звуков, слогов, слов
|
Логоневроз (заикание)
|
12
|
Ученик читает очень быстро
|
Нарушение речевого темпа - тахилалия
|
13
|
Ученик пропускает звуки при чтении
|
Нарушение произношения - дислалия
|
15
|
Трудности практического применения теоретических знаний (невозможность использования правил)
|
Нарушение функций программирования и контроля
|
3. Математика
|
1
|
В решении математических задач:
- Ученик не ориентируется в условиях задач
- У него наблюдается недостаточность планомерности
- Не может найти общий план или стратегию решения задач
- Ученик неправильно повторяет условия задачи
- Он неправильно удерживает условия задачи и упрощает их
- Трудности в запоминании правил, табличного умножения и деления, удержания условий задачи.
|
Нарушение слухоречевой памяти Нарушение планомерности Нарушение кратковременной памяти
|
2
|
Ученик не может решить задачу, которая требует промежуточных операций, не сформулированных в условии Он не может удержать значительное число элементов, входящих в состав условия задачи
|
Нарушение кратковременной памяти, функции отсроченного воспроизведения
|
3
|
Ученик не сличает полученные результаты с исходными условиями
|
Нарушение функции программирования и контроля
|
4
|
Ученик не способен упорядочить цифры по их значимости Ученик пишет зеркально цифры
|
Нарушение пространственного восприятия и пространственных представлений; наблюдается чаще всего у левшей. Нарушение вербального конструктивного праксиса
|
11.Возможные методы коррекции часто встречающихся нарушений:
Ι. Типические варианты адаптационных нарушений 1. Общие и специфические трудности в познавательной деятельности и учении: Причины: Отсутствие содержательной учебной мотивации, интеллектуальная пассивность, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности, высокая утомляемость, низкая работоспособность, ограниченный кругозор, несформированность психофизиологических и интеллектуальных предпосылок учебной деятельности Основные направления коррекционной работы:
- Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и психогигиенических условий для учебных занятий учащихся в школе и дома
- Контроль за режимом сна и питания
- Организация труда и отдыха
- Восполнение недостатков предыдущих этапов развития
- Учет особенностей ребенка в дозировании дидактического давления
- Формирование познавательных мотивов учения, основных структурных компонентов учебной деятельности, общеучебных и интеллектуально-перцептивных умений
- Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления и развитие речи
Эффективные методы педагогической работы:
- Объективирование педагогом целей деятельности
- Обеспечение субъектной позиции школьников на этапе планирования деятельности, выбора ее средств, контроля за этапными и конечными результатами деятельности
- Взаимо- и самооценка результатов деятельности
- Систематические упражнения в деятельности анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей в процессе восприятия и переработки учебной информации, поступающей «зрительно» и «на слух».
2. Отклонения в поведении: Причины: Недостаточный уровень социальной зрелости ребенка. Неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельности как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, непрестижное положение среди одноклассников. Основные направления и способы коррекционной работы:
- Актуализация и всемерная поддержка в семье и школе желания ребенка «быть таким, как взрослый»,
- Ознакомление ребенка с социальной функцией школы как особого института, реализующего тенденции взрослости, с организацией школы, общим режимом ее работы, учебными предметами
- Акцентирование внимания на привлекательных сторонах позиции школьника
- Использование сюжетно-ролевых игр для формирования позиции школьника
- Создание эмоционально положительного микроклимата в классе
- Формирование конструктивных (на основе принятия и взаимной помощи друг другу) отношений ребенка со сверстниками в ситуации учебной и внеклассной работы
- Формирование способов произвольно-контекстного общения с учителем
- Обеспечение успешности учения
Эффективные методы педагогической работы:
- Воспитание и культивирование уважения к себе, чувства собственного достоинства, положительной «Я-концепции»
- Использование возможностей игровой, трудовой, художественно-эстетической деятельности, занятий физической культурой для коррекции недостатков личностного развития
- Нормализация социальной ситуации развития ребенка, его положения в системе воспитательных отношений в школе и семье.
