На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Инновационные технологии организации работы с подростками
Инновационные технологии организации работы с подростками
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Волосков Игорь Владимирович д-р филос. наук, учитель ГБОУ «Школа №887» г. Москва Валлис Ингеборг д-р филос. наук, психотерапевт, психолог, индивидуальный предприниматель
г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются такие инновационные техники, как диалог, игра, творческие конкурсы, проектная деятельность, самоорганизация. Результаты проведенного социально-педагогического эксперимента в работе с учащимися 6-8 классов показали повышение эффективности социализации, повышение показателей учебы, мотивации на обучение.


Ключевые слова: подростки, диалог, игра, проектная деятельность.


В современной науке подростки рассматриваются как особая возрастная группа в возрасте 10-14 лет [1; 2]. Среди особенностей подростков ученые выделяют интенсивное биологическое развитие (увеличение роста, веса, изменение тела), интерес к коммуникации со взрослыми, утомляемость и быстрая смена настроения, стремление к самостоятельности, мечтательность. Интерес к коммуникации со взрослыми повышает значимость учителей как специалистов в области воспитания и социализации. На первый план выходит проблема направленной социализации, цель которой минимизировать негативное воздействие среды (алкоголизм, курение) на социализацию подростков. В коммуникации с подростками важны инновационные социально-педагогические методики, которые выстраивают доверительные отношения между подростками и педагогом, превращают педагога в образец для подражания подростков.
Признаком инновационности являются активные методы обучения, нацеленные на выстраивание эффективной коммуникации между учителем и группой подростков. Среди таких техник свою эффективность в ходе социально-педагогического эксперимента показали методы диалога, выполнения творческих заданий, игровая деятельность, организация конкурсов.
Под технологией обучения понимается совокупность методов и средств обработки, представления и изменения информации. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы подобрать наиболее подходящее содержание, найти и задействовать оптимальные методы и средства обучения, которые бы соответствовали программе и образовательным задачам. Само понятие «педагогическая технология» имеет три различных аспекта: научный, процессуально-описательные, процессуальнодейственный. Педагогическая практика организации образовательного процесса в подростковых коллективах по обществознанию, кружковой работе показывает, что мотивация на изучение предметов во многом зависит от используемых учителем педагогических приемов. Для этого формируется особая развивающая среда, включающая инновационную организацию образовательного процесса с использованием диалога, игр, организацию внеурочной деятельности, системы дополнительного образования, участие в городских, всероссийских мероприятиях.
Диалог как метод обучения хорошо известен в истории педагогики еще с античных времен, философских школ Сократа, академии Платона, ликея Аристотеля. Диалог исходит из философской установки, что необходимые знания у человека уже есть, их необходимо только актуализировать, обобщить, «очистить» от лишней информации. Методики диалога стали развиваться в таких педагогических системах XX века, как валь- фсдорфская школа педагогики, педагогическая система Д. Карнеги, педагогическая традиция Эльконина-Давыдовой. Диалог позволяет не только актуализировать имеющиеся знания, но и способствует проявлению эрудиции, способности формулировать свою позицию и аргументировать ее. Потому диалог становится востребованным методом обучения в целях формирования и развития мотивации, заинтересованности учащегося в определенном предмете. Использование диалоговых методик позволяет устанавливать гармоничное социокультурное взаимодействие в группе, способствовать самореализации личности ребенка в дискуссиях, процессе аргументации собственной позиции. Участие в таких формах активности способствует самореализации личности, выработки таких важных качеств как эрудированность, активная позиция и социальная активность, уверенность в себе, осознанность профессионального выбора, мотивация работы в рамках определенной темы, проблемы.
