Эмоции и психические состояния личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Психологическая структура эмоций и их классификация

Эмоции (от франц. emotion - чувство) - процесс импульсивной регуляции индивидом своего поведения, основанный на чувственном отражении внешних воздействий и их значении для жизнедеятельности.
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение человека в различных ситуациях, а также служат механизмом регуляции деятельности.

Эмоции и чувства связаны с различными функциональными состояниями головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. Они сопровождаются целым рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сердечных сокращений, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов. Сердце не зря считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают также прекращение слюноотделения, угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности и др.
Психологические теории эмоций
Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, - это рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Согласно психоорганической теории эмоций У. Джемса и К. Ланге, соответствующие телесные изменения, отражаясь в голове человека через систему обратных связей, порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем возникает сама эмоция. Согласно Джемсу, «мы печальны, потому что плачем; боимся, потому что дрожим: радуемся, потому что смеемся». Таким образом, периферические органические изменения, которые всегда рассматривались как следствие эмоций, стали причиной.
У. Кеннон одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.
Согласно теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Советский физиолог П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = Г (П, (Ин-Ис, ...)),
где Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности удовлетворения данной потребности ; Ин - информация о средствах, теоретически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым, сила и качество возникшей эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Классификация эмоций
По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний:
- стенические - переживания, повышающие активность личности,
- астенические - переживания, снижающие активность личности.
В зависимости от модальности К. Изардом были выделены 10 фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение радость удивление горе-страдание гнев-ярость отвращение-омерзение презрение-пренебрежение страх-ужас стыд-застенчивость вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным.
Понятие чувств
Чувства - это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к потребностям личности.
В онтогенезе чувства появляются позднее, чем базовые ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания, воздействия семьи, школы и др.
В отличие от эмоций, чувства определяются как явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило название амбивалентности чувств.
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются: это интеллектуальные (познавательные), моральные (нравственные), эстетические и практические чувства.
Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.
Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, стране, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, дружбы, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости; чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.
Источником моральных чувств является общественное бытие. Они порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Это форма эстетического отражения через красоту и уродство, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.д. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, других людей испытывает различный спектр эмоций, диапазон которых достаточно широк.
Практические чувства связаны с трудом, учением, спортом. К ним относятся чувство радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм, приятная усталость.
По степени обобщенности чувства могут быть подразделены следующим образом: конкретные (к ребенку, произведению искусства); обобщенные (к детям вообще, к музыке); абстрактные (чувство справедливости, чувство трагического и т.п.).
По мере формирования личности чувства организуются в иерархическую структуру, в которой одни занимают ведущее положение, а другие являются подчиненными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются мировоззренческие установки, т. е. важнейшие характеристики его личности.

Вопросы и задания для самопроверки:
1. Из каких компонентов состоит эмоциональная сфера психики?
2. Поясните разницу между стеническими и астеническими формами эмоциональных переживаний. Приведите примеры.
3. Выполните «Тест эмоционального интеллекта EQ Холла».

 

2. Формы эмоционального реагирования

Эмоции проявляются в виде эмоциональных состояния и эмоциональных переживаний. К основным эмоциональным состояниям относят:
1. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности человека и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля за своими действиями.
Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных ситуаций. Сильные аффекты захватывают все сознание, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных - ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие или раскаяние в содеянном.
2. Собственно эмоции - более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, выражают оценочное отношение человека к имеющейся или возможной ситуации, к своей деятельности и действиям.
3. Чувство - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений личности. Чувства обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и правилами общества
4. Настроение - устойчивое и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние человека. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, приподнятое, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека и выражается во всех его проявлениях.
5. Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единственную цель (другого человека, творчество и даже конкретный предмет). То, что не связано с доминирующей страстью, представляется второстепенным, незначимым.
6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания психоэмоциональных состояний человека.
Слабые воздействия среды не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит ресурсные возможности организма. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности личности.
Основатель учения о стрессе Г.Селье описал стадии развития стресса:
1) реакцию тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы организма;
2) стадию сопротивления - полную психофизиологическую адаптацию организма к стрессу,
3) стадию истощения, возникающую в случае, если фактор стресса силен и воздействует на человека продолжительное время.
Различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции, то дистресс - есть результат чрезмерного напряжения, наступающий при исчерпании адаптационных резервов и оказывающий деструктивное действие на организм.
7. Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio - «обман», «расстройство»). Фрустрацион- ное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на пути к цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, гневом, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание личности.
Долгое время в психологии существовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний - удовольствия или неудовольствия. В 19 веке Вильгельм Вундт выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются тремя качествами или «измерениями» - удовольствием или неудовольствием, возбуждением или успокоением и напряжением или разрешением (освобождением от напряжения).
Каждое из этих «измерений» присутствует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности, благодаря чему получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите основные формы эмоциональных состояний.
2. Опишите эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и физиологические признаки стресса.
3. Выполните «Тест, определяющий вероятность развития стресса» (по Т. А. Немчину и Тейлору).