ΙΙ. Коррекция агрессивности: Диагностические критерии агрессивности: (Если у ребенка в течение шести месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 и более указанных ниже признака, то можно говорить об агрессивности данного ребенка) Таблица 13.
Младший школьный возраст |
Средний школьный и подростковый возраст
|
- Часто (по сравнению с другими детьми) теряют контроль над собой
- Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми
- Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых
- Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках
- Часть сердятся и прибегают к дракам
|
- Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом)
- Инициируют драки
- Используют в драке предметы, которые могут ранить
- Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно)
- Воровство по отношению к человеку, который не нравиться
- Намеренная порча имущества
- шантаж, вымогательство
- Отсутствие дома ночью без разрешения родителей
- Побег из дома (бродяжничество)
- Не ходят в школу (прогулы)
|
Характерологические особенности агрессивных детей
- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
- Сверчувствительность к негативному отношению к себе
- Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих
- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение
- Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении
- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) склонны не брать на себя ответственность за свои поступки
- Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию
- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии
- Слабо развит контроль над своими эмоциями
- Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева
- Боятся непредсказуемости в поведении родителей
- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание
- Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации)
- Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Методы и приемы снятия агрессии у школьников:
- Снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха: упражнения на снятие эмоциональной тревожности через релаксацию и рисунки
- дорисуй - доделай - придумай
- Гармонизация противоречивости личности: тренинг на узнавание различных эмоций, релаксационные техники на снятие эмоционального напряжения, формирование нравственных представлений через беседы. Чтение книг, реальные рассказы, проигрывание ситуаций и рисунки
- Коррекция зависимости от окружающих и снятие враждебности: обучение способам эффективного общения, эмоциональное осознание своих поступков и обучение самоконтролю через игровой тренинг, инсценировки, рисунки, фантазирование.
Методика (В. Оклендер) «Стадии отреагирования гнева»:
- Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане
- Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и теперь»
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует»
- Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаше всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время
Приемы: Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативной ситуации:
- Пластическое изображения гнева
- Рисование, лепка
- «Письма гнева»
- Осознание гнева через сенсорные каналы (вкус, запах, цвет, и т.д.)
- Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (рецепт)
Обучение навыкам саморегуляции:
- Установление определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом
«Ввод правил»:
-
- Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе: «Стоп!»
- Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10
- Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз)
- Прежде чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать
- Закрепление этих правил в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации)
- Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания:
- Сесть поудобнее или лечь
- Сделать глубокий вдох (глубокий вдох – задержка дыхания – плавный выдох. Дышать животом)
- На задержке дыхания сильно напрячь заданную группу мышц (руки, шея, живот, ноги, голова (лицо) и представить человека, на которого разозлился (или ситуацию)
- Выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка
- Сделать упражнение несколько раз (для каждой группы мышц)
Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации:
-
- Обучение умению видеть различные способы поведения в проблемной ситуации
- Формирование навыков конструктивного поведения
«Ролевая игра»: составить вместе с ребенком список ситуаций, в которых ему трудно сдержать свой гнев. Выбрать из перечня наименее конфликтную ситуацию. Обсудить с ребенком возможные варианты поведения в этой ситуации. Записать эти варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализировать и обсудить с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. Записать напротив каждого варианта возможные последствия (дальнейшее развитие ситуации). Выбрать позитивный вариант поведения в проблемной ситуации (выбирает сам ребенок). Закрепить позитивный вариант в ролевой игре. Применить этот вариант в реальной жизни (для этого предусмотреть поощрения, подключить педагогов и родителей). После отработки одной ситуации следует переходить к другой. Таблица 14.
Ситуация |
Варианты поведения
|
Последствия
|
|
|
|
«Ведение блокнотика самонаблюдения» Ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.
Таблица15.
Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, во дворе…) |
Что ты чувствовал при этом? Что ты думал при этом?
|
Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле?
|
Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения)
|
|
|
|
|
«Карта поведения»: (является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения) Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Для начала формулируются 1-2 цели, по ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются. Оговариваются конкретные реальные привилегии, которые хотел бы получить ребенок за определенное количество дней успеха, предусматриваются также призы и награды. «Карта поведения» заполняется по следующей схеме: Таблица 16.
