На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Выражение психического состояния человека в общении
Выражение психического состояния человека в общении
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И.С. Осипова

В статье рассматривается проблема выражении, психического состояния человека в общении. Под выражением психического состояния человека в речевом общении автором понимается широкий круг вербальных актов, которые субъект использует для подготовки и передачи информации о собственном психическом состоянии. Автором установлено, что ведущими ситуациями, актуализирующими потребность в выражении собственных психических состояний, являются ситуации удачи (успеха), выбора, несправедливости, противоречия, ошибочного поведения Другого, возникновения состояния привязанности и влюбленности.


Ключевые слова: психические состояния человека, способы выражения психического состояния человека, психологическая культура личности.


С каждым днем интерес психологов к проблемам психологии общения возрастает. Это объясняется не только слабостью разработки отдельных тем в данном разделе психологической науки, но и запросами практики, которая предъявляет высокие требования к коммуникативным умениям и навыкам специалистов не только сферы «человек - человек», но и других профессиональных сфер. Современное общество и государство нуждаются в людях, способных проявлять инициативу, четко и грамотно предлагать и отстаивать свою точку зрения, конструктивно влиять и противостоять влиянию выбирать правильные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Одной из интереснейших и слабо разработанных проблем, лежащей на стыке психологии общения и психологии личности, является проблема выражения психического состояния человека в общении. Она не нова для человечества, поскольку является бытийной, что нашло яркое отражение в художественной литературе - произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева и многих других. Анализ исследований по проблемам самовыражения, самораскрытия, самопредъявления, переживания, психических состояний позволяет рассматривать феномен «выражение психического состояния» человека в речевом общении в нескольких аспектах: как самораскрытие, как самопредъявление, как процесс преодоления критических ситуаций, как процесс психофизиологической саморегуляции. Каждое из рассмотренных направлений анализа затрагивает лишь отдельные аспекты исследуемой проблемы и не может в полной мере осветить ее суть.
Под выражением психического состояния человека в речевом общении нами понимается широкий круг вербальных актов, которые субъект использует для подготовки и передачи информации о собственном психическом состоянии. В его основе лежит потребность в выражении психического состояния, которая актуализируется в личностно значимых жизненных ситуациях. Набор таких ситуаций зависит от индивидуальных и половых особенностей.
В наших исследованиях, в которых в качестве респондентов выступили юноши и девушки, было установлено, что ведущими ситуациями, актуализирующими потребность в выражении собственных психических состояний, являются ситуации удачи (успеха), выбора, несправедливости, противоречия, ошибочного поведения Другого, возникновения состояния привязанности и влюбленности [1].
Установлено, что люди с неадекватной самооценкой выбирают меньше ситуаций, в которых возникает желание пообщаться с Другими, чем люди с адекватной самооценкой Дэ=2,043, p < 0,05). Различий по количеству и частоте выбора ситуаций между юношами и девушками, так же как и между интровертами и экстравертами, не было обнаружено Дэ=1,27, p < 0,1). Данные о различиях в содержании ситуаций, детерминирующих выражение психического состояния, свидетельствуют о том, что, в отличие от интровертов, экстраверты испытывают большее желание выразить свое психическое состояние в ситуации расставания (х2=3,86, p < 0,025) и ситуации потери близкого, любимого человека (х2=2,719, p < 0,05). Так как данные ситуации сопровождаются глубокими и негативными переживаниями, связанными с утратой значимых отношений, то интроверты предпочитают внешнему выражению внутреннюю работу по оптимизации психического состояния. Юноши склонны чаще испытывать желание выразить свои состояния в ситуациях выигрыша и победы (х2=10,61, p < 0,005), а девушки в ситуациях несправедливости (х2=4,01, p < 0,025), непонимания со стороны Другого (х2=3,91, p < 0,025), беспомощности (х2=11,32, p < 0,0005). Эти данные можно объяснить гендерными стереотипами, предписывающими, что мужчина должен быть сильным и не показывать своих слабостей окружающим, в отличие от женщин.
