На главную Психологическое консультирование Теория и практика Консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
Консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
Психологическое консультирование - Теория и практика

План:
1. Основные правила консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
2. Сопровождение и консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Консультирование семей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Цель изучения темы: изучить основные правила консультирования и сопровождения детей с ОВЗ и их семей, ознакомится с особенностями консультирования семей воспитывающих детей с ОВЗ.

 

Методические рекомендации к изучению темы


Содержание темы излагается на лекциях. План к теме данного пособия идентичен плану лекционного занятия, посвященного указанной теме, а также полностью соответствует плану семинарского занятия, посвященного закреплению усвоенных знаний по теме.
Самостоятельное освоение тематического материала целесообразно начать с изучения теоретических материалов по теме, содержащихся в учебном пособии. Закрепление темы производится на семинарском занятии, подготовиться к которому поможет поиск студентом ответов на контрольные вопросы к теме, а также выполнение заданий к семинару. Для более глубокого освоения темы студентами, рассчитывающими в будущем на построение успешной карьеры, рекомендуется ознакомление с литературой для самостоятельного изучения в конце темы. Основная литература к теме представляет собой наиболее признанные работы по изучаемой теме, одновременно являющиеся относительно легкодоступными для
ознакомления с помощью научных библиотек и сети Интернет. При невозможности получить доступ к указанным работам студент может использовать альтернативные источники, указанные в списке дополнительной литературы к теме.


1. Основные правила консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Опыт практической деятельности в вопросах психологического консультирования родителей и педагогов, занимающихся воспитанием и обучением детей-инвалидов и детей с ОВЗ показывает, что работа имеет особенности, которые необходимо учитывать. Остановимся на этом более подробно. Родители учащегося, имеющего инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья и учителя, которые его обучают приходят на консультацию к педагогу-психологу, к школьному психологу с определенными переживаниями:
- усталости, которая вызвана необходимостью быть постоянно и интенсивно включенным в организацию всей деятельности ребенка;
- тревоги за текущее состояние и перспективы ребенка и внешнюю оценку собственных действий;
- недовольства и обиды в адрес социальных институтов и людей, которые имеют другую позицию или создают дополнительные сложности;
- вины за реальное или вымышленное несовершенство собственных действий;
- неуверенности или нехватки знаний о том, как организовать воспитание, обучение и развитие ребенка.


Основные задачи консультаций:
1) выявить и выдержать переживания взрослых;
2) помочь родителю/педагогу занять эффективную позицию по отношению к ребенку;
3) предложить реалистичные, профессионально обоснованные рекомендации;
4) повысить эффективность коррекционной программы для детей с ОВЗ, внести в нее необходимые правки.


Выяснить в ходе консультативной беседы:
1. медицинский диагноз и ограничения по здоровью ребенка с ОВЗ;
2. выяснить его психологический статус;
3. выяснить основное содержание жалоб, ключевые трудности, с которыми сталкивается ребенок с ОВЗ.


Медицинский диагноз и ограничения по здоровью ребенка с ОВЗ. Если диагноз не понятен или неясно, какие особенности развития ребенка проистекают из болезни, обсудите это с семьей ребенка. Просмотрите рекомендации от специалистов (врачей, логопеда, психиатра, дефектолога).


Чтобы определить психологический статус ребенка с ОВЗ, нужно выяснить:
- особенности познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, речи) - опирайтесь на мнение клиентов и специалистов;
- темповые характеристики - успевает справляться с делом в темпе ровесников, есть заметная возбудимость или, наоборот, тормозимость;
- эмоциональный статус - какое настроение преобладает, стойкие или быстро сменяющие друг друга эмоции, как проявляются интенсивные эмоции;
- характер адаптации к регулярному обучению - как привыкает к образовательному учреждению, есть нарушения поведения, как реагирует на нагрузку;
- семейные стрессоры - какова атмосфера в семье, как участвуют взрослые в воспитании ребенка, конфликтная семья, полная, каковы отношения ребенка с сиблингами и другими родственниками, придерживаются ли родственники единых взглядов на воспитание;
- отношения с ровесниками - как возникают, чем и как поддерживаются, какими эмоциями сопровождаются, как ребенок реагирует на трудности в отношениях;
- степень зрелости - стремится к самостоятельности, есть собственные мотивы и планы, каким видит свое будущее.


