Схема педагогического эксперимента
(для проверки эффективности методики обучения или развития)
|
Экспериментальная группа
|
|
Контрольная группа
|
наличие достоверных различий
|
До начала эксперимента
|
отсутствие достоверных различий
|
До начала эксперимента
|
Выполнение работы по новой методике
|
II \/
|
Выполнение работы по типичной методике или отсутствие воздействия
|
После завершения эксперимента
|
наличие достоверных различий
|
После завершения эксперимента
|
Этапы психолого-педагогического эксперимента:
- формирование репрезентативной выборки;
- разделение выборки на экспериментальную и контрольную группы;
- проверка однородности разделения выборки на группы;
- выполнение работы по методике;
- проверка наличия достоверных различий.
- Оценка степени влияния новой методики на результат.
Проблемы конструирования личностных опросников (по Полу Клайну)
При разработке заданий для личностных опросников необходимо учитывать следующие проблемы, которые, если их не обойти, неизбежно приведут к низкой валидности тестов. (1) Установканасогласие (response set of acquiescence). Это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы "да" независимо от их содержания. (2) Установка на социально одобряемые ответы (response set of social desirability). Это тенденция испытуемых отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть "социально положительным": если возможен "социально желательный" ответ, то весьма вероятно, что испытуемые будут его давать. (3) Установкананеопределенныеилисредниеответы (response set of using the uncertain or middle category). Если в опроснике представлена средняя категория ответов, отражающая нерешительность или неуверенность в ответе (напр., "не уверен", "не знаю", или "затрудняюсь ответить"), то многие испытуемые склонны к ней прибегать, как к безопасному компромиссу. Это приводит к снижению валидности заданий, поскольку большинство методов анализа вопросов основывается на крайних значениях показателей. (4) Установка на "крайние" (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response). Эта установка может проявляться при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы. (5) Очевидная валидность (face validity) вопросов (утверждений). Несомненно, в тестах личности необходима уверенность в том, что ответы на вопросы могут рассматриваться как правдивые. (6) Выборка из генеральной совокупности вопросов. В тестах интеллекта и специальных способностей, обсуждавшихся в предыдущей главе, относительно легко убедиться в том, что задания принадлежат или с высокой степенью вероятности выглядят принадлежащими к подразумеваемой для них генеральной совокупности. Лингвистические задания нелегко перепутать с математическими или какими-либо другими. Однако, в области особенностей личности и темперамента все гораздо сложнее. (7) Выборка из генеральной совокупности испытуемых. В личностных тестах труднее обеспечить адекватность выборки из выборочной совокупности, чем в тестах способностей. При использовании тестов способностей обычно известна вполне определенная категория лиц (популяция), для которой данный тест предназначен, и таким образом, по крайней мере в принципе, можно эффективно подбирать выборки. Однако, в личностных тестах, в отличие от тестов, разрабатывающихся для испытуемых с той или иной патологией, в идеале нужны выборки из общей популяции (т.е. всего населения страны), в которой встречаются все возможные показатели. Такие выборки должны быть большими, и их обычно трудно получить. (8) Проблемы в установлении адекватного критерия валидности. Существует значительная трудность в нахождении адекватного критерия для непараметрических показателей – сила воли, авторитаризм, смелость и т.д. Формы формулирования вопросов (утверждений) в личностных опросниках (1) Вопросы с ответом типа "да-нет". Типичный дихотомический вопрос: "Любите ли вы загорать на пляже?" (2) Вопросы с ответами типа "да-?-нет", "да-затрудняюсь ответить – нет". Это вариант вопросов типа "да-нет", описанных выше, с добавлением категории неопределенности, потому что некоторые испытуемые становятся раздражительными к несговорчивыми, если их заставляют отвечать либо "да", либо "нет" на вопросы, в ответах на которые они не очень уверены. (3) Альтернативные задания (с ответами типа "правда-ложь"). (4) Задания с ответами типа "нравится-не нравится" (одно слово или фраза). (5) Задания с рейтинговыми шкалами. Эти задания состоят из предложений, к которым прилагаются рейтинговые шкалы. Типичным примером может быть: "Мне нравится бывать с друзьями в кафе: всегда, очень часто, часто, от случая к случаю, редко, очень редко, никогда". Очевидной проблемой для этой шкалы является различная интерпретация индивидуумами терминов частоты. (6) Разнообразные трихотомические задания. В действительности это варианты трихотомической формы вопроса типа "да-нет" (тип 1 в данном списке). Примерами трихотомий являются: "обычно – иногда – никогда", "верно – не знаю – неверно", "согласен – не уверен – не согласен". Эти варианты предоставляют большую гибкость при формулировании заданий, чем жесткие формы типа "да-нет" (дихотомическая) или альтернативные. (7) Трихотомические задания с выбором. Это варианты типа (6), позволяющие вложить в лаконичную форму задания почти любую мысль. В них используются три завершающих предложение фразы, одну из которых испытуемый должен выбрать. Вот типичный пример: "Когда мне нечего делать, я могу: (а) позвонить другу, чтобы поболтать; (б) заняться разгадыванием трудного кроссворда; (в) пойти на джазовый концерт". (8) Задания с вынужденным выбором. В таких заданиях испытуемые принуждаются к выбору того, какое из (обычно двух) утверждений более точно применимо к ним или более верно для них, хотя может быть и больше вариантов выбора. (9) Другие формы. Основные типы заданий, описанные в пунктах (1) – (8), – это те, которые в основном используются в наиболее известных личностных опросниках. Все они, с точки зрения формы (в отличие от содержания), довольно легко формулируются, но для них существует несколько правил, которые буду обсуждены.