В качестве предмета потребности в выражении психического состояния выступает факт подтверждения и принятия со стороны другого человека. Подтверждение может иметь разные степени проявления в общении: нулевое (отсутствие подтверждения, полная отстраненность), отрицательное, положительное, полное принятие. Нулевое подтверждение характеризуется отсутствием реакции со стороны Другого на действия, слова или какие-то другие проявления субъекта выражения. Отрицательное подтверждение характеризуется наличием обратной реакции со стороны Другого, но эта реакция носит отрицательный характер (несогласие с мнением субъекта выражения, невыполнение требований субъекта выражения, непонимание и непринятие субъекта выражения и т.п.). Положительное подтверждение характеризуется наличием положительной обратной реакции со стороны Другого, но либо неискренней, либо носящей поверхностный характер. Другой просто делает вид, что принимает тебя в силу различных причин: низкого статуса, зависимости от субъекта выражения, страха и т.д. Таким образом, можно говорить о формальном и частичном положительном подтверждении. Принятие (сопереживание, сочувствие, содействие) характеризуется наличием положительной обратной реакции со стороны Другого, отличающейся глубиной и искренностью. В обыденной речи это выражается как «принять часть боли на себя», «разделить состояние на двоих».
Реализация потребности в выражении психического состояния происходит с помощью многочисленных приемов и способов. Под способами выражения психического состояния человека в общении мы понимаем систему внутренних действий (мыслительных, мнеми- ческих, перцептивных и др.) и внешних актов общения (вербальных и невербальных), направленных на представление Другому содержания собственной психической жизни. В зависимости от функций они подразделяются на вспомогательные и основные, в зависимости от степени открытости - на открытые (простые) и закрытые (сложные), в зависимости от раскрываемого содержания внутренней психической жизни - на многочисленные группы, представляющие: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, потребности, эмоции, чувства, волю, действия.
Вспомогательные способы выражения психического состояния субъект использует на подготовительной стадии, которая может быть охарактеризована как выбор, поиск и настрой собеседника на слуша- нье, основные способы - на основной стадии, стадии раскрытия.
Вспомогательные способы выражения психического состояния можно классифицировать в зависимости от степени открытости субъекта на открытые (простые) и закрытые (сложные). С помощью простых способов субъект прямо заявляет о намерении выразить свое психическое состояние, например: «Я хочу/мне надо с тобой поговорить...», «Не выслушаешь ли ты меня?». Сложные способы представляют собой комбинированные вербальные конструкции, с помощью которых субъект преобразует определенного человека в слушателя, которому будут адресованы акты выражения его психического состояния: «Ты даже не представляешь, что сегодня было», «Я прошлый раз выслушал тебя, поэтому сегодня дай возможность сказать мне». Вместе с тем, они выступают и как инструменты маскировки истинных намерений субъекта, например: «Ах, я такой бедный и несчастный! Ну, почему все у меня не так» и др.
В результате анализа художественной литературы нами было выделено и описано двенадцать сложных речевых способов привлечения внимания к психическому состоянию субъекта: социально одобряемые (актуализация интереса, выражение расположения, вопрос-бумеранг, неожиданный вопрос, «ты - мне, я - тебе», «перехват инициативы», идентификация), социально неодобряемые (самобичевание, смысловая манипуляция, демонстрация шокирующих намерений, агрессия, демонстрация желания выпить).
Основные способы выражения психического состояния также можно подразделить на простые и сложные. В первом случае субъект выражает свое психическое состояние в открытой форме (в основном, когда он не видит для себя никакой угрозы, полностью доверяет партнеру и не страдает какими-либо комплексами). Во втором случае субъект как-то маскирует себя и поэтому прибегает к определенным уловкам, манипуляциям и хитростям. Среди основных сложных
приемов можно выделить выражение через подставное лицо, выражение от третьего лица и др.
Основу речевых форм выражения психического состояния составляют, как правило, простые способы. В соответствии с существующими в научной психологии категориями анализа психики мы выделили 9 простых способов выражения психического состояния:
1. Выражение с помощью категорий ощущения и восприятия («Я увидел(а) его», «Я ощутил(а) приятный запах его духов»).
2. Выражение с помощью категории внимания («Я сосредоточился (ась) на сложной работе», «Я не упускал(а) его из виду»).
3. Выражение с помощью категории памяти («Я не забуду эти моменты своей жизни», «Я помню все его подарки»).
4. Выражение с помощью категории воображения («Я мечтаю объехать весь мир», «Я увидел(а) во сне белого кролика»).
5. Выражение с помощью категории мышления («Я думаю, что мы оба были неправы», «Я долго размышлял(а) над его словами»).
6. Выражение с помощью категорий эмоций и чувств («Я радуюсь каждому теплому дню», «Я грущу, когда ты проходишь мимо»).
7. Выражение с помощью категорий потребностей (желаний) («Я хочу красное яблоко с того дерева», «Я умру без твоей любви»).
8. Выражение с помощью категории воли («Я настоял(а) на своем и в этот раз», «Я буду бороться изо всех сил»).
9. Выражение с помощью категории действия («Я взял(а) книгу со стола», «Я сказал(а) ему, что уезжаю», «Я закрыл(а) дверь»).


