На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Конструктивное преодоление конфликтов - Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
Конструктивное преодоление конфликтов - Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Конструктивное преодоление конфликтов
Конфликт. Конфликтогены
Методики разрешения конфликтных ситуаций
Техники понимающего и директивного общения
Агрессия и агрессивность. Технологии нейтрализации агрессивных проявлений
Самоконтроль усвоения темы. Приложение
Все страницы

 

АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Как говорилось ранее, одним из конфликтогенов является агрессивность как свойство личности. Агрессивное поведение зачастую приводит к возникновению конфликта, утяжеляет его течение и заставляет искать новые пути разрешения конфликтных ситуаций. Исходя из этого, разберем данный феномен подробнее.
В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в разных смыслах, например: любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Х. Дельгадо); проявление влечения к смерти (З. Фрейд); реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер); инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц) и т. д.
Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Мы остановимся на определении агрессии, которое дал А. А. Реан, предложивший развести понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников предлагают выделить также агрессивное поведение.
Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агрессией и агрессивностью) включает:
1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность);
2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть;
3) агрессивные действия и насилие.
Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения. К. Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, активно эксплуатирует человеческие чувства, паразитирует на человеческом интеллекте и многократно усиливается использованием оружия.
Агрессивное поведение формируется в семье по трем механизмам:
1) подражание и идентификация с агрессором;
2) защитная реакция в случае агрессии со стороны;
3) протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.
Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.
На практике для определения меры ответственности и вида наказания различают патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Патологическая форма связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, приводящих к неадекватным реакциям на фоне снижения способности осознавать и контролировать свои действия. Выделяют общие критерии патологической формы агрессивного поведения:
– агрессивное поведение не адекватно ситуации;
– оно чрезмерно выражено (носит характер брутальных действий);
– оно представляет реальную опасность для самой личности или окружающих людей;
– оно необычно, вычурно;
– личность не способна осознавать собственные действия и адекватно оценивать происходящее;
– существенно снижена способность волевого контроля действий;
– агрессивное поведение не вызывает переживаний или вызывает положительные чувства.

Ассертивное поведение — это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других (от англ. assert — отстаивать права, быть напористым; утверждать, доказывать, защищать).


БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ


Роль хромосом в агрессии. Вызывает интерес роль Y-хромосомы в отношении агрессии из-за более высокого уровня агрессии у мужчин и того факта, что гены Y-хромосомы ответственны за продукцию тестостерона. Мужчины с аномальным набором половых хромосом послужили причиной возникновения гипотезы, что лица мужского пола с хромосомным комплексом типа XYY (синдром XYY-трисомия по половой хромосоме) могут быть более агрессивными. Это предположение строится на основании небольшого относительного преобладания мужчин с таким хромосомным комплексом в тюрьмах.
Нейроанатомические основы агрессивного поведения. В головном мозге формируется поведение, в том числе и агрессивное. В формировании агрессивного поведения задействованы различные системы головного мозга — от сенсорного восприятия стимулов, провоцирующих агрессию, до адекватной (или неадекватной) двигательной реакции. Мозговые механизмы необходимы для того, чтобы распознать у других людей социальные стимулы, вызывающие агрессию, определить контекст, в котором это происходит, организовать двигательные и эндокринные реакции, а также деятельность вегетативной нервной системы, что характерно для типичных агрессивных действий и для учета опыта агрессивного противостояния. Внутривидовые агрессивные реакции зависят от восприятия и обработки сложных социальных стимулов, которые воспринимаются зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной сенсорными системами. Таким образом, нерационально устанавливать очень четкие границы мозговых систем, участвующих в формировании агрессии; понятно, что многие отделы головного мозга (миндалина, гипоталамус, перегородка, вентральная зона стриатума, гиппокамп, лобный неокортекс) участвуют в этой сложной форме поведения. В рамках этих процессов прошлый опыт, состояние человека и социальный контекст влияют на то, как человек воспринимает поступающие стимулы и как реагирует на них.
Биологические теории:
1. Антропологическая (К. Ломброзо): агрессивность — врожденное, передающееся по наследству свойство (особое строение черепа, преступники родители — преступники дети).
2. Теория инстинкта (К. Лоренц): агрессия как один из основных инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции (защита имущества, территории, инстинкт охотника, инстинкт размножения).
Психологические теории:
1. Теория фрустрации (Д. Доллард): агрессия как ответная реакция на неразрешимую проблему или противоречие (проигрыш на соревнованиях, неудачи в учении, ожидание неуспеха, соперничество с более сильными)
2. Теория развития (А. Бандура, Д. Уолтерс): агрессивность — качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса (кризисы 3, 6–7, 14–15 лет; конфликтное поведение подростков, лавирование между «запрещено» и «разрешено»).
3. Теория влечения (З. Фрейд): агрессивность как отражение и результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве (развод родителей, потеря близкого человека, пережитое насилие).
Социологические теории:
1. Теория социального научения (А. Бандура): агрессия и насилие формируются под влиянием агрессивного социального окружения, отрицательных образцов поведения (агрессивные родители, насилие в СМИ, общественная пропаганда).
2. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон): агрессия индивида рассматривается в рамках общественных изменений, катаклизмов, вследствие которых ослабляются механизмы государственного контроля над поведением отдельных индивидов (конфликты поколений, революции).
3. Теория субкультур (С. Ламнек): ценности и нормы группы, банды в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам (молодежное движение протеста, уголовная субкультура).
4. Теория индивидуализации (А. Адлер): модернизация и усложнение общественных отношений порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграции (безработица вследствие компьютерной модернизации, дифференциация на бедных и богатых).
5. Ролевая теория (Д. Майерс): агрессия мужчины в семье как специфика полоролевых отношений в обществе (мужчина — «мачо», защитник и покровитель; насилие — мужской феномен).
6. Теория деятельности (Р. Додж, С. Крик): агрессия используется как инструмент достижения цели, профессионального статуса (агрессивная реклама, избирательная компания).
7. Теория стигматизации (Т. Шефф): приклеивание отрицательных ярлыков определенным индивидам, группам (по прошествии определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем — «клоун», «хулиган»).

