На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности развития внимания у детей средствами игры
Особенности развития внимания у детей средствами игры
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сармосян Альбина Гургеновна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматривается специфика категории «внимание», особенности развития внимания у детей с помощью игры. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических функций. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются. Сознательная цель выделяется для ребенка в игре раньше и легче всего.

Ключевые слова: произвольное внимание, непроизвольное внимание, развитие, игра, концентрация внимания, сосредоточение внимания.

Внимание - сложный психический процесс, начинающий формирование с самого рождения. Это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности индивида.
Непроизвольное внимание является преобладающим видом внимания в начале обучения. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают основного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Более того, внимание детей тесно связано с мышлением, поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.
Для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточить внимание на определенных аспектах. Родителям следует тренировать детей посредством игр.


Рекомендуемые приёмы:

1. Поддержание интереса. При помощи игровых форм можно добиться того, что ребенок будет заниматься, проявляя огромный интерес, с большим удовольствием, и, соответственно, внимательно.
2. Соблюдение временных рамок. Необходимо учитывать особенности познавательных процессов в соответствии с возрастом ребёнка.
3. Материал должен содержать компоненты личных и интересов ребёнка для акцентирования его внимания (например, любимые персонажи из мультфильмов или книг).

Успех ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо развито его внимание, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавая условия для того, чтобы непроизвольное внимание переключилось на произвольное, развивалось волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители - развивать умение у ребенка концентрироваться при помощи игры.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра - глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором минимальна операционально-техническая сторона, сокращены операции и условны предметы.
Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которой никакая другая деятельность дать не может.
Д.Б. Эльконин полагает, что сущность всякого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения и специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека.
Повышенную концентрацию внимания дети проявляют в процессе сюжетно-ролевой игры, поскольку зорко следят за тем, чтобы их собственные действия и действия других участников соответствовали правилам, вытекающих из взятой на себя роли (например, «десерт не подают в начале трапезы - это неправильно, мама так не делает»).
Под влиянием игры произвольное внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития. На это оказывает влияние формирование речи и способности выполнять указания взрослых и правила игры.
Большое значение для развития целенаправленного внимания у детей имеет обучающая игра, поскольку она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (концентрация, целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих, - вовремя переключать внимание, в- четвертых, - сосредоточенность и устойчивость внимания, так как необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
С помощью специально организованной игровой деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание
должно быть адекватно формируемому свойству внимания. Е.Н. Твери- тина говорит о том, что на развитие внимания в игре влияет способность выполнять указания взрослых.
Для детей с невнимательностью характерно постоянное отвлечение от выполнения основного сюжета игры. Об этом могут свидетельствовать мимика и поза, демонстрирующие неудовлетворительный результат, сопровождающийся немалым количеством ошибок. Необходимо учитывать особенности психических процессов и интеллектуального развития, которые у разных детей в старшем школьном возрасте проявляются в преобладании тех или иных свойств.
Существенную роль в формировании внимания играют взрослые, которые при помощи личного опыта направляют и организовывают деятельность ребёнка. А.К. Бондаренко утверждает: «Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он начинает сам управлять вниманием».
Необходимо, чтобы взрослые организовывали новые виды деятельности для ребёнка, вовлекали его в процесс и чётко устанавливали перед ним игровые задачи. Особенно это важно для младших дошкольников, поскольку лишь при таких условиях они могут на первых порах проявить произвольное внимание.
Е.Н. Тверитина подчеркивает: «Организовывая соответствующим образом деятельность детей, взрослые побуждают старших дошкольников намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки».

Для развития внимания вашего ребенка рекомендуется выполнение следующих упражнений.
«Ищи безостановочно».
Посмотри вокруг себя и найди как можно больше предметов одного цвета. Назови их в течение 1 минуты. Остальные дети могут дополнять твой ответ.

«Маленькие обезьянки».
Ребята, пока играет музыка, примите любую позу. Водящий должен повторить позы каждого из вас, в то время как вы стоите спокойно. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли водящего.

«Цветочки».
Начерти в тетради в клеточку квадрат 9х9 и поставь цветочки там, где тебе нравится. Постарайся запомнить расположение цветочков и повторить его на другом листке бумаги.

Список литературы
1. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с.
2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л.П. Бада- нина. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 238 с. (Библиотека психолога).
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский; под ред. А.И. Лип- киной и Т.Д. Марцинковской. - М.: Воронеж, 1997.
4. Ванюхина Н.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание (Институт ЭУП), 2014. - 132 с.
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от шести до девяти лет: Практикум для психологов и логопедов / С.В. Коноваленко. - М., 1998.
6. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. №«2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина; под ред. М.В. Гамезо [и др.]. - М., 1984.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 1999.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.