На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Диагностика психологического насилия в семье (с помощью методов изучения взаимодействия родителей с детьми)
Диагностика психологического насилия в семье (с помощью методов изучения взаимодействия родителей с детьми)
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Волчек В.П.
Одним из аспектов проблемы насилия является насилие в семье, так как семья является особым организмом, в котором происходит формирование социального поведения ребенка и его развитие как личности [8]. Создать благоприятные условия для развития ребенка в семье можно, прежде всего, изучая различные факторы, влияющие на его формирование, к которым относится проявление насилия. Проявление психологического насилия в семье причиняет ребенку душевную боль, наносит ущерб его развитию жизнедеятельности, является причиной серьезного нарушения развития личности [10].


Проведенный теоретический анализ исследований по данной проблеме опирался на понятие «психологическое насилие», которое отражает суть проблемы, включая, с одной стороны, комплекс оскорбительных действий, унижающих человеческое достоинство, которые родители совершают в отношении своих детей, а с другой, - все виды эмоциональной, когнитивной или познавательной запущенности.
Исследование психологической грамотности родителей [4] показало: лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92%) не воспринимается как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) считает, что, оставляя ребенка одного на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права. 85,7% из них понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; 20% опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые считают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия. Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинством родителей справедливо видится в психологической травме. Родители демонстрируют информированность о том, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства.
Канадская группа борьбы за молодежь указывает, что тысячи детей являются молчаливыми жертвами родительской вербальной агрессии (Gouvemement du Quebek, 1991). Результаты американских исследований насилия в семье демонстрируют широкое распространение психологического насилия родителей по отношению к детям: 63,4% детей из 3346 семей, принимавших участие в исследовании, испытали хотя бы один раз акт вербальной или символической агрессии (оскорбления, угрозы, «молчаливое мучение») от своих родителей в течение одного года, предшествующего исследованию. Это значит, что от 113 до 257 детей на одну тысячу страдают от психологического насилия и агрессивных оскорблений родителей. Исследование показало также, что 84,4% отцов и 90% матерей признают наличие психологического насилия по отношению к детям. Эти цифры значительно выше, чем показатели по физическому насилию (Vissing, 1991). В других ретроспективных исследованиях также выявлено, что количество детей, являющихся жертвами вербальной агрессии родителей, достигает 90% (Briere & Runts, 1988). Такое положение является критическим, так как возможно поражение психологическим насилием в виде вербальной или невербальной агрессии огромного числа детей. Такая ситуация имеет колоссальные негативные последствия для детей.
Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление.
Почему же родители прибегают к названным выше мерам воздействия?
Причин много, одна из них - родители не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.
Поэтому практикующему психологу всегда нужны такие методы диагностики, которые не только дают важный материал для него как исследователя, но и обладают познавательным потенциалом для его клиентов. В конечном итоге важна не сама по себе добытая каким-либо способом информация, а то, насколько она будет принята, понята, оценена тем, кому предназначена.
Перед отбором исследовательского инструментария была также взята в поле зрения возможность получения информации по выдвинутым параметрам от родителей и детей.
Центральным понятием нашего исследования является понятие личностного поведения.
Под личностным понимается такое поведение, в основе которого лежат, с одной стороны, обращения одного субъекта к другому, являющиеся прямыми или опосредованными притязаниями и, с другой, ответы, являющиеся их прямым или опосредованным признанием (или непризнанием).
Для двустороннего изучения личностного поведения родителей были использованы методики: метод диагностики личностного поведения
Т.В. Сенько и модифицирован семейный тест отношений (FRT) Д. Антони и Е. Бине.
Метод диагностики личностного поведения родителей Т.В. Сенько [7] для изучения проявления психологического насилия в семье был предложен родителям.
Семейный тест отношений (FRT) Д.Антони и Е.Бине дает возможность для изучения проявления психологического насилия в семье с точки зрения ребенка. Он был модифицирован для получения информации и ее интерпретации по единым параметрам от родителей и детей.
Такой подход дает возможность достаточно детально изучать формы личностного поведения, проявляющиеся в межличностном поведении, а также сам процесс взаимодействия в динамике и выделять в нем структуры возникающих и изменяющихся межличностных отношений.
В основу метода изучения личностного поведения положены две парные характеристики отношения человека к человеку: доминирование- подчинение, положительность-отрицательность. Для доминирования характерно такое отношение к окружающей среде, которое предполагает возможность управления ею. Для подчинения - такое отношение, которое основывается на приспособлении к внешней среде. Положительное отношение предполагает мотив притягивания и внешне выражается в чувстве симпатии к окружающим. Отрицательное же наоборот: мотив отталкивания и чувство антипатии.
Характеристика «доминирование-подчинение» фигурирует в двух вариантах:
а) сильное доминирование - сильное подчинение,
б) слабое доминирование - слабое подчинение. Различные сочетания этих характеристик образуют отношения, проявляющиеся в действенном и знаковом поведении.
Эмпирическая интерпретация теоретически возможных форм отношения человека к человеку представлена в таблице.