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИИ

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной цели. Люди, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели имеют высокий интеллект и коммуникативные, организаторские способности.
Враждебная агрессия — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве. Люди, обладающие враждебной деструктивностью имеют низкий интеллект или психическое расстройство.
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица (толчки, драки, укусы, подножки).
Вербальная агрессия — выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
Косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злые шутки, ирония, сарказм, сплетни, распускание слухов); обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии.
Деструктивная агрессия — не просто злобное и враждебное поведение, а желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Деструктивная агрессия генерируется и активизируется в результате сильных, длительных и неприятных переживаний.
Позитивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата (освобождает от страха, помогает отстаивать cвои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации).
Гетероагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение окружающим вреда в психической и физической сферах (убийства, нанесение побоев, угрозы).
Аутоагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в психической и физической сферах (самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания).
Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт).
Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

СВОЙСТВА АГРЕССИИ

Цель агрессии: причинение боли жертве, ее страдания; месть за перенесенное страдание; причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения); защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания.
Характеристики агрессии:
1) направленность (на внешние объекты — людей или предметы; на себя — тело или личность);
2) формы проявления (конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы, деструктивные фантазии, уход от контактов, бездействие);
3) интенсивность.
Можно выделить пять уровней интенсивности агрессии:
– 0-й уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;
– 1-й уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях, адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, отсутствие деструктивности;
– 2-й уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей, неадекватное использование агрессии в критических ситуациях, небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;
– 3-й уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу, выраженная степень деструкции;
– 4-й уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим, поведение неадекватно ситуации и представляет высокую угрозу для жизни окружающих.
На появление и потенцирование агрессии влияют многие факторы, в том числе возраст, пол, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия развития личности.
Возрастной фактор. В младенческом возрасте агрессия может проявляться в форме отказа от еды, резкого плача, отказа от контакта с окружающими. Для дошкольного периода характерны упрямство, кусание, щипание, разрушение игрушек и предметов обихода, драки. В младшем

школьном возрасте агрессия приобретает форму ругательств, словесных оскорблений, насмешек, жестокого обращения с животными, издевательств над младшими. Подростки склонны направлять свою агрессию на взрослых, на аутсайдеров. Их агрессия связана с групповой динамикой и достигает высокой степени жестокости.
Половой (гендерный) фактор. Мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины — косвенной и вербальной.
Индивидуальный фактор. К индивидуальным особенностям относятся подозрительность, раздражительность, склонность к предрассудкам, склонность испытывать чувство стыда вместо вины, экстернальность (склонность возлагать ответственность за происходящее на других людей), убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином судеб и имеет положительное отношение к агрессии.
Внешние физические условия. К ним могут относиться шум, теснота, жара, метеоусловия, экологические проблемы.
Социальные условия развития личности. Это влияние СМИ, семейные факторы.

