На главную Психологическое консультирование Теория и практика Принципы консультативной работы. Консультативный дискурс
Принципы консультативной работы. Консультативный дискурс
Психологическое консультирование - Теория и практика

4.1. Попробуйте в приведенных репликах отделить советы, даваемые друзьями и близкими, от необходимых профессиональных откликов консультанта на высказывание собеседника. Поясните, почему тривиальный совет может дать любой взрослый человек, но работу с проблемой может осуществить только профессиональный консультант.
Высказывание: «У мужа появилась другая женщина. Не знаю, как давно все это началось и как долго продолжалось, но теперь он ушел, бесповоротно ушел. Он абсолютно всем пренебрег - и тем, что мы столько лет вместе жили душа в душу, и что у нас дети, которых надо содержать и воспитывать, и что мы от него зависим, и что все радости и трудности раньше делили на двоих! Если бы кто-то сейчас подсказал, как его вернуть, я бы, наверное, все сделала».


Ответные реплики: «А ты действительно хочешь его вернуть, несмотря ни на что?», «Не слушай ничьих советов, приведи детей к нему под дверь - пусть она его с довеском полюбит!», «Раз он так поступил, значит ты это заслужила!», «Не надо принимать никаких поспешных решений, возьми паузу, все хорошенько обдумай...», «А зачем он тебе нужен после того, что случилось?», «Ну, допустим, ты его вернешь, но разве все останется по-старому?», «А ты ему назло тоже закрути роман!», «Надо сходить к этой его бабе, плюнуть в глаза ее бесстыжие!», «Сходи к его начальству, пусть его пристыдят», «Надо поговорить с ним, как он думает вас с детьми обеспечивать», «А ты его детьми заставь вернуться», «Забудь, прошедшего не вернуть, учись жить без него», «Ушел и ушел, потом опомнится, локти себе кусать будет, да поздно уже.», «Что, у тебя совсем гордости нет - вернуть хочешь?», «А может, это еще и не окончательно? Погуляет и назад попросится?», «Может, это и к лучшему, что он ушел?», «А вы разговаривали с ним, когда он уходил?», «Поначалу все хотят, чтобы все стало как было, а потом почувствуют воздух свободы - и прощай, старая жизнь!», «Вот я тебе сейчас расскажу, как одна моя знакомая отвоевывала мужа у любовницы...», «А попробуй просто ничего не делать, правильное решение само придет.», «А что, если он сам придет назад, ты его примешь?».


4.2. По приведенным высказываниям определите, на построение какого взаимодействия с консультантом рассчитывает клиент.
1. «Полгода назад у меня умер муж, и все сразу пошло под откос - и работа, и друзья стали не нужны. Научите меня, как жить дальше, как выжить в этом горе».
2. «Сын совершенно от рук отбился. Я плачу по ночам от бессилия. А ему на все наплевать. Мне даже кажется, что он все мне назло делает. Что же делать?»
3. «Она у нас поздний ребенок, мы все готовы для нее сделать. Ну скажите, разве это не правильно?»
4. «Мой бойфренд постоянно меня ревнует, следит за мной, читает мои эсэмэски, доходит просто до патологии. Скажите, ревность как-то можно вылечить?»
5. «Я очень одинока, даже в своей семье. Близкие меня любят, наверное, по-своему, но совершенно не понимают. И я их перестаю понимать».
6. «В этом году сын заканчивает школу, определите, какие у него есть способности, чтобы мы правильно выбрали вуз».
7. «Я считала, что в трудную минуту могу на него рассчитывать, а он меня предал. Значит, я ему только в радости нужна, а как со мной беда - он в сторону.»
8. «У моего сына не ладятся отношения в классе. Он неплохой мальчик, и книжки читает, и в секцию по авиамоделированию ходит, и на айкидо записался, но вот как-то друзья возле него не держатся, он все время один, вне их компаний. Как ему помочь?»
9. «Мы были такая образцовая пара, всем нам завидовали, прожили вместе пятнадцать лет. И вот в один день все рухнуло, он встретил другую. И как будто не было этих лет, в один день стал мне чужим».
10. «Моей дочери шестнадцать лет, она заканчивает школу. И вот она мне сообщает, что беременна от своего парня и переезжает к нему... А как же мы с отцом? А школа? А институт?»