 

Таблица
Возможные варианты отношения человека к человеку

отношение

положительное

отрицательное

действенное

знаковое

действенное

знаковое

доминирование

сильное

руководит

направляет

заставляет

приказывает

слабое

помогает

хвалит

нападает

ругает

подчинение

сильное

подчиняется

соглашается

уступает

слушается

слабое

доверяется

воодушевляется

терпит

переживает


Приведенные в таблице шестнадцать форм личностного поведения, предложенные Т.В. Сенько для самодиагностики личностного поведения родителя, были взяты для оценки личностного поведения родителя ребенком в семейном тесте отношений (FRT) Д. Антони и Е. Бине.
Название метода Д. Антони и Е. Бине (изучения детскородительских отношений) звучит - Family Relations Test (FRT); русский перевод английского названия - семейный тест отношений. Под таким названием, с аббревиатурой «СТО», он описан в словаре-справочнике Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова [2].
Семейный тест отношений (СТО) - проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бине в 1957 году. Методика предназначена для обследования детей разных возрастов. В нашей стране тест семейных отношений практически не использовался. При работе с тестом были использованы методические рекомендации, составленные А.Г. Лидерсом и И.В. Анисимовой» [5], однако тест подвергся весьма значительному преобразованию в процессе его апробации и применения в исследовании и психологическом консультировании.
Как и многие проективные методы, тест основан на психоаналитических традициях, и интерпретация теста в методической литературе происходит исходя из психодинамического понимания семейных отношений. На наш взгляд, тест может успешно применяться и исследователями, которые не относят себя к представителям традиционного психоанализа. Сама процедура исследования по СТО несет желаемый психокоррекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка, что, в свою очередь, способствует большему пониманию родителями своих детей, объективации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье.
Модифицированный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть - «почтовые ящики» и карточки с различными высказываниями (письмами). Для детей 4-6 лет - набор «почтовых ящиков» с силуэтами женщины (мамы) и мужчины (папы), которые могут быть приняты ребенком за родителей.
Вторая часть теста - набор карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящие от родителей).
В оригинальном варианте Антони и Бене для детей 4-6 лет используются 28 высказываний, а для детей 6-10 лет - 68 карточек (в нашем варианте - 64).
Карточки содержат по четыре высказывания на каждую из шестнадцати форм личностного поведения родителей. Высказывания передают позицию ребенка и дифференцированы по половому признаку. Таким образом, получилось два набора карточек по 64 высказывания.


