№ п/п
|
Познавательные психические процессы. Речь. Учебная деятельность
|
Наименование методики
|
возраст
|
Дошк.
|
Младш школьн.
|
Средн школьн.
|
I. ВОСПРИЯТИЕ
|
1.
|
Предметность (зрительное восприятие)
|
«Узнавание реалистических изображений»; «Узнавание перечеркнутых изображений»; «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельреитора); «Узнавание недорисованных изображений»; «Буквенный гнозис»
|
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
|
+
+
|
2.
|
Целостность и структурность восприятия
|
«Составление фигур из разрозненных деталей» (2,3,4 частей)
|
+
|
+
|
+
|
3.
|
Когнетивность восприятия (форма, цвет, величина)
|
«Классификация»
«Иллюзии»
|
+
|
+
+
|
+
+
|
4.
|
Осознанность вос-приятия
|
Тексты, поговорки, пословицы
|
+
|
+
|
+
|
II. ВНИМАНИЕ
|
1.
|
Устойчивость, концентрация и избирательность
|
«Методика Пьерона-Рузера» (кодировка) «Корректурная проба» «Методика Мюнстенберга» «Путаница» «Лабиринты» «Найди слова» «Дополни узор»
|
+ + + + + + +
|
+ + + + + + +
|
+ + + + +
|
2.
|
Переключение и распределение
|
«Таблицы Шульте» «Корректурная проба» «Красно-черные таблицы» «Найди отличия»
|
+ +
|
+ + +
|
+ + +
|
3.
|
Объем внимания
|
«Корректурная проба» (буквенный вариант) «Таблицы Шульте» «Запомнить все»
|
+
|
+ + +
|
+ + +
|
4.
|
Произвольное внимание
|
«Графический диктант» «Узор» «Кораблик»
|
+ +
|
+ +
|
+
|
III. ПАМЯТЬ
|
1.
|
Кратковременная, образная и объем памяти
|
«Оперативная память» «Воспроизведение текста» «12 картинок» «Что изменилось?» «Память на образы» «Исследование зрительной памяти»
|
+ + + +
|
+ + + + + +
|
+ + + + +
|
2.
|
Долговременная и произвольная память
|
« 10 слов» «Стихи, прочитанные рассказы, повести»
|
+ +
|
+ +
|
+ +
|
3.
|
Опосредованная память
|
«Опосредованное запоминание» (м-ка Леонтьева) «Пиктограмма» (м-ка А.Р.Лурии)
|
+ +
|
+ +
|
|
4.
|
Словесно-логическая и механическая память
|
«Запомни пару» «Запоминание 2-х групп слов» «Память на числа»
|
+
|
+ +
+
|
+
+
|
IV. МЫШЛЕНИЕ
|
1.
|
Наглядно-образное
|
«4-й лишний» «Лабиринты» «Найди фигуру» «Подбор парных аналогий» «Узнавание конфликтных изображений-нелепиц» «Выделение 2-х существенных признаков» (с опорой на образ) «Простые аналогии» «Понимание сюжетной картинки»
|
+ + + + + +
+ +
|
|
|
2.
|
Вербально-логическое
|
«4-й лишний» (без опоры на образ) «Исследование уровня понятийного мышления». Понимание переносного смысла, метафор, поговорок и пословиц. Понимание прочитанного текста. «Логические закономерности» (тест Липпмана)
|
|
+ + + + +
|
+ + + + +
|
V. ВООБРАЖЕНИЕ
|
1.
|
Репродуктивное (живость, яркость)
|
«Незаконченные фигуры»
|
+
|
+
|
|
2.
|
Творческое (живость, яркость)
|
«Сочинить рассказ» (сказку) «Волшебные кляксы» «Завершение рассказа» «Составление рассказа с использованием определенных слов»
|
+ + +
|
+ + + +
|
+
+ +
|
VI. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
|
1.
|
|
«Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов» «Складывание разрезных картинок» «Ориентация на местности» «Сложи узор»
|
+
+
+
|
+ + + +
|
+
+
|
VII. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
|
1.
|
Импрессивная речь
|
«Беседа» (о семье, школе, игрушках) и т.д. Понимание текста, сказки (фактология и скрытый смысл)
|
+
+
|
+
+
|
+
+
|
2.
|
Экспрессивная речь
|
«Методика Эббингауза» «Пересказ» «Понимание и употребление предлогов и слов»
|
+ +
|
+ + +
|
+ + +
|
VIII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
1.
|
|
«Домик» «Рисование по точкам» «Графический диктант» «Узор»
|
+
|
+ + + +
|
+ +
+
|