На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Классификация социально- психологической адаптации
Классификация социально- психологической адаптации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Федотова Ксения Александровна
аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассмотрена социально-психологическая адаптация, которая является обязательным условием функционирования общества как целого организма. Основными функциями социальной адаптации личности в социальной среде являются формирование ресурсов, определение условий и форм для свободного развития личности.

Ключевые слова: адаптация, личность, социализация, общество.

В настоящее время проблема адаптации является актуальной и подлежит более глубокому исследованию. Этимология слова «адаптация» происходит из латинского adaptatio, что значит «приспособление». В науке данное понятие трактуют по-разному, но чаще определяют общее значение - это «взаимодействие живых организмов и окружающей среды, приводящее к наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности» [1].

Принято выделять несколько видов адаптации:
1. Биологическая - обеспечивает выживаемость видов к внешним условиям в процессе эволюции. С античных времён до середины 19 века это объяснялось целесообразностью природы. Первым кто дал научное объяснение адаптационного процесса был Чарльз Дарвин, объясняя его на основе естественного отбора.
2. Физиологическая - обеспечивает возможность длительной активной жизнедеятельности организма в изменённых внешних условиях существования, где проявляется пластичность функций организма, позволяющая поддерживать равновесие с условиями среды.
3. Социально-психологическая - обеспечивает процесс взаимодействия личности с социальной средой за счёт умения анализировать текущее состояние, в котором происходит приемлемая координация целей и ценностей.

Уделим большее внимание социально-психологической адаптации. Человек на протяжении всей жизни стремится достичь гармонии между внутренним и внешним миром, согласовывая свои потребности с реальными возможностями. По мере достижения желаемого, повышается адап- тированность личности к жизни в обществе.

Выделяют три вида адаптивности:
1. Внутренняя - характеризуется перестройкой систем и функциональных структур личности при изменении среды жизнедеятельности.
2. Внешняя - подразумевает сохранение внутренней личности с сохранением самодостаточности.
3. Смешанная адаптивность - представляет собой совокупность внутренней и внешней, где личность приспосабливается к нормам и ценностям данного общества, но не теряет собственную индивидуальность.

Человек, не имеющий продолжительных внутренних и внешних противоречий быстрее переживает процесс адаптации, свободно выполняет свою роль в обществе, достигает самореализации в своей деятельности.
Социально-психологическая адаптация также может быть определена отношениями внутри группы, которые только начались. Человек вынужден приспосабливаться к этим отношениям, перенимать систему ценностей, норм и правил поведения данного коллектива [3]. Выделяют объективные и субъективные показатели адаптации. Для объективных показателей характерно сужение круга общения, для субъективных как эти изменения человек воспринимает в объективном плане, какую оценку он им даёт.

Некоторые психологи выделяют два типа социально-психологической адаптации:
1. Прогрессивная (активная), где личность достигает полной адаптации, происходят процессы самоизменения, коррекции с соответствиями с требованиями среды. Наблюдается активное изменение социальных установок, стереотипов поведения.
2. Регрессивная (пассивная), где личность принимает меняющиеся условия, но в формальном виде. В такой ситуации личность не имеет возможности раскрыться, проявить истинный потенциал, показать себя в творчестве и добиться высоких результатов в собственной реализации.

Лишь прогрессивная адаптация способна привести к истинной социализации, обеспечить психоэмоциональную стабильность, тогда как регрессивный тип приводит личность к неправильному поведению в социуме, не знанию нормативных критериев образа действий и тем самым вынуждает личность преодолевать всё новые и новые проблемные ситуации. А так как личность не имеет ни стереотипов поведения, ни механизмов, возможности адаптироваться к ним у неё нет.
Защитные механизмы психики выступают способом психологической адаптации, они устраняют сильное эмоциональное напряжение, повышают адаптивный потенциал и благоприятно влияют на построение
межличностных отношений, к ним стоит отнести: принятие (неприятие) себя, принятие (неприятие) других, эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, ведомость, эскапизм.
Понятие социализации очень тесно связано с термином социальнопсихологической адаптации, так как оба характеризуют взаимозависимые процессы. Социализация - это перенимание социального опыта общества, в котором человек находится в данное время. Удивительно, что в этот момент человек может быть социализированным, но дезадаптированным, а причиной дезадаптации может являться высокая степень социализации.
Социализация личности - это овладение социальным опытом, становление и формирование личности. Психологическая же адаптация выступает одним из главных механизмов социализации. Самореализация, развитие, переход в самодостаточный социальный организм - вот основная цель адаптации личности [2].

Список литературы
1. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-JI, 2006. - 352 с.
2. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы [Электронный ресурс].
3. Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дис. ... канд. психол. наук / H.A. Свиридов. - Л., 1974. - С. 68.
Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.