Г.С. Абрамова отмечает, что психологическое консультирование - вид психологической помощи, оно адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития [11, с. 34]. Р. Кочюнас считает, что цель консультирования - помочь клиентам понять, что именно он и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности [12, с. 11].
Р. Мэй видит задачу консультанта в том, чтобы подвести клиента к принятию ответственности за свое поведение и за то, что он делает со своей жизнью [13, с. 42]. Онлайн-консультирование - консультирование с помощью опосредованных (дистанционных) методов: почта, в том числе электронная, социальные сети, различные мессенджеры и одновременный сеанс связи по интернету. Онлайн-консультирование может быть совмещено с очными консультациями педагога-психолога. Также такое консультирование называют смешанным (blended). [14, с. 74-75; 15, с. 21]. Педагог-психолог, проводя консультацию онлайн, обеспечивает значительный уровень контроля взаимодействия с помощью цифрового устройства, а также дает возможность для клиента получить определенный опыт, такое психотерапевтическое воздействие сравнимо с классическим, очным консультированием [16, с. 86]. Так как виртуальное пространство достаточно гибкое и программируемое, то оно дает возможность педагогу-психологу варьировать обстановку, измерять реакции и поведение клиента [17, с. 998]. Дистанционное консультирование является удобной альтернативой в случае длительной поездки за рубеж клиента или консультанта, или сохранения анонимности [18, с. 71]. Примерный список программного обеспечения или сервисов для проведения онлайн-консультирования: Adobe Connect, Amazon Chime, BigBlueButton, Cisco Jabber, Cisco WebEx, ClickMeeting, Discord, Doxy.me, Duo app, FaceTime, FreeConferenceCall, Google Meet, GoToMeeting, Icognito.app, Jitsi Meet, LinckChat, MeOwnCon- ference, Microsoft Teams, OpenMeetings, Skype, Telegram, TreatField, Trueconf, Updox, Viber, vox.io, VSee, WeChat, WhatsApp, Yanso.live, YouTube live, Zoom, Видеозвонки от mail.ru, Видеомост, ВКонтакте, Телфин, Яндекс.Телемост [19, с. 280]. Онлайн-консультирование имеет ряд особенностей, связанных с преодолением напряжения и ситуацией неопределенности. Если начало онлайн-консультирования воспринимается как стресс, то взаимодействие педагога-психолога и клиента меняется, время установления контакта увеличивается. В речи педагога-психолога встречается больше вопросительных предложений, уточнений, пояснений, повторений. Речь клиента трансформируется в нарративную и логичную. Клиент обдумывает каждое слово, делает паузы, может быть смена тем, иногда отсутствует конкретика [20].
Достоинства онлайн-консультирования:
1) доступность; 2) грамотное распределение ресурсов; 3) активность клиента; 4) пространственные и временные особенности; 5) возможность остаться анонимным; 6) вероятность прервать связь в любое время; 7) эффект ограниченной коммуникации; 8) эффект доверительности; 9) свобода в поведении; 10) уменьшение психологических и социальных неудач в общении; 11) активное описание эмоций словами; 12) использование разнообразных способов коммуникации; 13) искренность и смысловая насыщенность общения; 14) наблюдение за эмоциональным состоянием большого количества людей; 15) своевременность.
Недостатки онлайн-консультирования: 1) мошенничество; 2) невозможность работы с некоторыми типами клиентов или проблемами; 3) невозможность уединиться; 4) хакерские атаки и т.п.; 5) трудность установления контакта с клиентом; 6) вероятность несоблюдения конфиденциальности [21, с. 626; 22, с. 278; 23, с. 86; 24, с. 48, 25].
С целью предотвращения возникновения организационных, этических и юридических сложностей необходимо использовать информированное согласие, которое дает возможность педагогу- психологу и его клиенту разграничить зоны ответственности и предоставить полноценную и исчерпывающую информацию о правилах организации сессий в режиме онлайн.
Примерное содержание информированного согласия: - «технические требования (качество связи, видео, приложения); - организационные требования (камерное тихое пространство, отсутствие отвлекающих факторов и посторонних, внешний вид, готовность к работе, выполнение домашних заданий); - ограничения в конфиденциальности; - наличие четкой структуры сессий и домашних заданий; - алгоритм действий для кризисной ситуации; - границы процесса (частота, продолжительность встреч, отсутствие переписки между сессиями по любым вопросам, кроме переноса или отмены приема); - альтернативные способы получения помощи; - способ разрешения конфликтных ситуаций» [16, с. 93].