Процедура проведения


Успех проведения СТО во многом зависит от того, какой контакт установлен у психолога с ребенком. Важно, чтобы ребенок доверял взрослому. Поскольку тестирование начинается с рисунка семьи, то на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить ребенка пояснить некоторые детали рисунка. Необходимо выяснить у ребенка его концепцию семьи. В работе используются принципы анализа структуры рисунка семьи и интерпретация графических презентаций членов семьи, описанные в психологической литературе [9].
На следующем этапе проводится собственно сам тест СТО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того как рисунок семьи выполнен и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи (при этом используется пространство нарисованного им рисунка семьи), расставляя около каждой фигурки «почтовые ящики» с силуэтами для писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит, некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи (а может быть, даже всем, тогда ребенок должен сказать об этом психологу). Исследователь знакомит ребенка с Г осподином Никто - нарисованной на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые не подходят никому.
Около каждой фигурки ставим свой «почтовый ящик» (коробка с прорезью). Это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если ребенок умеет читать, то психолог предлагает ребенку решить: сам он будет зачитывать высказывания, написанные на карточках, или это будет делать психолог. Если «письмо» никому не подходит, оно опускается в «почтовый ящик» Г осподина Никто. Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому адресован каждый пункт. Карточки предъявляются в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленности.


Описание техники и параметров интерпретации данных:


Основными показателями являются следующие:
• личностная поведенческая активность;
• доминирование;
• подчинение;
• положительность;
• отрицательность;
• действенность;
• знаковость;
• эмоциональность;
• рациональность.
Для оценки используется шкала значений: никогда, редко, иногда, часто, всегда. При изучении реального поведения, если данная форма не проявляется вообще, ставится оценка «О» (никогда). При одноразовом проявлении - оценка «1» (редко). Если форма поведения проявляется несколько раз, ставится оценка «2» (иногда). Если форма поведения многократна, то ставится оценка «3» (часто). И если форма поведения носит доминирующий характер, ставится оценка «4» (всегда).
Шкала оценки: О - никогда; 1 - редко; 2 - иногда; 3 - часто; 4 - всегда.
Родитель оценивает личностное поведение в баллах по шкале оценки. На каждую форму личностного поведения родителя ребенку предлагается четыре варианта, количество выбранных вариантов соответствует количеству баллов по шкале оценки.
Все результаты заносятся в протокол. На основе результатов, занесенных в протокол, составляется диаграмма личностного поведения, на которой один цвет используется для того, чтобы представить, как считает родитель, какие формы поведения он применяет по отношению к ребенку, а другой - чтобы показать, как воспринимает ребенок формы личностного поведения родителя по отношению к нему.
В диаграмму включены все формы личностного поведения, выделенные в методике. Для создания возможности подробной интерпретации, полученной при обследовании информации, приведем полную характеристику каждой из 16 выделенных форм в текстовом варианте:
помогает (++ДФ): сильная положительность,
слабое доминирование, действенное (физическое);
хвалит (++ДЗ): сильная положительность, слабое доминирование, знаковое;
наставляет (+ДДЗ): слабая положительность,
сильное доминирование, знаковое;
руководит (+ДДФ): слабая положительность,
сильное доминирование, действенное (физическое);
заставляет (-ДДФ): слабая отрицательность,
сильное доминирование, действенное (физическое);
приказывает (-ДДЗ): слабая отрицательность,
сильное доминирование, знаковое;
ругает (-ДЗ): сильная отрицательность, слабое доминирование, знаковое;
нападает (-ДФ): сильная отрицательность, слабое доминирование, действенное (физическое); терпит (-ПФ): сильная отрицательность, слабое подчинение, действенное (физическое); переживает (-ПЗ): сильная отрицательность,
слабое подчинение, знаковое;
подчиняется (-ППЗ): слабая отрицательность,
сильное подчинение, знаковое;
уступает (-ППФ): слабая отрицательность,
сильное подчинение, действенное (физическое); слушается (+ППФ): слабая положительность,
сильное подчинение, действенное (физическое); соглашается (+ППЗ): слабая положительность,
сильное подчинение, знаковое;
воодушевляется (++ПЗ): сильная положительность,
слабое подчинение, знаковое;
доверяется (++ПФ): сильная положительность,
слабое подчинение, действенное (физическое).