11. «Пацаны постоянно пристают в школе, а я не могу им ответить. Надо мной даже девчонки смеются».
12. «Я по-глупому поссорилась со своим парнем, и он мне уже несколько дней не звонит. А я теперь злюсь на саму себя за то, что я ему тогда наговорила. Что делать, не знаю. Помогите!»


4.3. По тому, как клиент ведет себя в консультативном взаимодействии, консультант может судить о стиле и стереотипах его общения с другими людьми и учитывать это в построении гипотез о причинах его проблем. Проанализируйте приведенный текст и составьте общее представление о клиенте.
«Элену Гарсия Джек обычно называл “доктор Гарсия”, поскольку она была его психиатром. Он, конечно, не спал с ней; за все пять лет их знакомства Джек ни разу даже не воображал ее своей любовницей, однако ни за кого в жизни он не держался так крепко, как за нее. <.> Джек часто звонил ей в слезах, иногда посреди ночи. <.> Доктор Гарсия считала, что Джек слишком много плачет и слишком громко орет.
- Особенно недопустимо плакать, мужчине это просто неприлично, - сказала она. - Тебе, Джек, надо над этим поработать.
Чтобы облегчить ему работу, доктор Гарсия предложила такой прием - рассказывать все, что произошло, строго в хронологическом порядке.
- Начинай с той чудовищной поездки по Европе с матерью. Только помни - не рассказывай мне то, что ты знаешь о ней сейчас; говори только о том, что ты запомнил о ней тогда, в четыре года. Первым делом попробуй понять, какие у тебя первые воспоминания, - возможно, ты только воображаешь себе, что это твои первые воспоминания, но для нас сейчас это не важно. И не забегай вперед - разрешаю тебе это только в качестве исключения. Не нужно превращать обыкновенные события в предвестники будущего.
Он начал рассказ с Копенгагена; доктору Гарсия приходилось постоянно перебивать Джека:
- Попробуй избавиться от привычки все время давать комментарии к событиям, про которые рассказываешь. Это отступления, они не нужны. Я знаю, ты не писатель, но попробуй все- таки сосредоточиться на сюжете <...>
...сама идея пересказать свою жизнь - подробно, членораздельно, в хронологическом порядке - это же такой ужас, ведь это займет много лет! Доктор Гарсия хорошо это понимала; у нее времени вдоволь, сказала она. Она бросила лишь беглый взгляд на Джека и сразу поняла, что дело плохо, очень плохо; поэтому для начала ей нужно отучить его плакать и кричать.
- Джек, в данный момент я сказала бы так: кажется, ты не способен рассказать мне историю своей жизни так, чтобы ее слышала только я, а не весь квартал, - укоряла его она. - Поверь, история сама по себе достаточно мрачная, и мне не хватит сил ее выслушать, если ты не успокоишься» (Ирвинг Д. Покуда я тебя не обрету. - М.: Иностранка, 2008. - С. 659-663).


4.4. Прокомментируйте значимость принципа причинности для консультирования. Сформулируйте по несколько возможных причин для каждой из перечисленных ситуаций. Поясните, от каких факторов зависит точное определение причины происходящего с клиентом.
1. Ранее послушный дошкольник перестает подчиняться родительским требованиям, становится капризным, неуправляемым, плаксивым, требует повышенного внимания к себе.
2. Подросток становится замкнутым, часто запирается в своей комнате, стесняется появляться с родителями на улице, грубит и противоречит им.
3. Третьекурсник начинает пропускать занятия в университете, заваливает сессию.
4. Молодые супруги, не прожившие в браке и года, принимают решение о разводе.
5. Служащий средних лет начинает подолгу задерживаться на работе, часто уезжает в длительные командировки, много времени проводит с друзьями, на корпоративные мероприятия перестает приглашать супругу.
6. Женщина за сорок одевается в молодежную одежду, использует яркую косметику, осваивает молодежный жаргон и стиль поведения, посещает дискотеки и клубы.
7. Старшеклассник становится замкнутым, игнорирует вопросы родителей, запирается в своей комнате, постоянно носит одежду с длинными рукавами и пребывает в плохом настроении. У него появляются новые знакомые, которые изредка приходят к нему, но он старается побыстрее их выпроводить.
