На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Коррекционно-развивающая работа психолога - 5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
Коррекционно-развивающая работа психолога - 5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Коррекционно-развивающая работа психолога
5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
Причины типичных ошибок учащихся
Все страницы

 

5. Соответствие применяемых методов психокоррекции возрастным особенностям детей:
1.   Дошкольный возраст: (6-7 лет)
Согласно Ж. Пиаже этот возрастной период характеризуется развитием наглядно-образного мышления и символической функции. Образ становится активно применяемым инструментом мышления и саморегуляции, наряду со схемой действия. Многие действия осуществляются теперь во внутреннем плане, что означает построение образов и представлений и манипулирование ими. Учитывая эту специфику, наиболее подходящими методами психокоррекции следует признать рисование, рассказ и проигрывание сказки, развивающие игры. С помощью этих методов осуществляется освоение как негативных, так и позитивных образов и, таким опосредованным способом, разрешение внутренних конфликтов и обучение контролю над своими эмоциональными состояниями. Разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью техник «Рисование каракулей» и «Свободный рисунок». Для гармонизации переживаний ребенка может применяться техника «Рисование Мандалы» - орнамент или фигуративная композиция внутри круга. С целью преобразования негативных эмоциональных переживаний можно использовать рисование одним определенным цветом.
2.   Младший школьный возраст:(7-10 лет)
Основной особенностью младшего школьного возраста является интенсивное освоение речевого аппарата и языка. Школьное обучение стимулирует развитие навыков вербального общения и расширение словарного запаса. Одновременно формируется внутренняя (свернутая) речь, которая играет решающую роль в становлении системы произвольной саморегуляции и волевых процессов. Функция самоконтроля реализуется главным образом через внутреннюю речь. Учитывая это, психокоррекция ориентируется на воображение, опосредованное речью. Ребенок побуждается к развернутым высказываниям, подробным описаниям эмоциональных переживаний и рассказыванию историй. Особое значение в плане психокоррекции приобретают так называемые психотерапевтические и притчи метафоры, позволяющие донести основную информацию не рационально, но образным, символическим языком, как бы непосредственно обращаясь к бессознательному ребенка. Метафорический и образный материал для таких историй может быть заимствован из сказок или других культурных источников.
3.   Предпубертатный период:(11-12 лет)
Главная задача в этом возрасте заключается в подготовке ребенка к предстоящим кризисам развития подросткового возраста. Поскольку проблема, с которой в скором будущем предстоит столкнуться ребенку, заключается в самоопределении, обретении собственного «Я», важно активизировать рефлексивные процессы и помочь ребенку разотождествиться с негативными болезненными представлениями о самом себе, которые могут стать источником эмоциональной нестабильности. Это достигается благодаря формированию более отчетливых представлений о самом себе в будущем. Ребенку предлагается создать как можно более яркие образы достижения и прочувствовать их изнутри, ответив на вопрос: «Каким я стану, когда справлюсь со своими проблемами?», или написать письмо самому себе в будущее. Важно подвести ребенка к пониманию: «Болезненные переживания способны укрепить меня, сделать меня более сильным и взрослым». Можно также поговорить с ребенком о тех личностях, которые стали для него кумирами, и попросить его выделить и описать те их черты, которые он хотел бы «взять себе».
4.Особенности психокоррекционной работы с подростками и старшеклассниками:
Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей, связанных с:

  1. Активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формирование у них теоретического, или словесно-логического мышления
  2. Снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников
  3. Ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств
  4. Расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения
  5. Интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий
  6. Необходимостью профессионального самоопределения учащихся

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям:

  • Развитие мышления и интеллектуальных способностей
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы
  • Развитие мотивации обучения
  • Формирование навыков эффективного общения и взаимодействия
  • Снижение внутриличностных противоречий
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении

6. Возрастная специфика групповых занятий

Выбор используемых  методов определяет возраст учащихся.
У детей младшего школьного возраста, в особенности первоклассников, акцент делается на игровых методах, не предполагающих  обсуждения результатов.  Начиная с 3-го класса можно предлагать ребятам обсуждать задания, сохраняя приоритет игровых методов. Игры, направленные на развитие произвольности  и воображения используются только для младших школьников.
При работе с подростками следует не только обсуждать результаты игровых заданий, но и использовать дискуссионные методы.
В работе с подростками нужно использовать задания, которые позволят им как бы «смотреться в зеркало», то есть выслушивать мнения окружающих о каком-то аспекте своей личности, потому что им важно знать, как их воспринимают другие.
Для учеников 7-8-х классов полезно включать задания, которые позволят мальчикам и девочкам в игровой форме прикасаться друг к другу.
Важно, чтобы задания были актуальны и интересны детям, опирались на их жизненный опыт.
Важно, чтобы выполнение заданий, требующих большого самораскрытия, было добровольным.

7. Методы работы

1. Ролевые игры (ролевые действия, ролевые образы, ролевые ситуации)
2. Психогимнастические игры
3. Коммуникативные игры (направленные на 1) умение видеть в другом его достоинства и давать «поглаживания»; 2) умение сотрудничать)
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
5. Игры и задания, направленные на развитие воображения (вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки»)
6. Задания с использованием терапевтических метафор
7. Релаксационные методы (активная нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники)

8. Проблемы дисциплины при проведении групповых занятий

Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями.
1. Проводить занятие в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил: вести тетради, записывать туда информацию, следовать общепринятым ритуалам начала урока.
2. По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.

9. Схема анализа практического занятия

  1. Тема занятия и время проведения
  2. Состав участников занятия
  3. План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:                                                                     Реально проведенное:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________

  1. Наиболее удачные упражнения и психотехники
  2. Неудавшиеся упражнения и психотехники
  3. Интересный случай на занятии
  4. Особенности поведения участников
  5. Ошибки, которые следует учесть



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.