Правила для формулирования заданий
(1) Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи данных заданий. Это делается не ради того, чтобы ввести их в заблуждение, а потому, что если испытуемые догадаются, что некоторое задание предназначено для измерения черты X, то ответы будут отражать их точку зрения по выраженности у себя этой черты, а не реальное положение дел. (2) Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы (утверждения). Это важно для того, чтобы уменьшить погрешность, возникающую из-за неверного понимания вопросов. Высокая надежность зависит, в известной степени, от этого качества теста. (3) Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Так, задание вида: "Нравится ли вам спорт?" – является слишком общим: термин "спорт" – неопределенный, как и термин "нравится". Необходимо задать более конкретный вопрос: "Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?" или "Вы регулярно следите за игрой вашей любимой спортивной команды?", "Следите ли вы за результатами скачек?" На эти вопросы, ответы на которые вряд ли будут фальсифицировать или относительно которых реальное поведение вряд ли изменится, испытуемые будут отвечать одинаково, когда бы вы их ни тестировали. (4) В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение. (5) Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. Они обычно настолько субъективны, что вносят большую неопределенность.Например: "Часто ли вам снятся сны?" Здесь все зависит от значения слова "часто". Некоторые испытуемые могут испытывать такое чувство, что видеть сон раз в месяц – это часто, и ответят на вопрос утвердительно. Другие могут возразить, что один сон за ночь – это не часто, потому что исследования показали, что людям снятся три-четыре сна за ночь, и ответят "нет". Вопрос, таким образом, становится бессмысленным. Ответы указывают противоположное тому, что происходит на самом деле. Улучшенный вопрос будет звучать: "Снятся ли вам сны дважды в неделю или чаще?" (6) Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства. Вместо этого, попытайтесь представить задание в контексте поведения. Это правило было проиллюстрировано в пункте (3) выше, в котором задание было сформулировано более конкретно с целью повышения надежности при тестировании по истечении некоторого времени. Для этого слово "нравится" было заменено на "играете". Если только задание может быть сформулировано так, чтобы неопределенные слова о чувствах могли быть заменены на описание поведения, это должно быть сделано. Когда это невозможно, конечно же, стоит попытаться составить задания, в которых описываются чувства. Их пригодность или непригодность будет выявлена на этапе анализа заданий. (7) При помощи инструкций обеспечьте, чтобы испытуемые давали первые приходящие на ум ответы. Не позволяйте испытуемым долго размышлять над значением заданий. Эффективное задание личностного теста, которое действительно имеет отношение к поведению испытуемого, должно вызвать немедленную и точную реакцию. В противном случае вероятно, что задание не выявляет ту область поведения, которая имеет существенное отношение к измерению личностных качеств. Некоторые примеры прояснят этот момент.
Вопросы к экзамену и зачету
- Предмет, задачи и структура общей психодиагностики.
- Основные этапы развития психодиагностики в Европе и США.
- Основные этапы развития отечественной психодиагностики.
- Классификация методов исследования и их характеристика (по Б.Г.Ананьеву).
- Классификация методик психодиагностики (по К.М.Гуревичу).
- Методы диагностики ощущений и восприятия.
- Методы диагностики особенностей памяти.
- Методы диагностики особенностей мышления.
- Методы диагностики особенностей воображения.
- Методы диагностики задатков и способностей.
- Методы диагностики особенностей эмоциональных переживаний.
- Методы диагностики особенностей воли.
- Методы диагностики психических состояний.
- Методы диагностики особенностей речи и общения.
- Методы диагностики черт характера.
- Методы диагностики свойств темперамента.
- Методы диагностики потребностей и мотивов.
- Методы диагностики установок и ценностной ориентации.
- Методы диагностики структуры малой группы (социометрия, гомеостат и т.п.).
- Методы диагностики совместимости (в паре и группе).
- Основные статистические показатели совокупности данных.
- Цель, виды и процедура корреляционного анализа.
- Цель, процедура и результат регрессионного анализа.
- Цель, виды и процедура факторного и однофакторного дисперсионного анализа.
- Цель и процедура оценки достоверности различий.