Таким образом, оценив личностное поведение по шестнадцати параметрам, получаем следующую информацию:
1) насколько часто проявляется та или иная форма поведения;
2) что преобладает в личностном поведении родителя: доминирование (положительное или отрицательное) либо подчинение (положительное или отрицательное), действенное (физическое) или вербальное поведение, эмоциональность или рациональность;
3) какова интенсивность проявления психологического насилия в семье по наблюдаемым формам поведения;
4) как соотносится между собой проявление личностного поведения родителем и восприятие его ребенком.
Для выполнения задач исследования проведена модификация методики диагностики родительского отношения Ю.В. Баскиной (методика «включенного конфликта»).
Методика построена по принципу «включенного конфликта». Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, героем которых как бы является его ребенок. В процессе эксперимента зачитываются незаконченные рассказы с описанием конфликта, который можно решить разными способами. В них излагаются ситуации с проблемами, характерными для детей 3-7 лет. Методика проводится сначала с родителями, потом - с ребенком.
Родитель сначала должен представить, как поведет себя в подобных обстоятельствах его ребенок, затем - поставить на место героя рассказа самого себя, и, наконец, подумать, как бы он поступал по отношению к ребенку в этой ситуации в собственной роли - роли родителя. Конфликтный сюжет предлагается потому, что именно в противоречивой ситуации наиболее отчетливо проявляются личностные особенности ребенка и типичные для него способы поведения.
Родитель ставится перед сложной задачей. Ему надо как можно более точно предсказать поведение ребенка, ведь он знает, что потом его ответы будут сравниваться с ответами сына или дочери.
Однако, чтобы это сделать, нужно очень хорошо знать разные проявления ребенка, чувствовать его переживания, понимать его проблемы.
Пытаясь представить, как поступит ребенок и, сравнивая это со своим вариантом поведения в подобной ситуации, родитель невольно проецирует свое отношение к ребенку, отдельные моменты которого им актуально не осознаются.

Когда родитель рассказывает, как бы он помог ребенку решить конфликтную ситуацию, то проявляются наиболее характерные для него формы общения с ребенком.


Таким образом, методика моделирует ситуацию, в которой проявляются следующие особенности (компоненты) отношения родителя к ребенку:
1) степень родительского понимания поступков ребенка, знание его проблем, а следовательно способность адекватно предсказать его поведение в каждой конкретной ситуации;
2) способность воспринимать ребенка в перспективе, учитывать изменение его личностных особенностей в процессе развития (гибкость родительской позиции);
3) преобладающий оттенок в эмоциональном отношении к ребенку;
4) степень диалогичности родителя в воспитании ребенка, то есть способность вставать на позицию ребенка, уважать его мнение, точку зрения; стремление к совместному с ребенком видению ситуации, отношение к нему как к союзнику, эмпатическое реагирование в общении с ним;
5) сензитивность родителя, способность воспринимать и анализировать эмоциональные проявления ребенка, чувствовать его переживания;


