На главную Психологическое консультирование Теория и практика Актуальные проблемы диагностики и консультирования в психолого-медико-педагогической консультации. Цели и принципы диагностико-консультативной работы
Актуальные проблемы диагностики и консультирования в психолого-медико-педагогической консультации. Цели и принципы диагностико-консультативной работы
Психологическое консультирование - Теория и практика

Современная ситуация в системе образования, связанная с преобразованием педагогического процесса в сторону гуманизации и ценностного отношения к личности конкретного ребенка и решению его проблем, предъявляет более широкие требования к диагностико- консультативной работе психолого-медико-педагогических консультаций. Одной из главных задач психолого-медико-педагогических консультаций является психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков в целях выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания и трудоустройства.

В соответствии с этой задачей деятельность ПМПК осуществляется в трех направлениях:

1. Отбор детей в специальные организации образования на основе диагностического обследования и определение оптимальных педагогических условий для ребенка в соответствии с его уровнем, особенностями и возможностями психического развития.


Индивидуальное медицинское и возрастно-психологическое консультирование детей в возрасте от периода новорожденности до 18 лет с любыми проблемами в развитии, в том числе не подлежащих направлению в специальные коррекционно-педагогические учреждения.

Совместная координационная работа с органами образования, здравоохранения и социальной защиты по выявлению и статистическому учету детей с ограниченными возможностями и оказанию им адекватной помощи.

Организационная структура ПМПК представляет собой междисциплинарную модель, при которой диагностика и консультирование различных проблем развития ребенка производится на базе совместного Обследования и обсуждения его результатов командой специалистов различного профиля. Работа в команде требует от специалистов помимо высокого профессионального качества знаний в своей области, умения видения проблемы в аспекте смежных дисциплин. Командный принцип работы предполагает владение навыками межличностного взаимодействия и Сотрудничества, способность к компромиссу для эффективного функционирования всей команды и достижения целей консультирования.

При постановке диагноза решающая роль принадлежит врачу (психиатру, невропатологу и др.), а установление уровня и особенностей интеллектуального развития, особенностей эмоционально-волевой сферы и личности ребенка психологу, педагог- дефектолог оценивает фонд знаний, умений и навыков и их соответствие требованиям программы того или иногоучреждения образования. Квалификация речевых нарушений, определение особенностей и уровня речевого развития, а также его соответствие уровню интеллектуального развития осуществляется логопедом. Психолог, дефектолог и логопед устанавливают адекватные для ребенка условия и формы обучения, тип образовательного учреждения.

 

2. Уважение личности консультируемого.

Соблюдение этого принципа означает отказ от навязывания мнения специалистов, требования безусловного подчинения их рекомендациям, игнорирования точки зрения специалистов на проблемы развития ребенка. Крайне важным представляется осознание специалистами консультации того обстоятельства, что семья ребенка имеет равные с ними права на видение проблем своего ребенка, так как члены семьи знают гораздо больше фактов из жизни ребенка, которыми могут оперировать при обосновании, своего мнения. Лишь при условии уважения мнения родителей, совместного обсуждения проблем и поиска способов их решения, в том числе компромиссных, возможно сознательное восприятие ими мнения специалистов, готовность и желание следовать им рекомендациям, и таким образом, принять ответственность семьи за решение проблем ребенка. Эффективным консультированием принято считать процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента [19].
Соблюдение принципа уважения личности консультируемого достигается за счет выполнения нескольких условий:
а) щадящая форма сообщения диагноза. Получение информации об отклонениях и нарушениях в развитии ребенка естественно вызывает у родителей сложную гамму чувств, переживаний. Очень важно найти доброжелательную и тактичную форму сообщения диагноза и заключения специалистов. Не следует в своей беседе с родителями прибегать к сложной профессиональной терминологии - это затрудняет восприятие информации и пугает некоторых родителей. Необходимо доступно и понятно рассказать родителям об особенностях их ребенка, объяснить, что нужно или можно сделать в целях интересов ребенка.
б) учет социокультуральных и психологических особенностей семьи. При беседе с родителями и другими членами семьи важно учитывать их возраст, социальный статус (образование, профессия, экономическое положение, семейное положение, количество детей и других членов семьи), а также культурный уровень и досуг семьи. Во время сбора медицинского и социального анамнеза и обследования важно составить представление о психологических особенностях членов семьи, обсудить их с другими специалистами, прежде всего, с психологом. Вся эта информация необходима для успешного консультирования, выбора тактики, методов и приемов, поскольку психологическая готовность родителей и родственников к конструктивному восприятию информации, предлагаемой консультантом, может существенно различаться в зависимости от вышеперечисленных факторов. Важно также, что рекомендации соответствовали реальным возможностям семьи.
в) учет мнений всех членов семьи. При консультировании нередки случаи, когда родители расходятся во мнениях по поводу проблем ребенка, а также их причин и путей преодоления и хотят обсудить или что- то объяснить наедине с консультантом. Специалист консультирует родителей и других родственников индивидуально, соблюдая тайну консультирования, стараясь избегать принятия чьей-либо стороны и, руководствуясь, прежде всего, интересами ребенка. Важно, принимая во внимание позиции всех сторон, найти совместное компромиссное решение, которое будет соответствовать нуждам ребенка.