3. Понятие о психических состояниях


Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в данный момент. Психическое состояние - это сложное и многообразное, стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность индивида в сложившейся ситуации и конкретный промежуток времени.
Первый ученый древности, высказавший идею о состояниях души и их отклонении от нормы, был великий философ и врач Г иппократ. Он полагал, что патологический процесс (в том числе патологические состояния психики) - это защитная реакция, которая имеет целью восстановление функции, возврат ее к прежнему, нормальному состоянию и к восстановлению организмом утраченного равновесия.
Современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект. Это понятие используется для условного выделения в психике достаточно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида.
В структуру психических состояний входят множество компонентов, которые:
на физиологическом уровне проявляются в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
в моторной сфере обнаруживаются в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
в эмоциональной сфере проявляются в положительных или отрицательных переживаниях;
в когнитивной сфере определяют тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т. п.;
на поведенческом уровне от них зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т. п.;
на коммуникативном уровне влияет на характер общения с другими людьми, способность ставить адекватные цели и достигать их.
Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния подразделяются:
• на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность;
• состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
• конфликтные психические состояния.
К устойчивым личностным состояниям относят:
• оптимальные и кризисные состояния;
• пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
• психические состояния нарушенного сознания.
Самое базовое психическое состояние - бодрость - представляет собой состояние оптимальной ясности сознания, способности человека к сознательной деятельности. Организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью.
Психическая нагрузка в течение продолжительного времени приводит к состоянию утомления - временному снижению работоспособности вследствие истощения психических ресурсов. Резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере.
Состояние психического напряжения - это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений личности в сложных условиях деятельности. При адаптации происходят комплексные физиологические и психические реакции. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной подготовленности к ее преодолению психическая деятельность индивида может быть дезорганизована либо предельно мобилизована на достижение адаптивного результата.
В некоторых случаях ситуативные или внутриличностные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности. На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается перестроенной упорядоченностью, а иногда псевдоупорядоченностью: социальным отчуждением, уходом в мир грез, пристрастием к алкоголю и др.
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния и др.
Для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить критерии нормы:
1) адекватность поведенческих реакций внешним воздействиям;
2) детерминированность поведения, согласованность целей, мотивов и способов поведения;
3) соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
4) оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.
Все пограничные состояния являются отклоняющимися, они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции. При этом интеллект человека в основном сохраняется, но оказываются нарушенными отдельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующему.
1. Быстрая и частая смена настроений, недостаточность психической энергии индивида, повышенная нервно-психическая истощаемость, слабость нервной системы.
2. Ригидность нервно-психических процессов, обусловливающих замкнутость индивида, уход от социальных контактов, гипертрофия одиночества, отверженности и др.
3. Повышенная реактивность, возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтам.
4. Излишняя конформность, слабохарактерность, интеллектуальная ограниченность, некритичность мышления и др.
Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты могут вызвать у человека состояние депрессии (от лат. depressio - подавление). Это отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность своего существования. Резко снижается самооценка. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация сознания и деперсонализация личности. Состояние депрессии характеризуется не только личностными изменениями, но и соматическими. Проявляется выраженное нарушение сна и аппетита, ослабление памяти, внимания, утрата волевой саморегуляции; наблюдаются изменения в работе различных систем организма (сердечной, эндокринной, пищеварительной и др.).
Психическое состояние человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Определите принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний.
2. Назовите общефункциональные состояния психической активности. Опишите их.
3. Выполните тест «Самооценка психических состояний» (по Г.Айзенку).