8. Подросток забрасывает учебу, подолгу сидит в социальных сетях. Если родитель интересуется тем, что он там читает, он закрывает на экране контент и не поддерживает беседу, добиваясь, чтобы тот ушел.


4.5. Охарактеризуйте приведенные ситуации, дайте научное объяснение описанным в них феноменам. Как совладать с такими переживаниями?
1. Консультант А. после обсуждения с клиентом Б. его переживаний в связи со смертью супруги чувствовала себя неспокойно: появились необъяснимая тяжесть на душе и печальные мысли. Ей ничего не хотелось делать, ни с кем общаться. Все валилось из рук, ей хотелось плакать, и она ничем не могла вывести себя из состояния дисфории. Близкие с их мелкими повседневными заботами сегодня удивительно раздражали ее. Пропал аппетит. Ранее подавляемая тревога за жизнь престарелых родителей вспыхнула вдруг с новой силой, и, не выдержав напряжения, А. поздним вечером позвонила матери, так и не сумев толком объяснить той, зачем звонит. Ночью ее мучали тяжелые сновидения.
2. Консультант В. старалась помочь клиентке Г. в ситуации перманентного развода с мужем. Обсуждаемые проблемы были ей близки, поскольку сходную ситуацию она сама пережила несколько лет назад. Проблемы клиентки так поглотили В., что даже после ее ухода она не смогла от них отвлечься и, работая с другими клиентами, ловила себя на том, что постоянно возвращается мыслями к отношениям Г. с мужем. Даже после работы она не смогла забыть о предстоящей через два дня встрече с Г., мысленно прокручивая в голове обстоятельства, которые надо будет обсудить. Всю ночь В. не могла заснуть, ворочаясь и разрабатывая стратегии помощи Г.
3. Когда в кабинет консультанта Д. вошел клиент Е., она сразу вспомнила строки из пушкинского «Евгения Онегина»: «Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала и в мыслях молвила: вот он!» Обсуждая с Е. его отношения с подчиненными, она все время ловила себя на мысли, что он кажется ей умным, благородным, лишенным каких бы то ни было недостатков и не нуждающимся ни в каких ее советах, поскольку все его действия, суждения и поступки казались ей исключительно разумными и правильными и... психологичными. Несмотря на то что все обсуждаемые вопросы Е. счел после консультации вполне разъясненными, Д. все-таки нашла повод порекомендовать ему прийти на консультацию еще раз, записала для Е. не только рабочий, но и свой домашний телефон. Она с нетерпением стала ждать следующей встречи, загадав, что если он придет, то это будет означать, что она ему понравилась.


4.6. Определите, какие из приведенных ситуаций содержат ошибки в организации консультативного дискурса, и прокомментируйте их. Как нужно было бы разговаривать с клиентом правильно?
1. Консультант А. (36 лет) встречает на приеме клиента Б. (40 лет): «Здравствуйте, давайте знакомиться, как мне вас называть?» - «Борис Витальевич». - «Очень приятно, а меня вы можете называть Аня».
2. Консультант В. завершает работу с клиентом Г.: «А теперь давайте посмотрим, чего же вы смогли достичь сегодня в работе на консультации. Итак, вы с моей помощью стали лучше разбираться в своих отношениях с женой.»
3. Клиент Д. обращается к консультанту Е.: «Скажите, а может быть, есть какие-то другие пути? Я не знаю, смогу ли я это сделать. Возможно.» - «Никаких “возможно”! У нас есть четкая система действий, и ее надо реализовать во что бы то ни стало!»
4. Консультант Ж.: «Ну вот, теперь я вам все окончательно объяснила. Думаю, что я говорила доступно и вы все поняли. Я готова выслушать ваши вопросы, хотя, мне кажется, все должно быть ясно и так. Я считаю, что пора поставить наконец все точки над “i”, я знаю, так для вас будет лучше».
5. Консультант 3. и клиент И. прощаются после нескольких недель совместной работы: «Мы с вами неплохо поработали и сейчас куда лучше понимаем, что происходило в вашей жизни, чем в начале наших встреч. Давайте вместе подведем итоги. Итак, мы с вами обсуждали ваши взаимоотношения с младшей дочерью...»
