На главную Психологическое консультирование Теория и практика Чувства клиента в психологическом консультировании
Чувства клиента в психологическом консультировании
Психологическое консультирование - Теория и практика

Н. И. Олифирович

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (Минск).


Одним из важнейших маркеров того, что происходит с клиентом в сессии, насколько происходящее важно для него, готов ли он с этим работать, являются его чувства. Чувства занимают центральное место в психической жизни и межличностных отношениях любого человека. В зависимости от теоретической ориентации консультант может обсуждать, игнорировать, прояснять, усиливать чувства клиента. Однако чувства - это то, что реально есть у клиента, и важно понимать, как работать с чувствами клиента в консультативном процессе. Самый простой случай (хотя в консультировании не бывает простых случаев) - это понимание клиентом своих чувств. Например, клиент говорит: "Я злюсь на свою маму и не могу ей об этом сказать. Что мне делать?". В этой ситуации мы будем уточнять, как давно клиент злится, по каким причинам, в каких ситуациях, как складывается взаимодействие клиента с мамой и т. д. Но часто бывает так, что консультация «стопорится» из-за неосознаваемых клиентом чувств.


Первый этап работы с чувством - диагностический. Важно выявить, прояснить, какое именно чувство испытывает клиент. Для этого психолог задает вопросы: Что ты сейчас чувствуешь? Что сейчас с тобой происходит? Ты злишься (обижаешься, радуешься, чувствуешь себя виноватым)? Открытые вопросы являются более конструктивными, т. к. дают клиенту возможность обратиться к своему внутреннему миру и попытаться понять, что с ним происходит. Закрытые вопросы могут содержать ошибочные предположения со стороны психолога. Например, клиент чувствует не злость, а вину, но боится спорить с психологом. Закрытые вопросы используются чаще всего в работе с алекситимиками (людьми, которые испытывают трудности при вербализации своих чувств). Клиенты нередко не могут дифференцировать и «почувствовать» свои чувства. Тогда психолог может сказать клиенту о том, что он видит со стороны, а затем проинтерпретировать этот факт, например: Я заметил, что ты сжимаешь кулаки и отодвигаешься от меня. Мне кажется, ты злишься. Я прав? У тебя появились слезы на глазах, когда ты рассказывала о своем друге. Тебе жаль его?


Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко второму этапу - выявлению объекта: того, кому адресовано это чувство. Клиент злится на кого-то, обижается на кого-то, завидует кому-то. Чаще всего объект - это человек. Психолог может выявить, к кому именно клиент испытывает данное чувство, при помощи следующих вопросов: На кого ты обижаешься (злишься)? К кому в своей жизни ты испытываешь сходные чувства? Как ты думаешь, в отношении кого ты испытываешь (нежность, грусть, вину и др.)? Иногда клиент знает, к кому направлены его чувства, но не может разобраться, какие именно. Так бывает в случаях с амбивалентными чувствами. Например, клиент испытывает одновременно любовь к матери и злится на нее. Тогда необходимо исследовать оба полюса. Пока клиент не осознает и не выразит свою злость, он не сможет почувствовать, насколько сильно он любит.


На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Иногда для клиента бывает важным эмоциональное отреагирование в отношении данного человека (людей). Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента: Что хотел бы получить от...? Для чего тебе злиться на ...? Что тебе нужно от...? Для чего в твоей жизни этот человек?


Этот процесс позволяет выявить истинные потребности клиента. Например, клиентка злится на свою подругу, а потребность, которая выявляется в ходе работы, - это потребность в признании со стороны подруги. Пока эта потребность остается не проясненной, психолог и клиент могут сколь угодно долго работать над проблемой. Клиент может отреагировать и выражать чувства, пересаживаться на разные стулья, но при этом, фигурально выражаясь, не сдвигаться с места. И только после того, как прояснены все элементы триады «чувство-объект-потребность», можно искать другие, альтернативные способы взаимодействия клиента с этим человеком, либо другие способы удовлетворения потребностей. Например: Ты можешь сказать ей о том, что ты хочешь от нее получить? Как ты думаешь, не лучше ли будет напрямую рассказать о своих чувствах?


Вопросы о чувствах - самые непростые в консультировании. Клиент может не осознавать свои чувства, бояться их (страх - тоже чувство, но оно «наслаивается» поверх первого), стыдиться говорить о них. Некоторые чувства являются социально не одобряемыми, некоторые - очень болезненными. Прояснение чувств клиента, помощь в их осознании и иногда присвоении (если клиент проецирует собственные чувства вовне) - задача практически каждого сеанса. Поэтому кратко обозначим чувства, с которыми консультант может встретиться в ходе консультирования. Это весь спектр: злость, ярость, тревога (которая является подавлением какого-то важного чувства), обида, вина, стыд, унижение, нежность, любовь, недоверие, надежда. Чувства могут маркировать сопротивление, реакции переноса, изменения, происходящие в сессии.
Для психолога-консультанта важно уметь не игнорировать чувства клиента, какими бы они не были, потому что чувства и есть единственная правда о том, что происходит здесь-и-сейчас с клиентом.

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.