Важно: ознакомиться с медицинскими документами и документами из предыдущей образовательной организации, если таковые имеются. Ограничить содержание обратной связи родителю/педагогу - выразить понимание, поддержку в адрес его переживаний и подтвердить их право на существование.


В задачи консультанта при работе с семьей ребенка с ОВЗ так же входит:
1) определить, в какой степени взрослый осознает факт наличия заболевания и ограничений здоровья ребенка, насколько способен к конструктивным действиям;
2) выстроить дальнейшую работу с учетом видения родителем картины развития ребенка.


В своем отношении к болезни ребенка взрослый может находится на разных стадиях: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.


При сопровождении и консультировании ребенка с ОВЗ в интеллектуальной сфере нужно придерживаться принципов:
1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
2. Каждый ребенок является уникальной личностью.
3. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.
4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.
5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.


В процессе проведения консультативной работы необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка: право на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей человека, воспитание уважения к правам человека в свободном обществе, в частности, к праву ребенка на сохранение своей индивидуальности. Включать в консультативные сессии всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу. При оценке динамики продвижения ребенка сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
Консультант должен стремиться к безоценочному принятию ребенка с ОВЗ, пониманию его ситуации. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала. При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающуюся коррекционную программу усиливать ее психологическим консультированием для каждого ребенка с ОВЗ совместно с родителями.
Стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы. Учить ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности.
При разработке специальной методики дошкольного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходимо опираться на общие закономерности возрастного развития как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению; создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности. Осуществлять коммуникативную направленность обучения. Строго индивидуализировать обучение. Всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.
Относиться к родителям как партнерам при организации различных форм лечебно-коррекционного процесса. В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности - предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития:


Разрабатывать различные методики с учетом возраста и особенностей развития и структуры дефекта.
1. Соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития.
2. Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям.
3. Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную семейную среду для ребенка.
4. Создать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
5. Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детскородительской семейных подсистемах.
6. Соблюдать принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции с привлечением специалистов разного профиля.
7. Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях специалистов с родителями и детьми, являющимися партнерами в коррекционном процессе.
8. Соблюдать принцип учета интересов в работе с семьей, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве.


Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка с ОВЗ и затем отслеживают динамику его развития.
С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи. Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.
Важны индивидуальные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей.
Для обучения родителей налаживанию сотрудничества с детьми, специалистами и другими людьми проводят занятия с двумя детьми и их мамами (подгрупповые занятия).


2. Сопровождение и консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья


Задача консультанта повысить эффективность обучения ребенка- инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его особого развития. Эмоции способствуют тому, что учебный материал, ситуация, задание, приобретают для ребенка собственный смысл, становятся пережитыми и оставшимися в памяти, а не формально изученными.
Если ребенок по-разному контактировал с учебным материалом, ощущал его свойства, переживал эмоции в связи с ним и запомнил их, можно переходить к мыслительным заданиям.
Основная задача консультирования и обучения-научить ребенка пользоваться своими интеллектуальными ресурсами. Возможности обучения определяются через зону ближайшего развития -это то, что ребенок не может сделать сам, он может в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество означает и совместность (ребенок-взрослый), и деятельность (ребенок трудится, он активен).
Важное значение при консультативной работе с дошкольниками имеет игровая психотерапия. В играх подбираются специальные ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры ребенок обучается адекватному взаимоотношению с окружающими. Метод игровой психотерапии в лечении детей с шизофренией, аутизмом разработан А.С. Спиваковской, В.В. Лебединским, О.С. Олихейко и др.
На первом этапе консультативной и психотерапевтической работы педагог наблюдает за ребенком в различных игровых ситуациях. На втором этапе ребенок активно вовлекается в целенаправленную игровую деятельность. Важен дифференцированный подбор сюжетов для игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содержание игр должно всегда соответствовать уровню умственного развития ребенка. Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, а также особые приемы психотерапевтической и консультационной работы при прослушивании сказок, рисовании и т.п. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него.
В процессе игры консультант обучает ребенка адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. На первом этапе игровой терапии консультант наблюдает за ребенком в различных игровых ситуациях. На последующих этапах ребенок активно вовлекается в целенаправленную игровую деятельность.
Консультант подбирает специальные игры и пособия, направленные на развитие адаптации к окружающему миру, развивающие предметно-практическую деятельность, речь, познавательные процессы.
Содержание игры должно всегда соответствовать уровню умственного развития ребенка. Консультант помогает родителям в разработке специальных игр, выполняющих развивающую и коррекционную функции. При этом не следует недооценивать роль матери. Помните, что лучшим психотерапевтом для ребенка является мать.
Основную цель арт-терапевтической работы можно определить, как коррекцию отклонений в эмоционально-личностном развитии на основе создания оптимальных психологических условий для стимуляции развития индивидуального творческого потенциала личности средствами искусства.
Арт-терапевтическая работа с ребенком, имеющим ОВЗ, может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимодействии психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка, а также когда задачи такой работы ставятся с учетом понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. Арт-терапевтическая работа с детьми с ОВЗ опирается на принципы психологической коррекции и непосредственно арт- терапевтические принципы.