По своей процедуре методика напоминает проективные. Испытуемым даются незаконченные рассказы, завершая которые родители проецируют разные аспекты своего отношения к ребенку.
Однако в полной мере проективной ее назвать нельзя, т.к. испытуемому дается довольно точная инструкция, а после прочтения с ним ведется целенаправленная беседа. Это облегчает интерпретацию данных. При обработке результатов субъективное отношение экспериментатора влияет меньше, чем в классических проективных приемах.
Методика выполняется сначала родителем, потом - ребенком, после чего их ответы сравниваются. В этом ее сходство с теми опросниками, в которых дублируются вопросы для родителей и детей. Но в отличие от этого диагностического приема она воссоздает реальную жизненную ситуацию, позволяющую выявить разные стороны родительского отношения к ребенку в конкретных обстоятельствах.
По сравнению с методом наблюдения, методика, казалось бы, дает менее достоверную информацию о реальном поведении родителя: экспериментатор не может видеть того, как ведет себя испытуемый в предлагаемых обстоятельствах. Однако она позволяет получить более направленную психологическую информацию об особенностях родительского отношения к ребенку.
Выполнение методики и интерпретация данных отнимает сравнительно немного времени. При интерпретации может проводиться как качественный, так и количественный анализ результатов.
Экспериментальный материал состоит из специально составленных рассказов. В рассказах описаны типичные конфликтные ситуации для детей 3-7 лет. При составлении рассказов были отобраны наиболее значимые ситуации для ребенка этого возраста.
Главный герой во всех рассказах - ребенок. Он является композиционным центром сюжета. Это облегчает испытуемому (ребенку) отождествление себя с героем. Кроме того, рассказы построены по типу косвенного повествования, т.е. события излагаются от третьего лица, но с позиций главного героя. Рассказы не закончены. Во всех ситуациях главный герой ставится перед конфликтной ситуацией.
Рассказы составлялись следующим образом: за образец были взяты рассказы из работы Т.П. Гавриловой [3], посвященной исследованию эмпатии у детей младшего школьного возраста; рассказы из работы Ю.В. Баскиной [1], посвященные изучению родительского отношения в семьях младших школьников; рассказы Л.Ф. Островской [6] - с описанием педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников. Эти рассказы обсуждались на одном из занятий в группе родителей, дети которых посещают Дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Витебска. Родителям было предложено вспомнить конфликтные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни их детей. Из банка конфликтных ситуаций мы выбрали те, которые оказались знакомыми для всех и по ним написали рассказы.
После проверки соответствия текстов рассказов целям исследования оказалось необходимым провести некоторую модификацию текстов рассказов. Они были значительно сокращены. Для облегчения идентификации с главным героем из содержания мы устранили лишние сюжетные линии и второстепенных персонажей. Таким образом, в исследовании использовались значительно модифицированные тексты по сравнению с изначальными. Всего было оставлено 10 рассказов. Каждый рассказ написан в двух вариантах (для мальчиков и для девочек)


Процедура проведения


Эксперимент проводится сначала с родителем, потом - с ребенком. Перед прочтением рассказов дается следующая инструкция родителю:
«Сейчас Вы услышите рассказы. В них описаны ситуации, часто встречающиеся в жизни детей. Рассказы не закончены. Вам предлагается их закончить так, как вам кажется, закончил бы ваш ребенок. Потом я прочту рассказы ребенку и попрошу его их закончить».


Инструкция для ребенка:


«Сейчас я прочту тебе рассказ. Он написан одним автором для детей. Рассказ не закончен: автор хотел, чтобы конец придумали сами ребята. Слушай внимательно, а потом я задам тебе несколько вопросов».
После прочтения каждого рассказа родителю задавались следующие вопросы:
1) Как поступил бы в подобной ситуации Ваш ребенок?
2) Что бы он чувствовал? (Дополнительный вопрос).
3) Почему Вы считаете, что он поступит именно так? (Дополнительный вопрос).
4) Как Вам кажется, что ответит мне сам ребенок?
5) Трудно ли Вам было отвечать на вопросы? (Дополнительный вопрос).
6) Почему трудно (легко)? (Дополнительный вопрос).
7) Что бы Вы посоветовали ребенку в подобной ситуации?
8) Что бы Вы сказали ребенку, если бы он поступил иначе? (Дополнительный вопрос).
9) Как Вы относитесь к выбору ребенка? (Дополнительный вопрос).
10) Как бы Вы повели себя, если бы сами оказались на месте ребенка?
11) Чем объясняется сходство (различие) в решении конфликтной ситуации Вами и Вашим ребенком? (Дополнительный вопрос).
После прочтения каждого рассказа ребенку задавались следующие вопросы:
1) Как бы ты повел себя в этой ситуации на месте героя рассказа»?
2) Стал бы ты советоваться с мамой (папой), как тебе поступить?
3) Что бы тебе сказал (-а) папа (мама)?
4) Как тебе кажется, как сам (-а) папа (мама) повел (-а) бы себя на месте героя рассказа?
Таков ориентировочный список вопросов. Естественно, что по ходу беседы с родителем и ребенком могут добавляться некоторые другие дополнительные вопросы (в зависимости от необходимости).
Таким образом, экспериментальная процедура состоит не только из выполнения собственно методики (ответы на тексты рассказов), но и включает целенаправленную беседу.
Параметры условно разделены на две группы: экспериментальное проявление родительской позиции, обращенной на взаимоотношения с ребенком, и экспериментальное проявление родительской позиции как личностной проблемы самого родителя.