Исследуя вербальные способы выражения психического состояния в юношеском возрасте, мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Выявить ведущие вербальные способы выражения психического состояния юношей и девушек.
2. Выявить индивидуальные и половые особенности выбора вербальных способов выражения психического состояния в юношеском возрасте.


Методы и методики исследования:
а) эмпирические методы исследования (тесты и опросники: методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан; опросник Айзенка, адаптированный А.Г. Шмелевым; методика «Опосредственная самопрезентация» К.М. Романова; опросник «Речевые приемы выражения психического состояния» (К.М. Романов, И.С. Осипова); контент-анализ);
б) методы математической статистики. При обработке данных использовался программный пакет статистического анализа данных SPSS 16.0.0.
В качестве испытуемых в исследовании выступили учащиеся 9-11 классов г.Саранска (151 человек), студенты I—III курсов Историко-социологического института Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (186 человек). Всего в исследовании приняло участие 337 человек (111 юношей и 226 девушек).
На первом этапе исследования были выявлены вербальные способы выражения психического состояния, установлена их связь с индивидуальными и половыми особенностями испытуемых юношеского возраста. Исследование проводилось с помощью опросника «Речевые приемы выражения психического состояния», который включает в себя шесть ситуаций, детерминирующих выражение психического состояния. Были предложены ситуации, наиболее актуальные в юношеском возрасте: а) встреча человека, который становится близким и любимым (возникновение состояния привязанности и влюбленности); б) выбор; в) излишняя информированность; г) ошибочное поведение Другого; д) неудача; е) удача (успех). Испытуемым предлагалось задание: внимательно изучить, предложенные ситуации и представить свой вариант поведения в каждой из них.
В результате обработки данных методом контент-анализа мы выделили четыре группы суждений: простые (открытые) основные приемы, простые (открытые) вспомогательные приемы, сложные (закрытые) вспомогательные приемы, отказ от выражения состояния.
К группе простых основных приемов мы отнесли суждения, в которых прямо говорится о том состоянии, которое человек испытывает. Например: «Я тебя люблю!» (в ситуации возникновения состояния привязанности и влюбленности), «Я получил пятерку! Ура! Сегодня самый счастливый день в моей жизни» (в ситуации удачно сданного экзамена), «Меня постигла неудача. Я опять не смогла устроиться на работу» (в ситуации неудачи), «Ты делаешь не так. Давай я тебе покажу» (в ситуации ошибочного поведения Другого), «Я давно уже знаю, что твой муж изменяет тебе...» (в ситуации излишней информированности) и т.п.
К группе простых вспомогательных приемов относим суждения, в которых выражаются прямые просьбы субъекта о необходимости внимания к собственному психическому состоянию со стороны адресата. Например: «Я хочу тебе рассказать о том, что...» (ситуация удачи), «Выслушайте меня, пожалуйста. Извините, что не сообщил раньше, но у меня были на то причины» (ситуация излишней информированности), «Мне нужно с тобой серьезно поговорить» (ситуация возникновения состояния привязанности и влюбленности), «Я тебя не обременю, если расскажу о своих проблемах. Мне нужно с кем-то поговорить» (ситуация неудачи), «Мне нужна твоя помощь, я не знаю, что мне делать дальше» (ситуация выбора) и т.п.
К группе сложных вспомогательных приемов мы отнесли следующие суждения: «У меня опять не так, как у людей» (ситуация неудачи, прием самобичевания), «У меня есть отличная новость» (ситуация успеха, прием актуализация интереса), «Как я рада, что именно в трудную минуту ты оказался рядом (ситуация неудачи, прием выражения расположения к Другому), «Извини, пожалуйста, все, что ты делаешь неплохо, но есть способ лучше» (ситуация ошибочного поведения Другого, прием выражения расположения), «Я в прошлый
раз помог тебе, теперь мне нужна твоя помощь» (ситуация выбора, прием «ты - мне, я - тебе»), «Сегодня по дороге к тебе я слышал как воет волчица. В ее голосе я почувствовал плач моего сердца» (ситуация возникновения состояния привязанности и влюбленности, прием идентификации), «Слушай, так на душе гадко. Давай выпьем!» (ситуация неудачи, демонстрация желания выпить), «Я, наверное, брошу учебу и уеду» (ситуация неудачи, прием демонстрации шокирующих намерений), «Ну, ты балбес! Ведь это же так просто!» (ситуация ошибочного поведения Другого, прием агрессии), «Знаешь ли ты, почему я каждый вечер бегу к тебе на встречу?» (ситуация возникновения состояния привязанности и влюбленности, прием вопрос-бумеранг), «Мог бы ты сохранить в секрете важную информацию? Я думаю, мог бы, а вот я уже больше не могу» (ситуация излишней информированности, прием неожиданный вопрос).