Личные цели поведения |
Уроки
|
1)………….
|
Математика
|
Русский язык
|
Физкультура
|
|
|
2)………….
|
Число, роспись учителя ( в случае выполнения учеником правила поведения)
|
|
|
|
|
В конце каждой недели ребенок вместе с психологом обсуждает результаты (что получилось, а что – нет, что было трудным и почему).
Формирование осознания собственного эмоционального мира и чувств других людей:
- Работа с фотографиями
- Символическое изображение эмоций
- Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений
Развитие позитивной самооценки: «Копилка хороших поступков» Цель: научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения. Проводится в конце каждой недели. Детям предлагается мысленно вспомнить о всех хороших поступках за прошедшую неделю, затем на листе бумаги записать три наиболее значимых для них поступка, ниже похвалить себя за все три поступка (в одном предложении). ΙΙΙ. Коррекционная работа с детьми с ММД Направления работы психолога: Начальная школа:
- Создавать благоприятную социально-педагогическую ситуацию, коррекция образа жизни ребенка
- Уделять больше внимания развитию интеллекта, кругозора, обходя дефектные функции
- Необходима разумная дозировка поощрений и требований
- Подбирать доступный объем материала
- Помогать переключаться с одного вида деятельности на другой
- Использование коротких, четко построенных фраз
- Не нагружать ребенка изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти и внимания
- При построении алгоритма занятия организовать многократное повторение с целью закрепления материала
- Умеренно использовать яркую эмоциональную информацию
Средняя школа:
- Способствовать личностному развитию ребенка
- Развивать рефлексию
- Осуществлять индивидуальную психокоррекционную работу, направленную на развитие:
- интернальности (готовности отвечать за события своей жизни)
- умения предусматривать последствия своих действий и поступков
- формирование адекватной самооценки
- коррекции традиционных механизмов защиты
- Проводить тренинги личностного роста, поведенческий тренинг, тренинг коммуникативных навыков
IV. Воровство у детей и подростков: Мотивы воровства школьников (выделяют 3 класса): 1 класс – «Сделать благо себе» Проявления:
- «импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляющееся в момент, когда имеет место одно из условий:
- ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание
- ребенок находится один на один с чужой вещью
- более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.
- побуждение отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.
2 класс – « Сделать посредством украденного приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение» Проявления:
- побуждение принести понравившуюся вещь значимому другому человеку, с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с неосознанием того, что такое действие будет рассматриваться, как воровство, и может быть не одобрено окружающими людьми.
- побуждение украсть чужую вещь с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.
3 класс – «За компанию» Проявления:
- воровство совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам.
Причины: (основанием для появления мотивов являются, прежде всего, личностные факторы)
- Личностные позиции: «мне никогда не купят такую вещь», «я не имею права просить эту вещь»
- Чувство одиночества, обиды, фрустрированность, отсутствие силы «Я» (ответственности, самостоятельности)
- Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
- Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации
- Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций
- Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий
- Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения
Методы психологической работы:
- Установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка
- Выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении
- Устранение (по возможности) этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия.
- Установление запрета на воровство. Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранения его последствий
- Оказание психологической поддержки и помощи в преодолении фрустрирующих ситуаций, послуживших причиной воровства
- Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка
Литература:
- Акимова М.К., Козлова В.Г. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000.- 160с.
- Антипова И.Г. Воровство у детей и подростков // Журнал практического психолога. 1999.- № 9. - С. 29-36.
- Ануфриев А.Н., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1999. - 224с.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов. - Обнинск: ГПФЦ «Детство», 1993.- 65с.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.- 176с.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекции трудностей при обучении младших школьников русскому, чтению и математике. - М.: Ось-89, 2003. - 96с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. - 192с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.- 248с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 160с.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практич. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2006. - 256с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001.- 280с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: Генезис, 2006. - 268с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8).- М.: Генезис, 2007.- 277с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися.- М.: Генезис, 2007. - 208с.
Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.
|