Проявление виктимного поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е. Г. Лопес
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург

Ключевые слова: возрастная психология; виктимность; виктимное поведение подростков.

Введение

В последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия вообще, выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов, способствующих сохранению насилия и передачи его из поколения в поколение, в связи с чем становится необходимым рассмотрение второй стороны этого процесса — виктимного поведения жертвы. Его изучением занимались Д. В. Ривман, А. В. Мудрик, Н. Х. Сафиуллин, Ю. М. Антонян, В. И. Полубинский, А. Л. Репецкая, В. Я. Рыбальская. Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. victimа — жертва и греч. Logos — учение) [1]. Анализ различных направлений научного знания, разрабатывающих данную проблему, показал, что основными понятиями виктимологии являются такие понятия, как «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность». С точки зрения социальной педагогики, данное понятие может рассматриваться как характеристика социальной среды, предполагающая наличие в ней неблагоприятных для жизнедеятельности человека факторов. Виктимизация — это, с одной стороны, процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов. С другой стороны, это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы» [2; 3]. Современные процессы порождают у молодежи ощущение неопределенности, растерянности, глубокой апатии, пассивности или же, наоборот, переходят в агрессивные проявления дома и в образовательном учреждении. Результаты такого воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы. Наиболее слабой категорией в данном случае являются дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях государственной системы воспитания. С одной стороны, в большинстве случаев это дети из неблагополучных семей, в которых часть из них подвергалась насилию (психологическому, физическому, эмоциональному), поэтому поведение жертвы для них является привычным. С другой стороны, воспитательная система детского дома может способствовать формированию таких личностных особенностей детей, как беспомощность, некритичность, неосмотрительность, создавая тем самым предпосылки к проявлению виктимного поведения.


Материалы и методы

Цель исследования — выявление специфики проявления виктимности у подростков в разной среде воспитания. В исследовании применялись диагностический опросник «Проявление виктимности в вашем поведении» М. А. Одинцовой, опросник, направленный на исследование склонности к виктимному поведению, О. О. Андрониковой, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда. В состав выборки вошли дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, и дети, воспитывающиеся в семье.

Результаты исследования

Сравнительный анализ двух групп представлен в табл. 7. Выявлены статистически значимые различия между группами по ряду шкал.


Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у подростков, воспитывающихся в государственных учреждениях, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению более выражена, чем у подростков, проживающих в семьях. Результаты корреляционного анализа позволяют констатировать глубину обозначенной проблемы. Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускников государственных учреждений, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение их социальной и психологической защищенности как результат реализации социальной защиты, и гарантия возможности полноценной жизни.


Таблица 7
Оценка достоверности различий между детьми, воспитывающимися в государственных учреждениях и в семьях

Шкалы методик

U-крите
рий

Уровень
значимо
сти

Среднестатистический
ранг

дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях

дети, воспитывающиеся в семье

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

U = 282,0

p = 0,012

36,10

24,90

Склонность к некритическому поведению

U = 213,0

p = 0,000

38,40

22,60

Реализованная
виктимность

U = 303,0

p = 0,028

35,40

25,60

Игровая роль жертвы

U = 244,0

p = 0,002

37,37

23,63

Социальная роль жертвы

U = 186,0

p = 0,000

39,30

21,70

Позиция жертвы

U = 136,5

p = 0,000

40,95

20,05

Статус жертвы

U = 153,0

p = 0,000

40,40

20,60

Правдивость

U = 279,5

p = 0,011

36,18

24,82

Приятие других

U = 96,5

p = 0,000

18,72

42,28

Эмоциональный
комфорт

U = 253,0

p = 0,003

23,93

37,07

Внешний
контроль

U = 2385

p = 0,002

37,55

23,45

Доминирование

U = 123,5

p = 0,000

19,62

41,38


1. Вишневская К. В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. 2006. № 5. С. 58-61.
2. Минская В. С., Чечель Г. И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск : Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1988. 150 с.
3. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 416 с.

Источник: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : А437 материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4-5 апреля 2019 г. / отв. ред. И. А. Ершова, М. Е. Пермякова ; Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 158 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.