Четвертая группа (отказ от выражения состояния) представлена следующими суждениями: «Я не стала бы признаваться в любви» (ситуация возникновения состояния привязанности и влюбленности), «Зачем кому-то что-то рассказывать. Знание - сила!» (ситуация излишней информированности), «Со своими неудачами справлюсь сам(а), зачем кого-то впутывать» (ситуация неудачи), «Я все равно буду молчать» (ситуация излишней информированности).
Полученные данные обрабатывались путем отнесения каждого варианта речевого поведения испытуемого к одной из этих четырех групп. Затем мы подсчитывали среднее арифметическое по каждой группе. После этого отдельно анализировали группу сложных вспомогательных приемов, выявляя ведущие речевые способы и приемы выражения путем подсчета среднего арифметического.
На втором этапе исследования мы измеряли уровень владения речевыми способами выражения психического состояния в юношеском возрасте с помощью методики «Опосредственная самопрезентация», разработанной К.М. Романовым. Она проводилась в форме сочинения, в котором испытуемым предлагалось рассказать о себе и, в частности, о своих психических состояниях опосредованно через какого-то другого человека. Процесс самовыражения заключается в актах представлений Другому (Другим) своих черт, мыслей, чувств, желаний, интересов, переживаний, воспоминаний, мечтаний, ощущений, образов, намерений, планов, сомнений и других составных элементов психической жизни. Естественно, что в каждом конкретном случае они имеют определенное содержательное наполнение, т.е. возникают в связи с чем-то (кем-то) или по поводу чего-то (кого-то). Мы в своих экспериментах в качестве такового использовали другого человека, к которому и обращались испытуемые в своих письмах-сочинениях. Им предлагалась следующая инструкция: «Вам дается задание написать мини-сочинение в виде письма другу, близкому человеку, знакомому или даже незнакомцу, в котором вы должны поделиться с ним своим актуальным состоянием (о чем вы в на-
стоящий момент думаете, что чувствуете, о чем мечтаете или чего хотите). Время работы для Вас не ограничено. Объем ее зависит от Вас самих». Выполнение такого задания, по мнению К.М. Романова, предполагает способность человека анализировать собственный душевный мир: эмоциональные переживания, мысли, чувства, фантазии и т.д. [2].
Результаты исследования-сочинения испытуемых обрабатывались с помощью контент-анализа, единицей которого было смысловое суждение, которое могло включать от одного слова до нескольких предложений. Все суждения были подразделены на субъектные и объектные. В субъектных суждениях дается характеристика самого автора сочинения - субъекта: его мыслей, желаний, переживаний и других субъективных образований, возникающих у него по отношению к объекту рассказа (в нашем случае - к другому человеку). Именно эти суждения свидетельствуют о том, насколько субъект способен выделять и выражать свои психические состояния. Кроме того, сюда же мы отнесли и суждения, отражающие всевозможные действия, поступки, речевые высказывания и другие внешние выражения субъекта.
В зависимости от того, что именно представлено в субъектных суждениях, они были распределены на две подгруппы: суждения с внутренней субъектностью и суждения с внешней субъектностью. Суждения первой подгруппы характеризуют выражение внутренней жизни рассказчика. В них представлены его эмоциональные переживания, представления, желания, мысли и т.п.: «Я подумал...», «Я обрадовался...», «Я захотел...» и т.п. Суждения второй подгруппы представляют выражение внешней жизни (поступки, высказывания, жесты и т.п.): «Я к тебе приеду, буду помогать», «Я пищу это письмо», «Я позвал(а) тебя» и т.п. Все оставшиеся суждения были отнесены к группе объектных. Они характеризуют не рассказчика-субъекта, а другого человека или окружающую реальность. Примеры объектных суждений: «Ты это прекрасно знаешь», «Ты не можешь меня забыть», «Ты не замечал весеннего ливня», «Ярко светило солнце», «Все люди давно спали» и т.п. Таким образом, именно показатель внутренней субъектности является главным критерием уровня владения речевыми способами выражения психического состояния.