3. Личная естественность и реалистичности консультирования.

Каждый из консультантов несет ответственность за свои действия, так как сам процесс консультирования организовывается и ведется под их контролем. Понимание и принятие этой ответственности позволяет  специалистам иметь свободный и осознанный выбор в ситуации консультирования: соглашаться и поддерживать мнения родителей или продуктивно противостоять им, а также критично относиться к своей профессиональной деятельности. Консультант должен уметь отдавать отчет своим словам, действиям, контролировать свои чувства, пристрастия, проявления раздражительности и агрессии, которые могут возникнуть в процессе консультирования, не поддаваться попыткам манипуляций или провокаций со стороны родителей.

Личная ответственность предполагает понимание реалистичности возможностей консультанта в решении проблем семьи и ребенка. Специалисты консультации не могут и не должны решать все проблемы развития ребенка. В практике ПМПК возможны ситуации, когда помочь семье в решении или облегчении проблем ребенка представляется невозможным. Иногда это обусловлено тяжелой патологией ребенка, и консультант не может соответствовать завышенным ожиданиям родителей в отношении будущего ребенка или возможностей его обучения в учреждениях образования. В настоящее время появилась категория семей, которые в силу плохих экономических условий или безответственности, не способны хоть что-нибудь сделать для своего ребенка. К сожалению, всегда будут такие родители, которые независимо от усилий консультантов негативно, пристрастно, неконструктивно могут воспринимать рекомендации специалистов. Консультант несет ответственность за свою профессиональную деятельность, но не может нести ответственности за семью ребенка и ее решения. Специалисты осознавать, что они не всемогущи, понимать.

В целях повышения качества консультативной работы команды специалистов представляется полезным и необходимым проведение регулярного анализа (разборов) различных этапов и моментов тех или иныхконсультативных приемов. Для этого можно использовать видеозапись консультативных приема, которая поможет специалистам более эффективно (со стороны) проанализировать свою работу.
Другим эффективным методом может являться супервизорство. необходимость привлечения супервизора в консультативной работе специалистов обусловлена тем обстоятельством, что специалисты ПМПК, не ЯСЬ профессионалами в области психологии межличностных отношений, объективно не могут осознавать и, следовательно, подвергать конструктивному самоанализу свое мнение, эмоции, чувства симпатии и антипатии, стиль и формы общения, естественно актуализирующихся в ходе консультирования семьи, поэтому во время консультативного приема периодически желательно присутствие супервизора (психолога по личностному взаимодействию), который сам не участвует в диагностико-консультативной работе специалистов, а наблюдает, реализирует и впоследствии обсуждает с ними процесс консультирования.

Цели и принципы диагностики нарушений в развитии

Цель диагностического психолого-медико-педагогического обследования - определение особенностей и уровня психического развития, квалификация нарушений и выбор адекватных условий обучения и воспитания ребенка.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами: .

