На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель. Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликт­ности и агрессивности.
Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса.
(см. табл. 43) в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет").

Тестовый материал.

 

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.
  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
  9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  10. Мнение, что "нападение — лучшая защита", правильное.
  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  16. Я верю в честность намерений большинства людей.
  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.
  20. Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
  22. Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.
  23. Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.
  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно.
  25. Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.
  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
  27. При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
  28. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  29. Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми.
  30. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
  31. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
  32. Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.
  33. Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.
  34. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  35. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
  36. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет.
  37. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
  38. Я стараюсь избегать обострения отношений.
  39. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  40. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
  41. Я осуждаю недоверчивых людей.
  42. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
  43. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
  44. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.
  45. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.
  46. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  47. Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.
  48. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
  49. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
  50. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
  51. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им "рта не даю открыть".
  52. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
  53. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
  54. В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину".
  55. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
  56. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.
  57. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
  58. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
  59. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
  60. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  61. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
  62. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
  63. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
  64. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
  65. Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.
  66. Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.
  67. При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
  68. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
  69. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая.
  70. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
  71. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
  72. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
  73. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
  74. Обычно меня трудно вывести из себя.
  75. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
  76. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
  77. Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
  78. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
  79. Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.
  80. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
  81. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Обработка результатов. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы ("да", "нет") заносили в карту опроса (см. табл. 44).

Таблица 44
Карта опроса

№№

Да

Нет

№№

Да

Нет

№№

Да

Нет

№№

Да

Нет

1

 

 

21

 

 

41

 

 

61

 

 

2

 

 

22

 

 

42

 

 

62

 

 

3

 

 

23

 

 

43

 

 

63

 

 

4

 

 

24

 

 

44

 

 

64

 

 

5

 

 

25

 

 

45

 

 

65

 

 

6

 

 

26

 

 

4

 

 

66

 

 

7

 

 

27

 

 

47

 

 

67

 

 

8

 

 

28

 

 

48

 

 

68

 

 

9

 

 

29

 

 

49

 

 

69

 

 

10

 

 

30

 

 

50

 

 

70

 

 

11

 

 

31

 

 

51

 

 

71

 

 

12

 

 

32

 

 

52

 

 

72

 

 

13

 

 

33

 

 

53

 

 

73

 

 

14

 

 

34

 

 

54

 

 

74

 

 

15

 

 

35

 

 

55

 

 

75

 

 

16

 

 

36

 

 

56

 

 

76

 

 

17

 

 

37

 

 

57

 

 

77

 

 

18

 

 

38

 

 

58

 

 

78

 

 

19

 

 

39

 

 

59

 

 

79

 

 

20

 

 

40

 

 

60

 

 

80

 

 

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: "вспыльчивость", "наступательность", "обидчивость", "неуступчивость", "компромиссность", "мстительность", "нетерпимость к мнению других", "подозрительность". За каждый ответ "да" или "нет" начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Интерпретация результатов.
Ответы "да" по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы "нет" по позициям 25, 33, 41, 57, 73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости.
Ответы "да" по позициям 2,10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы "нет" по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.
Ответы "да" по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы "нет" по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.
Ответы "да" по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы "нет" по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы "да" по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы "нет" по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.
Ответы "да" по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы "нет" по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы "да" по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы "нет" по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости ко мнению других.
Ответы "да" по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы "нет" по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других", "мстительность", дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.