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ

Особенности семей, которые с большей вероятностью приводят к детско-подростковой агрессии:
1) физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку;
2) жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, грубость, оскорбления, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной активности);
3) фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (недостаточно заботливая, холодная мать, суровый отец);
4) фрустрация других базовых потребностей ребенка;
5) хронические конфликты в семье;
6) острая травма или утрата с фиксацией на травматических событиях (смерть родителя, болезнь, развод);
7) слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и ребенка;
8) негативное влияние сиблингов (неприятие, жестокость со стороны братьев или сестер);
9) личностные особенности родителей (психические заболевания у родителей, раздражительная мать, жестокий психопатичный отец);
10) несогласованность требований к ребенку, вследствие чего не возникает четкого понимания норм поведения;
11) гиперпротекция (повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное количество указаний);
12) научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрирующим власть или агрессивное поведение (избиение матери отцом);
13) скученность проживания, невозможность уединиться, побыть одному;
14) недостаток стимулов, скука.
Переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Агрессивное поведение закрепляется.
Признаки агрессивности: упрямство; постоянные возражения; отказ даже от легких поручений; драчливость; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; длительная подавленность, раздраженность; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять других; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка; жестокое обращение с животными.
Причины возникновения детской агрессивности:
1) заболевание ЦНС (эпилепсия, шизофрения);
2) агрессивность как средство психологической защиты (защита от сознательного или бессознательного неприятия детей родителями или другими членами семьи, и тогда агрессивность служит проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения — отсутствия «базового доверия к миру»);
3) агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания (неприятие детей родителями, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к ребенку, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, разрушение эмоциональных связей в семье, запрет на физическую активность, отказ в праве на личную свободу);
4) нарушенная исследовательская активность ребенка.
Иногда ошибочно за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет.


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ
Методы диагностики агрессивности, агрессивных проявлений:
1) фрейбургская анкета агрессивности;
2) методика диагностики агрессивности А. Ассингера;
3) методика диагностики враждебности, цинизма, агрессивности Кука–Медлей (см. прил.);
4) методика диагностики агрессивных проявлений А. Басса и А. Дарки;
5) тест «Несуществующее животное»;
6) тест «Руки»;
7) тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (Методика изучения фрустрационных реакций).
Агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Она может замещаться (сублимироваться) в различных социально-полезных формах деятельности — учебе, спорте, лидерстве, бизнесе и т. д. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды). Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например культовых фигур или национальных героев. Идентифицируясь с ними, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на позитивные цели. В связи с этим приобрело актуальность обучение молодого поколения ассертивному поведению в форме свободного самовыражения и защиты собственных интересов без насилия или причинения иного ущерба окружающим людям.


ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Выделяют следующие технологии нейтрализации агрессивных проявлений:
– игнорирование незначительной агрессии;
– акцентирование внимания на поведении, а не на личности;
– контролирование собственных негативных эмоций;
– снятие напряжения ситуации (типичные ошибки: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти; агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки; передразнивание; крик, негодование; настаивание на своей правоте; втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему; нотации, проповеди; команды, жесткие требования, давление) — выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
– тайм-аут (предоставление возможности успокоиться наедине);
– использование юмора;
– внушение спокойствия невербальными средствами;
– признание чувств и интересов собеседника;
– апелляция к правилам;
– обсуждение агрессивного поведения (когда обе стороны успокоятся);
– сохранение положительной репутации обидчика (самоуважение);
– демонстрирование модели неагрессивного поведения.

Способы психологической коррекции непатологической формы агрессивного поведения:
1) через игру;
2) изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу;
3) творческое самовыражение (занятие музыкой, рисованием и т. д.);
4) сублимирование агрессии в социально одобряемой деятельности;
5) участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;
6) поведенческие методы.
Методы психотерапии патологической формы агрессивного поведения:
– индивидуальная личностно-ориентированная терапия;
– групповая личностно-ориентированная терапия;
– поведенческая терапия;
– проблемно-ориентированный тренинг;
– семейная терапия;
– ориентированная на окружение терапия.
Несмотря на то, что взаимоотношениям с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Помните о том, что «мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково» (Высказывание Константина Мелихана.).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.