План: 1. Тревоги и опасения начинающих специалистов. 2. Трудности с решениями в профессиональной этике. 3. Супервизия в практике консультанта и профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Цель изучения темы: ознакомить с тревогами и опасениями консультантов. Снять представление уникальности о собственных тревогах у начинающих специалистов, обозначить пути получения профессиональной помощи и поддержки при начале собственной практики.
Методические рекомендации к изучению темы
План к теме данного пособия идентичен плану лабораторного занятия, посвященного указанной теме. Самостоятельное освоение тематического материала целесообразно начать с изучения теоретических материалов по теме 13, содержащихся в учебном пособии. Закрепление темы производится на лабораторном занятии, подготовиться к которому поможет поиск студентом ответов на контрольные вопросы к теме, а также выполнение заданий к семинару. Для более глубокого освоения темы студентами, рассчитывающими в будущем на построение успешной карьеры, рекомендуется ознакомление с литературой для самостоятельного изучения в конце темы. Основная литература к теме представляет собой наиболее признанные работы по изучаемой теме, одновременно являющиеся относительно легкодоступными для ознакомления с помощью научных библиотек и сети Интернет. При невозможности получить доступ к указанным работам студент может использовать альтернативные источники, указанные в списке дополнительной литературы к теме.
1. Тревоги и опасения начинающих специалистов
Начинающие специалисты часто испытывают тревогу и опасения по поводу своей новой идентичности. Некоторые могут даже отказаться от консультирования, испытывая высокую тревогу и ответственность перед деятельностью. У каждого специалиста имеются свои личностные особенности, такие как психическая структура, адаптационные механизмы, умение справляться со стрессом. Для специалистов помогающих профессий является необходимым условие обучения управлению стрессом. К стрессорам начинающего консультанта можно отнести формирование профессиональной идентичности, решение вопросов, связанных с повышением собственной квалификации, финансовая сторона этого процесса, временные рамки в условиях начала практики. В практике специалисту могут мешать не решенные собственные внутриличностные проблемы, например, низкая самооценка, отсутствие ощущения доверия людям, страх смерти, конфликты с родителями и собственными детьми могут сказываться на состоянии консультанта. Существует выражение, что хороший консультант должен быть сыт и счастлив в браке, конечно же, это скорее идеальная формула, а как мы знаем жизнь сложнее и состоит из множества нюансов и оттенков.
Можно выделить целый ряд личностных проблем и особенностей жизненной истории, которые могут влиять на качество работы консультанта. 1. Консультант вырос в семье алкоголиков. 2. Консультант в детстве был объектом сексуального насилия. 3. В детстве консультант пережил разрыв отношений, развод родителей и др. семейные проблемы. 4. Проживание консультантом жизненного кризиса. 5. Консультант имеет зависимость. 6. Консультант испытывает дефицит самоуважения и уверенности в себе. 7. Переживает кризис развития, связанный с культурой, расой или полом. 8. У консультанта есть вопросы зависимости / независимости в отношениях со значимыми другими.
Помочь начинающему специалисту может другой более опытный психолог-консультант или психотерапевт, который владеет технологиями помощи и может оказывать психологическую помощь и поддержку начинающему консультанту, который оказывается в позиции клиента. В случае необходимости проводится коррекция невротических расстройств и напряжений. Специалисты помогающих профессий имеют чаще всего сами проблемы, с которыми обращаются в психологические службы. Очень часто это состояния депрессии, вопросы брака или развода, проблемы в отношениях, проблемы, связанные с самооценкой и уверенностью в себе, тревожность, а также проблемы, связанные с родителями и семьей. Развитие жизнестойкости имеет огромное значение для специальных психологов. Вольфганг Шмидбауэр еще в 70-е годы прошлого века описал особенности личности с «синдромом помощника». К данному типу личности он относил педагогов, врачей, психологов, спасателей. Он отмечал, что человек не случайно выбирает помогающую профессию. Зависимость ребенка от преподавателя позволяет личности с «синдромом помощника» стабилизировать свою самооценку и чувство собственной значимости и компенсировать заложенную в детстве дефицитарность самооценки. Хью Иди отмечал, что люди помогающих профессий испытывают глубинное чувство вины, у них высокий уровень самокритики, подавляется агрессия, интропунитивная (самонаказующая) враждебность и отвержение себя, симптомы стресса. В стрессовой ситуации личность опирается на внешние и внутренние ресурсы. К внешним ресурсам относится заработная плата, возможность регулировать рабочую нагрузку, система поощрения работников образования. К внутренним ресурсам относится жизнестойкость. В структуре личности устойчивость к стрессу определяется автономной регуляцией самоценности, переживанием объектной устойчивости, гибким контролем над импульсами, толерантностью к фрустрации, конфликтам и аффективной дифференциацией. Для специальных психологов важнейшей задачей является поддержание самоценности и формирование жизнестойкости. Развитие жизнестойкости, происходит через поддержание собственного непрерывного процесса рефлексии, заботе о себе, умению устанавливать границы в отношениях, сохранять и оберегать свои ресурсы. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую сами затоплены чувством вины, самокритикой, агрессией, враждебностью и обидой на всех и эти чувства будут приносить на консультации и через бессознательные механизмы контейнировать специальному психологу. Клиенты могут в процессе работы пробудить много тревог в специалисте в связи с тем, что нет результата, на который клиент рассчитывал или если клиент начинает высказывать суицидальные мысли и фантазии, то это генерирует высокую тревогу у специалиста. Справиться с данной проблемой психологам помогает кодекс профессиональной этики и практика супервизии.