В первую группу вошли следующие параметры:
1) адекватность предсказания ответов ребенка;
2) отношение к недостаткам ребенка как к изменяемым;
3) отношение к недостаткам ребенка как к статичным;
4) эмоциональный оттенок в отношении к ребенку - принятие;
5) эмоциональный оттенок в отношении к ребенку - отвержение;
6) степень диалогичности родителя;
7) упоминание о чувствах ребенка;
8) плоскость отношения (над, равенство, под)


Во вторую группу вошли параметры:
1) обращение родителя к собственным проблемам;
2) уверенность родителя в знаниях своего ребенка;
3) способность отделить предполагаемые ответы ребенка от собственного варианта решения конфликтной ситуации;
4) эмоциональная устойчивость родителя.


Выполнение задания ребенком отдельно от родителя анализировалось по параметру «Решение конфликта». Учитывалось сходство или различие в решении ребенком конфликтной ситуации - «за себя» и «за родителя».


Описание техники и параметров интерпретации данных:
1. Ребенка:
1 параметр - главный герой.
Все рассуждения основываются на том, что рассказ испытуемого, в сущности, это рассказ о нем самом. Он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, дальнейший ход событий описывается с его точки зрения. Экспериментатор оценивает, соответствует или нет поведение ребенка его полу и возрасту, следующим образом:
а) адекватное +,
б) неадекватное -.
2 параметр - конец рассказа.
В данном случае интересует: может ли ребенок составить соответствующий рассказ по когнитивному стимулу рассказа или ситуация актуализирует неблагоприятный жизненный опыт и срабатывают механизмы самозащиты на избежание? Получает ли испытуемый удовлетворение и освобождение от тревоги, вызываемой тестом, давая очень стереотипные краткие ответы, или он эмоционально благополучен, чтобы подойти творчески к составлению рассказа. Проводится анализ окончания рассказа по категориям:
а) счастливый +,
б) реалистичный +,
в) печальный -,
г) нереалистичный -.
3 параметр - образы родителей:
а) понимают +,
б) диалогичны +,
в) отвергают -,
г) монологичны -.
Чтобы получить данные по этому параметру, проводится качественный анализ ответов ребенка по каждому рассказу в отдельности. После этого подсчитывается частота встречаемости каждой из категорий этого параметра и делается заключение по каждому из рассказов.
4 параметр - адекватность наказания.
Чтобы получить данные по этому параметру, проводится качественный анализ ответов ребенка по каждому рассказу в отдельности. После этого подсчитывается частота встречаемости каждой из категорий этого параметра и делается заключение по каждому из рассказов:
а) соответствующее +,
б) незамедлительное +,
в) несоответствующее -,
г) отсроченное -.
5 параметр - решение конфликта (сходство ответов ребенка «за себя» и «за родителя»).
Чтобы получить результаты по этому параметру, сравниваются ответы ребенка на вопросы «Как бы ты поступил на месте героя рассказа?» и «Как бы папа (мама) поступил(-а) на месте героя рассказа?» - к каждому из рассказов.
Определяется, совпадают ли варианты решения ребенка конфликта «за себя» и «за родителя», или они различны:
а) совпадают +,
б) не совпадают -.
2. Родителя:
6 параметр- адекватность предсказания ответов ребенка.
Этот параметр показывает, насколько точно родитель может предвидеть поведение ребенка в каждой из конфликтных ситуаций, описанных в рассказах. Чтобы получить данные по этому параметру, надо сравнить ответ родителя на вопрос: «Как Вам кажется, что ответит мне Ваш ребенок?» и ответ ребенка на вопрос: «Как бы ты поступил на месте героя рассказа?» После этого подсчитывается количество рассказов, в которых ответы родителя и ребенка совпадают: 0; 1; 2; 3 и т.д.
7 параметр - уверенность родителя в знании ребенка категории:
а) уверенность +,
б) неуверенность -.
Чтобы получить данные по этому параметру, проводится качественный анализ ответов родителя по каждому рассказу в отдельности. После этого подсчитывается частота встречаемости индикаторов каждой из категорий этого параметра и делается заключение по каждому из рассказов, уверен или неуверен родитель в том, что ребенок поступит именно так, как он предсказывал. Затем подсчитывается количество рассказов, в которых проявилась уверенность.