6. Консультант К. при обсуждении с клиентом Л. его отношений с начальником говорит: «А зачем вам с ним считаться? Да и вообще с кем бы то ни было! Надо думать о себе и решать свои проблемы! Он же с вами не считается, не думает о ваших чувствах! Так бейте его его же оружием - безразличием, грубостью, наглостью!»
7. Консультант М. (43 года) обращается к клиентке Н. (15 лет), у которой в последнее время не складываются отношения с матерью: «Ну, разве ты сама не понимаешь, что надо всегда и во всем полагаться на материнские советы, делать, как мать велит? Мать ведь тебе плохого не пожелает. Она любит тебя, хочет, чтобы ты была счастлива, старается уберечь от опрометчивых поступков. Она - твой главный друг, и ее надо уважать. Она родила тебя на свет, жизнь дала, и ты ей должна быть за это благодарна. Твой дочерний долг - выслушивать ее и следовать ее советам. Помнишь высказывание “почитай отца и мать своих”? Вот это прямо для тебя».


4.7. Потренируйтесь моделировать основные характеристики личности, опираясь на литературные описания.
1. «Полицейские наблюдательны поневоле. <...> ...неподвижно-аккуратные стопки стерилизованной посуды, вилки, в идеальном порядке развешанные на штативе для сушки. Поглядывая на отполированные полки с книгами, расставленными корешок к корешку, на коврики и полотенца, жесткие от чрезмерной стирки, Мэй не находил и следа непослушной девчонки, которую он так любил» (Фаулер К. Комната воды. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - С. 86-87).
2. «Адамберг... еще плохо знал всех сотрудников, которых назначили к нему в отдел, и с трудом вспоминал их имена. Члены команды быстро заметили это и каждый раз во время разговора называли себя. Может, посмеиваясь над ним, а может, искренне желая помочь.
- Лейтенант Ноэль, - назвался мужчина.
Квадратная голова, бледная кожа, светлый ежик волос, уши торчат, Ноэль. Усталый, высокомерный, возможно, жестокий - Ноэль. Уши, жестокость - Ноэль. <.>
- Бригадир Фавр, - представился говоривший.
Адамберг направился к своему кабинету, стараясь запомнить лицо бригадира. Толстые щеки, крупный нос, густые брови, идиотский вид - Фавр. Нос, брови, женщины - Фавр.
<.> он нашел в ящике список своих двадцати семи подчиненных и постарался, читая список вполголоса, запомнить их имена. Потом записал на полях: “уши, жестокость, Ноэль”, “нос, брови, женщины, Фавр” <.> “худой, рыжий, фотограф”. Бартено» (Варгас Ф. Уйди скорей и не спеши обратно. - М.: Иностранка, 2005. - С. 45-47, 49, 69).
3. «У Вика шесть деловых костюмов, и он их меняет каждый день. Он всегда считал, что пяти вполне достаточно, но вынужден был купить шестой после подпущенной Реймондом шпильки: “Если на тебе шерстяной серый, значит, сегодня вторник”. На сей раз очередь темно-синего в полоску, Вик выбирает галстук с диагональными красными, синими и серыми полосами. Всовывает ноги в начищенные до блеска полуботинки. Слишком сильно дергает за потертый шнурок, и тот рвется» (ЛоджД. Хорошая работа. - М.: Независимая газета, 2004. - С. 24).
4. «Вик выбирает кассету и вставляет ее в стереосистему с четырьмя колонками. Голос Керли Саймон заполняет салон. Музыкальные пристрастия Вика отнюдь не широки, зато глубоки. Он предпочитает женские голоса, медленные ритмы и сочные аранжировки напевных мелодий в стиле джаз-соул. Керли Саймон, Дасти Спрингфилд, Роберта Флэк, Диона Уорвик, Дайана Росс, Рэнди Кроуфорд, а с недавних пор - Сейд и Дженифер Раш. Искусные модуляции этих сладких или хрипловатых голосов, стонущих или шепчущих о женской любви, ее радостях и разочарованиях, успокаивают нервы и поселяют приятную истому в ногах и руках Вика. Ему и в голову не могло прийти включить эти записи дома, на музыкальном центре, - дети засмеют. Это сугубо интимное удовольствие, этакая музыкальная мастурбация, непременный атрибут его дороги на работу» (Лодж Д. Хорошая работа. - М.: Независимая газета, 2004. - С. 27-28).
