Страница 1 из 12 АННОТАЦИЯ
С открытием в Республике Беларусь центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, и налаживания системы интегрированного обучения назрела необходимость в оказании комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Из общего количества детей с особенностями в психофизическом развитии преобладающие нарушения – нарушения речевого характера и задержка психического развития. В случае раннего выявления и организации с детьми отмечается благоприятный прогноз. Дети способны успешно учиться, а при грамотной профориентационной работе могут поступать в средние-специальные и средние технические учебные заведения.
Чтобы достичь хороших результатов в развитии и адаптации детей, необходимо создание и реализация программы социально-психологического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития детей (см. схему № 1). Сопровождать означает создавать условия для ответственного и осознанного самостоятельного выбора, следовать вместе, рядом, одной дорогой. Цель сопровождения – создание условий для формирования самостоятельной личности, социальной адаптации ребенка. Главное в сопровождении – комплексный подход к решению проблем ребенка. Основным принципом службы сопровождения являются положения гуманистической психологии и педагогики о «сопровождении ребенка в процессе его развития, а именно: «идти за ребенком», направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные, с точки зрения педагогов. Так, садовод создает благоприятные условия для роста растений, но не тащит их из земли, «чтобы быстрее росли». Помочь детям гармонично «взрасти» в сад нашего мира – вот глобальная цель программы сопровождения. В реализации данной программы психолог выполняет основополагающую стартовую функцию. Его первая задача – выявить проблемного ребенка. При этом важна не только диагностика проблемы, но и диагностика сильных сторон ребенка и его окружения, на которые можно опереться при решении проблем. Вторая задача психолога – это координация дальнейшей работы по созданию специальных условий для оказания помощи проблемным детям. Основной формой работы в рамках модели сопровождения являются психолого-педагогические консилиумы. Школа, как и семья, – это живой единый организм, живущий и развивающийся по своим законам. Если мы хотим достичь изменений в системе, необходимо участие в этом процесса всех заинтересованных сторон. Программа состоит из нескольких блоков: 1 блок – проведение диагностического минимума в параллелях 1,4-5, 9, 11 классы, диагностика по запросам; - 1-е классы – изучение адаптации к школьному обучению; - 4-е классы -диагностика готовности к переходу в среднее звено обще- образовательной школы; - 5-е классы – изучение адаптации учащихся к обучению в среднем звене; - 9, 11 классы – профориентационная работа;
- индивидуальная диагностика по запросам;
- специальная диагностика в соответствии с внеплановым событием;
- консультирование учащихся, педагогов и родителей по результатам выше перечисленной диагностики.
2 блок – выявление детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании (на основании диагностического минимума):
- выдвижение гипотезы о причинах проблемы;
- углубленная диагностика в соответствии с гипотезой;
- подготовка необходимой информации дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником, педагогами, работающими с детьми из «группы риска»;
- психолого-педагогический консилиум;
- подготовка и направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию в ЦКРОиР.
3 блок – поступление ребенка с заключением ПМПК в школу; - перевод ребенка на программу соответствующую заключению ПМПК;
- психолого-педагогические консилиумы с участием специалистов ЦКРОиР с целью совместной разработки индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи;
- консультативно-методическая работа психолога с педагогами;
- планирование совместной работы с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, дефектологом и другими специалистами;
- просветительская и консультативная работа с родителями;
- индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми (психолога и (или) дефектолога – в зависимости от структуры дефекта);
- диагностика детей в динамике;
- работа по психологическому сопровождению детей, обучающихся на дому (изучение психологический особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, консультирование родителей). (см. схему № 1)
4-й блок – повышение профессионального уровня педагогов в коррекционно-реабилитационном направлении; участие в семинарах, семинарах-практикумах, тренингах, «круглых столах» и других методических мероприятиях в ЦКРОиР;
- индивидуальные консультации в ЦКРОиР по текущим вопросам;
- консультативно-методические выезды специалистов ЦКРОиР в учреждения образования с целью оказания помощи на местах.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИК ДЛЯ СКРИНИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- В.В. Тарасун «Тесты учебных способностей для 1-го класса». Под редакцией Ю.З. Гильбуха – к.: РОВО «Укрвузполиграф», 1992.
- Н.Я. Кушнир «Комплексное психолого-педагогическое обследование 5 – 7 летних детей»: - Минск, 1994.
- Комплексная методика: экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.
- Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» – М: ТЦ «Сфера», 1996 (ст. 110-117)
- Диагностика мыслительных способностей школьников от 6 до 17 лет. Ю.З. Гильбух «Темперамент и познавательные способности школьника» - Киев: институт психологии АПН Украины 1993 (стр. 77-83).
- Ю.З. Гильбух «Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы: начинающее и среднее звено» Изд. 3-е – Киев: НПЦ перспектива, 1995.
- Д. Векслера. Тест интеллекта.
- Дж. Равена. Тест умственного развития.
- Групповой интеллектуальный тест для учащихся 3 – 6 классов (ГИТ). Дж. Ванда.
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся 7 – 9 классов.
- Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра для учащихся 8 – 10 классов и др.
|