Всестороннее изучение ребенка и семьи ребенка: подробное выяснение медицинского и семейного анамнеза, социальной ситуации развития ребенка, условий и типа воспитания, характера внутрисемейных отношений.


Комплексный подход предполагающий всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка: соматическое состояние, состояния слуха, зрения, двигательной сферы, особенностей эмоциональной сферы развития ребенка.

Системное и целостное изучение ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушения психического развития, выявление их иерархии, соотношения первичных и обусловленных ими вторичных нарушений.

Динамическое изучение, направленное на выявление особенностей и характера нарушений психического развития ребенка в процессе достаточно длительного наблюдения, установления двух уровней умственного развития - актуального и потенциального. Потенциальный уровень, т.е. зона ближайшего развития ребенка определяется в ходе анализа динамики его развития и обучающего эксперимента при усвоении ребенком новых способов действий.

Учет возрастных особенностей ребенка при организации условий и методов построения диагностического обследования.

Принцип качественного анализа предполагает учет не только внешне наблюдаемого поведения и результатов выполнения отдельных проб, но-и тщательный анализ всей психической деятельности ребенка, общего темпа ее протекания, особенностей поведения, эмоциональных реакций и отношения к обследованию, характера взаимодействия родителей и ребенка, способов выполнения заданий, восприимчивость к помощи взрослого, отношения к результатам деятельности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных.

Сущность работы психолого-медико-педагогической консультации, заключается в том, что посредством установленного клинического диагноза, прежде всего, психиатрического, выявляются возможности и условия психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации. Однако, конечной целью диагностика-консультативного приема в ПМПК служит не установление нозологического диагноза так такового, влекущего за собой оказание врачебной помощи, а определение психолого - педагогических условий коррекции, обучения и воспитания для ребенка, максимально соответствующие возможностям и особенностям ребенка и способствующим его реабилитации и социальной адаптации. В связи с этим, процесс диагностики отклонений е психофизическом и интеллектуальном развитии у детей (клинический диагноз) в условиях психолого-медик здагогических консультаций должен происходить иначе, чем традиционная постановка диагноза врачом-психиатром в центрах психического здоровья. Особенно в случаях диагностики задержки психического развития, пограничных форм интеллектуальной недостаточности, специфических нарушений школьных навыков и речи. Современная точка зрения не рассматривает диагноз задержка психического развития или пограничная интеллектуальная недостаточность и др., как диагноз в строгом клиническом смысле, поскольку охватывает группу, крайне разнородную не только по этиологии и патогенезу, но и по клиническим своим проявлениям". [17,с.З]. По мнению И.А.Коробейникова необходимость использования таких диагнозов обусловлена не столько по клиническим, сколько по социальным основаниям: потребностью в отборе детей в различные типы учреждений образования соответственно возможностям и особенностям ребенка.
Признание важной роли клинического анализа этих состояний, но понимание ограниченности нозологического принципа диагностики для оказания помощи ребенку, которая больше носит не врачебный, а социально-педагогический аспект, позволяет в практике ПМПК использовать понятие функционального диагноза, под которым подразумевается диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакций личности на болезнь, преморбидного состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни\" [14, с.251] Функциональным диагнозом реализуется принцип целостности и системности представления о ребенке - максимально индивидуализировать конкретные проблемы ребенка, установить иерархию нарушений, установить приоритеты в коррекционной работе. Постановка функционального диагноза происходит в ходе совместного обследования и обсуждения проблем ребенка различными специалистами: невропатологом, психиатром, психологом, дефектологом и др., при этом он не противопоставляется клиническому, а находится с ним внеразрывной связи.
Комплексное и совместное обследование в ПМПК не исключает индивидуальности и автономности каждого вида обследования и существования независимого мнения специалиста по поводу проблем ребенка. Приоритетность того или иного обследования и диагностического Заключения зависит от специфики проблем конкретного ребенка. Так, в случае процессуального заболевания ведущая роль будет принадлежать клинико-психопатологическому методу анализа. Если проблемы ребенка во многом обусловлены неврологическим неблагополучием, то большее значение получит неврологическая квалификация нарушений и соответствующие меры лечебной помощи. При необходимости квалифицировать структуру различных форм интеллектуальной недостаточности, определить степень интеллектуального недоразвития, ценности эмоционально-волевой и личностной сферы приоритетными становятся данные экспериментально-психологического исследования. Гностика речевых нарушений, выявление уровня и особенностей речевогоразвития, определение соответствующих условий коррекции речевыхнедостатков осуществляется в первую очередь логопедом. Данные педагогического обследования имеют большое значение при анализе
трудностей обучения, выяснения характера и ст ни отставания в усвоении учебной программы.

