На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Структура и методы педагогической психологии
Структура и методы педагогической психологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

В трактовке структуры педагогической психологии существуют различные подходы. Выделяют традиционную и современную структуры.
Традиционная структура дисциплины педагогической психологии включает разделы:
Ø психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих развитие психологически здоровой личности;
Ø психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса;
Ø психология педагога и его деятельности и взаимодействия с учащимися исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации, взаимоотношения внутри педагогического коллектива.


Эта структура отражена в учебниках и пособиях по педагогической психологии, Р.С. Немова [35], В.А. Крутецкого и др.

Современная структура педагогической психологии выделяет разделы по возрастам (или сферам применения), а также по предмету.
По возрастам (или сферам применения):
Ø психология дошкольного обучения;
Ø психология школьного обучения;
Ø психология высшей школы;
Ø психология образования взрослых;

По предмету:
Ø психология образовательной деятельности как единство учебной и педагогической;
Ø психология учебной деятельности и ее субъекта обучающегося;
Ø психология педагогической деятельности и ее субъекта педагога;
Ø психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
В педагогической психологии в настоящее время сложились два методологических подхода к изучению
человека: естественнонаучный и гуманитарный.
Естественнонаучный подход направлен на познание объективных, общих законов. Гуманитарный подход концентрируется на сущностных проявлениях человека: ценностях, смыслах и значениях, которые он им придает. В рамках естественнонаучной парадигмы существуют исследовательские стратегии наблюдения (обеспечивает сбор данных в контексте поставленной задачи, накопление эмпирического материала, для того чтобы в дальнейшем выйти на описание закономерностей наблюдаемого процесса или явления), эксперимента (позволяет обнаружить явление или процесс в контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание) и формирования (предполагает активное взаимодействие психолога с другим человеком). Появление последней связано с тем, что современная педагогическая психология является наукой о развивающейся в условиях образования личности. Методы, реализующие третью стратегию, некоторые авторы [50] называют методами практической психологии и относят к ним психологическую консультацию, психологическую коррекцию, психотерапию, психотренинг, метод поэтапного формирования умственных действий, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Вносимые в эти методы изменения, когда они используются в педагогической психологии, касаются возможности оценки с их помощью наличного уровня воспитанности и обученности ребенка или тех изменений, которые происходят в его психике и поведении под влиянием обучения и воспитания.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные в педагогической психологии методы исследования: наблюдение, эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), метод опроса, метод изучения продуктов деятельности, биографический метод, методы оказания психологической помощи и поддержки.
Наблюдение - целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями.
Эксперимент -метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. По форме проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент.
Естественный эксперимент как метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (один из вариантов названия зарождающейся педагогической психологии).
Естественный эксперимент проводится в условиях привычной для испытуемого деятельности. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, зачастую с помощью предназначенной для него аппаратуры. По целям проведения выделяют констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент имеет целью измерение наличного уровня развития. Формирующий эксперимент направлен на активное преобразование, развитие тех или иных сторон психики, который наряду с исследованием включает элементы проектирования, так как предполагает построение или порождение объекта исследования внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения. Формирующий эксперимент, как правило, является комплексным. Эффективность формирующего эксперимента оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий. Кроме того, наряду с научно-исследовательской позицией он обеспечивает организацию и связь всех субъектов образовательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся, родителей).
Примером масштабного формирующего эксперимента в 1980е гг. является введение «нулевых» классов в средней школе. Психологической позицией, заложенной в основу эксперимента, явились данные о более высокой мотивации и большей эффективности обучения с шести лет.
Метод опроса обеспечивает получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.
Метод изучения продуктов деятельности опосредствованное эмпирическое изучение человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (но материализованных) продуктов его психической деятельности: учебной (сочинение, решенная задача), игровой (сюжет придуманной ребенком игры, построенный из кубиков дом), творческой (стихи, рассказы, сказки).
Специальной формой исследования являются тесты стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Различные типы тестов сгруппированы Р.Б. Кэттеллом и В.Ф. Варбуртоном в 12 групп.
Биографический метод предполагает сбор и анализ данных о жизненном пути личности.
Методы оказания психологической помощи и поддержки субъектам образовательного процесса направлены на создание условий для целостного психологического развития учащихся и педагогов, на решение конкретных проблем, возникающих в процессе развития. К ним относятся: активное социальное обучение (тренинг), индивидуальное и групповое консультирование, психологическая коррекция.
Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития. Консультирование проводится в форме беседы с самим ребенком, с его родителями или людьми, принимающими участие в его обучении и воспитании. Для ребенка и взрослых рекомендации консультанта не являются обязательными, могут быть учтены или не реализованы, причем ответственность за их выполнение берет на себя то лицо, которому они даны (в случае отказа от их выполнения). Коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное воздействие психолога на клиента / учащегося. Психолог одновременно выступает как учитель или воспитатель для ребенка, отвечающий за результаты применяемых им средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов (например, различных средств психотерапевтического воздействия, видов тренинга и т. п.).
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым, в которой выделено четыре группы методов.

Ø Организационные методы: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. п.; лонгитюдный – как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный – как исследование одного объекта представителями разных наук.
Ø Эмпирические: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой,
естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод.
Ø Способы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.
Ø Интерпретационные методы: генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Как правило, один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие в качестве дополнительных. Чаще всего при целенаправленном исследовании основным выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а остальные являются дополнительными к нему (наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование).
Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. – 2017. – 185 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.