На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы

АННОТАЦИЯ

С открытием в Республике Беларусь центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, и налаживания системы интегрированного обучения назрела необходимость в оказании комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Из общего количества детей с особенностями в психофизическом развитии преобладающие нарушения – нарушения речевого характера и задержка психического развития. В случае раннего выявления и организации с детьми отмечается благоприятный прогноз. Дети способны успешно учиться, а при грамотной профориентационной работе могут поступать в средние-специальные и средние технические учебные заведения.

Чтобы достичь хороших результатов в развитии и адаптации детей, необходимо создание и реализация программы социально-психологического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития детей (см. схему № 1).
Сопровождать означает создавать условия для ответственного и осознанного самостоятельного выбора, следовать вместе, рядом, одной дорогой.
Цель сопровождения – создание условий для формирования самостоятельной личности, социальной адаптации ребенка. Главное в сопровождении – комплексный подход к решению проблем ребенка.
Основным принципом службы сопровождения являются положения гуманистической психологии и педагогики о «сопровождении ребенка в процессе его развития, а именно: «идти за ребенком», направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные, с точки зрения педагогов. Так, садовод создает благоприятные условия для роста растений, но не тащит их из земли, «чтобы быстрее росли». Помочь детям гармонично «взрасти» в сад нашего мира – вот глобальная цель программы сопровождения.
В реализации данной программы психолог выполняет основополагающую стартовую функцию. Его первая задача – выявить проблемного ребенка. При этом важна не только диагностика проблемы, но и диагностика сильных сторон ребенка и его окружения, на которые можно опереться при решении проблем.
Вторая задача психолога – это координация дальнейшей работы по созданию специальных условий для оказания помощи проблемным детям. Основной формой работы в рамках модели сопровождения являются психолого-педагогические консилиумы.
Школа, как и семья, – это живой единый организм, живущий и развивающийся по своим законам. Если мы хотим достичь изменений в системе, необходимо участие в этом процесса всех заинтересованных сторон.
Программа состоит из нескольких блоков:
1 блок – проведение диагностического минимума в параллелях 1,4-5, 9, 11 классы, диагностика по запросам;
- 1-е классы – изучение адаптации к школьному обучению;
- 4-е классы -диагностика готовности к переходу в среднее звено обще-
образовательной школы;
- 5-е классы – изучение адаптации учащихся к обучению в среднем звене;
- 9, 11 классы – профориентационная работа;

  • индивидуальная диагностика по запросам;
  • специальная диагностика в соответствии с внеплановым событием;
  • консультирование учащихся, педагогов и родителей по результатам выше перечисленной диагностики.

2 блок – выявление детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании (на основании диагностического минимума):

  • выдвижение гипотезы о причинах проблемы;
  • углубленная диагностика в соответствии с гипотезой;
  • подготовка необходимой информации дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником, педагогами, работающими с детьми из «группы риска»;
  • психолого-педагогический консилиум;
  • подготовка и направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию в ЦКРОиР.

3 блок – поступление ребенка с заключением ПМПК в школу;
- перевод ребенка на программу соответствующую заключению ПМПК;

  • психолого-педагогические консилиумы с участием специалистов ЦКРОиР с целью совместной разработки индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи;
  • консультативно-методическая работа психолога с педагогами;
  • планирование совместной работы с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, дефектологом и другими специалистами;
  • просветительская и консультативная работа с родителями;
  • индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми (психолога и (или) дефектолога – в зависимости от структуры дефекта);
  • диагностика детей в динамике;
  • работа по психологическому сопровождению детей, обучающихся на дому (изучение психологический особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, консультирование родителей). (см. схему № 1)

4-й блок – повышение профессионального уровня педагогов в коррекционно-реабилитационном направлении;
участие в семинарах, семинарах-практикумах, тренингах, «круглых столах» и других методических мероприятиях в ЦКРОиР;

  • индивидуальные консультации в ЦКРОиР по текущим вопросам;
  • консультативно-методические выезды специалистов ЦКРОиР в учреждения образования с целью оказания помощи на местах.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК ДЛЯ СКРИНИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • В.В. Тарасун «Тесты учебных способностей для 1-го класса». Под редакцией Ю.З. Гильбуха – к.: РОВО «Укрвузполиграф», 1992.
  • Н.Я. Кушнир «Комплексное психолого-педагогическое обследование 5 – 7 летних детей»: - Минск, 1994.
  • Комплексная методика: экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.
  • Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» – М: ТЦ «Сфера», 1996 (ст. 110-117)
  • Диагностика мыслительных способностей школьников от 6 до 17 лет. Ю.З. Гильбух «Темперамент и познавательные способности школьника» - Киев: институт психологии АПН Украины 1993 (стр. 77-83).
  • Ю.З. Гильбух «Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы: начинающее и среднее звено» Изд. 3-е – Киев: НПЦ перспектива, 1995.
  • Д. Векслера. Тест интеллекта.
  • Дж. Равена. Тест умственного развития.
  • Групповой интеллектуальный тест для учащихся 3 – 6 классов (ГИТ). Дж. Ванда.
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся 7 – 9 классов.
  • Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра для учащихся 8 – 10 классов и др.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.