8 параметр - отношение к чертам характера и недостаткам ребенка как к изменяемым.
Чтобы получить данные по этому параметру, проводится анализ ответов родителя - родитель упоминает или нет о личностных особенностях, чертах характера, недостатках ребенка как изменяемых:
а) упоминает +,
б) не упоминает -.
9 параметр - отношение к чертам характера и недостаткам ребенка как к статичным.
Чтобы получить данные по этому параметру, проводится анализ ответов родителя - родитель упоминает или нет о личностных особенностях, чертах характера, недостатках ребенка как неизменяемых:
а) упоминает -,
б) не упоминает +.
10 параметр - эмоциональный оттенок отношения к ребенку:
- принятие.
Под принятием, в данном случае, подразумевается позитивная эмоционально окрашенная оценка черт характера ребенка, одобрение его интересов, поступков, планов, благожелательность, удовлетворенность его поведением, солидарность с ним в трудных ситуациях, поощрение эмоциональных проявлений ребенка:
а) принятие +.
11 параметр - эмоциональный оттенок в отношении ребенка:
- отвержение.
Отвержение характеризуется негативной эмоционально окрашенной оценкой характерологических и личностных качеств ребенка, придирчивостью, раздражением по поводу реактивных, динамических характеристик поведения, общения, недовольством по поводу взаимоотношений ребенка с родителями, сверстниками, поведения его в быту; нежеланием считаться с мнением ребенка, безразличием к его эмоциональной сфере:
а) отвержение -.
12 параметр - степень диалогичности родителя.
Под диалогичностью родителя понимается способность встать на позицию ребенка; уважать его мнение, точку зрения, намерения, доверять ему; стремление к совместному с ребенком видению ситуации, отношение к нему как к союзнику; эмпирическое реагирование, искренность и естественность в проявлении эмоций, проникновение в мир чувств и переживаний ребенка, отсутствие ярлыков и оценок в общении с ним.
Этот параметр выводится на основе анализа ответов родителей на вопрос: «Что бы Вы посоветовали ребенку в подобной ситуации?», а также ответов ребенка на вопросы: «Стал бы ты советоваться с мамой (папой), как тебе поступить?» и «Что бы сказал(-а) папа (мама)?».
13 параметр - обращение родителя к собственным проблемам.
Чтобы получить данные по этому параметру, в протоколе делают
отметку: если родитель обращается к себе, к собственным трудностям, проблемам, выражает растерянность перед происходящим, проецирует свои собственные проблемы на ребенка.
14 параметр - упоминание родителя о чувствах ребенка.
Чтобы получить результаты по этому параметру, в протоколе ответов родителя при упоминании о чувствах ребенка проставляется:
а) упоминает +,
б) не упоминает -.
Итого - просчитывается количество «+» и «-» по всем параметрам.


ЛИТЕРАТУРА
1. Баскина Ю.В. Методики диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»). Дис. канд. пс. н. М., 1992.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
3. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания.: Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981. С.122-138.
4. ДУ и семья. М., 2001.
5. Методические рекомендации по тесту «Диагностика эмоциональных состояний в семье» / Под ред. А.Г. Лидерса, И.В. Анисимовой. Обнинск, 1993.
6. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации для родителей. М., 1989.
7. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть вторая: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учебное пособие. Мн., 1998.
8. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. Мн., 2000.
9. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
10. Hart S. Psychological maltreatment: emphasis on prevention. Eleventh Annual Colloquium of the international School Psychology Association (1988, Bamberg, Federal Republic of Germany) // School Psychology international, 1988, №2 9. Р. 243-255.
11. Vissing Y., Straus M., Gelles R. & Harrop J. Verbal aggression by parents and psychosocial problems children // Child Abuse and Neglest, 1991, №15. P. 223-238.
Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.