Страница 4 из 12
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
С открытием класса интегрированного обучения и созданием нового коллектива, могут возникать следующие проблемы: конфликтные ситуации, неблагоприятный психологический микроклимат, появление «отверженных» детей и т.п. Все эти факты отрицательно влияют на процесс обучения. Поэтому, с целью профилактики выше перечисленных проблем психологом проводится определенная работа.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С НОВОЙ ГРУППОЙ
- Диагностический этап.
- методика «Психологический климат» (см. методику № 1);
- методика «Индекс групповой сплоченности» (см. методику №2);
- социометрия
Анкета для учащихся:
- Каким я хочу видеть свой класс;
- Что лично я могу для этого сделать?
- Кто мне может в этом помочь.
Результаты диагностики обсуждаются вместе с классом и классным руководителем с целью ознакомления их с ситуацией психологического климата в классе и осознания своего личного участия в улучшении взаимоотношений в классе.
- Формирующий этап проводится в следующей последовательности решения коррекционно-развивающих задач:
- Работа с группой по отработке навыков взаимного уважения и поддержки;
- Отработка навыков общения и сотрудничества, совместного решения проблем;
- Обучение навыкам разрешения конфликтны ситуаций;
- Совместная выработка правил поведения в классе.
Все занятия проводятся в форме тренинга на часах общения (всего 4 – 6 занятий). На первом занятии учащиеся знакомятся с правилами работы в группе (правила устанавливаются директивно для того, чтобы общение строилось на взаимном уважении).
(Методика № 1)
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА В КЛАССЕ
В нижеприведенной таблице представлены положительные и отрицательные утверждения, касающиеся жизни класса. Между крайними утверждениями расположены цифры от 1 до 7. Для 14 утверждений, данных слева, цифра 7 означает, что это происходит всегда, 6 – в большинстве случаев, 5 – достаточно часто. Для 14 утверждений справа: 3 – это происходит достаточно часто, 2 – в большинстве случаев, 1 – всегда. Цифра 4 означает, что трудно согласиться как с левым, так и с правым утверждением.
Положительные утверждения |
Оценки
|
Отрицательные утверждения
|
1. В классе преобладает жизнерадостное настроение.
|
765 4 321
|
1. Преобладает пессимистический тон.
|
2. Доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия.
|
765 4 321
|
2. Конфликты, агрессивность, антипатия.
|
3. Между группировками – взаимопонимание.
|
765 4 321
|
3. Группировки конфликтуют между собой.
|
4. Нам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.
|
765 4 321
|
4. Мы сторонимся участия в совместных делах, неконтактны.
|
5. Успехи и неудачи каждого вызывают активное соучастие других.
|
765 4 321
|
5. Ученики равнодушны к судьбе одноклассников.
|
6. Критика доброжелательна, замечания даются с добрыми намерениями.
|
765 4 321
|
6. Ученики злорадствуют при неудачах другого.
|
7. Ученики уважают мнение друг друга.
|
765 4 321
|
7. Ученики нетерпимы к мнению одноклассников.
|
8. В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного»
|
765 4 321
|
8. В трудных случаях класс «раскисает», теряется.
|
9. Успехи и неудачи класса каждым воспринимаются как собственные.
|
765 4 321
|
9. Успехи и неудачи класса не находят отклика у каждого ученика.
|
10. Новичкам класс помогает освоиться.
|
765 4 321
|
10. К новичкам нередко проявляется враждебность.
|
11. Класс активен, полон энергии.
|
765 4 321
|
11. Класс пассивен, инертен.
|
12. Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело.
|
765 4 321
|
12. Класс невозможно организовать, у каждого свои интересы.
|
13. В классе справедливое отношение ко всем.
|
765 4 321
|
13. В классе есть привилегированные и принебрегаемые.
|
14. Поощрение всего класса вызывает чувство гордости у всех.
|
765 4 321
|
14. К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно.
|
ОБРАБОТКА: суммируются оценки по всем 14-ти утверждениям и результат делится на 14 (с точностью до десятых). Если полученный результат колеблется:
- от 1 до 3,5 – в классе неблагоприятный климат;
- от 3,6 – 5,4 – в классе неустойчивый климат;
- от 5,5 и выше – в классе благоприятный климат.
(Методика №2)
ИНДЕКС ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Участникам опроса задаются 5 вопросов и дается несколько вариантов ответов на них. После того, как учащиеся ответят на вопросы, их ответы по приведенной ниже схеме переводятся в баллы. Затем подсчитывается общая сумма баллов для каждого учащегося и общая сумма баллов по классу. Для последней суммы находится среднее арифметическое согласно числу учащихся, отвечавших на вопросы. Максимальная сумма баллов, свидетельствующая о высокой сплоченности класса, равна 19, минимальная, свидетельствующая о разобщенности учащихся в классе – 5.
Схема обработки результатов:
I. |
Баллы
|
II.
|
баллы
|
III.
|
баллы
|
IV.
|
баллы
|
V.
|
баллы
|
1.
|
5
|
1.
|
1
|
1.
|
3
|
1.
|
3
|
1.
|
3
|
2.
|
4
|
2.
|
2
|
2.
|
2
|
2.
|
2
|
2.
|
2
|
3.
|
3
|
3.
|
3
|
3.
|
1
|
3.
|
1
|
3.
|
1
|
4.
|
2
|
4.
|
4
|
4.
|
1
|
4.
|
1
|
4.
|
1
|
5.
|
1
|
5.
|
5
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
1
|
6.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
- Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?
- Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
- Участвую в большинстве видов деятельности.
- Не чувствую, что являюсь членом группы.
- Живу и существую отдельно от группы.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
- Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- Да, очень хотел(а) бы перейти.
- Скорее перешел(ла) бы, чем остался(лась).
- Не вижу никакой разницы.
- Скорее всего остался(лась) бы в своей группе.
- Очень бы хотел(а) остаться в своей группе.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
- Лучше, чем в большинстве классов.
- Примерно такие же, как и в большинстве классов.
- Хуже, чем в большинстве классов.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?
- Лучше, чем в большинстве классов.
- Примерно такие же, как и в большинстве классов.
- Хуже, чем в большинстве классов.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
V. Каково отношение к делам (учебе и т.п.) в Вашем классе?
- Лучше, чем в большинстве классов.
- Примерно такие же, как и в большинстве классов.
- Хуже, чем в большинстве классов.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
|