Проявление виктимного поведения подростков |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е. Г. Лопес Ключевые слова: возрастная психология; виктимность; виктимное поведение подростков. ВведениеВ последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с исследованием культуры насилия вообще, выявлением социальных, культурных, психологических и биологических факторов, способствующих сохранению насилия и передачи его из поколения в поколение, в связи с чем становится необходимым рассмотрение второй стороны этого процесса — виктимного поведения жертвы. Его изучением занимались Д. В. Ривман, А. В. Мудрик, Н. Х. Сафиуллин, Ю. М. Антонян, В. И. Полубинский, А. Л. Репецкая, В. Я. Рыбальская. Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. victimа — жертва и греч. Logos — учение) [1]. Анализ различных направлений научного знания, разрабатывающих данную проблему, показал, что основными понятиями виктимологии являются такие понятия, как «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность». С точки зрения социальной педагогики, данное понятие может рассматриваться как характеристика социальной среды, предполагающая наличие в ней неблагоприятных для жизнедеятельности человека факторов. Виктимизация — это, с одной стороны, процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов. С другой стороны, это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы» [2; 3]. Современные процессы порождают у молодежи ощущение неопределенности, растерянности, глубокой апатии, пассивности или же, наоборот, переходят в агрессивные проявления дома и в образовательном учреждении. Результаты такого воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы. Наиболее слабой категорией в данном случае являются дети-сироты, воспитывающиеся в учреждениях государственной системы воспитания. С одной стороны, в большинстве случаев это дети из неблагополучных семей, в которых часть из них подвергалась насилию (психологическому, физическому, эмоциональному), поэтому поведение жертвы для них является привычным. С другой стороны, воспитательная система детского дома может способствовать формированию таких личностных особенностей детей, как беспомощность, некритичность, неосмотрительность, создавая тем самым предпосылки к проявлению виктимного поведения.
|
Шкалы методик |
U-крите |
Уровень |
Среднестатистический |
|
дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях |
дети, воспитывающиеся в семье |
|||
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
U = 282,0 |
p = 0,012 |
36,10 |
24,90 |
Склонность к некритическому поведению |
U = 213,0 |
p = 0,000 |
38,40 |
22,60 |
Реализованная |
U = 303,0 |
p = 0,028 |
35,40 |
25,60 |
Игровая роль жертвы |
U = 244,0 |
p = 0,002 |
37,37 |
23,63 |
Социальная роль жертвы |
U = 186,0 |
p = 0,000 |
39,30 |
21,70 |
Позиция жертвы |
U = 136,5 |
p = 0,000 |
40,95 |
20,05 |
Статус жертвы |
U = 153,0 |
p = 0,000 |
40,40 |
20,60 |
Правдивость |
U = 279,5 |
p = 0,011 |
36,18 |
24,82 |
Приятие других |
U = 96,5 |
p = 0,000 |
18,72 |
42,28 |
Эмоциональный |
U = 253,0 |
p = 0,003 |
23,93 |
37,07 |
Внешний |
U = 2385 |
p = 0,002 |
37,55 |
23,45 |
Доминирование |
U = 123,5 |
p = 0,000 |
19,62 |
41,38 |
1. Вишневская К. В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. 2006. № 5. С. 58-61.
2. Минская В. С., Чечель Г. И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск : Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1988. 150 с.
3. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 416 с.
Источник: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : А437 материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 4-5 апреля 2019 г. / отв. ред. И. А. Ершова, М. Е. Пермякова ; Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 158 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |