Кухтова Н.В., Кругленкова Д.Г.
В настоящее время проблема буллинга становится все более актуальной. Очень важно выявить буллинг на ранних этапах его развития, пока он не смог нанести вред участникам образовательного процесса. Помимо индивидуальноличностных предпосылок участников возникновению буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как, например, наличие в семье жертв травли, либо домашнего насилия, либо гиперопеки, выученной беспомощности ребенка; дети, которые выступают инициаторами травли, часто подвергаются жестокому обращению в семье.
Ключевые слова: буллинг, детско-родительские отношения.
The appiriance of bulling in parent-children relations Nowadays the problem of bullying is becoming more topical. At present, it is very important to identify bullying in the early stages of its development, until it could not harm the participants in the educational process. In addition to the individual personalities of the participants, the appearance of bullying is contributed by such features of the social context as, for example, the existence in the family of victims of baiting, or domestic violence, or a hyperope, the child's learned helplessness; children who initiate baiting are often subjected to ill-treatment in the family. Key words: bullying, parentchild relationship.
Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который также наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите. Но это не исключает того факта, что кто-то из членов семьи занимает позицию «хулигана». Родители, запугивающие своих детей, часто делают это средством контроля, но данный подход является очень вредным. Это может повлиять на ребенка как физически, так и умственно, часто приводит к депрессии, а также влияет на отношения ребенка к жизни. Ущерб отношениям может продолжаться в течение нескольких поколений, когда дети растут, чтобы взять на себя поведение своих родителей и увековечить самые худшие виды семейных традиций. Буллинг в семье происходит разными путями, он может включать в себя подавление, постоянную критику, отсутствие привязанности, жалобы братьев и сестер родителям друг на друга, молчаливость и т.д. Для многих издевательства в семье не считаются буллингом вообще. Однако семейное издевательство может иметь огромное влияние как на семейную жизнь, так и на жизнь вне дома. Это может повредить способности жертв строить дружбу на основе доверия. Трудно доверять кому-либо за пределами семьи, когда нет доверия своим членам семьи. Семейное издевательство может также причинить физический вред, когда отношения становятся физически оскорбительными или иным образом жестокими. Помимо индивидуального вреда, семейное издевательство может создать долговременный ущерб семье в целом, создавая дистанцию и недоверие, которые могут повлиять на тех, кто непосредственно не связан. Наиболее близкими по значению к буллингу в детскородительских отношениях являются следующие его определения: - сознательный и преднамеренный акт агрессии и/или манипуляции одним или несколькими людьми против другого человека или людей (N. Cartwright, D. Gleeson, D. Glover, 1998; P. Sullivan, 2000); - причинение вреда, обидным действием, дисбалансом власти, несправедливым использованием власти, очевидным наслаждение агрессора и в целом чувством угнетения в прошлом жертвы (Е. Rigby, 2002) [1]; - преднамеренная враждебная деятельность, направленная на нанесение вреда, побуждение к страху посредством угрозы дальнейшей агрессии и создание террора (B. Coloroso, 2003) [2]. В связи с этим буллинг в семье может проявляться различными способами: подавление, постоянная критика, жалобы братьев и сестер друг на друга, оскорбления и др. Однако буллинг может привести к различным видам проблем. Человек не сможет дружить из-за недоверия. Как можно доверять другим людям, когда у тебя нет доверия к родным. Если уже говорить о проявлении буллинга в детскородительских отношениях, то можно начать с того, что преследователь не заканчивает свою так называемую «карьеру травли» в школе, а продолжает ее на протяжении всей своей жизни [19]. Насилие, совершенное родителем, почти полностью психологическое, поскольку не оставляет шрамов и никаких физических доказательств. Чаще всего насилие носит форму словесного оскорбления и эмоционального насилия, включая тривиальную критику, постоянную диагностику в сочетании с одновременным отказом признать, оценить и похвалить.
