На главную Психологическое консультирование Теория и практика Диалог и проблемы консультирования в социальной работе
Диалог и проблемы консультирования в социальной работе
Психологическое консультирование - Теория и практика

Аннотация. Раздел посвящен различным целям и моделям социального консультирования. Автор рассматривает методологические и теоретические принципы практики социального консультирования, а также его этапы и проблемы в практике социальной работы, различные средства и исследования социальной сферы консультирования, эклектических и систематических результатов.

Ключевые слова:
социальное консультирование, стадии консультирования, социальная ситуация, клиент, консультант, теория консультирования

Arpentieva Mariyam Ravilievna, grand doctor (grand PhD) of psychological sciences, associate professor, senior researcher , of the Department of psychology of development and education, K.E. Tsiolkovskiy Kaluga state University, (Kaluga), mariam rav@mail.ru

DIALOG AND PROBLEMS OF COUNSELING
IN SOCIAL WORK
The article is devoted to various purposes and models of social counselling. The author consider the methodological and theoretical principles of the practice of social counselling, as well as its stages and problems in the practice of social work, various tools and research of social sphere consulting, eclectic and systematic results.
Keywords: social counselling, stages of counseling, social situation, client, consultant, theory of counseling.


Социальное консультирование как сфера деятельности эдолога, социального работника и/или психолога профессия является относительно новой областью практики. Эта сфера деятельности возникла в ответ на потребности людей, не имеющих серьезных психологических и клинических нарушений, но нуждающихся в информационной помощи по проблемам изменений жизни в современном социуме, ищущих и нуждающихся в социальной помощи. Консультирование как специальным образом организованный диалог есть профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения с целью сохранения или повышения качества его и окружающих его людей жизни. Консультирование в социальной работе может
быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим: в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Наиболее разработанным является психологическое консультирование (Арпентьева М.Р., 2015; Бьюдженталь Дж., 2005; Елизаров А.Н., 2005; Зайнышев И.Г., 2002; Золотарева Л. К., 2007; Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р., 2000, 2001; Кочюнас Р., 1999, 2002; Кузовкин В.В. , 2014; Манахов С.В., 2013; Мастерство психологического консультирования, 2002; Минигалиева М.Р., 2008а, 2008б; Мясников С.А., Масюк В.Г. и др. , 2012; George R. L., Cristiani T. S., 1990; Morsund J., 1985). Однако, нас в большей мере интересует социальное консультирование — это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. В социальном консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем достаточно широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы в общении с государственными структурами, активно изменяющимся законодательством в социальной сфере, проблемы и решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, социальное консультирование, как молодая область социальной практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета социального консультирования отражается в разнообразии определений. Так, опираясь на существующую практику, можно дать следующее определение: консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно социальной жизни, ее компонентов: профессиональной карьеры, брака и семьи, развития личности в разных возрастах и ее проблемы (девиации детского и подросткового возраста, девиантное поведение и стратегии жизни у взрослых и пожилых людей и т. д.), развитие и преодоление проблем личности и межличностных отношений. Можно предложить несколько более широкое определение консультирования: Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем активно участвует социум как в виде общества в целом, так и в виде других людей. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении социальных проблем и их проекций личностного и межличностного характера. Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать стратегию поведения и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению и способам омысления себя и мира, изменять ценности.
3. Консультирование способствует развитию личности и отношений человека, коррекции его социального и психологического статуса.
4. В консультировании акцентируется свобода и ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный индивид или группа способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют автономное и компетентное, осознанное поведение клиента (человека или группы).
5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, диалог, основанный на более или менее общепринятых постулатах помощи.
Таким образом, определения социального консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека и группы, общества в целом. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить
собственной жизнью и свойство изменяться в процессе поиска и реализации новой стратегии жизнедеятельности. Тем более важно признать, что любое давление или недостаток информации мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку цели зависят от потребностей общества и потребностей клиентов, обращающихся за социальной помощью, а также от теоретической ориентации самого консультанта. Вслед за Р. Кочюносом (Кочюнас Р., 2002) можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить
продуктивное принятие жизненно важных решений.
