Якушева Людмила Михайловна канд. психол. наук, доцент, заместитель руководителя ГБОУ «Гимназия №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга СП ДТ «Кванториум» г. Санкт-Петербург Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы особенностей профессиональной деятельности педагога, его самосовершенствования, а также особенностей самосовершенствования классного руководителя школьного коллектива.
Ключевые слова: self-навыки, психологические основы деятельности классного руководителя, навыки самоменеджмента, классный руководитель, школьный коллектив.
Современная школа ставит перед собой задачи не только обучения (формирование прочных знаний), но и воспитания (формирование гармонично развитой личности). Воспитание личности - сложный процесс, основанный на трансляции системы ценностей в процессии социализации индивида. После семьи вторым по значимости социальным институтом является школа, где ребенок наблюдает процесс трансляции системы ценностей значимыми взрослыми и сверстниками. Данный факт дает возможность считать систему ценностей педагогов, которым удается выстроить с детьми доверительные отношения и тем самым оказывать влияние на формирование личности детей, наиболее влиятельной в процессе воспитания. Из всего педагогического состава школы наиболее глубокие психологические отношения с детьми выстраивают классные руководители. Согласно определению из учебника «Педагогика» - «классный руководитель - это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе» [9]. Основными обязанностями классного руководителя являются: воспитание личности, поддержание благоприятного психологического климата в классе, осуществление педагогической поддержки обучающихся, организация взаимодействия с семьей. Классный руководитель - комьюнити- менеджер, должностное лицо ответственное за формирование сообщества на основе доверительных отношений между всеми субъектами образовательного пространства. В современном обществе выполнение данных обязанностей связано с ситуацией неопределенности и высокого риска в силу большого материального и ментального расслоения, разнообразием ценностей и традиций семейного воспитания. Выполнение данной роли требует от педагога высокой стрессоустойчивости, навыки лидерства, деллигирования, навыков ведения деловых переговоров - все то, что сегодня в акмеологии называют self навыки. Бакаева И. А. включает в структуру self-навыков «навык правильного планирования, навык деловых переговоров, навык управления временем, навык лидерства, самомотивация» [2]. По определению Т.М. Ковалевой self навыки - это навыки заботы о себе. Эти навыки направлены на понимание себя, самодиагностику и самопомощь. В акмеологии понятие «Self навыки» соотносится с понятием «аутопсихологические способности» [5]. Согласно определению В.В. Лёшина, «аутопсихологические способности (АПС) объединяют в себе те специфические знания, умения и навыки, которые определяют наши возможности в самопонимании, самооценивании, самоанализе, саморегулировании, самореализации и в других явлениях нашего внутреннего мира, заимствованных из внешнего взаимодействия с приставкой «само» [6]. Сознательно-бессознательная природа АПС позволяет личности адекватно воспринимать свой внутренний мир и встраивать его в реальную жизнь [13]. Наше эмпирическое исследование позволяет проиллюстрировать взаимосвязь АПС и успешности деятельности классного руководителя в школе. Объектом нашего эмпирического исследования стали педагоги гимназии №642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга, выполняющие функции классных руководителей школьных коллективов. Выборку составили две группы специалистов: классные руководители с высоким уровнем оценки их профессионализма родительской общественностью (первая группа респондентов) и классные руководители, имеющие жалобы и нарекания со стороны родителей и администрации (вторая группа респондентов). Возрастные рамки испытуемых ограничиваются 23-56-ю годами. Инструментом для оценки self навыков стал тест «Определение предрасположенности к самосовершенствованию». Тест разработан в 2000 для измерения уровней развития аутоспособностей и фактора внешней сферы.
Данный тест представлен несколькими шкалами: 1) состояния социально-психологических условий (уровень благоприятствования); 2) обеспечение процесса саморазвития энергетическим потенциалом 3) (уровень энергетической регенерации); 4) готовность в каждый момент к оценке происходящего события и 5) своего состояния, вызванного этим событием, с целью поиска оптимального способа действования (уровень обращенности на себя); 6) готовность к принятию нового опыта из различных сфер жизнедеятельности (уровень технологичности мышления); 7) относительная готовность мозга к установлению новых нейросвязей 8) (уровень динамичности мозговой деятельности); 9) условий организации профессиональной деятельности [15].