Принципы оказания экстренной психологической помощи, осуществляемой с помощью чат-консультирования: 1) незамедлительность; 2) приближенность к месту кризисного события; 3) ожидание восстановления нормального состояния; 4) добровольность получения экстренной психологической помощи; 5) конфиденциальность; 6) межведомственность и междисциплинарность; 7) профессиональная компетентность [26, с. 119].
Чат-консультирование - достаточно специфичный формат, так как между педагогом-психологом и клиентом нет вербального и визуального взаимодействия. В связи с этим могут быть ситуации, связанные с недопониманием, недоверчивым отношением к процессу консультирования со стороны клиента, также клиент может совершать действия, которые мешают процессу, например, читать, смотреть фильм и т.п., выход из границ допустимого, отключение от консультации. Но также стоит отметить и положительные особенности чат-консультирования: уменьшение уровня тревожности, самораскрытие, легкость в общении; доступность психолого-педагогической помощи для людей с ограниченными возможностями здоровья. Также стоит отметить, что при чат-консультировании педагог- психолог взаимодействует с клиентами синхронно, в режиме реального времени. Это позволяет осуществлять помощь своевременно, работать «здесь и сейчас» с актуальной проблемой. Клиент может отвечать через комфортный промежуток времени, взвешивать свои ответы. Очень удобным в консультации является возможность прочитывания чата, возвращение к каким-либо моментам, что может являться дополнительным источником для диагностики. Не менее важным является и анализ стиля речи, экспрессивности, нормативности, насыщенности, выразительности, наличие графических символов. Продолжительность консультации составляет один час, в некоторых случаях оно может быть увеличено, например, если это оказание экстренной психолого-педагогической помощи.
Этапы чат-консультирования: 1) знакомство и установление контакта: педагог-психолог взаимодействует с клиентом на уровне текста (анализирует стиль общения клиента, скорость и характер ответа, односложность или замысловатость текста) и на уровне эмоциональных процессов (обозначение эмоций и чувств); на этом этапе необходимо учитывать принципы безоценочного принятия, уважения, эмпатии и поддержки; 2) понимание проблемы клиента, получение первичного запроса клиента: педагог-психолог собирает информацию по проблемной ситуации на уровне мыслей, чувств и поведения, помогает сформулировать запрос на работу; 3) стадия контракта предполагает обсуждение условий и содержания работы, выработку единого понимания того, что и как будет происходить в процессе консультации; важным на этой стадии является осознание консультантом границ своей компетентности и ограничений данного формата помощи; 4) поиск решения проблемы клиента, поиск ресурсов; 5) завершение консультирования: осмысление ситуации, обсудить дальнейшие стратегии и тактики реализации принятого решения.
Приемы чат-консультирования: 1) активное слушание, ободрение, успокаивание; 2) перефразирование; 3) техники выслушивания; 4) интерпретирование; 5) отражение чувств; 6) конфронтация (при устойчивом контакте) 7) техники работы с сопротивлением [27, с. 118-119].
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите форматы психолого-педагогического консультирования. 2. Охарактеризуйте особенности психолого-педагогического онлайн-консультирования. 3. Перечислите достоинства и недостатки психолого-педагогического онлайн-консультирования. 4. Приведите в пример несколько сервисов, с помощью которых можно проводить психолого-педагогическое онлайн-консультирование. 5. Каковы особенности консультирования чат-формата?
Задания для самопроверки:
1. Составьте таблицу: «Достоинства и недостатки сервисов онлайн-консультирования».
Таблица 2. Достоинства и недостатки сервисов онлайн-консультирования
Название сервиса
|
Достоинства
|
Недостатки
|
|
|
|
2. Составьте таблицу, сравните в ней онлайн и офлайн психолого-педагогическое консультирование. Критерии для сравнения подберите самостоятельно.
Таблица 3. Онлайн и офлайн психолого-педагогическое консультирование
Критерий
|
Онлайн- консультирование
|
Офлайн консультирование
|
|
|
|
Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Цифровые образовательные технологии в психологопедагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023. - 72 с. |