Мосюндзь Александра Викторовна Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) «Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского», Севастополь Проблемы агрессии и насилия были и остаются одними из наиболее актуальных в обществе. Вместе с тем, проблемы выявления механизмов детерминации агрессивных поведенческих проявлений и наиглавнейший для педагогической практики аспект - психологическая коррекция агрессивных проявлений в поведении детей и подростков - все еще остаются недостаточно разработанными. При этом обращать внимание на агрессивные реакции детей и осуществлять работу по их дифференцированной коррекции необходимо, на наш взгляд, уже в подростковом возрасте, в котором эти реакции еще не приобрели характер закрепленных и устойчивых. Кроме того, агрессивное поведение лиц подросткового возраста нередко становится провокационным фактором в механизме их последующей виктимизации, что обусловливает необходимость изучения и поиска путей профилактики и коррекции агрессивно-виктимного поведения детей и подростков.
Результаты анализа научной психолого-педагогической литературы свидетельствуют, что проблемы агрессивного и виктимного поведения подростков, как форм их отклоняющегося поведения, привлекали к себе внимание различных исследователей. Учеными изучались особенности девиантного поведения лиц разных возрастных групп (М.А. Алемаскин, Н.В. Аликина, А. Бандура, К. Бютнер, В.И. Войтко, О.В. Гордякова, О.Ю. Дроздов, О.И. Зотова, С.Л. Колосова, В.Г. Кондрашенко, М.А. Скок, В.А. Татенко, Р. Уолтерс и др.), агрессивное и конфликтное поведение подростков (Г.С. Васильева, С.М. Ениколопов, Е.В. Землянская, В.В. Ковалев, И.П. Крейдун, Н.Ю. Максимова, В.С. Мерлин, М.С. Неймарк, Л.А. Нифонтова, А.К. Осницкий, С.М. Тищенко, С.Г. Шебанова и др.), взаимосвязь агрессивности с подростковым негативизмом, тревожностью и фрустрацией (А. Бандура, В.К. Вилюнас, Т. Дембо, С.А. Завражин, Д. Зилман, К. Изард, М. Мауер, И. Миллер, М.С. Неймарк, Я. Рейковский, Л.М. Семенюк и др.), причины школьной, семейной и других видов виктимизации детей и подростков (О.О. Андронникова, О.Б. Бовть, Т.М. Вакулич, К.М. Голобородько, Р.К. Мертон, А.А. Мишин, А.В. Мо- сюндзь, А.В. Мудрик, И.Ф. Муханова, М.А. Одинцова и др.). Однако, как подчеркивают сами ученые [1; 2], часто результаты этих исследований обособлены, не содержат целостной информации о путях и методах коррекции отклонений в поведении подростков. Между тем, педагогическая практика свидетельствует о наличии острой, все возрастающей потребности педагогов, психологов в современных действенных приемах психопрофилактического и психокоррекционного воздействия на подростков группы риска и, в первую очередь, имеющим склонность к агрессивно-виктимному поведению. При этом причины и факторы виктимного поведения детей и подростков также недостаточно изучены [3; 4; 5]. Обобщение результатов теоретического анализа проблемы причин [6; 7; 8] и путей коррекции агрессивного поведения подростков [9; 10; 11; 12], а также многолетнего опыта работы с агрессивными школьниками позволили нам прийти к выводу о необходимости использования дифференцированного подхода в психокоррекционной и психопрофилактической работе с ними с целью снижения их склонности к агрессивному поведению и различным формам виктимизации: прежде всего, школьной виктимизации [13; 14; 15; 16] и семейной виктимизации детей и подростков [17; 18; 19]. Мы предположили, что использование в рамках социально-психологического тренинга системы когнитивных способов коррекции позволит снизить уровень вербальной агрессии, использование активных способов коррекции - соответственно, физической агрессии у подростков. При этом коррекция разных форм агрессивного поведения будет способствовать снижению показателей склонности подростков к агрессивно- виктимному поведению. Для проверки выдвинутой гипотезы было обследовано 57 подростков в возрасте от 14 до 16 лет с помощью методики диагностики различных форм агрессии Басса-Дарки [20], методики О.О. Андронниковой «Склонность к виктимному поведению» [21] и методики диагностики фрустрационных рекций С. Розенцвейга [20]. По результатам констатирующего психодиагностического исследования нами было отобрано 30 подростков с высоким уровнем агрессивности хотя бы по одной из шкал методики Басса-Дарки, у которых также были зафиксированы превышающие норму показатели склонности к агрессивно-виктимному поведению по методике О.О. Андронниковой. При этом 26,7 % испытуемых имели высокий уровень агрессивности одновременно по всем трем шкалам методики Басса-Дарки, 36,7 % - по двум и 53,3 % - по одной. У 53,3 % испытуемых выявлена повышенная склонность к проявлениям агрессивно-виктимного поведения. Данные, полученные с помощью методики С. Розенцвейга, свидетельствовали о преобладании у 56,7 % испытуемых экстрапунитивных реакций «с фиксацией на самозащите». По результатам констатирующего исследования выборка подростков с высоким уровнем агрессивности и склонности к агрессивно-виктимному поведению в количестве 30 чел. была разделена на три подгруппы: две экспериментальные и одну контрольную, по 10 испытуемых в каждой. В экспериментальную группу № 1 вошли подростки с преобладанием высокого уровня вербальной агрессии, № 2 - физической агрессии. Показатели агрессии и склонности к агрессивно-виктимному поведению в контрольной группе были в среднем такими же, как в группах 1 и 2. В связи с тем, что преобладающими типами агрессивного реагирования у подростков были вербальная и физическая агрессия, нами были разработаны два тренинга, предусматривавшие использование соответствующих способов коррекции агрессивного поведения. Первый тренинг был основан на использовании когнитивных, а второй - активных способов психологической коррекции агрессивного поведения подростков. Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе психодиагностических обследований, проводившихся до начала тренинга и через месяц после его окончания, свидетельствовал о достоверном наличии позитивной динамики в эскпериментальных группах, в то время как в контрольной группе существенных изменений не зафиксировано. Наиболее существенно (на 40 %) снизились показатели вербальной агрессии у участников экспериментальной группы № 1, что подтверждает целесообразность обучения подростков когнитивным способам самоконтроля поведения. При этом в группе № 1 отмечается также снижение уровня косвенной (на 20 %) и физической (на 10 %) агрессии. В экспериментальной группе № 2 зафиксировано снижение уровня физической агрессии (на 30 %), а также вербальной и косвенной агрессии (на 20 % по каждому показателю). По результатам, полученным с помощью методики С. Розенцвейга, отмечается изменение направленности и преобладающего типа реакций подростков в фрустрационных ситуациях. Так, количество экстрапунитив- ных реакций снизилось на 30 % в каждой экспериментальной группе. При этом отмечается снижение числа реакций «с фиксацией на самозащите»: их стало на 40 % меньше в группе № 1 и на 20 % - в группе № 2. В то же время в группе № 1 существенно увеличилось количество импунитивных реакций «с фиксацией на препятствии», что свидетельствует о развитии способности подростков переосмысливать значение фрустрирующей ситуации и изменять свое отношение к ней. Показатели склонности подростков к агрессивно-виктимному поведению также существенно снизились в обеих экспериментальных группах по сравнению с контрольной группой: на 60 % в первой группе и на 40 % во второй группе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что агрессивное поведение детей подросткового возраста является одной из главных причин их виктимизации. При этом доминирующим викти- мизационным фактором является склонность подростков к физической агрессии, что обусловливает необходимость её первоочередной коррекции. Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что когнитивные способы психокоррекции способствуют снижению уровня вербальной агрессии, а активные способы коррекционного воздействия помогают снизить уровень физической агрессии подростков, подтвердилось. Также подтвердилось предположение о возможности нивелирования склонности подростков к агрессивно-виктимному поведению и фрустрационным реакциям с фиксацией на самозащите благодаря реализации дифференцированных программ психологической коррекции агрессивного поведения для детей подросткового возраст. Так как в рамках двух узкоспециализированных тренинговых программ наряду с предполагаемыми нами изменениями была зафиксирована позитивная динамика показателей и других видов агрессии, что не входило в задачи тренингов, можно сделать вывод о необходимости систематического использования как дифференцированного, так и комплексного подхода в коррекции агрессивного и агрессивно- виктимного поведения подростков. При этом приоритетным остается реализация комплекса превентивных мероприятий в работе с подростками группы риска, а также привлечение к осуществлению психолого-педагогической профилактики агрессивного и агрессивно-виктимного поведения школьных учителей, социальных педагогов, психологов, родителей. Только при реализации комплексного разновекторного психокоррекционного воздействия на личность подростка можно получить существенные позитивные изменения в их поведении.
Библиография:
1. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии. - Минск: БГУ, 2012. 91 с. 2. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 78-86. 3. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 59-67. 4. Бовть О.Б. Психология виктимного поведения: учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2016. 84 с. 5. Матанцева Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Концепт. 2016. Т. 8. С. 74-81. 6. Бандура А., Уолтерс Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М.: Апрель Пресс, 2005. 512 с. 7. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Речь, 2004. 224 с. 8. Крэйхи Б.Социальная психология агрессии. - СПб.: Питер, 2003. 336 с. 9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., Воронеж, 1996. 96 с. 10. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Тесей, 1996. 124 с. 11. Мишин А.А. Опыт формирования когнитивных копинг-стратегий у агрессивных подростков // Ученые записки Крымского инженернопедагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4(10). С. 116-120. 12. Бовть О.Б. Психокоррекционная работа по предупреждению агрессивности у детей младшего школьного возраста // Практична психологш та сощальна робота. 1998. № 1, 3, 4, 5, 6-7, 8, 9, 10. 13. Бовть О.Б. Детская виктимность и виктимизация в школе // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 39-43. 14. Бовть О.Б. Причины и пути превенции школьной виктимизации детей и подростков // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 28-33. 15. Мосюндзь А.В. Пути предупреждения аморального виктимного поведения подростков // Психология социализации личности в современных условиях: Сб. статей научно-практической конференции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 160-165. 16. Терпелюк В.В. Умови соwально-педагогичной профшактики виктимного поведения подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 45-5. С. 279-285. 17. Андронникова О.О. Причины виктимизации детей в семье: аспекты профилактики. - М.: ВЛАДОС, 2011. 102 с. 18. Мосюндзь А.В. Профилактика семейной виктимизации детей и подростков // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. № 4 (6). С. 116-119. 19. Мосюндзь А.В. Причины и пути профилактики семейной виктимизации детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 340-346. 20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2016. 672 с. 21. Андронникова О.О. Тест склонности к виктимному поведению // Развитие гуманитарного образования в Сибири: Сборник научных трудов. - Новосибирск: НГИ, 2004. С. 244-246. Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с. |