Стратегия и тактики диагностико-консультативной работы

Диагностическое обследование и консультирование, обладая собственной спецификой, являются тем не менее неразрывными составляющими единого процесса, - консультативного приема. Для его успешного проведения команда специалистов должна иметь в арсенале достаточно гибкую стратегию и тактику работы с родителями. Наиболее распространенной и достаточно продуктивной представляется следующая стратегия:

1 этап - предварительная встреча с семьей ребенка, сбор сведений медицинского анамнеза и социальной ситуации развития ребенка, выяснение социокультуральных условий жизни семьи. Во время беседы с семьей необходимо уточнить, что именно беспокоит самих родителей в развитии ребенка, поскольку, некоторые из них склонны высказывать не собственное мнение, а мнения других людей (специалистов, родственников, знакомых и т.д.), рекомендовавших семье обратиться в консультацию. Однако принятие родителями ответственности за решение проблем ребенка возможно лишь при условии их осознанного представления и понимания этих проблем. Важно также уточнить, что хочет семья получить от консультации, каковы их цели, запросы и ожидания. Это поможет более эффективному построению диагностического обследования и самого процесса консультирования.

Основные методы работы на данном этапе - беседа, изучение различных документальных бумаг, позволяющих получить дополнительную информацию о семье и ребенке.

2 этап - непосредственное диагностическое обследование ребенка различными специалистами. Тактики проведения обследования ребенка могут быть различными в зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка. В своей работе специалисты должны руководствоваться принципами медицинской деонтологии, гуманного, чуткого отношения к ребенку, сохранять спокойный, доброжелательно- сдержанный тон, избегать каких-либо негативных оценок по отношению к ребенку и его деятельности, поддерживать и хвалить его в ходе обследования. Включение в ситуацию обследования детей дошкольного возраста достигается привлечением их в специально организованную игровую деятельность, в структуру которой включаются экспериментальные методы исследования психологом, логопедом, а также врачами невропатологом и психиатром.

Обследование детей школьного возраста желательно начать психологу, который при необходимости поможет ребенку почувствовать себя спокойно и эмоционально комфортно. Поскольку экспериментально- психологическое исследование занимает достаточно длительное время, его можно прерывать для проведения неврологического обследования. Исследование школьных знаний, умений, навыков детей лучше проводить после всех видов обследования, чтобы предотвратить появление беспокойства и тревоги ребенка по поводу своей неуспешности. Работа психиатра состоит в наблюдении за ребенком в ходе психологического и других видов обследования, и при необходимости - в проведении своих методов исследования.

Требования к проведению диагностического обследования

Обследование проводится при условии хорошего самочувствия, положительного эмоционального состояния ребенка. Если ребенок соматически неблагополучен, голоден, а также по тем или иным причинам отказывается вступать в контакт, то лучше назначить новую встречу. Никогда не следует принуждать ребенка к выполнению просьб.