Другим показателем уровня владения вербальными способами выражения психического состояния является словарный запас респондентов. Чем он больше, тем больше оттенков своих состояний субъект сможет вербализировать, тем богаче и ярче сможет описать свой внутренний мир. Исследование словарного запаса респондентов проводилось путем качественного и количественного анализа глаголов, описывающих внутреннюю субъектность. Процедура обработки представляла собой выделение и фиксацию глаголов из сочинений испытуемых. С.Н. Цейтлин отмечает, что существуют шесть синтаксических моделей, употребляющихся в современном
литературном языке для описания ситуации психического состояния субъекта. Среди них - глагольные предложения, в основе которых лежит сочетание имени в именительном падеже с глаголом в личной форме (Я беспокоюсь, волнуюсь, тревожусь). Именно такие предложения подчеркивают активность субъекта, испытывающего состояние [3]. Мы обратились именно к анализу глаголов, основываясь на утверждении о предикативности внутренней речи Л.С. Выготского, который особо подчеркивал, что «внутренняя речь представляет собой совершенно особую, самостоятельную и самобытную функцию речи» [4, с. 503]. Главной отличительной чертой внутренней речи является предикативность. Это «основная и единственная форма внутренней речи, которая вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых...» [4, с. 495]. Поскольку в качестве сказуемых чаще всего в русском языке выступают глаголы, то их мы выбрали в качестве единиц анализа.
Мы считаем, что чем разнообразнее и богаче словарный запас человека, тем более высокий у него технический уровень выражения психических состояний, уровень психологической культуры.
Далее происходил подсчет количества глаголов по категориям психической жизни, описанным выше, и сравнение показателей с количеством глаголов в русском языке. Для этого предварительно был проанализирован толковый словарь русского языка для школьников, из которого были выписаны и распределены по группам все представленные в нем глаголы. Показатели внутренней субъектно- сти испытуемых сравнивались с показателями их словарного запаса (количество глаголов), на основе полученных данных делался вывод об уровне владения речевыми способами выражения психического состояния.
На третьем этапе исследования была разработана методика обучения речевым способам выражения психического состояния для юношеского возраста и апробирована на практике.
Проведя исследование вспомогательных способов выражения психического состояния, мы получили следующие результаты:
а) основные открытые приемы (прямое обращение) - 244 суждения (27 %);
б) вспомогательные открытые (простые) приемы - 194 суждения (21 %);
в) вспомогательные закрытые (сложные) приемы - 307 суждений (34 %).
г) отказ от выражения состояния - 167 суждений (18 %).
Результаты свидетельствуют о преобладании у испытуемых закрытых приемов выражения психического состояния на подготовительном этапе и доказывают наличие барьеров выражения психического состояния в значимых для юношей и девушек ситуациях. Наличие внутриличностного сопротивления объясняет полученные данные по категории «отказ от выражения состояния». Предлагаемые способы поведения противоречат нравственным убеждениям и идеалам или «задевают» определенные аффективные комплексы. Например, девушке неэтично признаться в любви первой или «тайну нужно сохранить, а не болтать об этом с другими». Отказ от выражения состояния чаще всего регистрируется по отношению к ситуации возникновения состояния влюбленности. Девушки подчеркивали, что они не будут признаваться в любви, ведь это удел мужчины. Есть также и юноши, которые отказываются от признания. Их поведение можно объяснить имеющимися у них комплексами и предрассудками. В данной ситуации на отказ от выражения состояния идут 43 % респондентов. В ситуации неудачи отказываются от общения 20 % респондентов, а в ситуации излишней информированности - 28 %.
Испытуемые с адекватной самооценкой больше используют сложные способы (х2=31,9, p < 0,001), а с неадекватной - простые (х2=25,3, p < 0,001). Связь уровня экстраверсии с выбором приемов выражения психического состояния не обнаружена. Девушки чаще выбирают сложные способы, чем юноши (х2=13,5, p < 0,001).
С помощью методики «Опосредованная самопрезентация» К.М. Романова мы выявили основные способы выражения психического состояния в юношеском возрасте. В нашем исследовании показатель субъектности равен 0,745, из которых более 90 % приходится на внутреннюю субъектность (таблица 1).


