На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Исследование агрессивности у подростков
Исследование агрессивности у подростков
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

Кузнецова С.О., Ениколопов С.Н., Абрамова А.А. ФГБНУ «Научный Центр Психического Здоровья» (г. Москва, Россия)
На сегодняшний день проблема агрессивности, враждебности и их проявлений в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается большим количеством исследований в различных областях науки и практики. Как известно, в подростковом возрасте естественным является стремление к проявлению взрослости, развитие самосознание и самооценки. При отсутствии адекватных условий для реализации своего потенциала процесс самоутверждения может проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к различным девиациям, возникает опасность выбора агрессивной линии поведения.

Проведенное нами исследование, направленное на изучение взаимосвязи проявлений агрессивности с типом социализации у подростков, на материале учащихся (125 человек в возрасте 13-14 лет) общеобразовательной школы №1218 и кадетского корпуса №2 города Москвы, показало, что средние показатели агрессивности и враждебности подростков общеобразовательных школ ниже, по сравнению с аналогичными показателями кадетов. Так, подростки-кадеты в большей степени склонны приписывать нейтральным объектам и ситуациям негативные качества.
Агрессивность же подростков-кадетов имеет деструктивную тенденцию, которая сопровождается личностной враждебностью и мешает социальной адаптации, а агрессивность подростков-школьников характеризуется как конструктивно направленная. При сопоставлении форм агрессивности и враждебности подростков-кадетов и школьников нами были получены статистически значимые различия (p<0,01). Так, у подростков-кадетов преобладает физическая агрессия, а также отмечаются достаточно высокие показатели по шкалам: раздражение, вербальная агрессия и подозрительность. То есть, в ситуациях межличностного взаимодействия для них характерно применение физической силы и использование словесных угроз. При этом у подростков-школьников доминируют показатели вербальной и косвенной агрессии, тогда как значения физической агрессии значительно ниже, чем у кадетов. По шкале демонстративности средние показатели у кадетов выше, чем у школьников, что объясняется спецификой кадетского воспитания в атмосфере доблести и уважения к своей родине, участием в показательных выступлениях и парадах. Желание подростков-кадетов показать себя с лучшей стороны позволяет им завоевать авторитет в своей референтной группе. Кроме этого, однородный по полу состав коллектива усиливает конкуренцию и требует постоянных доказательств своих притязаний на право лидерства. В группе подростков-кадетов отмечаются также высокие показатели безличной активности, по сравнению со школьниками, причиной тому служат особенности воспитания, так как у кадетов сфера проявления активности ограничена и определяется заданными, заранее оговоренными рамками и внутренними порядками кадетского корпуса. Вследствие этого активность, которая должна направляться на людей, выражается в деятельности и совместных занятиях, то есть в безличной форме. Следует отметить, что у подростков-кадетов также преобладают реакции с фиксацией на самозащите (защита себя, своего «Я») и резкое агрессивное порицание кого-то другого. При этом у подростков-школьников отмечаются реакции с «фиксацией на удовлетворении потребности», они не склонны к резким, обобщенно-агрессивным ответам деструктивного характера, у них значительно менее выражены самозащитные личностные реакции.
Таким образом, нами была установлена корреляционная связь между особенностями проявления агрессивности у подростков и той социальной средой, в которой они воспитываются. Следует отметить, что проблема выявления факторов и причин формирования девиантного поведения в подростковом возрасте остается актуальной и требует дополнительных исследований.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.