- Тесты и их классификация.
- Стандартизация психодиагностических методик.
- Валидность методики, ее виды и способы ее проверки.
- Надежность методики и формы ее проверки.
- Правила проведения наблюдения на примере критериально-ориентированного тестирования (КОТ).
- Методологические подходы к изучению психики (философский, религиозный, научный, житейский, бытовой, мистический).
- Задачи и правила составления вопросников (по П.Клайну).
- Особенности создания и применения проективных методик.
- Планирование психолого-педагогического эксперимента.
- Этический кодекс психолога (требования к психодиагностике).
- Психогеометрия личности (теория и практическое использование).
- Этапы психодиагностического исследования.
- Понятие о репрезентативности выборки и методы ее проверки.
- Особенности графического представления результатов психодиагностического исследования.
- Нетрадиционные методы диагностики психических особенностей.
Зачет
- Аппаратная стандартизация компьютерных психодиагностических методик.
- Психологические особенности представления информации на персональном компьютере.
- Психологические особенности ввода информации в персональный компьютер.
- Особенности компьютерной реализации опросников.
- Особенности компьютерной реализации проективных методик.
- Особенности компьютерной реализации бланковых (манипуляционных) методик.
- Особенности проведения компьютерной психодиагностики.
- Общие психологические особенности работы с персональным компьютером.
- Развивающие особенности компьютерных психодиагностических методик.
- Проектирование компьютерной психодиагностической методики.
- Проектирование компьютерного психологического тренажера.
- Компьютерная игра как психодиагностическая методика.
- Условия проведения компьютерных психодиагностических исследований.
- Психологические особенности интерпретации результатов компьютерных психодиагностических исследований.
СХЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ
- Целевое назначение (для кого и для чего предназначена методика и будущая программа).
- Измеряемые показатели (перечень и диапазон измерения, форма записи рабочих и конечных результатов и т.п.).
- Общий алгоритм работы с программой (последовательность действий пользователя и варианты ответных действий программы).
- Структура меню (описание пунктов и их группирования и способ выбора нужных параметров).
- Данные респондента (перечень обязательных и необязательных сведений об испытуемом и способ их ввода).
- Инструкция к методике (текст).
- Описание рабочего поля:
- графический эскиз общего вида;
- описание информации о процессе тестирования (время, общее количество и номер текущей попытки и т.п.);
- Описание способа смены заданий (подтверждение ответа, предупреждение о следующем и т.п.);
- Описание системы подсказок и формы их отображения (что делать в данный момент);
- Как прервать выполнение методики для продолжения работы в будущем (описание сохраняемых условий и способа их восстановления).
- Алгоритм обработки данных (ключи, шкалы, коэффициенты и т.п.).
- Форма представления результата.
ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГА, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МАДРИД, ИСПАНИЯ, 1987 (Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161.) Общие принципы Пункт 5. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Пункт 6. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. Пункт 12. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый. Пункт 14. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами Пункт 16. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации. Пункт 17. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений. Пункт 18. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее. Пункт 19. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Пункт 21. Психологические методы не должны смешиваться - как в применении, так и в их представлении общественности - с методами, чуждыми научным основам психологии. Пункт 22. Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны. О исследовательских работах и образовании Пункт 33. Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам. Пункт 34. При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов. Пункт 35. Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент. Пункт 36. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Введение в практическую психодиагностику. - Брест, 1993.
- Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1.- М.: Педагогика, 1982.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.- Киев: Наукова думка, 2002.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989.
- Вицлак Г. Основы психодиагностики / Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986.
- Гайда В. Эволюция идей и практика современной психодагностики. - Автореф. Диссерт. на : д.пс.н. - СПб, 1994.
- Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л., 1982
- Гуревич М.К. Психологическая диагностика.- М.: 1983.
- Дюк П. Компьютерная психодиагностика.- М.: 1994.
- Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте.- М.: Просвещение, 1984.
- Наумов Н.Д. Психолого-педагогические проблемы компьютерной диагностики мышления // Вопросы психологии.- 1991, №2.
- Общая психодиагностика - под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - М., 1987.
- Овчарова Р.В. Настольная книга школьного психолога. - М., 1993.
- Панферов В.Н. Практическая психология - профессия ХХI века. СПб, 1999.
- Прогрессивные матрицы Равена. Альбом. Т.16 / 18.- Народное предприятие «Психодиагностика»: Братислава, 1977.
- Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986.
- Психологическая диагностика детей и подростков /Учебное пособие под ред. К.М.Гуревича, В.М.Борисовой - М., 1995.
- Шванцера Й. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
- Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тест-опросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопросы психологии.- 1985, № 4.
- Экспериментальная психология - под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже -М., 1973, вып. 4.
Источник: Владимир Сивицкий ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебное пособие, Минск, ЗАО «ВЕДЫ», 2003
[1] [2] [3] [4] [5] |