5. Она пережила своих детей,
супруга, двух любовников, трех кошек, войну, пятнадцать лет очередей, комплект белья в веселенький горошек, которому, казалось, сносу нет (трофейное, еще из Бранденбурга), аппендицит - и пляшущий ланцет в руках у в стельку пьяного хирурга (а может, и не пьяного - как знать.
А шрам... ей-богу, шрам - такая малость), железную в амурчиках кровать - она в квартире в Киеве осталась, когда пришлось уехать в Астану, - на ней в последний день зачали Мишку.
До ужаса холодную весну, барак, бронхит у младшего сынишки, нелепой смерти призрачную пасть (но бог отвел, заняв счастливый случай), любовь, надежду, чувственную страсть, святое материнское и сучье, развод, потом попытку повторить - удачную. почти. свекровь-мегеру, и, если уж о боге говорить, - неверие и истовую веру, а после - равнодушное «никак» бензиновым пятном по мутной луже, когда в душе и в комнате бардак, и новый день не лучше и не хуже того, что был - вчера? позавчера?.. Пережила. Смогла. Перетерпела. Крест-накрест пеленают вечера изрядно поизношенное тело, в котором лица копятся на дне - любимые, знакомые, чужие, настойчиво маня ее вовне, за грань, к нездешним долам и вершинам, грозя обрушить хрупкое жилье.
Она чуть свет уходит прочь из дома - на рынок, в магазин «Чулки - белье», к метро, на площадь возле гастронома - и там стоит подолгу, просто так.
Ей мелочь иногда к ногам бросают, разок хотели натравить собак...
А прошлое глядит ее глазами на яркое безумное «сейчас», пытаясь ощутить, проникнуть, слиться, поймать рисунок жестов или фраз, да без толку. Останкинская спица надежно глушит радиоэфир.
Иди себе, не всматриваясь, мимо: статистом в маске, вытертой до дыр, участником безликой пантомимы, но только не. Почувствовал укол?
Еще не поздно - отвернись, не надо!..
Ее рука поднимется легко - прикрыться от назойливого взгляда, но ты уже срываешься во тьму, в бесчисленные сонмища людские, собой пополнить местную тюрьму - безводную и мертвую пустыню.
Рванешься, будто пленник из оков, почуявший в металле призрак фальши, прибавишь шаг, еще - и был таков, подальше от... неважно, но подальше.
Но часть тебя останется во мгле,
дрожа от жути, холода и смрада,
на небывалой выжженной земле
среди таких же проходивших рядом
(С. Ширанкова. Баллада о проходящих мимо).


4.8. Воспользовавшись приведенным отрывком, определите возможные варианты значений и смыслов для слова «несчастье», помимо использованных героем, пережившим развод, и его консультантом. Какой, по-вашему, должна быть работа консультанта по трансформации клиентских смыслов и значений?
«- В начале нашей встречи вы говорили, что отлично себя чувствуете. Верно?
- Да.
- А как вы себя чувствуете на самом деле?
- Очень несчастным.
- Продолжайте.
- Что вы подразумеваете под этим “продолжайте”? Слово “несчастный” имеет в английском языке вполне конкретное значение. Это человек на пределе - больной, тоскующий, лишенный всякой надежды. Как можно это проанализировать? Я чувствую себя дерьмово! - Голос мой сорвался на крик. - Вам хочется анализировать дерьмо?!
Я сбавил тон, спохватившись, что плачу сидящей напротив женщине именно за то, что она меня слушает. <...>
- Я имею в виду, - голос мой стал тише, - что несчастье - это притупление чувств. Поэтому я мало что способен описать. Будь я счастлив, осуществись мои желания, мне, наверное, по силам был бы долгий разговор. Я мог бы что-то описать словами. Но мое несчастье - как грязная лужа, мелкая, темная, в ней нет абсолютно ничего.
- Попытайтесь взглянуть на вещи шире. Попробуйте напрячь воображение: что могло бы сделать вас счастливым? Какой в идеале вы хотели бы видеть свою жизнь? Можете ответить?
