На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема профессиональной направленности подростков
Проблема профессиональной направленности подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Икаева Алана Алановна, Кочисов Валерий Константинович,
Абдурзаева Сабрина Магировна
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова,
Владикавказ

Со второй половины XX века и по наши дни центральное место в психологии занимает проблема личности и ее структурных компонентов [1]. К одним из них относится направленность - интегральная, системообразующая характеристика, которая определяет жизненный путь человека, выражаясь в его мотивах, отношениях с другими людьми, ценностных ориентациях и деятельности, в том числе профессиональной.

Профессиональная направленность, по мнению современных психологов, является специфичной составляющей общей направленности, поэтому для ее большего понимания целесообразно рассмотреть, что собой представляет направленность личности в целом.
Процесс формирования мотивации связан исключительно с использованием многочисленных личностных образований, которые постепенно формируются с развитием самой личности, само собой будут находиться особенные мотивы и из структуры для каждого этапа возраста [2, 3]. В зависимости от свойств личности процесс формирования мотивации возможен, иметь индивидуальные особенности. Очень важный момент, что в мотивациях подросткового возраста находятся утверждения и предусмо- тренность последствий принятого решения, что подтверждает значимость полноценного познания процесса мотивации. Это понижает порывистость действий и поступков подростков, особенно старших.
Если подростки имеют свои идеалы, самооценку, нормы и правила общественного поведения это показатель развития личности.
У подростка с каждым годом устанавливается своя иерархия потребностей, одна из ведущих является направленности личности. Возглавляющейся нуждой у человека в подростковом возрасте является желание развивать свои способности и умения. Исходя из этого нужда в одобрении других людей самого себя, которая в предназначенной позиции в комплексе социальных отношений воспринимается в разном возрасте совершенно по-разному. В подростковом возрасте этим является статус у детей своего возраста. Важная мотивация в учебе старших классов является тренировка в учебной деятельности для прохождения отбора в учебное заведение своей профессиональной деятельности. Следовательно, большая часть выпускающихся подростков имеют в наличии варианты, включающие как основные, так и резервные профессиональные намерения. Таким образом, важнейшей целью для учащихся, выпускающихся из школы, является получение знаний, что обязано обеспечить прием в профессиональное училище, которое подросток выбрал. Л.С.Выготский, утверждал, что выбор профессии - это не совсем тот выбор профессионального труда, но и выбор жизненного пути, поиск своего места в социуме [4].
Старший подростковый возраст - это одна из самых важных и решающих стадий формирование личности. Этот возраст формирования основ нравственности к определенным видам трудовой деятельности, формируются комплексы ценностей личности, которые потом дают возможность определить характер отношения самого подростка ко всем видам профессий [5]. Сходство наружных проявлений действий взрослого человека показывает то, что мальчики-подростки выбирают свои профессии по романтизму, «настоящих мужчин», имеющих сильную волю, выдержку, смелость, мужество. Когда девочки выбирают себе профессии «настоящих женщин», обаятельных привлекающих внимание и популярность. Такая направленность дает право проявлению новейших профессиональных мотиваций в учении, помогает саморазвитию качеств, умений, которые необходимы для данной профессиональной деятельности. Воображение своего будущего, мечты по профессии становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самостоятельного определения.
Планы обучающегося подростка в его профессии имеют неопределенную точность, аморфны, имеют характер мечты. Профессиональные намерения имеют свойства диффузии и до конца неопределенны.
В настоящее время очень сложно реализовать свои мечты в профессии, а так же и романтические стремления. Многие считают, что те, которые получают свое образование в профессиональных училищах, профессиональных лицеях, техникумах и колледжах, уже сами определили свою профессиональную деятельность. Анализ данных показывает, что подбор учебного профучреждения не доказан в психологическом плане. Самыми психологически комфортными чувствуют себя те юноши и девушки, которые получают среднее (полное) общее образование. К тому моменту, когда юноши и девушки закачивают школу, они обязаны выбрать уже не вымышленные и фантастические, а уже реальные и возможные варианты своих профессий. Правильно оценивая свои возможности и способности, содержание своей профессии и престиж, выбирается образование для получения будущей профессии и вариантов приобщения к профессиональному труду. Заинтересованность к профессии зачастую рождается с помощью знакомых и товарищей. Меньше всего влияет на выбор семья и школа. Важность занятия выбранной профессии старшеклассники оценивают различными способами. Возможно оценка «только этой профессией и буду заниматься», может быть и «не знаю, как получится». Обычно, выбирают профессиональную деятельность, в которой представляется возможность принять самостоятельное решение, получить полезные продукты деятельности и контакт с людьми. Сам выбор профессии является многомерным. Для верного, осознанного выбора выпускающемуся из школы необходимо сделать большую внутреннюю работу:

 

  1. важно проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
  2. узнать требования избираемой профессии и принять их;
  3. осознать возможное несоответствие личностных особенностей и особенностей профессии и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Таким образом, для старшеклассников для девушек и юношей актуальным считается учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор своего пути профессионального образования и профессиональной подготовки.


Библиография:

  1. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В., Кочисов С.В. Теории личности в современной психологии//В мире научных открытий. - 2015. -№ 11-1 (71). - С. 594-603.
  2. Гогицаева О.У. Актуальные проблемы психолого-педагогического об- разования//Исследование ценностных ориентаций личности: ретроспективный аспект//Материалы международной научно-практической конференции. - 2011. - С. 70-77.
  3. Борисова М.М., Гуриева С.Д. Доверие как социально-психологическое явление//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - № 4. - С. 126-136.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. - СПб.: Издательство «Союз», - 2004, - 224с.
  5. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно-управленческих навыков//Категория «социального» в современной педагогике и психологии//Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. - 2015. - С. 158-162.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.