Материал и методы
В исследовании принимали участие школьники в возрасте 15 лет, в ходе которого были использованы психодиагностические методы: Опросник «Подростки о родителях» Е. Шафера, «Отношения со сверстниками» анкета (PRQ) для детей (The peer relations questionnaire (PRQ) for children)», адаптированная А. Рык.
Результаты и их обсуждения.
Полученные данные по методике «Подростки о родителях» Е. Шафера мы выявили, что высокие значения по шкале «позитивный интерес» имеет 45,8% (оценка с матерью) и 38,7% (оценка с отцом) учащихся. Позитивный интерес со стороны родителей означает принятие подростками мнения родителей, заботы со стороны родителя, также можно говорить о почитание со стороны подростка родительского авторитета. По шкале «директивность» 4,2% (оценка с матерью) и 11,1% (оценка с отцом). Родители пытаются пресечь неправильное поведение ребенка, завоевание лидерства со стороны родителя, критика мнения ребенка. Шкала «враждебность» - 0% (оценка с матерью), 11% (оценка с отцом). Самый неблагоприятный тип отношения выражается в эмоциональной холодности по отношению к ребенку, принимают меру в воспитании по, их мнению, «общепринятыми». Шкала «автономность» - 8,4% (оценка с матерью) и 11,1% (оценка с отцом). Этот тип отношения выражается в формальном воспитании ребенка, такие родители, как правильно, не требовательны по отношению к своим детям. Шкала «непоследовательность» - 8,3% (оценка с матерью) и 0% (оценка с отцом). Выражается в резкой смене стиля воспитания. По методике «Отношения со сверстниками» анкета (PRQ) для детей (The peer relations questionnaire (PRQ) for children)», адаптированная А. Рык, получились следующие результаты (рисунок 1).
|
На рисунке 2 видно, что подростки, демонстрирующие «буллинг», не обнаружены: 54,20% - средние значения, 45,80% - низкие значения. На рисунке 2 представлены учащиеся в процентном соотношении: 0% - высокие значения, 20,9% - средние значения и 79,10% - низкие значения. На рисунке 3 видно, что у учащихся отсутствуют низкие значения, 62,5% - средние и 37,5% - высокие значения. В результате корреляционного анализа (ранговая корреляция Спирмена) была обнаружена взаимосвязь между шкалой жертвы и шкалой буллинга (Г = 0,54; р < 0,01). Это значит, чем больше к ребенку проявляется буллинг, тем больше он чувствует себя жертвой. Взаимосвязь между позитивным интересом матери и просоциальностью (Г = -0,42; р < 0,05). Таким образом, чем выше просоциальность, тем ниже позитивный интерес матери к ребенку. Так же связь позитивного интереса отца с жертвенность (г = -0,53; р < 0 ,05) и позитивного интереса отца с просоциальностью (г = -0,67; р < 0 ,01). Исходя из этого, видно, что, чем выше жертвенность, тем ниже позитивный интерес отца и при высокой просоциальность позитивный интерес отца также снижается. Заключение. Попытка противостоять родительским издевательствам может быть очень сложной задачей. Первое, что должен сделать ребенок, - это откровенное и открытое обсуждение с родителем. Если это не сработает, может потребоваться внешнее вмешательство: педагогом в школе, психологом, даже правоохранительными органами. Важно, как можно скорее решить эту проблему, прежде чем она окажет долгосрочное влияние на семью.
Список использованной литературы 1. Bullying. Encyclopedia of Crime and Punishment 2. Stephanie, J.L. Mentors' perceptions of bullying in middle and high school settings: abstract dis. ... cand. Of social sciences: 22.00.04 / J.L. Stephanie. - California State University. - California, 2007. - 69 p. 3. Olweus D. Bully/victim problems among school children in Scandinavia / D. Olweus // Psykolog profesjonen mot ar 2000 / ed. R. Ommundsen. - Oslo: Universitetsforlaget, 1987. - P. 125-128. 4. Пeтрoсянц, В.Р. Психoлoгичecкая характеристика старше классников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.Р. Петрoсянц. - Спб., 2011. - 30 с. 5. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Изд-во политической литературы, 1987. - 335 с. Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.
|