Четыре принципа арт-терапевтического воздействия
(по А. И. Копытину):


1. Принцип использования разнообразных материалов.
Данный принцип означает, что в арт-терапевтической работе следует использовать «разнообразные изобразительные материалы и средства визуальной, пластической экспрессии» с целью самовыражения с их помощью.


2. Принцип создания условий.
Работа с изобразительными материалами и различными «средствами визуальной, пластической экспрессии» должна быть организована в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии/ателье, специально приспособленного для занятий), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному самовыражению.


3. Принцип посредничества.
Работа с «изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии» должна проводиться в присутствии специалиста, обладающего достаточными навыками изобразительной деятельности и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» автора со своей изобразительной продукцией.


4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической работе.
Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование специалистом определенных приемов, помогающих осознать отраженное в изобразительной продукции содержание внутреннего мира.


3. Консультирование семей детей с ограниченными возможностями здоровья


Основной особенностью консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является необходимость их подготовки к продуктивному сотрудничеству со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения коррекционно-образовательного процесса.


В качестве ведущего метода консультирования членов семей выступает беседа, в ходе которой передается необходимая информация. При организации такой беседы необходимо соблюдать последовательность этапов:
1) подготовительный, на котором устанавливается доверительные отношения между психологом и клиентом;
2) основной, на котором передается необходимая информация;
3) заключительный, в ходе которого совместно разрабатывается программа деятельности родителей, психолога, педагогов.
Чтобы процедура была эффективной, необходимо соблюдение определенных правил, которые относятся как к этическим, так и содержательным аспектам консультирования: отношение к родителям
должно быть корректным, уважительным, направленным на создание атмосферы взаимопонимания, информация для консультирования должна быть тщательно отобрана.
Следует избегать информации, непонятной для родителей, и информации, которая может завести их в заблуждение, при передаче информации нужно избегать негативной оценки деятельности других специалистов.


Соблюдение этих правил позволяет специалисту избегать типичных ошибок консультирования родителей, в том числе:
1) использования негативных оценок ребенка;
2) преувеличения возможностей и способностей ребенка, излишне оптимистичного прогноза его развития;
3) попыток предпринимать какие-либо действия, кроме изложения информации.


Консультирование может быть, как самостоятельным видом деятельности специального психолога, так и этапом, предваряющим коррекционную работу. В ходе консультирования на основе анализа поведения родителей можно подобрать участников будущих коррекционных групп.
Многообразие проблем семейной жизни соответствует многообразию теорий разного уровня, в пространстве которых оказывается возможным найти объяснительную модель практически для любого «единичного, особенного и специфического случая», составляющего объект
консультирования. Теории дополняют и развивают друг друга, обогащая арсенал диагностических методов работы с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ и способов психологического воздействия. В работе с семьей важная роль отводится интегративному подходу к семейному консультированию.


Критериями дифференциации психотерапевтических и консультативных подходов к работе с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ являются:
1) «единица» анализа семейного функционирования и проблем семьи. В этом случае семья рассматривается как совокупность взаимодействующих личностей, определенным образом сочетающихся друг с другом. Жизнедеятельность семьи есть результат простой суммации действий всех ее членов. Семья рассматривается как полноценный субъект жизнедеятельности и развития;
2) учет истории развития семьи, временной ретроспективы и перспективы. Соответственно, можно выделить два основных подхода: генетико-исторический и фиксация на актуальном состоянии семьи без учета ее истории;
3) направленность на установление причин возникновения проблем и трудностей жизнедеятельности семьи, ее дисфункции.
Опираясь на различные подходы во взглядах на причины и пути преодоления проблем в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ можно выделить общие цели семейной психотерапии и консультирования:
1) повышение пластичности ролевой структуры семьи - гибкости распределения ролей, взаимозаменяемости;
2) установление открытой и ясной коммуникации;
3) разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;
4) создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.


