Цель. Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса. (см. табл. 43) в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет").
Тестовый материал.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.
- Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
- Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
- Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
- Я часто злюсь, когда мне возражают.
- Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
- Мнение, что "нападение — лучшая защита", правильное.
- Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
- Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
- Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
- Я считаю, что добро эффективнее мести.
- Каждый человек имеет право на свое мнение.
- Я верю в честность намерений большинства людей.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.
- Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.
- Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
- Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
- Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.
- Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.
- С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно.
- Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.
- Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
- При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.
- Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
- Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми.
- В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
- Я уважаю людей, которые не помнят зла.
- Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.
- Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.
- У меня никогда не бывает вспышек гнева.
- Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
- Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет.
- Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
- Я стараюсь избегать обострения отношений.
- Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
- Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
- Я осуждаю недоверчивых людей.
- Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
- Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
- Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.
- Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.
- Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.
- Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
- Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
- В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
- Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им "рта не даю открыть".
- Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
- Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
- В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину".
- У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
- Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.
- Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
- Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
- Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
- Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
- Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
- Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
- Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.
- Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.
- При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
- У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
- Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая.
- Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
- Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
- Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
- Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
- Обычно меня трудно вывести из себя.
- Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
- Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
- Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
- Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
- Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.
- Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
- Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Обработка результатов. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы ("да", "нет") заносили в карту опроса (см. табл. 44).
Таблица 44 Карта опроса
№№
|
Да
|
Нет
|
№№
|
Да
|
Нет
|
№№
|
Да
|
Нет
|
№№
|
Да
|
Нет
|
1
|
|
|
21
|
|
|
41
|
|
|
61
|
|
|
2
|
|
|
22
|
|
|
42
|
|
|
62
|
|
|
3
|
|
|
23
|
|
|
43
|
|
|
63
|
|
|
4
|
|
|
24
|
|
|
44
|
|
|
64
|
|
|
5
|
|
|
25
|
|
|
45
|
|
|
65
|
|
|
6
|
|
|
26
|
|
|
4
|
|
|
66
|
|
|
7
|
|
|
27
|
|
|
47
|
|
|
67
|
|
|
8
|
|
|
28
|
|
|
48
|
|
|
68
|
|
|
9
|
|
|
29
|
|
|
49
|
|
|
69
|
|
|
10
|
|
|
30
|
|
|
50
|
|
|
70
|
|
|
11
|
|
|
31
|
|
|
51
|
|
|
71
|
|
|
12
|
|
|
32
|
|
|
52
|
|
|
72
|
|
|
13
|
|
|
33
|
|
|
53
|
|
|
73
|
|
|
14
|
|
|
34
|
|
|
54
|
|
|
74
|
|
|
15
|
|
|
35
|
|
|
55
|
|
|
75
|
|
|
16
|
|
|
36
|
|
|
56
|
|
|
76
|
|
|
17
|
|
|
37
|
|
|
57
|
|
|
77
|
|
|
18
|
|
|
38
|
|
|
58
|
|
|
78
|
|
|
19
|
|
|
39
|
|
|
59
|
|
|
79
|
|
|
20
|
|
|
40
|
|
|
60
|
|
|
80
|
|
|
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: "вспыльчивость", "наступательность", "обидчивость", "неуступчивость", "компромиссность", "мстительность", "нетерпимость к мнению других", "подозрительность". За каждый ответ "да" или "нет" начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Интерпретация результатов. Ответы "да" по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы "нет" по позициям 25, 33, 41, 57, 73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости. Ответы "да" по позициям 2,10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы "нет" по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости. Ответы "да" по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы "нет" по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости. Ответы "да" по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы "нет" по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости. Ответы "да" по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы "нет" по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности. Ответы "да" по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы "нет" по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности. Ответы "да" по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы "нет" по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости ко мнению других. Ответы "да" по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы "нет" по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности. Сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других", "мстительность", дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности. |