3. Развивать и корректировать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения в семье, на работе и других сферах жизни.
4. Облегчить реализацию и повышение социального потенциала личности и/или группы.
В консультировании часто необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. А также — к его максимальной информированности и заинтересованности в результатах изменений. Цели социального консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, более краткосрочные цели. Цели консультирования в рамках разных школ внешне иногда находятся в противоречии, однако, на самом деле, например, в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее
значение придается конкретным целям. Цели консультанта и клиента, в конечном счете, либо идентичны, либо соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные или групповые цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии.
Консультирование как «продажа советов» в России выступает скорее как направленное на эффективное и продуктивное преобразование трудной жизненной ситуации информирование, инициирующее в разной мере развернутые процессы ценностных, смысловых (понимание),
поведенческих трансформаций. Такого рода информирование касается ряда типичных ситуаций:
1) Информирование, осуществляемое по запросу клиента о конкретной проблеме или части социальной реальности, отражающее поиск клиентом направлений и мер преобразования трудной жизненной ситуации или ее фрагмента (на этапе ориентировки в проблеме);
2) ситуации информирования, носящие периодический характер, осуществляемые в рамках поддержки клиента, переживающего трудную жизненную ситуацию в модусе активного совладания с нею (на этапе совладания с проблемой);
3) ситуации консультирования, носящие характер долгосрочного взаимодействия, в том числе как ведущий компонент в программы длительного сопровождения клиентов на разных этапах коррекционно-развивающей работы, включая этапы ориентировки, совладания и разрешения проблемы;
4) ситуации консультирования о выходе, которые время от времени возникают в практике взаимодействия с клиентом: на этапе разрешения проблемы клиенту может понадобиться более или менее длительное консультирование относительно феноменологии выхода из трудной жизненной ситуации (кризиса) и из консультативного запроса как такового.
Во всех этих случаях консультирование в социальной работе не является классической «продажей советов»: клиент далеко не всегда оплачивает даваемые ему рекомендации и информацию о проблеме и вариантах ее рассмотрения и преобразования, и, кроме того, сами советы, как правило, не могут быть сформулированы в виде таковых, но лишь как рекомендации или «информация к размышлению» клиента. Рекомендации касаются управления вниманием (сознанием) клиента, делегируя ему ответственность за совладание с проблемами его жизни, а «информация к размышлению» расширяет осмысление ситуации, внося в кризисный жизненный мир субъекта новые измерения, и, таким образом, также является способом управления вниманием клиента. В обоих случаях клиент волен выбирать - осуществлять ли ему рекомендацию и учитывать ли ему «информацию для размышления», а также - отвечает за результаты осмысления и изменения жизненной ситуации.
«Оплата» рекомендаций или «информации к размышлению» предполагает не столько денежные формы отношений, закрепляемые контрактом и т.д., сколько то, что любая форма помощи оплачивается активной работой клиента по действительному изменению его жизни, приложением клиентом реальных усилий по изменению во внутриличностном и межличностном отношениях, и временных затрат. Кроме того, часть социальных услуг является оплачиваемой: в этом случае клиент может
оплачивать и консультирование. Оплачивание как таковое помогает клиенту войти в позицию получающего услугу и закрепить эффект преобразования по достижении результата социальной поддержки (консультирования).
Достижение и закрепление результата консультирования - одна из важнейших проблем теории и практики помогающего взаимодействия. Результат консультирования оценивается по двум параметрам: эффективность и
продуктивность. Эффективность связана с достижением максимально выраженного результата (изменения) за минимальное количество времени и с использованием минимального количества иных затрат. Продуктивность связана с достижением действительно конструктивных для клиента и его жизнедеятельности, социума в целом изменений: разрешением кризисной жизненной ситуации, позволяющем клиенту и обществу функционировать на более высоком чем до возникновения кризиса и в течении кризиса уровне.
