Страница 11 из 12
ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- располагать учебный материал на рабочих строчках;
- располагать учебный материал на строке в направлении слева направо;
- располагать учебный материал на странице в направлении сверху вниз.
ОПРЕДЕЛИ НАПРАВЛЕНИЕ И СТОРОНЫ СВЕТА Ребенку предлагается макет часов с двигающимися стрелками. Меняя положение стрелок, он должен рассказать, куда направлены стрелки (большая и маленькая): вверх, вниз, вправо, влево (на юг, на север, восток, запад). Можно усложнить задание, попросив ребенка обозначить промежуточные положения стрелок: (например, вправо и вверх; на северо-восток). УЗНАЙ СВОЮ КАРТОЧКУ
- Игрокам раздаются карточки, копии которых находятся у веду-
щего. Он выбирает одну из своих карточек и начинает рассказывать, какие фигуры и где находятся. Игроки смотрят на свои карточки. У кого карточка совпала с описанием, показывает и отдает ее ведущему. Дальше он рассказывает о другой своей карточке. Выигрывает тот, кто первый вышел из игры. Карточки можно использовать несколько раз, меняя их последова-тельность и используя различные способы и порядок описания (например, на карточке вверху справа треугольник или в правом верхнем углу находится треугольник или вверху, но не слева располагается треугольник и т.п.). Провокации: начинать с той фигуры, которая находится в одном месте на многих карточках.
- Педагог называет геометрические фигуры или другие значки с
указанием их места на листе. Дети должны изобразить их согласно инструкции. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг, под кругом овал и т.д.). ГДЕ ЧТО СТОИТ? Учащимся предлагается описать местоположение различных предметов, находящихся в комнате (мебели, школьных принадлежностей и др.) относительно себя и друг друга, используя для этого пространственные понятия. Можно помочь ребенку вопросами. Потом перевести его в другую часть комнаты или повернуть на 180º и повторить игру. НАЙТИ СЮРПРИЗ
- Игра проводится в комнате. Перед началом игры необходимо на-
чертить план комнаты, в которой проводится занятие. Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала нужно сориентировать план так, чтобы изображения на нем «смотрели» в ту же сторону, что и изображенные предметы. В дальнейшем можно пользоваться планом, перевернутым на 180º.
- Можно преложить учащимся поиграть в прятки на обычной печатной карте любой местности.
СЛОЖИ ОРНАМЕНТ а) Детям предлагается любой набор разноцветных кубиков и образец с орнаментом, который ему необходимо сложить. Перед началом выполнения задания необходимо напомнить ребенку правила пространственной организации материала и преложить работать в соответствии с ними. Для упрощения задания на начальном этапе можно преложить учащимся образец, расчерченный на клетки, соответствующие числу необходимых кубиков. Для более успешного выполнения, особенно в том случае, когда ребенку трудно справиться с заданным, нужно попросить его сопровождать свою работу объяснением. Для усложнения задания учащимся предъявляется обычный образец, а также предлагается орнамент из большего количества кубиков. б) Более усложненный вариант данной игры заключается в том, что дети выкладывают узор не по образцу, а по инструкции педагога. в) Учащиеся работают в парах. У одного из них находится образец, а у другого – кубики. Дети поочередно диктуют друг другу процесс выполнения задания. ПРЕДЛОГИ
- Педагог предлагает учащимся выполнить различные действия:
а) с предметами, например, с тетрадью и карандашом.
- положите карандаш на тетрадь;
- поместите карандаш над тетрадью;
- положите карандаш в тетрадь и др.
После этого нужно обсудить с учащимися значение маленьких слов (предлогов) в понимании инструкции. Заострите внимание детей на том, что предлоги помогают нам описать положение предмета в пространстве, а также направление его движения. б) со стулом.
- сядьте на стул;
- залезьте под стул;
- встаньте за стул и т.д.
Чтобы сделать данное задание более интересным, можно предло- жить учащимся изобразить то, что предлагает педагог. Например, кошка лежит на печи (ребенок укладывается калачиком на стуле); человек смотрит в окно (ребенок выглядывает из-за спинки стула) и т.д.
- Учащиеся делятся на 2 команды, которым предлагается для про-
смотра репродукция. Детям дается задание выписать или назвать (поочередно) как можно больше словосочетаний слов с предлогами. АЛФАВИТ Детям предлагается полотно с изображением печатных букв русского алфавита. Они должны найти и перепечатать буквы, которые: а) «смотрят»
- прямо (А,Ж,И, Й, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш);
- вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ю);
- влево (З, Л, У, Ч, Э, Я);
б) похожи друг на друга по написанию, «построены из одного и того же строительного материала» (элементов)
- печатные буквы (Л, А, Е, Ё, И, Й, О, Ю, Н, И; В, З; Ь, Ъ, К, Ж);
- прописные буквы (и, ш,; п,т; ц, щ и др.);
в) можно превратить в другие, отняв один элемент (Б-Ь, В-Р, В-З, П-Г, Н-Ч, Ё-Е, Й-И, Щ-Ш, Ы-Ь).
Упражнение на развитие глазомера ПРОВЕРЬ СЕБЯ Ребятам раздают по 2 полоски нелинованной бумаги размером 15 на 15 см. одну полоску они должны на глаз, не сгибая, разделить пополам, а каждую половину еще пополам, делая отметки ручкой. Вторую полоску разделить на 3 части. Только после этого проверить правильность деления сгибанием каждой полоски. ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА Ребята чертят друг для друга отрезки любой длины. Каждый определяет на глаз (в см.) длину своего отрезка и записывает. Проверка – линейкой. ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК Ведущий показывает и кладет на видное место палочку длиной в 30-40 см. Затем предлагает играющим поочередно подойти к доске и поставить от левого края доски точку, на расстоянии, равном длине палочки. А другую – на таком же расстоянии от нижнего края доски. После чего проверить. ЧТО ТАКОЕ ДЛИНА? ШИРИНА? ВЫСОТА? Эта игра научит детей обращать внимание не только на общую величину предмета. Но и на отдельные ее параметры: длину, ширину, высоту. Ведущий загадывает какой-нибудь предмет (например, стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту или ширину. Нужно, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который задан.
|