4. Психологические защиты


Данный термин был впервые введён З. Фрейдом в 1894 году и был использован для описания борьбы «Я» против болезненных или непереносимых мыслей и аффектов. Позднее термин был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.
Широкое распространение в современных исследованиях получила точка зрения, согласно которой существует большое число защитных механизмов, обеспечивающих индивиду избавление от тревоги за счет искажения или отказа от реальности.
Наиболее часто встречаются следующие механизмы психологической защиты:
1. Вытеснение. Данный механизм был описан еще З. Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств и некоторых психосоматических заболеваний. Вытеснение - механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (мысли, желания, чувства), вызывающие напряжение, становятся бессознательными. Эти подавленные импульсы, не находя разрешения в поведении, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации человеком не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.
2. Отрицание - механизм психологической защиты, который заключается в отрицании либо в отсутствии восприятия какого-то психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению (как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений). Отрицание реализуется при различных внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности.
3. Реактивные образования - это замена «Эго» - неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или чрезмерная заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости и эмоционального безразличия.
4. Регрессия - возврат на более раннюю стадию развития, а также к более примитивным формам поведения или мышления. Например, истерические реакции типа сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, плаксивость, игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Как и реактивные образования, регрессия характеризует инфантильную и невротическую личность.
5. Идентификация - защита от какого-либо угрожающего объекта или субъекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого он боится, и тем самым заслужить любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом - другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и др.
6. Проекция. В основе данного механизма лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне и приписываются другим людям. Всем известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления и поведение. Проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-то за собственные недостатки или промахи.
7. Изоляция - отделение события от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенной проблемой и ее эмоциональным переживанием в сознании не наступает. Происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо ситуации, излишнее погружение в которую способно привести к развитию невротической симптоматики (увеличить тревожность, беспокойство, подавленность и др.).
8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций (обычно враждебности и гнева), направленных на более слабых, беззащитных: детей, животных либо подчиненных. Распространенный пример - ребенок, который, после того, как его наказали родители, бьет свою младшую сестру или ломает ее игрушки.
9. Рационализация - псевдоразумное объяснение индивидом своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой неправильное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая психику от травмирующих переживаний.
10. Сублимация - психологическая защита посредством десексуали- зации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм - в дружбе, эксгибиционизм - в привычке носить яркую одежду. Сублимация рассматривается как вполне здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, так она позволяет «Эго» изменить цель или объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми.
11. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов для устранения эмоциональных переживаний. Интеллектуализация представляет собой уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций (вместо реального переживания чувства любви - длительные и пространные рассуждения на тему любви).
12. Компенсация. Этот механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта и нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Компенсация может быть социально приемлемой (например, слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью).
13. Соматизация, или «бегство в болезнь», представляет собой трансформацию психического напряжения в физический дискомфорт, недомогание или заболевание. Проявления соматизации весьма разнообразны. Один из вариантов основан на врожденной повышенной восприимчивости к потоку ощущений от органов чувств или внутренних органов, а также ее модификацию - «сенсорную изоляцию» как способ непринятия действительности. Другой вариант соматизации - приобретенный в раннем детстве навык установления отношений с близкими на основе болезни. Соматизация может проявляться в трансформации тяжелого эмоционального переживания в страдание физическое, когда телесная боль позволяет заглушить душевную - переживание горя либо утраты.
Отличительные черты механизмов психологических защит:
1. Отрицание или искажение реальности.
2. Действие на бессознательном уровне.
Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности. Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Дайте определение термину «Психологическая защита».
2. Каким образом соотносятся процессы рационализации и интеллектуализации? Какие изменения в системе «восприятие-сознание» происходят как результат работы каждого из них?
3. Выполните тест «Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)».