Таблица 1 - Соотношение субъектных и объектных суждений в сочинениях испытуемых юношеского возраста

Субъектные суждения

Объектные
суждения

Всего
сужде
ний

Показа
тель
субъектности (КС)

Внутренняя
субъектность

Внешняя
субъекность

Общ.
к-во

Кс
внутр.

Общ.
к-во

Кс
внешн.

Общ.
к-во

Ко

Общ.
к-во

2016

0,676

204

0,069

763

0,255

2983

0,745


Примечания:
Кс внутр. - коэффициент внутренней субъектности., получаемый путем отношения общего количества суждений с внутренней субъктностъю к общему количеству суждений.
Кс внешн. - коэффициент внешней субъектности., получаемый путем отношения общего количества суждений с внешней субъектностъю к общему количеству суждений.
Ко - коэффициент объектности, получаемый путем отношения общего количества объектных суждений к общему количеству суждений.
КС - коэффициент субъектности, получаемый путем отношения общего количества субъектных суждений к общему количеству суждений.

Контент-анализ сочинений позволил выделить ведущие основные речевые способы выражения психического состояния, которы-
ми в юношеском возрасте являются речевые способы выражения, обозначающие категории эмоций и чувств (таблица 2).
Другим показателем уровня владения речевыми способами выражения психического состояния является словарный запас респондентов. Чем он больше, тем больше оттенков своих состояний субъект сможет вербализировать, тем богаче и ярче сможет описать свой внутренний мир. Было выявлено, что общий словарный запас испытуемых, необходимый для грамотного и адекватного выражения психического состояния, составляет только 50 % от представленного в словаре, что является недостаточным для эффективного общения.


