На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации - Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика насилия над детьми
Индекс материала
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации
Виды и формы насилия над детьми
Истоки и причины насилия
Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия
Все страницы

Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком

Разного рода насилие над детьми встречается повсеместно: в семье, дошкольных учреждениях, школе, детских домах и интернатах, лечебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях, местах проведения досуга и молодежных тусовок. Поэтому помимо причин, выделяются факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого или пренебрежительного обращения с детьми. К таким факторам риска исследователи (Н.Ф.Михайлова, Кристел Алтосаар и др.) относят личностные характеристики насильников (субъектов насилия) и жертв.Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

  • родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
  • близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
  • сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
  • педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
  • посторонних наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
  • иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.

В ходе исследования, проведенного в лаборатории семейно воспитания Национального института образования, уточнялись данные относительно наиболее частных субъектов жестокого обращения с детьми. Исследованием было охвачено свыше тысячи респондентов: 369 подростков, 170 студентов и 211 взрослых (родителей и педагогов). Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет, но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая).
Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи. По большей части матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, так как матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них – отцы или люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального и физического насилия.
Интересной выглядит позиция, объединяющая точки зрения зарубежных и российских ученых (Е.Н. Иванова, R.F. Celeste). Они выделяют три инициирующих домашнее насилие основных компонента, что позволяет определить и причины его возникновения. Этими компоненты являются насильник, жертва и кризис, причем в роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника. Кроме того, должна возникнуть кризисная ситуация, т.е. неблагоприятное событие, которое играет роль пускового механизма для потенциального насильника и лишает его возможности справиться со своими желаниями и проблемами социально приемлемым способом.
Анализируя случаи домашнего насилия, они отметили, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
  • воспитывают ребенка без супруга(и);
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
  • обременены большим количеством детей.

Что касается жертв, то с высокой долей вероятности семейному насилию могут подвергаться дети:

  • нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  • трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
  • живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
  • имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  • отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость и др.

Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.
Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.
Отдельным объектом внимания российских (С.В. Ильина, А.Д. Кошелева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.
Непрекращающийся крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности матери и, как отметил S.M. Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.
Жертвами же физического насилия в семье зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).
По половому признаку пострадавшие различаются следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки от рождения до 3-лет встречаются одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.
От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.
Перечисленные выше факторы риска не обязательно оборачиваются прямой опасностью для детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной "зоны особого внимания" для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.