5. Взаимосвязь психических состояний и поведения

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности индивида за определенный период времени. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и поведенческое.
В действительности, на поведение человека оказывают влияние и его познавательные процессы, и его личностные особенности, и его состояния. Эмоции же, представляя собой основную группу психических состояний человека, связаны как с познавательными процессами, так и с личностными свойствами. Следовательно, эмоции могут и непосредственно, и опосредствованно оказывать влияние на поведение человека. Об этом говорят определяющие функции эмоций: мотивационная и регуляционная.
С эмоциями в основном связана бессознательная регуляция человеческого поведения. Даже в случае, если человек осознает свои эмоции и отчетливо воспринимает тот факт, что они оказывают влияние на его поведение, он зачастую не в состоянии избавиться от такого влияния. Это имеет место при всех эмоциональных переживаниях, в особенности таких сильных, как страсть, аффекты, стрессы. Сильные эмоции могут полностью овладевать поведением человека и контролировать его помимо сознания и воли.
Фрустрация как эмоциональное состояние возникает всякий раз, когда физическое, социальное или воображаемое препятствие мешает достижению цели или удовлетворению потребности. Причины, вызывающие фрустрацию, могут быть различными: лишения, утрата, конфликт.
Поведение индивида в состоянии фрустрации характеризуется чаще всего следующими реакциями.
1) Агрессивность - самый распространенный тип реакции. Агрессия, по сути, является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект, выступающий в виде замещения. Часто способствуют возникновению фрустрации обвинения, несправедливость, выговоры и саркастические замечания, длительное ожидание, грубое обращение и др. Реакцией в виде агрессии может быть словесное оскорбление, отпор, физические нападки на человека или объект.
2) Отступление и уход - в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим или психологическим (признание человеком своей неправоты). Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются: сублимация, регрессия, фантазирование, рационализация.
Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей личности. Различают внешнюю и внутреннюю депривацию. Г оворя о депривации, имеется в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - это наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации: сенсорную, двигательную, социальную, родительскую и другие.
Агрессия. В наиболее широком понимании агрессия - один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности. Рассматривая агрессивность как состояние, важно знать механизмы его регуляции, выделяя познавательный, мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.
Очень часто на всех этапах агрессивного состояния индивид переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда эмоциональная сторона агрессии характеризуется только гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях - чувства своей силы, уверенности. Бывает, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.
Реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Совесть воздействует на агрессивную мотивацию до совершения поступка. П.Я. Гальперин отмечал, что моральная оценка, производящаяся до совершения поступка, означает задержку импульсивного побуждения и, следовательно, возможность его «запрещения». Чувство вины корректирует поведение после совершения поступка; оно связано с ожиданием наказания за содеянное, сопровождается страхом и повышением тревожности.
Стресс можно определить как целостную реакцию живого организмы на экстремальное воздействие. Состояние стресса наблюдается как у животных, так и у человека, хотя в последнем случае оно имеет свою специфику: у человека он связан не только с биологическими, но и с психологическими факторами. Экстремальные воздействия, которые могут способствовать возникновению стресса, принято называть стрессорами. К внешним стрессорам можно отнести стихийные бедствия, потерю близкого человека, получение негативной информации, резкое изменение окружающей обстановки и др. К внутренним стрессорам относятся изменения в функционировании внутренних органов (боль), навязчивые мысли, тягостные воспоминания, предчувствия. Ганс Селье указывал на то, что стресс связан с любыми обстоятельствами, сила которых превышает адаптационные возможности человека.
Независимо от своих характеристик, экстремальное воздействие является лишь потенциальной причиной стресса. Важным является само оценивание его как неприятного, нейтрального или приятного, а также оценка собственных возможностей адекватной реакции. Если стрессор рассматривается как вызов, испытание на прочность, то это может улучшать показатели сопротивляемости организма, повышать уровень активности, вызывать положительные эмоции. Если же он оценивается как угроза, то это вызывает негативные эмоции, что может повлечь отрицательные последствия для здоровья.
Помимо физиологической и эмоциональной реакции, стресс выражается и в изменении поведения. Поведенческий ответ на воздействие стрессора принято называть копинг-поведением (от английского глагола to cope - справляться) или же совладающим поведением. Это поведение определяется стремлением человека преодолеть сложившуюся ситуацию. Различают копинг-поведение, сфокусированное на проблеме, подразумевающее попытки изменить существующее положение вещей, и копинг-поведение, сфокусированное на негативных эмоциях, сопровождающих стресс. В зависимости от типа ситуации и от того, насколько она поддается изменению, оптимальной является либо первая, либо вторая разновидность реакции.
Люди по-разному справляются со стрессом. Уязвимым является человек, физически или психологически ослабленный, страдающий каким- либо заболеванием, находящийся в плохой физической форме, одинокий, ранее не сталкивавшийся с данной ситуацией. В то же время некоторые люди в большей степени защищены от негативных воздействий. К числу факторов, ослабляющих влияние стресса и формирующих адекватное поведение, относят: наличие дружеских и близких связей с другими людьми, любимого дела, хорошее состояние здоровья, юмор и др.


Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Обоснуйте многокомпонентность понятия «психическое состояние».
2. Определите факторы, влияющие на психическое состояние и поведение индивида в повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.
3. Каковы индивидуальные особенности реагирования людей на стресс (психологические защиты и копинг-стратегии)?
4. Назовите основные симптомы кризисного состояния личности.

