На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблемы в профессиональном самоопределении обучающихся старших классов средней школы
Проблемы в профессиональном самоопределении обучающихся старших классов средней школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Саттарова Кадрия Дамировна
Казанский федеральный университет, Казань

Возможность профессионального самоопределения гарантирована Конституцией Российской Федерации, предоставляющей гражданам России право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [1].

Если обратить внимание на определение понятия профессионального самоопределения, то его смысл заключается в том, что оно является одной из главных решений в жизни каждого человека. Данный вид самоопределения определяет основные направления деятельности человека. Такие как, стиль жизни, принадлежность к определенной социальной группе, где и кем работать, кем быть.
Однако именно профессиональное самоопределение старшеклассников является одной из основных и главных проблем нашего современного общества. С чем же связана данная проблема?

Выпускники школ не имеют собственного трудового опыта, у них нет профессиональной квалификации, не сформирована в полной мере готовность к труду и готовность полностью взять на себя ответственность за выбор своего будущего.
При выборе профессии старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях [2]. И это не так уж и просто для них. Это обусловлено тем, что у ребенка нет собственного опыта по отношению к какой-либо профессии. Он пытается сориентироваться, используя чужой опыт, чьи-то советы. А данный опыт не пережит лично учеником, поэтому он является абстрактным.
В первые годы становления рыночных отношений в России профориентационная работа в школах велась стихийно. Вследствие чего в образовательных учреждениях утратилась сама система такой деятельности.
Что касается современного периода, то государство как никогда заинтересовано в возрождении и дальнейшем развитии профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Об этом можно судить по тому, что в самих Федеральных государственных образовательных стандартах описан предполагаемый портрет выпускника школы. И одной из его основных характеристик выступает готовность к «осознанному выбору профессии», понимание «значения профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственных основ» [3].
Действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за школами обязанность выстраивания профориентационной работы с учащимися. Поэтому проблема профессионального самоопределения старшеклассников и для современного общего образования является одной из главных проблем [4].
Профориентация пересекается с подготовкой сознательного выбора профессий. И она необходима из-за проблем, возникающих в обществе. К данным проблемам относятся и работа не по специальности, низкие профессиональные знания, неудовлетворенность своей работой, профессией.
Работа по профессиональной ориентации включает в себя ряд процессов: мониторинг данных рынка труда, и в соответствии с полученными данными, сопоставление с содержанием профессиональной подготовки; активизация работы по подготовке учителей, психологов, способных оказать помощь школьникам при выборе профессии; предоставление информации о востребованных профессиях и об учебных заведениях, где можно получить образование по данным направлениям деятельности.
Чем активней будет вестись работа по профессиональной подготовке, тем успешнее будет осуществляться сознательный выбор будущей профессии учениками [5].
Выбор профессии чаще всего связан с профессиональными интересами, мировоззрением и своими идеалами. Многие исследования доказывают, что люди, которые выбрали свою профессию исходя из своих интересов, более успешны в своей профессиональной сфере и дольше работают по специальности, нежели те, кто при выборе профессии не обращал внимания на свои интересы, склонности и возможности.
В понимании старшеклассников чаще всего преобладают представления не о полезности выбираемой профессии, а о будущих доходах. Показателем трудового успеха в современном мире является размер заработной платы, и на первое место молодежь ставит материальный фактор, нежели творчество и науку.
Также еще одной проблемой является недостаточное понимание и знание о содержании профессии, ее идеализация. Это выражается в преувеличении возможностей статусного положения, оплаты труда. Причина всего этого нереалистичное представление о профессии. В конечном итоге это может привести к кризису профессионального становления.
В результате опросов старшеклассников были выявлены наиболее значимые условия выбора учебных заведения. На первом месте - это наличие бюджетных мест, далее - стоимость обучения, престиж учебного заведения.
Меньше всего старшеклассники обращают внимание на востребованность получаемой специальности на рынке труда, на соответствие способностей и личностных качеств выбираемой профессии.
Выявлено, что при выборе профессии многие старшеклассники ориентируются на свои оценки и успеваемость по школьным предметам. Это скорее всего происходит из-за того, что выпускники после окончания школы проходят государственную итоговую аттестацию.
Поэтому ребенок ориентируется не на свои способности, склонности, предпочтения и возможности. А главным ориентиром для него является выбор предмета для сдачи ЕГЭ, по которому у него хорошие оценки. В зависимости от того, какой предмет выберет ребенок для сдачи ЕГЭ, зависит то, в какие учебные заведения он сможет поступить и на какие направления подготовки. А это крайне неверный алгоритм действий при выборе своей будущей профессии. Как итог данного выбора может быть, поступление в ВУЗ на бюджетное место, но совершенно неинтересное, что в будущем может привести к безразличному отношению к своей профессии [6].
Анализ проблем профориентационной работы среди старшеклассников позволяет сделать вывод о том, что необходимо разработать целостную систему педагогических условий, которые способствовали бы профессиональному самоопределению старшеклассников. Профессиональное самоопределение старшеклассников должно основываться на учёте желаний и склонностей личности школьника, должны учитываться его реальные возможности, а также потребность профессии в будущем со стороны производства и современного общества в целом.


Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Теис. - 1996.
2. Габдрахманова Р.Г. Педагогические условия социализации старшеклассников в школьных трудовых объединениях: дис.... канд. педагог. наук. - Казань. - 2005. - С.51-52.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Минобразования и науки РФ. - М. - 2012.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Gabdrakhmanova R.G., Khuziakhmetov A.N., Yesnazarova U.A. Pedagogical conditions of socialization of senior pupils in school labor unions // IEJME: Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11, № 1. - P. 113-121.
6. Габдрахманова Р.Г., Гарнаева Г.И., Нефедьев Л.А., Гайнуллин Ф.Ф. Корреляционный и структурный анализ для определения связи результатов ЕГЭ с оценками студентов первого курса // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2018. - Т. 6, № 3. - С. 18-27.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.