- Нет ничего легче. Я хочу сидеть и работать в комнате на верхнем этаже, дожидаясь прихода детей из школы. Потом хочу смотреть вместе с ними телевизор и слышать, как они хохочут. И приготовить обед для жены, которая вернется домой около половины седьмого. Позже, когда дети уже лягут, хочу пропустить с женой по стаканчику и поговорить о том, как прошел день...
- Это прошлое, да? - сказала она спокойно.
- Конечно, прошлое. Вы спросили, чего я хочу. Я хочу, чтобы на дворе стоял семьдесят восьмой год.
- Но вы ведь сами все бросили. Разве не так?
- Не могу вспомнить, что к этому привело. Просто в один прекрасный день мы решили разойтись. Потом настало время, когда мне пришлось уехать. <...> Расставание оказалось ужасным. Я проснулся, зная, что сегодня покину дом. Ощущение было такое, будто меня на заре поставили к стенке. Были слезы, но никаких взаимных обвинений. Только тоска.
- Вы говорите, вас как будто поставили к стенке. Вы почувствовали, что умерли.
Я долго молчал, погрузившись в себя, в ту пустоту, где не было ни слов, ни чувств, только бездорожье - странный ландшафт, которого я, путешественник, никогда прежде не видел и среди которого теперь затерялся» (Теру П. Моя другая жизнь. - М.: Иностранка, Б.С.Г. -Пресс, 2002. - С. 537-539).


4.9. Прочитайте приведенные тексты и выскажите предположение: может ли психолог по кругу чтения своего клиента сориентироваться в особенностях его личности и подстроиться под них?
1. «На следующей полке стояли книги, купленные или одолженные в разное время самим Джеймсом: Кафка, Мелвилл, Камю, Беккет и Шекспир. Сказать по правде, Джеймс осилил не все. Многие книги он так и не смог дочитать, раздраженный или утомленный нерешительностью главного героя, отсутствием смысла, очевидным безумием автора или растянутостью повествования. С точки зрения Джеймса, все герои этих книг заслуживали того, что с ними случилось. Разве не очевидно, что землемеру К. следовало оставить попытки добраться до замка, Ахаву прекратить преследовать белого кита, а судьям оправдать Мерсо? Разве не странно, что Владимир и Эстрагон не додумались оставить Годо записку и отправились в паб, а Гамлет не понял, что сначала ему следует разобраться с собственными комплексами?» (Тэйлор С. Амнезия. - М.: Домино: Эксмо, 2008.- С. 231-233).
2. О, этот книжный червь в башке!
Я - волк степной, я - Гантенбайн,
Улисс и новый Финиган Иль неудачник Мартин Иден,
Кухуллин, мстящий за обиды - Где барышня? Где хулиган? - Я - только я! Ни оболгать Литературный балаган,
Ни объяснить меня до точки Не сможет: я - первоисточник И свой последний результат.
Где синие очки и бант?!
Как маски мертво прирастают:
Сначала ты никто - потом Вдруг стало собственным лицом,
Что было пустотелой тарой.
И что? Я - шут или король?
Любовник под окном с гитарой?
Я - череп с шерстяной тиарой.
Я - некто, Господин Никто.
Я - только я? Вот - разве даром - Опять репризы, снова роль? - Будь паинькой, учить изволь...
Как я устал. Жизнь - произвол.
Где вовсе сам себе не равен.
Ты - представление о драме,
Где наперед известна соль:
«Король и шут...» - а дальше сами...
(А. Шишкин. Одиссей и Навзикая).
3. «Мы должны в первую очередь думать о читателях, об их желаниях, об их чувствах. Потому что мои клиенты приходят не за детективом или за научно-фантастическим романом, но скорее за некоторым ощущением, за раздумьем. Они вступают с книгами в определенные взаимоотношения. Поэтому следовало узнать каждое литературное произведение, выявить его основную тональность, прежде чем найти ему место в наших “галереях ощущений”. Предприятие было не из легких, потому что ни одна из галерей не имела четкого названия. “Назвать - значить сузить, обеднить понятие”, - объяснял мсье Гилель. Со временем и с помощью мсье Гилеля я научился определять основные “галереи”: романы, объединенные принципом веры в любовь, а на полке напротив - романы, поселяющие сомнения в любви; романы, чтоб бояться, - в эту группу объединялись приключенческие романы и романы ужасов, а также политические детективы; романы, создающие новые пространства, к ним относились книги, действие которых происходило в одном каком-нибудь замкнутом географическом районе - во Франции и за рубежом, и к ним же примыкали научно-фантастические романы; отдельно стояли романы о боли и горе, объединяющие рассказы о личных переживаниях, и произведения о Холокосте, геноциде армян или событиях в Руанде; были еще исторические романы, наиболее общепринятая и очевидная из всех категорий, но и они подразделялись на произведения о победе человека и поражении человека. И еще десятки “галерей” в таком же духе» (Коэн Т. Она так долго снилась мне. - М.: Азбука-Аттикус: Иностранка, 2013.- С. 191-192).