В процессе обследования нежелательно в присутствии родителей комментировать и оценивать поведение, действия, состояние нервно- психического здоровья ребенка, также во-первых, мнение специалистов носит лишь предварительный характер, окончательным оно станет только после анализа и обобщения всех данных анамнеза, обследования и обсуждения его со специалистами, во-вторых, родители могут слишком эмоционально и негативно воспринять эти комментарии, что может значительно затруднить проведение консультирования. В ходе обследования следует в тактичной форме пресекать замечания или отрицательные характеристики родителей в адрес ребенка. Если, несмотря на просьбы специалиста родители своим высказываниями или действиями мешают деятельности ребенка, желательно провести обследование (психологическое, логопедическое и др.) без их присутствия: "Пока мама поговорит с врачом, мы поговорим (поиграем) в другой комнате.

Основными методами диагностического обследования являются беседа, наблюдение, а также различные виды экспериментальных исследований (неврологическое, психиатрическое, сурдологическое, офтальмологическое, психологическое, логопедическое, педагогическое), каждое из которых имеет собственные методы и приемы исследования.


3 этап - совместное обсуждение специалистами результатов обследования, составление общего заключения ПМПК о состоянии ребенка. На этом этапе специалисты докладывают друг другу результаты своих исследований. В результате обсуждения, согласования и обобщения мнений, специалисты приходят к единой точке зрения и формулированию общего заключения ПМПК, отражающего медицинский и психолого- педагогический аспекты диагноза.
Разумеется, в консультации возможны и совершенно ожидаемы ситуации, когда специалисты не могут прийти к единому мнению. Каждый специалист имеет право на собственное мнение в оценке состояния психического развития ребенка, в том числе в рамках определенного диагноза. Однако ответственность за общее заключение ПМПК несет заведующий консультации. В его компетенции решать: точку зрения какого специалиста или специалистов ему принять или же не принимать окончательного решения о состоянии ребенка, а рекомендовать динамическое наблюдение за ним с последующим повторным обследованием для уточнения диагноза. Но при принятии того или иного решения он долженруководствоваться, прежде всего, принципом соблюдения интересов ребенка.
После общего заключения ПМПК специалистам необходимо обсудить наиболее эффективную тактику консультирования семьи ребенка. Следует продумать следующие шаги в тактике проведения консультирования:
определить содержание информации, предназначенной для родителей. Руководствуясь принципами соблюдения интересов ребенка, уважения личности каждого члена семьи и их права на получение информации о своем ребенке от специалистов, необходимо продумать какие именно сведения (что нужно сказать, а что говорить не целесообразно), в какой форме и последовательности сообщать родителям. Возможны ситуации, когда лучше не раскрывать или не акцентировать внимания родителей на некоторые негативные стороны развития ребенка, особенно в тех случаях, когда их преодоление практически невозможно.
установить последовательность сообщений специалистов, консультирующих семью по различным аспектам психического развития.

4 этап - консультирование семьи.

На этом этапе специалисты сообщают родителям свое мнение о состоянии психического развития ребенка, дают рекомендации по вопросам обучения и воспитания.
Консультативный прием должен вести один человек из команды специалистов (лидер). В большинстве случаев это заведующий консультации, однако возможны случаи, когда более целесообразно избрание лидером кого-то из специалистов, чаще психолога или врача-психиатра. Лидер команды начинает консультирование, сообщает основную информацию о ребенке, последовательно предоставляет слово специалистам и членам семьи, контролирует и регулирует время выступлений. Лидер команды контролирует ход консультирования, вовремя замечает и предупреждает появление напряженных или конфликтных ситуаций между специалистами и родителями, и конструктивно разрешает их, если они возникли. В конце приема лидер обобщает мнение специалистов, еще раз уточняет все рекомендации для семьи и интересуется тем, все ли понятно родителям, есть ли у них вопросы.
Основным методом работы на данном этапе традиционно служит беседа. Однако современные требования к диагностико-консультативной работе предполагают и использование видеотехники. Такой прием, как видеозапись деятельности и поведения ребенка с последующим покадровым анализом, позволит более наглядно и убедительно показать родителям проблемы их ребенка, а также его сильные стороны и потенциальные возможности.

Источник: Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста /Под общей редакцией кпн Р.А.Сулейменовой: Учебно-методическое пособие. - Алматы: "Рекламное агентство Колорит", 2000. - 140 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.