На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования - Правила пространственной организации учебного материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования - Правила пространственной организации учебного материала
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы

ПРАВИЛА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. располагать учебный материал на рабочих строчках;
  2. располагать учебный материал на строке в направлении слева направо;
  3. располагать учебный материал на странице в направлении сверху вниз.

ОПРЕДЕЛИ НАПРАВЛЕНИЕ И СТОРОНЫ СВЕТА
Ребенку предлагается макет часов с двигающимися стрелками. Меняя положение стрелок, он должен рассказать, куда направлены стрелки (большая и маленькая): вверх, вниз, вправо, влево (на юг, на север, восток, запад). Можно усложнить задание, попросив ребенка обозначить промежуточные положения стрелок: (например, вправо и вверх; на северо-восток).
УЗНАЙ СВОЮ КАРТОЧКУ

  1. Игрокам раздаются карточки, копии которых находятся у веду-

щего. Он выбирает одну из своих карточек и начинает рассказывать, какие фигуры и где находятся. Игроки смотрят на свои карточки. У кого карточка совпала с описанием, показывает и отдает ее ведущему. Дальше он рассказывает о другой своей карточке. Выигрывает тот, кто первый вышел из игры.
Карточки можно использовать несколько раз, меняя их последова-тельность и используя различные способы и порядок описания (например, на карточке вверху справа треугольник или в правом верхнем углу находится треугольник или вверху, но не слева располагается треугольник и т.п.). Провокации: начинать с той фигуры, которая находится в одном месте на многих карточках.

  1. Педагог называет геометрические фигуры или другие значки с

указанием их места на листе. Дети должны изобразить их согласно инструкции. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг, под кругом овал и т.д.).
ГДЕ ЧТО СТОИТ?
Учащимся предлагается описать местоположение различных предметов, находящихся в комнате (мебели, школьных принадлежностей и др.) относительно себя и друг друга, используя для этого пространственные понятия. Можно помочь ребенку вопросами. Потом перевести его в другую часть комнаты или повернуть на 180º и повторить игру.
НАЙТИ СЮРПРИЗ

  1. Игра проводится в комнате. Перед началом игры необходимо на-

чертить план комнаты, в которой проводится занятие. Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала нужно сориентировать план так, чтобы изображения на нем «смотрели» в ту же сторону, что и изображенные предметы. В дальнейшем можно пользоваться планом, перевернутым на 180º.

  1. Можно преложить учащимся поиграть в прятки на обычной печатной карте любой местности.

СЛОЖИ ОРНАМЕНТ
а) Детям предлагается любой набор разноцветных кубиков и образец с орнаментом, который ему необходимо сложить. Перед началом выполнения задания необходимо напомнить ребенку правила пространственной организации материала и преложить работать в соответствии с ними. Для упрощения задания на начальном этапе можно преложить учащимся образец, расчерченный на клетки, соответствующие числу необходимых кубиков. Для более успешного выполнения, особенно в том случае, когда ребенку трудно справиться с заданным, нужно попросить его сопровождать свою работу объяснением.
Для усложнения задания учащимся предъявляется обычный образец, а также предлагается орнамент из большего количества кубиков.
б) Более усложненный вариант данной игры заключается в том, что дети выкладывают узор не по образцу, а по инструкции педагога.
в) Учащиеся работают в парах. У одного из них находится образец, а у другого – кубики. Дети поочередно диктуют друг другу процесс выполнения задания.
ПРЕДЛОГИ

  1. Педагог предлагает учащимся выполнить различные действия:

а) с предметами, например, с тетрадью и карандашом.

  1. положите карандаш на тетрадь;
  2. поместите карандаш над тетрадью;
  3. положите карандаш в тетрадь и др.

После этого нужно обсудить с учащимися значение маленьких слов
(предлогов) в понимании инструкции. Заострите внимание детей на том, что предлоги помогают нам описать положение предмета в пространстве, а также направление его движения.
б) со стулом.

  1. сядьте на стул;
  2. залезьте под стул;
  3. встаньте за стул и т.д.

Чтобы сделать данное задание более интересным, можно предло-
жить учащимся изобразить то, что предлагает педагог. Например, кошка лежит на печи (ребенок укладывается калачиком на стуле); человек смотрит в окно (ребенок выглядывает из-за спинки стула) и т.д.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды, которым предлагается для про-

смотра репродукция. Детям дается задание выписать или назвать (поочередно) как можно больше словосочетаний слов с предлогами.
АЛФАВИТ
Детям предлагается полотно с изображением печатных букв русского алфавита. Они должны найти и перепечатать буквы, которые:
а) «смотрят»

  1. прямо (А,Ж,И, Й, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш);
  2. вправо (Б, В, Г, Е, Ё, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ю);
  3. влево (З, Л, У, Ч, Э, Я);

б) похожи друг на друга по написанию, «построены из одного и того же строительного материала» (элементов)

  1. печатные буквы (Л, А, Е, Ё, И, Й, О, Ю, Н, И; В, З; Ь, Ъ, К, Ж);
  2. прописные буквы (и, ш,; п,т; ц, щ и др.);

в) можно превратить в другие, отняв один элемент (Б-Ь, В-Р, В-З, П-Г,
Н-Ч, Ё-Е, Й-И, Щ-Ш, Ы-Ь).

Упражнение на развитие глазомера
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ребятам раздают по 2 полоски нелинованной бумаги размером 15 на 15 см. одну полоску они должны на глаз, не сгибая, разделить пополам, а каждую половину еще пополам, делая отметки ручкой. Вторую полоску разделить на 3 части. Только после этого проверить правильность деления сгибанием каждой полоски.
ОПРЕДЕЛИ ДЛИНУ ОТРЕЗКА
Ребята чертят друг для друга отрезки любой длины. Каждый определяет на глаз (в см.) длину своего отрезка и записывает. Проверка – линейкой.
ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК
Ведущий показывает и кладет на видное место палочку длиной в 30-40 см. Затем предлагает играющим поочередно подойти к доске и поставить от левого края доски точку, на расстоянии, равном длине палочки. А другую – на таком же расстоянии от нижнего края доски. После чего проверить.
ЧТО ТАКОЕ ДЛИНА? ШИРИНА? ВЫСОТА?
Эта игра научит детей обращать внимание не только на общую величину предмета. Но и на отдельные ее параметры: длину, ширину, высоту.
Ведущий загадывает какой-нибудь предмет (например, стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту или ширину. Нужно, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который задан.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.