Мозговая Наталья Николаевна, Гераськова Александра Витальевна Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону В современном обществе проблема профессионального самоопределения весьма актуальна для школьника, особенно в момент окончания школы. Подросток стремится выбрать для себя специальность, направление, с помощью которых он будет строить свою карьеру. Профессиональное самоопределение - аспект становления личности [1]. Подростковый период является одним из основных этапов в жизни человека, когда полностью формируется ядро моральных ценностей, образуются важнейшие направления поисков самореализации. Общественно-политические взгляды, стиль поведения, характер общения, профессиональные интересы - все эти элементы образа жизни складываются непосредственно на данном этапе взросления. Мотивация играет основную роль в структуре поведения подростка, так как используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотивация - желание к активности и деятельности личности, связанные с попыткой удовлетворить необходимые потребности [2].
Мотивация выбора профессии играет важную роль в самоопределении ребенка. Принцип развития в психологии доказывает, что профессиональное самоопределение наступает в раннем возрасте в играх детей и со временем достигает своего завершения в юности. Дошкольник принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца, водителя и др. Дети копируют труд взрослых, приобретают понимание о значимости труда. Данная деятельность в дошкольном возрасте является средством развития личности. Ученик начальной школы собственные возможности осуществляет уже в учебной деятельности. В основе воспроизводимого понятия школьник обогащает свои знания о различных специальностях [3]. Мотивы выбора будущей профессии носят характер подражания. Это возраст - мечтаний и фантазий. Однако, они могут в будущем повлиять на профессиональное самоопределение личности. Немаловажным фактором влияния выбора будущей профессии школьника является и реклама. Уже в раннем возрасте дети смотрят рекламные ролики и если они им нравится, то они начинают подражать увиденному, то есть проявляются неосознанные и слабые мотивы. В подростковом возрасте ребята уже разделяют свои мечты, и выбор самой профессии становится более практичным. В юношеском возрасте, в основном, ориентируются на мужественные специальности (военные, пожарники, полицейские и др.), девушки представляют себя моделями, певицами и др. Направленность на данные специальности происходит под воздействием СМИ и рекламы. На данном этапе формирования мотивации профессии, молодые люди еще не соотносят свои личностные данные с требованиями выбранной профессии, но все большее внимания уделяют реальным обстоятельствам. При выборе профессии в юном возрасте человек начинает задумываться о том: что он собой представляет, на что способен и кем хочет стать [4]. В настоящее время без рекламы невозможно представить современный мир, так как она включена во все сферы жизнедеятельности человека. Эксперты признают, что реклама - сильный способ воздействия и манипуляции человеком. Она способна не только формировать и изменять мировоззрение и поведение людей, но и оказывать влияние на подростков при выборе профессии. Многие специалисты изучают это явление, только одни хотят защитить человека от ее негативного влияния, а другие, напротив, хотят научить, как можно эффективнее манипулировать, влиять на сознание людей, в том числе и подростков. Чаще всего реклама воздействует на эмоциональные восприятия человека, а не на рациональное. Стоит также отметить, что подростки лучше воспринимают информацию через зрительный и слуховой контакт, потому что молодежь предпочитает чаще всего просматривать видеоролики и слушать радио, чем читать прессу. Поэтому средства массовой информации оказывают значимое влияние на смысловую сферу подростка, его установки, ценности. Негативный момент влияния рекламы на выбор профессии подростка заключаются в том, что она создает стереотипы мышления, тем самым навязывая готовые модели и стандарты жизни [6]. Подобное сложно представить у взрослого человека, так как у него есть свои сформированные взгляды, вкусы, моральные принципы, он может противостоять рекламе. Следовательно, чтобы уберечь себя от манипулятивного воздействия рекламы можно предложить нескольких легких, однако вполне эффективных способов [6]. Во-первых, следует быть предвзятым, так как цель любой рекламы - заставить человека, что-то приобрести. А во вторых не нужно поддаваться эмоциям, которые пытается вызвать реклама, потому что можете приобрести бесполезный товар. Важной характерной чертой подросткового возраста является то, что подросток, по сути, еще ребенок, но уже начинает, задумывается о взрослой жизни, поэтому даже они понимают бессмысленность некоторой рекламы и могут проанализировать, что им предлагают или навязывают. Выбор профессии для каждого подростка - это его выбор собственного места в жизни, попытка воплощения его желаний относительно реализации своих навыках в реальности. В настоящее время для детей и подростков организуют специальные профессиональные форумы, с помощью которых ребенок может ознакомиться с различными современными специальностями, где каждый попробует любую профессию на практике. Такая профессиональная подготовка предоставляет возможность школьнику познакомиться со своей будущей специальностью, помогает сделать правильный выбор и избежать различных трудностей в освоении профессии. Социальная реклама призывает молодых людей сделать свой выбор профессии, но так как она не носит коммерческий характер на ней нельзя заработать, и поэтому ее практически нет средствах массовой информации. Сегодня доля социальной рекламы на телевидении и в наружной рекламе не превышает 1 % от общего рекламного объема, несмотря на то что социальная реклама - это один из немногих способов установления диалога между обществом и властью [7]. Существует две главные причины низкой доли социальной рекламы в России по отношению к коммерческой. Первая причина в том, что в России социальную рекламу рассматривают как некую форму благотворительности. И вторая - нечетко прописанная законодательная база социальной рекламы. Однако, мы думаем, что социальную рекламу, указывающую на выбор профессии должно поддерживать государство, так как с помощью данной рекламы оно может готовить те кадры, которые необходимы для развития всего общества в целом.
Библиография: 1. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с 2. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос- пресс, 2003. - 336 с. 3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учебник. СПб.: Питер, 2011. - 512 с. 4. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2018. № 1. 5. Некрасова О.Н. Мотивы выбора профессии // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). 6. Ушкина И.А. Особенности восприятия рекламы как элемента повседневной жизни молодежи: социологический аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 2. [Электронный ресурс] 7. Пономарев М.Социальная реклама - [Электронный ресурс] Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.
|