Обычно этот уровень описывается как состояние, в котором клиент способен оказывать помощь не только самому себе, но и другим людям: в этом случае часто говорят о формировании групп самопомощи и взаимопомощи, частью деятельности которой является консультирование клиентов, проходящих сходные изменения в жизнедеятельности. Кроме того, это уровень, связанный со способностью избегать повторения проблем, послуживших источником кризиса, а также некоторых иных проблем, потенциально угрожающих нормальному развитию субъекта. Что касается эффективности, то она является внешним по отношению к ситуации консультирования показателем и может быть оценена по критериям, связанным как с обострением и углублением кризисной ситуации, так и с ее завершением. При этом такой параметр как отсроченные результаты консультирования более важны, если мы оцениваем его продуктивность. Наличие отсроченных результатов консультирования - еще один параметр продуктивности помощи: по нему с достаточной степенью уверенности можно оценить действительно ли изменения, произошедшие в процессе помощи, действительно ли усилия клиента и специалистов были значимыми.
Консультирование обладает весьма неочевидными эффектами продуктивности: то, что кажется существенным в процессе работы специалисту, может не восприниматься таковым клиентом и наоборот. Расхождения в оценке значимости помощи, однако, не препятствуют анализу изменений, особенно в их долговременной перспективе. Вместе с тем, оценка долговременных результатов консультирования сама по себе сталкивается с тем, что за время жизни клиента с ним происходит множество иных событий, прямо не связанных с консультированием, но способных оказывать не меньшее как минимум влияние. Поэтому исследование отсроченных результатов необходимо осуществлять, рассматривая консультирование как один из факторов жизненных изменений клиента. Важно также отметить, что, хотя консультирование не претендует на само изменение, предоставляя скорее информационно
психологическую поддержку жизнедеятельности клиента, оно все же нацелено именно на преобразование - и как можно более выраженное продуктивное преобразование - его жизни. Кроме того, это преобразование в формате идей социальной помощи должно быть продуктивным как для клиента, так и для всего окружающего его сообщества. Консультант в социальной работе выступает как двойной агент: помогая соотнести интересы клиента и общества с неким идеалом, заложенным 1) в представлениях того или иного сообщества (историко-культурной общности), 2) представлениях о жизни человека и сообщества, существующих в научных концепциях данного сообщества. Таким образом, консультант способен учесть интересы клиента и его модель продуктивных преобразований настолько, насколько это учитывает общество в данный историко-культурный период.
Этот факт приходится учитывать особенно в ситуации консультирования, поскольку оно - по своим внешним идеологическим основаниям - нацелено на помощь клиенту в разрешении трудной жизненной ситуации и улучшении качества его жизни в соответствии с представлениями и переживаниями самого клиента. Имплицитно и имманентно существующий конфликт интересов субъекта и окружающего его сообщества в ситуации консультирования предстает как поиск продуктивного компромисса средствами продуктивной конфронтации между этими интересами и стоящими за ними смысловыми позициями.
Информационно-психологическая поддержка клиента проясняет позиции участвующих в трудной жизненной ситуации сторон и помогает найти продуктивные контексты рассмотрения и примирения противоречий между индивидуальными и социальными интересами. Примирение и согласование помогают вносить новое как в практику консультирования, так и в практику взаимоотношений человека и общества, общественное развитие.
Интегративный, межпрофессиональный характер современного консультирования ставит перед социальным работником массу вопросов к его компетенциям и человеческим качествам. Общий список компетенций, относительно специалиста, занимающегося преимущественно консультированием, дополняется рядом важных моментов, касающихся: 1) ценностей общения с клиентом на минимальной психологической дистанции (уважение и свобода, искренность и персонифицированность взаимодействий, принятие и эмпатия); 2) ценностей общения с клиентом, переживающим мультикомпонентный и многоуровневый жизненный кризис (межпрофессиональное паритетное взаимодействие и поддержка-сопровождение клиента как субъекта жизнедеятельности, адресность как обращенность (индивидуализированность) и конкретность помощи); 3) ценностей общения с клиентом, способным помочь себе и другим людям, но, по тем или иным причинам, не реализующим эту способность (активизация и фасилитативность, подтверждение как поддержка решимости и веры клиента в свои силы, фасцинация); 4) ценностей общения с клиентом, привыкшим решать возникающие проблемы внешними по отношению к собственной личности и ресурсам средствами, не изменяя самого себя (делегирование ответственности, трансляция представления о необходимости значимых внутренних изменений, наряду с внешними).