6. Регуляция и саморегуляция психических состояний


В связи с тем, что некоторые психические состояния приводят к дезорганизации поведения и деятельности человека, необходимо эти состояния регулировать. Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (путем использования психорегулирующей тренировки, методов психотерапии, а также музыки, творчества и др.), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, самоприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции.
В ходе регуляции психических состояний решаются задачи:
1) сохранение имеющегося состояния;
2) перевод в иное состояние, соответствующее новым условиям;
3) возвращение в прежнее состояние.
Эффективность многих приемов регуляции эмоциональных состояний зависит от целого ряда факторов: частоты их использования, опыта специалиста, психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие, его веру в эффективность приемов терапии и др.
Использование психорегуляции позволяет:
• повышать психическую адаптацию к большим нагрузкам и монотонности работы, поддерживать высокий уровень мотивации; содействовать быстрому нервному восстановлению;
• нейтрализовать отрицательные последствия воздействия на психику человека, перенесшего травму или потерпевшего неудачу в достижении значимой цели;
• снять тревожность, мобилизовать усилия, поднять эмоциональный тонус, настроить на выполнение программы деятельности.
Перед любым регулирующим воздействием важно учитывать, в каком состоянии находится человек или его отдельная функциональная система. В противном случае оказываемое воздействие может привести к обратному эффекту. Успешной регуляции состояний (особенно функциональных) способствует обратная связь, сообщающая об изменении физиологических и психологических параметров личности в процессе регуляции.
Методы регуляции делятся на две группы: внешние и внутренние (саморегуляция).
Имеется много эффективных внешних методов регуляции: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, цветотерапия, физические средства (массаж, гидропроцедуры, акупунктура) и др.
Внешнее внушение - это психическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента). При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без доказательств. В этом случае он
ориентируется не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, т. е. на суггестора.
Слово «гипноз» появилось лишь в середине XIX в., хотя свидетельства о гипнотических состояниях психики появились еще на заре человеческой цивилизации. Гипноз широко использовался служителями религиозных культов. Необычность данного способа регуляции эмоций человека состоит в том, что гипноз сам по себе является состоянием.
Использование музыки для регуляции эмоций также широко распространено еще с древних времен. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки (ритма, тональности) показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают подавляющий, «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие ритмы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции.
Использование цвета для регуляции состояний. Различные цвета по- разному воздействуют на психическое и функциональное состояние человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатического отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказывают трофотропный эффект, т. е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела.
Библиотерапия как средство регуляции состояний была предложена В.М. Бехтеревым. Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становясь как бы соучастником описываемых событий и сопереживая героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли.
Физические средства регуляции состояний
Массаж. Он применяется как средство ускорения восстановления работоспособности мышц после физической нагрузки, так и как способ регуляции психического состояния.
Гидропроцедуры. Применение теплого душа, ванны, расслабление в специальных бассейнах, саунах или просто в парной бане уменьшает возбуждение центральной нервной системы и способствует снятию мышечного напряжения.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: самовнушение, аутогенная тренировка, релаксационная тренировка, реактивная релаксация, десенсибилизация, медитация и др.
Первая система приемов самовнушения была сформирована еще в древности. Интерес к возможностям самовнушения в Европе начал возрастать под влиянием психотерапии. Уже в начале XX века В.М. Бехтерев ввел в клиническую практику элементы самогипноза.
В 1932 г. немецкий психотерапевт Иоганн Шультц разработал активный метод психотерапии, получивший широкую известность под названием аутогенной тренировки. В основу своей методики Шультц положил:
1) европейскую систему самовнушения;
2) древнеиндийскую систему йогов;
3) гипнотическое состояние.
Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц.
А.В. Алексеевым была создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела. В ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. Терапевтической основой данного метода является концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.
Изменение направленности сознания. Варианты данного способа саморегуляции разнообразны. Отключение либо отвлечение состоит в умении абстрагироваться от отрицательных обстоятельств. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело.
Снятию у себя самого эмоционального напряжения способствуют:
• получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
• разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи;
• откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это сейчас;
• письменное изложение ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение (письмо, запись в дневнике).
Цель медитации - овладение собственным вниманием и контролем над ним с целью концентрации на выбранном предмете для предотвращения психического напряжения. Медитация позволяет контролировать частоту сердцебиений, снижать электрическую активность кожи; она снижает артериальное давление, устраняет болевые ощущения, улучшает сон.
Одним из средств регуляции состояний традиционно является трудотерапия - выполнение какой-либо деятельности, которая отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и переживаний.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Назовите внешние и внутренние способы воздействия на психику с целью регулирования эмоционального состояния.
2. Определите механизмы, обеспечивающие успешность адаптации психики к стрессовому воздействию.
3. Назовите способы самоконтроля эмоциональных состояний.

Тест Эмоции и психические состояния личности


Литература:
Основная
1. Немов, Р.С Психология. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С.Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688с.
2. Изард, К.Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions / К.Э. Изард; пер. с англ. А. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.: ил.
3. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 751 с.


Дополнительная
1. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. - М.: Канон, 1994. - 320 с.
2. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 752 с.
3. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч.Дарвин. СПб.: Питер, 2001. - 365 с.
4. Психологический словарь / Ред. Зинченко В.П. - М.: Педагогика- Пресс, 2006. - 465с.

Начало Введение в курс «Основы психологии и педагогики»

Источник: Основы психологии и педагогики: конспект лекций. Часть 1 / А.Л. Церковский, С.А. Петрович. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 74 с. Предназначено для студентов медицинского университета.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.