Технология организации диалога как инновационные в силу вовлечение учащихся в процесс сотворчества с учителем, повышение заинтересованности учащихся в предмете, развитию таких социозначимых качеств, как социальная активность, инициатива, ответственность. Более того, диалоговые и игровые техники способны проявиться и развиваться одаренным детям, которые, в свою очередь своими достижениями обеспечивают социальный успех педагога. Социальная активность учащихся способствуют самореализации не только в учебной, но и в общественно полезной деятельности. Практика организации урока в режиме диалога показала эффективность выполнения задания в паре с последующим представлением результатов обсуждения. Данная практика позволяет подросткам не только самореализоваться, но и рассказать учителю о своей точке зрения, аргументах, социальной позиции. Для учителя эта возможность определить группу подростков, которые находятся в зоне риска.
В условиях организации работы с подростками перспективным является распределение обязанностей учащихся, закрепление за каждым участником определенного полезного вида деятельности, соответствующего интересам, умениям, склонностям учащегося. Выбор формы деятельности определяется самой личностью воспитанника, ее предпочтениями, а также имеющимися навыками. Одни дети обладают навыками работы с техникой, они берут на себя организацию фотографирования и видеосъемки наиболее важных событий в жизни класса или группы, другие компетентны в области работы с компьютерной техникой, они способны работать с информационным сопровождением, размещать оперативную информацию о наиболее заметных событиях (олимпиадах, конференциях), размещают в социальных сетях конспекты занятий, необходимые учебные материалы. В такой деятельности, поддерживаемой педагогом, учащиеся становятся не только сопричастными к организации работы, но и отрабатывают те навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни. Более того, отрабатываются важные навыки самостоятельности.
Повышению учебной мотивации способствует игровая деятельность. Игра традиционно с детского возраста воспринимается как позитивная деятельность. Система игротехник включает в себя разные по времени (5, 10, 15 минут) и по методическому содержанию игры. Выделяют игры- разминки (интеллектуальный ручеек, где дети придумывают вопросы по определенной теме, обмениваются ими самостоятельно или под контролем учителя), игры-квесты (техники, где индивидуально или командно ре- щаются задания на разных игровых площадках), интеллектуальные игры («Своя игра», «Сто к одному», «Брейн-ринг», где индивидуально или командно учащиеся запоминают цвета своих ячеек или же модератор задает вопрос, который провоцирует командное обсуждение и ограничивает время), деловые игры, где отрабатываются определенные учебные действия и навыки («семейный бюджет», «фондовый рынок», «предпринимательство», разработанные благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка РФ).
В зависимости от вида игры этапы ее разработки видоизменяются, однако в той или иной мере включают в себя следующие этапы:
- подготовительный (выбор формы игры, отбор заданий, корректировка правил игры, уточнение системы оценивания, подготовка перечня ситуативных вопросов);
- проведение игры (ситуативная корректировка организационного этапа, наблюдение за ходом выполнения заданий, ситуативное реагирование на ход игры);
- подведение итогов игры, самоанализ (что получилось? Почему в процессе игры пришлось корректировать подготовительный этап? Какие задачи не удалось реализовать и почему? Каким образом необходимо скорректировать модель игры?).
Реализация отмеченных этапов позволяет совершенствовать технологию организации интеллектуальных игр, постоянно искать новые методы и формы работы с учащимися, модернизировать правила и сценарии игр, корректировать их в зависимости от ситуации и психоэмоционального состояния обучающихся.
Использование игр-разминок, интеллектуальных индивидуальных и командных игр, игр-квестов показало повышение социальной активности учащихся (победы на олимпиадах, конкурсах), повышение заинтересованности в предмете, высокие показатели независимых диагностик. Отмеченные критерии оценки успешности свидетельствует об эффективности использования игровых техник, диалога, самоорганизации учащихся на уроках обществознания.


Список литературы
1. Волосков И.В. Социальная антропология / И.В. Волосков. - М.: Университет, 2009. - 180 с.
2. Волосков И.В. Основы организации работы с молодежью / И.В. Волосков. - Рига: Lambert Academical Publisching, 2016. - 180 c.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.