Необходимость взаимосвязанных и взаимно поддерживающих друг друга внутренних и внешних изменений - залог продуктивности любой социальной поддержки: без этого единства говорить о действительно значимом изменении невозможно. Внутренние изменение обеспечивают стабильность и разворачивание все новых изменений снаружи. Внешние изменения помогают и подтверждают осуществление изменений внутри. Их гармоничное единство - цель консультативной помощи в социальной работе: как на этапе профилактики, так и на этапах совладания и завершающего осмысления происходящего с субъектом, переживающим трудную жизненную ситуацию.
Множество внутренних по отношению к субъекту результатов консультирования может быть классифицировано следующим образом:
1) изменения отношений субъекта к миру и проблемной ситуации в целом, изменения миропонимания и понимания ситуации;
2) изменения отношения субъекта к другим (конкретным) субъектам; изменения понимания значимых (в жизни в целом или в конкретной ситуации) других людей;
3) изменения отношения субъекта к самому себе, изменения самопонимания.
В свою очередь, три эти сферы изменений могут быть условно разделены на:
1) изменения, связанные с расширением и углублением понимания, отношений или, напротив, с «оплощением» и усечением понимания, а также изменения, связанные с более или менее выраженной перецентрацией отношения и понимания, включая переосмысление жизни и ее компонентов и оценены как более или менее радикальные и продуктивные);
3) изменения, носящие выраженный действенный характер, связанные с большим или меньшим преобразованием внутренней, интраличностной, или внешней, социальной жизни субъекта (и оценены как интра- и экстранаправленные),
4) изменения, имеющие более или менее отсроченные последствия, больший или меньший спектр и устойчивость этих последствий в целом (и оценены как системные, парциально-фрагментарные или локальные, а также стабильные или неустойчивые).
Идеал консультативной помощи, как кажется, связан с радикальным конструктивным (продуктивным) системным и стабильным интра- и экстранаправленным преобразованием понимания субъектов себя, других людей, проблемной ситуации и окружающего мира в целом: сопровождающимся перецентрацией понимания, его расширением и углублением. Эти параметры, однако, не обязательно должны характеризовать любое изменение, не любое консультативную помощь. Вместе с тем, они могут выступать как ее критерии: чем больше критериев этого списка выполнены, тем более в целом эффективной можно считать оказанную помощь и более значимым - связанное с нею изменение.
Продуктивное консультирование, как правило, направлено на расширение и углубление понимания, а также отношений с понимаемыми объектами, однако, в некоторых случаях наблюдается - как более или менее постоянный эффект - потеря субъектом объемного видения происходящего с ним и с другими людьми, существенное сужение категорий и аспектов осмысления понимаемого. Это может являться как результатом деструктивных тенденций в консультировании, в том числе травм и конфликтов в процессе общения с некорректным , непрофессиональным консультантом, так и необходимым эффектом, связанным с перецентрацией и фокусировкой: отсечением лишних, «зашумляющих» понимание аспектов. Особенно это заметно тогда, когда пришедший на консультацию клиент «накручивает себя», гиперболизируя угрозы, исходящие от личности или ситуации, сверхобобщает, воспринимает свои страдания как совершенно уникальные и исключительно глубокие, обширные, а также исследует, вслед за кем-то из своего окружения, то, что не имеет к нему и его состоянию никакого отношения (Бондаренко А.Ф., 1997; Братченко С.Л., 2001; Браун Д., Педдер Дж., 1998; Ванденфельс Б.,1994; Василюк Ф.Е., 2007; Елизаров А.Н. 2005; Калина Н.Ф., 1997; Конрашенко В.Т., Донской Д.И., 1993; Копьев А.Ф., 2005; Мастеров Б.М., 1998; Минделл Э., 1997; Минигалиева М.Р., 2002; Роджерс К.-Р., 1997; Флемминг Ф., 1997; Флоренская Т.А., 1991; Ялом И., 2000 и др.).
Изменения, носящие выраженный действенный характер, обычно являются очевидной задачей консультанта, однако, с одной стороны, спешка в достижении «действенности» консультирования опасна. Существенные интраличностные и межличностные изменения, в том числе их проявление в поведении и общении человека, являются подчас результатом длительной и развернутой смысловой переработки проблемной ситуации в диалоге консультанта и клиента и клиента с его окружением. Такого рода диалоги могут осуществляться и в процессе, и по окончании консультирования.
С другой стороны, отсутствие поведенческих изменений и изменений в общении клиента с окружающими людьми обычно свидетельствует об отсутствии серьезных изменений внутри него, его понимания себя и мира. Изменения, которые происходят в понимании клиента имеют более или менее отсроченные последствия, а также больший или меньший спектр и устойчивость. Говорить о том, что локальные и парциальные изменения менее значимы, чем те, которые можно отнести к системным, неправомерно. Каждый клиент в своем поиске новых смыслов жизнедеятельности двигается в собственном ритме и по собственной дороге: консультант-фасилитатор помогает ему, но не форсирует изменений. Неустойчивые изменения могут обозначать моменты переходов, в том числе к более значимым и более устойчивым трансформациям внешней и внутренней жизни клиента. Тем более, если речь идет о «негативных» парциальных краткосрочных изменениях, смысл которых может быть понят лишь в общем контексте завершенного процесса ценностно-смысловой
трансформации личности, связанной с тем или иным изменением ее жизнедеятельности.
Оценка эффективности помощи по списку выделенных критериев, в связи с описанными выше аспектами неоднозначности в понимании происходящего в консультировании и в рассмотрении его результатов, не является, таким образом, абсолютной. В любом случае, она представляет собой в каждом отдельном случае конкретную практическую задачу, решаемую специалистами по ходу консультирования, а также в процессе мониторинга общих проблем и результатов консультирования, осуществленного на данной территории относительно находящихся на ней субъектов.
Территориальность как принцип психологического консультирования, помимо того, означает учет культурноисторических особенностей проживающей на территории социальной общности или общностей. Территориальность также предполагает нахождение на территории проживания общности более или менее фиксированной по составу группы специалистов, работающих в направлении оказания
помощи отдельным субъектам и развития практики самопомощи субъектов на территории данной общности (группы самопомощи или «ближних помощников»). В настоящее время консультативная практика в социальной работе еще только начинает шаги в этом направлении: будучи общей, технология консультирования предполагает довольно высокий уровень профессиональной компетентности, приобретаемый в ходе
специализированного многоступенчатого образования и самообразования, включая звено высшей школы, ФПК, супервизорской подготовки и самоконсультирования (самопсихотерапии). Поэтому добровольческая
консультативная помощь, даже в рамках волонтеров телефона доверия, в России еще не нашла своего воплощения: культура психологического, педагогического и т. д. консультирования в обществе находится на стадии становления, институт социальной работы, внедряя инновационные и активные формы работы, не везде функционирует достаточно активно. В целом активность общественных институтов и самих общин в целом низка.
Волонтерское и межпрофессиональное консультирование, однако, являются одними из наиболее важных аспектов развития этой технологии. С ними связано ее более широкое внедрение в общество и повышение общей культуры общества по отношению к тому, какие формы профилактики, проработки и преодоления, выхода из кризисной (трудной) жизненной ситуации являются наиболее продуктивными.
