Страница 1 из 3 1. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
(А. А. Осипова Общая психокоррекция.- М.: ТЦ «Сфера», 2000)
- Знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции
(знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие)
- Владение конкретными методами и методиками коррекции.
- Личностная готовность к коррекционной работе: психологическая проработанность собственных проблем в тех сферах, которые психолог предполагает корректировать (наличие потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблемы).
2. Принципы коррекционной работы:
- Изменение окружения ребенка (место в классе, включение в режим урока минуток
активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками)
- Создание положительной мотивации, ситуаций успеха
- Коррекция негативных форм поведения
- Регулирование ожиданий взрослых
- Изменение отношения взрослых к ребенку
- Преобладание методов поддержки и вознаграждения
- Двигательная коррекция
- Коррекция внимания и развитие умственных способностей
- Обучение социальным навыкам
- Обучение навыкам учения и самоорганизации
При осуществлении коррекционной работы реализуется две основных стратегии:
- Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной психотехнологии
- Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психологического и личностного развития
3. Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий:
- Специфика позиции психолога
При проведении групповых занятий психолог сталкивается с трудностями, вытекающими из неоднозначности роли ведущего. С одной стороны, психолог проводит психологические занятия, а не уроки. С другой – входя в школьный класс, он занимает место учителя и вынужден соблюдать нормы и требования школы. Решить проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя, можно тремя основными путями:
- Проводить занятия в формате урока, используя внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил.
- По возможности, «занимать руки» учащихся, предлагать им задания, для выполнения которых им придется рисовать, клеить, подчеркивать и т.д.
- Использование различных знаков, наклеек, поощряющих дисциплину и активную работу на занятии
- Несовпадение целей психологических занятий и целей остальных школьных уроков , приводящее к их непониманию со стороны педагогов, родителей, администрации.
Необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов и родителей не только общую цель занятий, но и частные цели, сформулированные так, чтобы быть понятными людям, не имеющим психологического образования, и актуальные для них.. Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное разъяснение, но и через эмоциональное воздействие – вывешивать на стендах отдельные материалы занятий – рисунки, творческие работы, высказывания учащихся, краткую аннотацию занятий.
- Критерии эффективности занятия:
Уровень эмоциональной включенности детей в занятие Уровень открытости учащихся
4. Основные принципы составления психокоррекционных программ
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов)
- Принцип единства коррекции и диагностики
- Принцип приоритетности коррекции казуального (причинного) типа.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии)
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения клиента к участию в коррекционной программе.
- Принцип опоры на разного уровня организации психических процессов (необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активирующие).
- Принцип программированного обучения (наиболее эффектно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий).
- Принцип усложнения (каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному).
- Учет объема и степени разнообразия материала (увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно, только после относительной сформированности того или иного умения)
- Учет эмоциональной сложности материала (предъявляемый материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции)
- Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной.
Разработка коррекционной программы: 1 этап: диагностический Сбор аналитических данных:
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность, психические новообразования
- Наличие объективной психотравмирующей ситуации
Углубленный анализ диагностических данных:
- Психологический диагноз
- Психологический прогноз
- Определение ресурсных составляющих сохранных сторон личности
Психологический диагноз – описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности Условно-вариативный прогноз: - Если неблагоприятные условия сохраняются - Если будут сняты - Если неблагоприятные условия усугубятся 2 этап: 1.Формулировка цели психокоррекционной программы:
- Позитивная формулировка
- Реалистичность и соотнесение с продолжительностью коррекционной работы
- Учет дальней и ближайшей перспективы развития личности
2. Задачи программы: три вида – коррекционные, развивающие, профилактические (иногда одна задача может совмещать все задачи) 3. Структура коррекционной программы:
- Вид по времени реализации
- Временные рамки продолжительности занятий
- Реализуемые блоки (обязательное присутствие педагогического блока – рекомендации для педагогов)
- Вид коррекционной программы (стандартная, свободная)
- Форма (групповая/индивидуальная)
- Адресат
- Методы и основные приемы
- Оборудование необходимое для реализации программы
- Предполагаемые результаты
- Тематический план
Требования к программам:
- Актуальность - нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем
- Целостность - описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы - это прежде всего, ее логичность
- Прогностичность - программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем
- Реалистичность - это реальная возможность ее выполнения с учетом творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т.д.
- Оригинальность - наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач
Программа состоит:
- Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование) - обосновывается ее актуальность и значимость, указывается точный адресат программы, раскрываются основные идеи и принципы
- Цели и задачи: цель - это предполагаемый результат; задача - это путь, которым вы следуете к намеченной цели (блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым; каждая из задач должна быть четко сформулирована, определены сроки выполнения и средства, с помощью которых ее действительно можбно решить)
- Содержание (блоки программы, основные направления): описание форм и методов, указываются планируемые мероприятия, их последовательность и регулярность Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы) Результаты: указываются ожидаемые, предполагаемые результаты выполнения программы
Ошибки:
- непонимание сущности программы: за программу выдается либо план мероприятий,
- либо концептуальные основы предполагаемой деятельности
- неполная структура
- нарушение логики построения
- сложность изложения
- псевдонаучность: материал перегружен научными терминами
|