2. Трудности с решениями в профессиональной этике
Этику можно определить, как моральные принципы, принимаемые индивидом или группой, чтобы обеспечить правила поведения. Существуют профессиональные этические кодексы, в которых отмечены основные этические правила и рамки работы с клиентами. Основные цели профессиональных кодексов - это обеспечение прав и благополучия клиентов, обеспечение контроля над работниками помогающих профессий. Кодекс помогает регулировать поведение всех коллег сообщества. Не соблюдение кодекса может привести к санкциям в отношении нарушителей кодекса, вплоть до запрета на осуществление практики.
Рассмотрим основные положения этических кодексов.
1. Конфиденциальность, информированное согласие и приватность.
Конфиденциальность означает то, что психолог не разглашает информацию о своих клиентах. Перед началом сотрудничества родители или опекуны детей с ОВЗ должны дать согласие на психолого-диагностическое изучение ребенка и на проведение коррекционно-развивающих мероприятий. Если консультанту необходимо получить помощь коллег, то клиент подписывает информированное согласие о том, что о его случае консультант будет спрашивать совета и поддержки более опытного коллеги - супервизора. Информированное согласие - это способ предоставить клиенту активную роль в консультировании и защитить права клиента, познакомив с информацией о консультативном процессе.
2. Этика консультирования содержит также важнейшее требование к профессиональным отношениям, которое заключается в том, что консультант не имеет права пользоваться возможностями, ресурсами, социальными связями своих клиентов.
Если до начала работы и консультирования между консультантом и клиентом уже были отношения, то такие отношения называются двойными или множественными и многие этические кодексы, например, психодинамических направлений, категорически запрещают работать с клиентом, с которым есть множественные отношения. 3. Все этические кодексы основных помогающих профессий предполагают, что специалисты должны быть осведомлены об особенностях различных культурных групп и принимать их во внимание, чтобы при работе с клиентами быть компетентным и уважительным к особенностям другой культуры.
3. Супервизия в практике консультанта
Специалисты помогающих профессий или профессиональные помощники - это люди, подвергающиеся высоким психоэмоциональным нагрузкам, поэтому им важно получить инструмент самопомощи и профилактики профессионального выгорания. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - это хроническое стрессовое состояние, при котором человек теряет способность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и испытывает психоэмоциональное истощение и депрессию.
Эмоциональное выгорание - это динамический процесс, возникающий постепенно.
В.В. Бойко выделяет три фазы развития эмоционального выгорания. 1. Нервное (тревожное) напряжение. Зачастую его вызывает необходимость взаимодействовать с контингентом, испытывающим стресс, травматические переживания. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, родители, которые узнают о диагнозе ребенка, зачастую испытывают глубоко травматичные переживания и смещение агрессии может осуществляться в адрес психолога, педагога, сопровождающего ребенка с ОВЗ. 2. Резистенция. Человек пытается ограничить себя от неприятных контактов и впечатлений. 3. Истощение. Если психологических ресурсов личности не хватило, то наступает эмоциональное истощение - выгорание.
