Геворкьянц Римма Арменовна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Аннотация: в статье поднимается тема профессионального самоопределения. Самая распространённая проблема, с которой сталкиваются все люди, - это выбор будущей профессии. Каждый задаёт себе вопрос «Кем быть?», ведь это один из самых важных этапов в жизни. Поэтому важно уделить этому вопросу достаточно времени и внимания, чтобы в будущем не пришлось сожалеть о принятом решении. Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Ключевые слова: самоопределение личности, профессия, профессиональное самоопределение, становление личности.
Самоопределение личности - это осознанный выбор человеком собственного жизненного пути, ценностей, которых он придерживается [2]. Современный человек вынужден рассчитывать на самого себя и обладать такими качествами, как: мобильность, гибкость, оперативность, дисциплинированность и т. д., уметь быстро и точно ориентироваться в любой специальности и определять свою пригодность к ней. Отсутствие профессиональных навыков и соответственно неудовлетворённость от полученной специальности, в свою очередь, является одной из причин низкого уровня жизни и частой смены трудовой деятельности [6]. В трудах С.Л. Рубинштейна и К. А. Абульхановой-Славской суть самоопределения видится в способности человека находиться в каком-то отношении к реальности и в некоторой степени определяться ею, а также самостоятельно при этом формировать своё отношение. Из этого следует, что отношение человека к самому себе является ключевым моментом в понимании процесса самоопределения [8]. Правильное постановление профессиональных интересов и склонностей является важным фактором выбора наиболее удачной профессии в будущем. Причинами неправильного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных способностей или недостоверным представлением будущей профессии. Внешние социальные факторы могут включать: советы, мнения окружающих, стереотипы и социально устоявшиеся представления, которые часто оказывают негативное влияние. Сюда же можно отнести престиж и популярность таких профессий, как: юрист, экономист, программист, менеджер, т. к. они часто выбираются молодыми людьми потому, что в обществе бытует мнение, что это наиболее успешные профессии. Также существует мнение, что иметь такую профессию = ничего не делать и особо не напрягаться. Но это не так. Работа юриста или экономиста требует не меньше усилий, чем любая другая работа. Люди, выбирающие такую профессию, основываясь на поверхностных знаниях о ней, не всегда задумываются о том, что им придётся делать и смогут ли они выполнять такую работу. К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» - это совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни, возможностью вести за собой других людей и т. д. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на её основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления [6].
Этап профессионального самоопределения включает в себя два главных компонента: 1. Определение уровня профессиональной подготовки (квалификации). 2. Выбор специальности (профессии) [7].
Профессиональное самоопределение имеет возрастные особенности. В дошкольном детстве дети подражают взрослым и стараются повторить их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно - ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши, играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, парикмахеров, учителей, поваров, водителей автобусов и т. д. Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия - выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборки помещений. Такие занятия развивают интерес к труду взрослых и учат детей ответственности. Профессионально - ролевые игры, выполнение элементарных видов деятельности, наблюдение за работой взрослых - способствуют самоопределению дошкольников. Осознание ребёнком своих возможностей и способностей, основанное на опыте игровой, учебной и трудовой деятельности, формирует представление о своей будущей профессии [1]. Конец младшего школьного возраста отмечается существенным различием в развитии способностей между детьми, что в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельности влияют на развитие творческого и воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение формируется на основе природы, городского пейзажа, словесного портрета, схемы, рисунка и т. д. В этом смысле человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, которых вообще не существует в реальности, что способствует развитию инициативности, самостоятельности личности. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, что позволяет детям видеть себя в роли различных профессии. Зачастую у ребёнка возникают профессионально окрашенные фантазии, которые оказывают важное влияние в будущем на профессиональное самоопределение. Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Психологи считают этот период ответственным за формирование личности. Мальчики-подростки ориентируются на профессии, которые обладают сильной волей, смелостью, мужеством, например: космонавт, лётчик-испытатель, бизнесмен, спортсмен и т. д. Девочки-подростки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» - это обаятельные, популярные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие. Зачастую планы подростков очень размыты и носят мечтательный характер. Он чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может [5]. Исследования среди выпускников показывают, что только 50% учащихся 11-х классов и 30% учащихся 9-х классов могут самостоятельно определиться с будущей профессией [7]. Подавляющее большинство молодых людей в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Нередко разбившиеся мечты и романтизация профессии остаются в прошлом и многие сталкиваются с разочарованием и неудовлетворённостью от сделанного выбора, а у другого большинства людей во время обучения укрепляется уверенность в правильности выбора. В возрасте двадцати семи лет отмечается социально - профессиональная активность. За их плечами уже имеются место работы и определённый опыт. Профессиональное развитие и достижения становятся актуальными. Однако подавляющее большинство людей начинает испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым перенасыщением. Достигнув пенсионного возраста, люди уходят из профессии, однако к шестидесяти годам индивид не полностью исчерпывает свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Навыки, знания, умения - все становится невостребованным. Эти негативные аспекты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров чувствуют себя психологически растерянными и ощущают свою ненужность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной социальной жизни [5]. Следует отметить, что процесс профессионального самоопределения длится почти на протяжении всей жизни человека. Пиком этого процесса, его отрывной точкой становится принятие решения о желаемой профессии, что является самым ответственным моментом. Обычно этот процесс совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Затем, выбрав профессию, человек посвящает своему делу всё своё время, постоянно развиваясь в выбранном направлении.
Список литературы 1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / А.Н. Бобровская. - Волгоград: Учитель, 2017. 2. Профессиональное самоопределение личности [Электронный ресурс]. 3. Профессиональное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс]. 4. Самоопределение личности [Электронный ресурс]. 5. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс]. 6. Лузина А.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников / А.А. Лузина; Г. А. Мещерягина [Электронный ресурс] 7. Выбор профессии. Факторы выбора профессии [Электронный ресурс]. 8. Выбор профессии. Факторы выбора профессии [Электронный ресурс]. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с. |