На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Виды и формы насилия над детьми
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Виды и формы насилия над детьми
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика насилия над детьми
Индекс материала
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации
Виды и формы насилия над детьми
Истоки и причины насилия
Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия
Все страницы

 

Виды и формы насилия над детьми

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми.
В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".
В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)". В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия" (Спб., 2003 г.) пишется, что определение "жестокое обращение с детьми" как "конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми".
Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

  • Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
– нанесение физических повреждений;
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Относительно последнего вида насилия Н.Ю. Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка и др.).
К эмоциональному насилию Н.Ю. Синягиной относит:
– открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес;
– оскорбления и унижение достоинства ребенка;
– преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;
– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.
В этот ряд Н.Ю. Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Наконец, отдельной новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Н.Ю. Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом:
Жестокое обращение– это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Вместе с тем Н.Ю. Синягина утверждает, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы "жестокости", как "деспотизм" и "агрессия", которая" трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку. Причем Н.Ю. Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Более обширное и полное толкование насилию дали сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony". Они провели в 1998 году на территории Карелии исследование в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье" и попытались отразить различные аспекты насилия следующим образом:
"Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

  • Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; ограничениеустановление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террорунижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.