Одной из наиболее острых проблем является проблема оценки эффективности консультирования, а потому на первый план выступает вопрос о критериях такой оценки и организации соответствующих ее процедур. Не менее важной, но составляющей перспективу дальнейших теоретических и прикладных разработок семейного консультирования признается проблема определения значения факторов и переменных, влияющих на эффективность консультирования; решение ее позволит прогнозировать эффективность консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ и придать ему более управляемый, планомерный характер.
Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента. Однако оценка эта может меняться в зависимости от того, кто из членов семьи ее, семью, оценивает, так как его позиция в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Поскольку каждый из членов проблемной семьи достаточно часто преследует интересы, противоречащие интересам остальных членов семьи, что, собственно говоря, и делает семью проблемной, то оценка итогов консультирования различными членами семьи часто может быть диаметрально противоположной.
Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консультанту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семьей, и при работе с индивидуальным клиентом.
Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы - это психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы. Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи.
Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения нормативных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне разрешения реальных трудностей и проблем семьи и, в-третьих, на уровне оптимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком.
Определив цели и задачи работы с семьей, воспитывающей детей с ОВЗ необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации психотерапевтического и коррекционно-педагогического процесса сотрудничества специалистов с родителями.
Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить.
Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.
При разработке индивидуальной коррекционной программы родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребенка. Родители - самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе - к социально-полезной трудовой деятельности. Родители и специалисты в процессе воспитания ребенка с ОВЗ ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка.
Известно, что в процессе развития ребенка функциональные системы влияют друг на друга. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое развитие ребенка тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Поэтому развитие сенсомоторных функций в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной
деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания.
При воспитании ребенка родителям необходимо учитывать особенности его поведения в кризисные периоды, задачи родителей в коррекционном процессе зависят от возраста ребенка.
Помощь в воспитании и обучении родители получают у специалистов, работающих с ребенком. Кроме того, они могут обратиться в
консультативные группы, которые организуются при специализированных детских садах, реабилитационных центрах. Основными задачами таких групп являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей, оказание психотерапевтической помощи. Основная форма организации - индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.


Контрольные вопросы к теме.
1. Какие основные причины обращения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к психологу-консультанту?
2. Какие задачи психолога-консультанта при консультировании детей с ОВЗ и их семей?
3. Какое значение имеют игровая терапия и арт-терапия при работе с детьми с ОВЗ?
4. Перечислите особенности при консультировании семей, воспитывающих детей с ОВЗ?
5. Каковы критерии оценивания эффективности консультационного процесса при консультировании детей с ОВЗ и их семей?


Задания к лабораторному занятию по теме:
1. Используя учебное пособие, рекомендуемую литературу по теме и информационные ресурсы в сети Интернет, подготовьтесь к обсуждению теоретических вопросов согласно плану к теме.
2. Найдите в сети Интернет описание и ознакомьтесь с игрой Гюнтера Хорна «Лепешка». При каких проблемах показано применение данной игры в контексте семейного консультирования?
3. Что такое метафорические ассоциативные карты?
4. Какие виды метафорических ассоциативных карт существуют?
5. Как можно применять в практике психологического консультирования метафорические ассоциативные карты Ирины Орды «Исцеление внутреннего ребенка»?
6. Обоснуйте, возможно ли применение метафорических
ассоциативных карт «Cope» в практике психолога, консультирующего семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Что такое психологические игры? Составьте картотеку психологических игр для детей с ОВЗ.


Основная литература по теме:
1. Конева О.Б. Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / О.Б. Конева. - Челябинск : Издательский центр ЧИППКРО, 2018. - 100 с.


Дополнительная литература по теме:
1. Кеттлер Дж. Психотерапевтическое консультирование [Текст] / Дж. Кеттлер, Р. Браун. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.
2. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2012. - 220 с.

Источник: Чубова И.И. Спецпрактикум по психологическому консультированию Ч81 детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей : учебное пособие / И.И. Чубова; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». - Луганск : Книта, 2021. - 220 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.