Таблица 2 - Основные речевые способы выражения психического состояния

 

Речевые способы выражения

Количество использований речевого способа выражения

% от общего количества

Обозначение категории внимания

18

0,8

Обозначение категории воли

106

4,8

Обозначение категории воображения

40

1,8

Обозначение категории ощущений

111

5

Обозначение категории действий

511

23

Обозначение категории мышления

371

16,7

Обозначение категории памяти

62

2,8

Обозначение категорий потребностей

246

11,1

Обозначение категорий эмоций и чувств

755

34

Общее количество способов

2220

100

Данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, многочисленные наблюдения за юношами и девушками убедили нас в том, что необходима разработка специальных курсов, направленных на обучение умениям выражения психического состояния, для студентов, особенно будущих психологов. Нами был разработан спецкурс под названием «Выражение психического состояния человека в общении» в соавторстве с профессором К.М. Романовым. Спецкурс рассчитан на 140 академических часов, из которых 70 часов - лекции, 70 часов - самостоятельная работа.
Основные разделы, которые предлагаются студентам для изучения по курсу: «Феномен выражения психического состояния человека в общении», «Психология психических состояний. Выражение как способ регуляции психических состояний», «Самовыражение, самораскрытие и самопредъявление как вербальные стратегии межличностного общения», «Переживание как выражение психического
состояния человека», «Выражение психического состояния как фундаментальная личностная потребность», «Умения выражения психического состояния как элемент психологической культуры человека и составляющая эмоционального интеллекта», «Проблема выражения психического состояния в психологическом консультировании, психотерапии и психокоррекции», «Обучение умениям выражения психического состояния человека в общении».
Так как одной из задач спецкурса является обучение навыкам выражения психического состояния в общении, то нами была использована ранее разработанная методика, включающая систему учебных заданий и процедур. Она строилась с опорой на методическую схему О.Н. Романовой, определяющей основные условия и этапы формирования компонентов психологической культуры:
1. Организация модельных ситуаций, в которых осуществляется актуализация в сознании испытуемых соответствующих психических явлений.
2. Обозначение актуализированных психических явлений не путем знакомства с научными определениями, а с опорой на личный психологический опыт.
3. Организация речевого выражения актуализированных психических явлений всеми участниками устно и письменно.
4. Вычленение соответствующего психологического содержания из речевых описаний других людей или художественных текстов [5].
Основой большинства из заданий выступили художественные тексты. Художественная литература является одним из основных носителей и хранителей психологической культуры. Как отмечает В.П.Зинченко, искусство - одно из важнейших средств воспитания души, поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества. Искусство практически вводит человека в мир человеческих ценностей, чего, к сожалению, нельзя сказать о науке [6].
Известно, что любое психическое явление актуализируется в соответствующих жизненных ситуациях. Например, состояние радости - в ситуации удачи, встречи, выигрыша, победы; состояние гнева - в ситуации неудачи, потери и т.п. В процессе изучения спецкурса мы создаем специальные ситуации или же обращаем студентов к их личному психологическому опыту и предлагаем вспомнить эти ситуации. В качестве примера может выступать следующее задание из раздела «Психические состояния»: «Вспомните ситуации, в которых у вас возникали неравновесные психические состояния. Опишите эти ситуации, собственные состояния и способы регуляции, которыми вы пользовались».
Процедура обозначения актуализированного психического явления имеет большое значение для его развития. Оно становится хорошо осознаваемым и произвольным. В процессе обучения происходит значительное развитие самосознания. Юноши и девушки на-
чинают более глубоко и разносторонне анализировать собственную внутреннюю жизнь и таким образом понимать себя.
Для обобщения вводимых понятий и соответствующих им умственных действий необходимо вывести их за рамки индивидуального субъективного опыта студентов. Они должны уяснить, что подобные психические явления существуют также и у других людей. Тем самым закладываются основы для понимания других. Для решения этой задачи мы использовали процедуру обсуждения актуализированного субъективного опыта, предложенную О.Н. Романовой [5]. Обсуждение имеет большое значение для обогащения представления людей о соответствующем психическом явлении. В процессе обсуждения происходит дальнейшая вербализация субъективного опыта и тем самым повышается уровень его осознаваемости. Кроме того, процедура обсуждения направлена также на формирование умения выражать в речевой форме содержание собственной душевной жизни. Это совершенно необходимо для того, чтобы быть понятым другими людьми. Навык речевого самовыражения имеет большое значение в интимно-личностном общении. Надо подчеркнуть, что первое время испытуемые с большим трудом передают содержание своей внутренней жизни. Одна из причин - ограниченность необходимого словарного запаса. Другая причина - отсутствие соответствующего опыта.
Обучение речевым способам выражения психического состояния способствует развитию не только самопонимания, но и понимания других людей. Понимание другого человека представляет собой процесс субъективного воссоздания его психологических характеристик. Необходимым условием понимания речевого выражения психических состояний другого человека является овладение соответствующими умениями самовыражения. В том случае, если субъект не владеет соответствующим внутренним инструментом субъективного воссоздания психических состояний (т.е. умственными действиями), другой человек останется непонятым. Поэтому формирование психологических знаний и соответствующих умственных действий, необходимых для понимания самого себя и других людей, а также умений речевого самовыражения осуществляется одновременно как единая система.
Для их дальнейшего совершенствования и обобщения используются специальные учебные задания на вычитывание из текста необходимого психологического содержания (К.М. Романов, О.Н. Романова). Например, если студенты знакомятся с понятием совладающие стратегии, то им предлагается выделить в заданном тексте те высказывания и выражения, в которых дается описание именно стратегий совладающего поведения героев.
Важную роль в совершенствовании процессов самопонимания и умений выражения психического состояния играет подготовка
творческих работ на заданную тему. Чаще всего они имеют форму сочинений-миниатюр. В качестве примера может выступать следующее задание из раздела «Проблема выражения психического состояния в психологическом консультировании, психотерапии и психокоррекции»: «Напишите сочинение на тему: «Что мне мешает быть искренним с людьми в общении?», «Какие основные барьеры самораскрытия и самовыражения вы могли бы назвать?».
На сегодняшний день мы продолжаем исследование проблемы выражения психического состояния человека по следующим направлениям: а) выражение и понимание психического состояния человека в общении; б)выражение психического состояния в различных жизненных ситуациях (например, в ситуации возникновения состояния влюбленности [7], в ситуациях удачи и неудачи [8]); в) влияние индивидуальных особенностей на выражение психического состояния человека и выбор способов выражения (эмоциональный интеллект, стратегии совладающего поведения, защитные механизмы и пр.); г) этнические особенности выражения психического состояния человека (на примере финно-угорских народов - эрзи и мокши).

