На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Истоки и причины насилия
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Истоки и причины насилия
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика насилия над детьми
Индекс материала
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации
Виды и формы насилия над детьми
Истоки и причины насилия
Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия
Все страницы

 

Истоки и причины насилия

Говоря об истоках жестокого обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.
Руководствуясь теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. Подкидывали на городской рынок или убивали новорожденных, от которых отказывались отцы. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.

  • Много позже известный итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала, что ребенок, по мнению тех, кто заботится о нем, представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.

Что касается Беларуси и России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки". Поэтому российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:
а) исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, несопоставимые с зарубежными странами. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, в последних сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;
б) разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности;
в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в т.ч. на детей и стариков;
г) неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;
д) вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.
Применительно к семейному насилию, его причины зачастую просто делят на две группы: психологические и социальные. В качестве социальных называют бедность, низкий уровень дохода семьи, безработицу, социальную изоляцию и закрытость, перенаселенность и др. К психологическим относят низкий образовательный и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей. Такая позиция четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной, которая подчеркивает, что недостаток заботы о детях со стороны родителей может быть непредумышленным, выступать как следствие стихийных бедствий, социальных потрясений, болезни, бедности, неопытности или невежества взрослых.

К наиболее типичным причинам насилия над детьми она причисляет:

1. Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего ремень да порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: "За одного битого двух небитых дают", "Больше тумаков – меньше дураков" и др.
2. Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994–1996 годы, но не пошел на спад.
3. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
4. Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Группа российских ученых, в том числе Е.И. Цымбал и др. ("Жестокое обращение с детьми и его последствия"), отдельно останавливаются на такой причине насилия над детьми, как "отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются."
В целом можно выделить 4 теории возникновения причин семейного насилия над детьми. Сторонники социологической модели подчеркивают влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации. С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Наконец, принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
На этом фоне логичным представляется утверждение некоторых зарубежных ученых (Р. Джиллес, М. Страус) об отсутствии единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины домашнего насилия, поскольку специалисты исходят из собственных профессиональных убеждений. Поэтому насилие можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием а) личностных особенностей родителей и ребенка, б) внутрисемейных процессов, в) социально-экономических условий.
Соглашаясь с тем, что наиболее распространено домашнее насилие над ребенком, подчеркнем, что острее всего дети сейчас реагирует не на насилие в семье, а на эмоциональное насилие со стороны взрослых (учителей, воспитателей) в школе. Именно там они проводят больше всего времени, находит основной круг друзей, знакомых и среду для самовыражения, связывает с этим местом возможность своего дальнейшего развития: поступление в техникум, институт, университет.
Можно выделить несколько причин, которые вызывают применение насилия по отношению к ученикам в школе:

  • Исторические предпосылки, обусловившие механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Советская педагогика основывалась на стирании индивидуальности ученика, превращении его в "винтик" и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности.
  • Психологическая неустойчивость педагогов. Как известно, их труд относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане, требующих большого самообладания и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками зачастую приводят к "эффекту выгорания" и делают учителя в многочисленных стрессовых ситуациях одновременно "палачом" и "жертвой".
  • Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение. В результате вместо помощи ученик слышит обвинение в возникновении этих самых проблем, что приводит к нервному срыву и даже к попыткам суицида. По данным исследований, чаще всего дети решают умереть из-за школьных конфликтов, которые стоят на первом месте и составляют не менее четверти от всех причин побудивших подростков покончить жизнь самоубийством.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.