Групповые и организационные формы консультирования работы также продуктивны, поскольку активизируют потенциал само- и взаимопомощи в общине. Опытный клиент, прошедший процесс консультирования и вышедший из него с новым осознанием себя и своих жизненных ресурсов, становится консультантом для менее опытных. Индоктринация, пережитая опытным клиентом, опыт практической работы, даже при условии
непрофессионализма, групповые эффекты, отражающие процессы интеграции жизненного опыта, опыт профилактики, совладаний, выхода из кризиса, дают возможность помогать другим людям, предоставляя «нетипичный», необычный опыт (понимание) и отношение в противовес обычному, не позволяющему человеку в рамках типичной повседневности найти продуктивное решение стоящих перед ним задач.
Таким образом, консультирование как технология социальной работы обладает широкими возможностями помощи клиентам, а также потенциалом развития я разных областях социальной поддержки населения. Она обладает непосредственными и отсроченными по времени и эффектами, преобразующими внутреннюю и внешнюю жизнь клиента: его отношение к себе и миру, другим людям, а также изменение ее деятельности и жизнедеятельности. В консультировании важную роль играет профессионализм консультанта, а также процессы индоктринации клиента, благодаря которым клиент научается помогать себе и окружающим людям. Развитие волонтерского движения и движения «ближних помощников» составляет важную часть процессов внедрения практики консультирования в жизнь российского общества, всегда тяготевшего к различным формам обыденной психотерапевтической помощи. Этот момент составляет один из важных ресурсов развития консультирования в России - как более или менее институционализированной практики.
Теория консультирования помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя компетентно при столкновении с хаотичным, дезорганизованным полем проблем или
неструктурированным внутренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники. Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе социальной консультативной практики. Теория помогает
консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Кроме того, каждый консультант на основе практики создает свою собственную теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально
гуманистическую, социальную и т. д.). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы социального консультирования. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человеческой жизни, общества и отношений в нем. От этого далее — зависит характер ответов на принципиальные вопросы: « Что есть человек и общество? Какие врожденные тенденции им свойственны? Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется обществом? Существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться в данном обществе?»
Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности и группы, детерминацию поведения, генезис нарушений, перспективу нормального развития и коррекции. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков в практике социальной работы. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное, включающее достижения разных подходов, консультирование предполагает опору на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике.
Можно сказать, что создание эклектического подхода в социальном консультировании стремится к систематизации и является итогом всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области социального консультирования, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них. Однако, консультирование — становящаяся область социальной работы, поэтому ни одна из теоретических ориентаций или школ социального консультирования не отражает всех возможных ситуаций взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому самая общая модель структуры консультативного процесса является не столько системной, сколько эклектической. Эта модель охватывает ряд тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты социального консультирования любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает доверия в отношениях с ним: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить искренность, эмпатию и принимающую заботу, не прибегая к избыточному оцениванию и манипулированию. Важно поощрять клиента к углубленному и многостороннему рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его переживания и поведение.
2. Многомерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как поведенческие, так и эмоциональные, и когнитивные их аспекты до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут более или менее сходного понимания в конкретных и принятых обоими субъектами понятиях. Определение проблем позволяет локализовать их причины, указывает способы их разрешения.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии обычно выясняются и обсуждаются возможные альтернативы решения социальных проблем и ситуаций. Консультант обычно побуждает клиента исследовать в беседе с ним возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы интерпретации и преобразования ситуации, не навязывая своих решений. Важно найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно и в будущем.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы являются реалистичными с точки зрения социальной ситуации, предыдущего опыта и настоящей готовности клиента и его окружения измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы и что существуют социальные условия, которые в данный момент изменить невозможно. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность и эффективность выбранного решения.
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить план поведения и конкретную деятельность с учетом обстоятельств, времени, затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что при частичной неудаче следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью и корректируя свое понимание реальности и себя, свое поведение и понимание социума и его законов.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и степень преобразования проблемной ситуации, обобщает результаты изменений или вмешательства в ситуацию. В случае необходимости организуется уточнение плана решения. Выделение этих стадий достаточно условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими: важны не столько схемы и правила
консультирования, сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта и готовность клиента меняться.