Процедура проведения данного теста носила групповой характер. Каждому классному руководителю выдавался индивидуальный бланк фиксации результатов и текст теста. Кроме того, мы проводили опрос детей и родителей о формах и методах воспитательной работы, которые используют классные руководители во внеклассной работе. Классные руководители первой группы (с высокими показателями по воспитательной работе) получили высокие результаты по шкале «способность к рефлектированию» (0,82 балла), по шкале «способность к интери- оризации» (0,76), по шкале «социально-педагогические условия среды» (0,74), по шкале «интраадаптивная способность» (0,73), по шкале «способность к энергетическое регенерации» (0,61). У классных руководителей второй группы (с низкими показателями по воспитательной работе) картина результатов выглядит иначе: наибольшие результаты по шкалам «социально-педагогические условия среды» (0,53) и «способность к энергетическое регенерации» (0,58); снижены результаты по шкале «способность к рефлектированию» (0,49) и по шкале «способность к интериоризации» (0,48 балла), саамы низкие баллы по шкале «интраадаптивная способность» (0,44). Сравнительный анализ результатов диагностики предрасположенности к самосовершенствованию классных руководителей детских коллективов школы представлен на ри- Self-навыки классных руководителей детских коллективов гимназии с высокими показателями по воспитательной работе, отличаются высоким уровнем развития способности к рефлексированию собственного профессионального опыта и способности к присвоению информации во внутренний план действия личности. Данную группу учителей гимназии характеризует развитая способность к загрузке информации, поступающей из внешней среды, к сознательной переработке информации и определению своего отношения к ней. Наиболее препятствующими процессу саморазвития в профессиональной деятельности являются способность к образованию и закреплению нового личностного опыта, и навыки восполнения жизненной энергии и энергетического обеспечения процессов профессионального развития. К наиболее востребованным формам и методам воспитательной работы данной группы классных руководителей относятся классные часы с элементами деловых игр, дискуссии на темы, которые определяются детьми, родительские собрания с интерактивными формами воздействия (деловые игры, социологические опросы, индивидуальные консультации). Учителя, испытывающие затруднения при выполнении обязанностей классного руководителя детского коллектива испытывают сложности в способности в каждый момент оценивать ситуацию и свое состояние в ней с целью поиска оптимального способа действования, обладают низким уровнем развития способности к принятию нового опыта из различных сфер жизнедеятельности, недостаточный уровень динамичного установления новых нейросвязей. Анкетирование детей и родителей показало сложности в коммуникации педагога: отсутствие интереса к затруднениям детей и родителей, отсутствие учета их мнения при планировании воспитательных мероприятий, репродуктивный характер внеклассных мероприятий, частые конфликты как в системе отношений «учитель-ребенок», так и в системе отношений «учитель-родитель». Обе группы учителей гимназии отмечают недостаточный уровень благожелательности социально-педагогических условий для организации деятельности классного руководителя в части недостатка знаний и умений в вопросах воспитания и обучения взрослых.
Анализ результатов свидетельствует о том, что классных руководителей детских коллективов гимназии с высокими показателями по воспитательной работе, относятся к активно-поисковой категории профессионалов с развитыми Self навыками. Учителя, испытывающие затруднения при выполнении обязанностей классного руководителя детского коллектива относятся к репродуктивной группе профессионалов: воспроизведение уровня профессиональной подготовки ближайшего окружения. Эмпирическое исследование говорит о необходимости создания условия для формирования навыков самоменеджмента классного руководителя в школе. Согласно определению В.И. Андреева, «Самоменеджмент - это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности» [1]. В рамках методического сопровождения деятельности классного руководителя нами предложена педагогическая мастерская «self-навыки классного руководителя». В ходе работы данной педагогической мастерской классные руководители гимназии в неформальной обстановке обсуждают основные self-навыки классного руководителя: технологии применения персонального SWOT-анализ в решении проблем воспитания личности школьника, способы применения техники SMART в ситуации возникновения школьных конфликтов, приемы оптимизации рабочего времени учителя. В рамках групповых занятий педагоги анализируют способы распределения времени, обсуждают расширение поведенческих паттернов в ситуациях самовосстановления и самомотивации. Руководство детским коллективом в современных условиях требует высокого развития не только коммуникативной компетенции педагога, но и активно-поискового уровня развития профессиональной деятельности. Развитие личности педагога предполагает создание специальных условий для развития self-навыков в системе педагогической коммуникации.
Список литературы 1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. - М.: Дело, 2014. - 275 с. 2. Бакаева И. Л. Self-менеджмент в образовании подростков с высоким образовательным запросом // Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием / под ред. Д.Б. Богоявленской. - В 3 ч. - М., 2021. - С. 186-191. 3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2005. - 512 с. 4. Душкова Б. А. Психология труда профессиональной деятельности, информационной и организационной. - СПб.: Питер, 2003. - 530 с. 5. Ковалева Т.М. Self skills - самые важные навыки учителя в мире изменений [Электронный ресурс]. 6. Лёшин В.В. Феноменология аутопсихологических способностей госслужащих // Акмеология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена корреспондента РАО, президента МАН Н.В. Кузьминой. - М., 1998. - 350 с. 7. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - СПб.: Питер, 2005. - 237 с. 8. Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с. 9. Педагогика. Учебник / под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 416 [Электронный ресурс]. 10. Попов В.Е. Произвольная саморегуляция состояний сознания. Учебно-методическое пособие (для психологов таможенных органов). - М.: РИО РТА, 2005. - 132 с. 11. Серсенваева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. - М.: Кнорус, 2005. - 432 с. 12. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб.: Питер, 2005. - 321с. 13. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Ин- терпракс, 1995. - 154 с. 14. Якушева Л.М. Аутопсихологические способности как фактор развития творческого мышления преподавателей высшей школы // Научный журнал. Вестник ВятГГУ. - 2009. - №6. - С. 20-31. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с. |