Список литературы
1. Осипова, И.С. Вербальные способы выражения психического состояния в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И.С. Осипова. - Саранск, 2009. - 204 с.
2. Романов, К.М. Выражение психического состояния человека в общении / К.М. Романов, И.С. Осипова. - Саранск, 2008. - 120 с.
3. Цейтлин, С.Н. Способы выражения психического состояния субъекта в русском языке / С.Н. Цейтлин // Русский язык за рубежом. - 1980. - № 2. - С. 84 - 87.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 108 с.
5. Романова, О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / О.Н. Романова. - Казань, 2003. - 203 с.
6. Зинченко, В.П. О душе и ее воспитании / В.П. Зинченко / / Развитие личности. - 2002. - № 1. - С. 54 - 83.
7. Осипова, И.С. Подготовительная стадия выражения психического состояния в ситуации признания в любви / И.С. Осипова, Ю.Е. Крылова, Е.Е. Зайкина / / Личность. Индивидуальность. Субъект: материалы Всероссийской студенческой науч. конф. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - С. 51 - 53.
8. Осипова, И.С. Вербальные способы выражения психического состояния субъекта в ситуациях удачи и неудачи / И.С. Осипова, К.М. Романов // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. - С. 192 - 194.
Осипова Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева».

Источник: Наскевич Алла Юрьевна - магистр психологии, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ им. Я. Купалы.
Актуальные проблемы психологии общения : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л.М. Даукша (гл. ред.) [и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2011. - 159 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.