Важно помнить следующие моменты:
1. Не бывает одинаковых клиентов и ситуаций консультирования, социальные проблемы только извне могут казаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих общностей и жизней, поэтому и сами проблемы в действительности являются уникальными.
2. В процессе социального консультирования клиент, его жизнь и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в социальном консультировании нет статичных ситуаций.
3. Понимание собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. Еще важнее — согласованность видений и точек зрения на ситуацию у клиента, консультанта и общности.
4. В процессе консультирования чувство безопасности и компетентности клиента важнее, чем требования и удовлетворенность консультанта: неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на состояние клиента и особенности ситуации его жизни.
5. Стремясь помочь клиенту, консультант может активизировать все свои профессиональные и личностные возможности, однако в конкретном взаимодействии он не должен забывать, что может и не должен отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования имеют свои спады и подъемы: изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.
7. Компетентный консультант стремится осознавать уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики, поддерживая профессиональные и социальные стандарты правового и этического уровней.
8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы как различные теоретические подходы, так и их совокупности.
9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие или общественные дилеммы, которые в принципе почти неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность или ограничения ситуации и смириться с ней, а также — показать двойственность «плохого» и «хорошего» в каждой из ситуаций, раскрыть ее потенциал для клиента.
10. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.


Литература
Арпентьева М.Р. Консультирование в социальной работе: аспекты и проблемы развития // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. - №1. - С.108-118. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - К.: Укртехпресс, 1997. - 125с.
Братченко С Л Экзистенциальная психология глубинного общения - М.: Смысл, 2001. - 197с.
Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. М.: НФ "Класс", 1998. 224с. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2005. -304с.
Ванденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "Чужом". // Логос. - 1994. № 6. - С.77-97.
Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С.27-41 и 2007. - № 4. - С.37-41.
Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи. - СПб.: «Ось — 89», 2005. - 400с.
Золотарева Л. К. Социальное консультирование. — Хабаровск, ДВАГС, 2007. - 196 с.
Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Основы
психологической самопомощи социального работника. -М.: Изд-во МГСУ, «Союз», 2001. -182 с.
Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в ЦСО. -М: Союз, МГСУ, 2000. - 147с.
Калина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика и психотерапия. - М.: Рефл-букф, Ваклер, 1997. - 270с. Конрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Минск: Навука i тэхшка, 1993. - 478с.
Копьев А.Ф. О прототипах психотерапевтического опыта // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. - 2005. №2. - C. 146-158.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999, 2002. -240с.
Кузовкин В.В. Психотехника личностного роста. -М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 264 с.
Манахов С.В. Психопрофилактика наркозлоупотребления несовершеннолетних в реабилитационном центре интернатного типа. -М.: ИИУ МГОУ, 2013. - 152 с.
Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М.:ИЦ СиД РАО, 1998. - 24с. Мастерство психологического консультирования / Под редакцией А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Питер, 2002. -240с.
Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. - М.: НФ "Класс", 1997. - 160с.
Минигалиева М.Р. Практическая подготовка
психосоциального работника. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008а. -508с.
Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008б. - 609с. Минигалиева М.Р. Супервизия как процесс взаимопонимания. - Калуга: КГПУ, 2002. -200с.
Мясников С.А., Масюк В.Г. и др. Теоретические основы безопасности человека. - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 118 с. Роджерс К.-Р. Клиентоцентрированная терапия. - М.: Ваклер, REFL-book, 1997. - 320с.
Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
Флемминг Ф. Преобразующие диалоги. - Киев: Ника-Центр, 1997. - 384с.
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М.: ИП АН СССР, 1991. - 244 с.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.:НФ "Класс", 2000. - 576с.
George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, Englewood Cliffs. - N. J.: Prentice-Hall, 1990. - 368 p.
Morsund J. The Process of Counseling and Therapy. - Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1985. - 425 р.
Тащёва Анна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на- Дону), annaivta@mail.ru
Гриднева Светлана Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на- Дону), gridneva-sveta@mail.ru
Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.