Специалистам помогающих профессий - врачам, психологам, педагогам необходимо поддерживать свое профессиональное долголетие и в практике были получены технологии, позволяющие осуществлять профилактику профессионального (эмоционального) выгорания. Венгерский врач М. Балинт разработал технологию, которая теперь применяется под названием «Балинтовские группы». Данная технология позволяет специалистам помогающих профессий повысить степень осознанности и снизить свою эмоциональную напряженность в работе с «трудными» пациентами. Супервизия - это также технология, позволяющая проводить профилактику стресса и эмоционального перенапряжения. Особенно важно для начинающих специалистов получать супервизии у более опытных коллег. На супервизии можно задать уточняющие вопросы по развитию ребенка, прояснить стратегию консультативной работы, а также разобраться с собственными интенсивными чувствами, которые может вызывать клиент и консультативный случай. Контрольные вопросы к теме. 1. Подумайте о самых главных стрессах на данном этапе Вашей жизни. Какие стратегии Вы используете для управления стрессом? 2. Какие препятствия могут помешать Вам обратиться за помощью к психологу? 3. Какие риски нарушения профессиональной этики при использовании электронных средств коммуникации? 4. Дайте определение понятиям этика и супервизия. 5. Какие риски нарушения профессиональной этики при использовании социальных сетей?
Задания к лабораторном занятию по теме: 1. Используя учебное пособие, рекомендуемую литературу по теме и информационные ресурсы в сети Интернет, подготовьтесь к обсуждению теоретических вопросов согласно плану к теме.
2. В течение недели ведите дневник для рефлексии. В дневнике можно отвечать на вопросы: - Какой самый важный опыт я получил на этой неделе? - Как можно использовать то, что я усвоил из этого опыта для своего профессионального развития?
3. Подберите альтернативные утверждения к следующим утверждениям: 1) если в моей жизни есть проблемы или неразрешенные вопросы, то я не могу быть эффективным консультантом; 2) если моим клиентам не становится лучше, то это моя вина и я плохой специалист; 3) если мой клиент уходит после первичной консультации, значит я плохой специалист; 4) я как консультант должен знать все и иметь ответ на любой вопрос клиента.
4. Задача. Клиент консультанта подросток 14 лет с сохранным интеллектом и нарушениями зрения. Подросток обратился самостоятельно и на консультациях рассказывает консультанту, что его физически наказывают родители. Какие должны быть действия психолога в работе с этим подростком? Сформулируйте ответ, учитывая и аргументируя к правилам этического кодекса.
5. Изучите пункт этического кодекса «Конфиденциальность». И решите в соответствии с кодексом задачу. Пункт этического кодекса «Конфиденциальность». Соблюдение принципа конфиденциальности является принципиально обязательным для всех членов организации, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
4.1. Члены организации обязаны уважительно относиться к информации, которую они получили от клиентов, пациентов в процессе работы в качестве психотерапевтов, супервизоров, преподавателей, а также от коллег и членов профессиональных сообществ; 4.2. Члены организации должны сообщить своим клиентам, пациентам о границах конфиденциальности, в том числе при использовании технических средств связи; 4.3. Информация, полученная в процессе работы, а также оценочная информация, касающаяся детей, студентов, подчиненных (сотрудников организаций) и других лиц, должна обсуждаться только в профессиональных целях и только с людьми, которые имеют отношение к данной ситуации. Письменные или устные сообщения могут содержать только данные, которые необходимы для оценки или выдачи заключения, рекомендаций, направлений; 4.4. Необходимо принимать должные меры для сохранения конфиденциальности при хранении и передаче третьим лицам информации, полученной от клиентов, пациентов; 4.5. При работе с несовершеннолетними или другими людьми, которые неспособны самостоятельно дать добровольное информированное согласие, необходимо его получить у законного представителя.
Задача. Подросток с ограниченными возможностями здоровья (легкой степенью умственной отсталости) рассказывает психологу-консультанту о том, что его отец наказывает за плохое поведение тем, что не дает ему вкусную еду, а дает только хлеб и воду. Подросток просит психолога никому не говорить, что это так, а то его отец будет бить. Как в данной ситуации строить стратегию работы, учитывая этику и кодекс консультанта?
Основная литература по теме: 1. Кормьер Ш. Стратегии и интервенции психологического консультирования [Текст] / Ш. Кормьер, Г. Хакни. - М. : ООО Наумов и Наумова, 2016. - 347 с. Дополнительная литература по теме: 1. Кашапов М.М. Консультационная работа психолога [Текст] / М.М. Кашапов. - М. : Юрайт, 2016. - 197 с. 2. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии [Текст] / С.А. Кулаков. - СПб. : Вита, 2004. - 126 с. 3. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Л. : Медицина, 1990. - 192 с.
Источник: Чубова И.И. Спецпрактикум по психологическому консультированию Ч81 детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей : учебное пособие / И.И. Чубова; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». - Луганск : Книта, 2021. - 220 с. |