4. «Потом мое внимание привлекли книги в бумажных обложках, которые как стояли, так и остались стоять со времен моего детства. Чердак очень долго служил мне убежищем, спасая меня от неустроенности и печали первого этажа. И именно здесь я влюбился в эти книги и в их авторов так сильно, как могут полюбить лишь читающие запоем. Даже самое хорошее кино не могло оказать такого влияния на мои представления о жизни, как хорошая литература. Книги обладали властью в корне изменить мое восприятие мира, а даже самый гениальный фильм - нет.
Я всегда расставлял книги в алфавитном порядке фамилий авторов, и меня завораживала прежде всего магия слов, а не идеи, которые они выражали.
- Привет, Холден Колфилд [главный герой книги Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи”], - сказал я, взяв с полки книгу. - Встретимся в “Уолдорфе” под часами. Передавай привет Фиби. Ты ведь принц, Холден. Настоящий чертов принц.
Достал “Взгляни на дом свой, ангел”, снова прочел великолепную первую страницу и вспомнил, что, когда мне было шестнадцать, меня бросало в жар от этих слов - так действовала на меня нечеловеческая красота языка, которая была и призывом к милосердию, и заклинанием, и ревом бурной реки в темноте.
- Привет, Юджин. Здорово, Бен Гант [герои романа “Взгляни на дом свой, ангел” Томаса Вулфа, представителя так называемого потерянного поколения], - тихо сказал я.
Я знал этих персонажей так хорошо, как будто прожил рядом с ними всю свою жизнь. Литература... Вот что придавало смысл моей жизни.
- Мое почтение, Джен Эйр [героиня одноименного романа Ш. Бронте]. Привет, Дэвид Копперфилд [герой одноименного романа Ч. Диккенса]. Джейк [герой романа Э. Хэмингуэя “Фиеста”], рыбалка в Испании и в самом деле хороша. Берегись Озмонда, Изабель Арчер [персонажи романа Г. Джеймса “Женский портрет”]. Будь осторожна, Наташа. Храбро сражайся, князь Андрей [персонажи романа Л. Н. Толстого “Война и мир”]. Не замерзни в снегу, Итан Фром [главный герой одноименного романа Эдит Уортон]. Удачи тебе, Гэтсби [герой романа Ф. С. Фицджеральда “Великий Гэтсби”]. Осторожнее с большими мальчиками, Хрюша [один из главных героев романа У. Голдинга “Повелитель мух”]. Подумаем об этом завтра, мисс Скарлетт [героиня романа М. Митчелл “Унесенные ветром”]. Бирнамский лес движется, леди Макбет [героиня одноименной пьесы В. Шекспира].
Голос Ли вернул меня к действительности:
- С кем это ты разговариваешь, папочка?
- Со своими книжками, - ответил я. - Они все еще здесь, Ли. Я хочу все упаковать и забрать с собой в Рим, чтобы и ты смогла их прочесть» (Конрой П. Пляжная музыка. - М.: Эксмо, 2011.- С. 963).


4.10. Прокомментируйте целесообразность приведенных ниже этических принципов психологов и объясните, почему они часто нарушаются.
1. «...Термин “психолог” относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование».
2. «Беспристрастность психолога не допускает предвзятого отношения к клиенту. Все действия психолога относительно клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у психолога при общении с клиентом, а также социальное положение клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия психолога».
3. «Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психологдолжен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт».
4. «Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования)».
5. «Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей».
6. «Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг».
7. «Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами».

Источник: Сапогова, Елена Евгеньевна. Консультативная психология: кейсы и творческие задания: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - Москва: МПГУ, 2020. - 248 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.